Конспект НОД по ЧХЛ в старшей группе №2
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гладенкова Марина Алексеевна

Конспект НОД по ЧХЛ в старшей группе №2 на тему "Писатели об осени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chhl_pisateli_ob_oseni.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение художественной литературой на тему«Поэты и писатели об осени»- Чтение рассказа «Осенний ковер» по Б. Трофимову и

стихотворения И.  Бунина « Лес, точно терем расписной»

Задачи:

-Учить детей сравнивать произведения разных авторов, определять их характер, замечать образные выражения, эпитеты

- Демонстрировать вариативность образа, воплощенного в разных произведениях

-Соотносить литературный и музыкальный образ, выражения настроения в слове и цвете

-Закрепить представления об отличии рассказа и стихотворения

-Развивать память при заучивании стихотворения

Развивающая среда:  полоски цветной бумаги (наборы цветных карандашей и пр.) для передачи цветом своего настроения; запись «осенней песни» П. И. Чайковского и фрагмента «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

ООД

-Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Ну, а почему оно необычное и о чем мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете из следующей загадки. Постарайтесь ее отгадать

Пусты поля.

Мокнет земля.

Дождь поливает.

Когда это бывает (осенью)

- Ребята, вы наверно заметили, что осень - очень красивое время года. Перед тем как расстаться со своей одеждой, осень надевает самый красивый наряд - разноцветные платья из листьев, цветов, пожелтевшей травы, Сегодня мы поговорим о том, как разные поэты и писатели рассказывают об осени в своих произведениях.

Чтение рассказа «Осенний ковер» по Б. Трофимову.

«Красный, желтый, бурый, золотистый, желто-зеленый, пятнистый ложится на землю лист, Укрывает ее теплым лоскутным одеялом. Солнышко греет ярко, но греет уже не так, как летом, Пришла осень.

Однако в лесу даже стало веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками - от зеленых до пурпурных. Среди разноцветного, пестрого убранства берез и осин еще солиднее, чем летом, выглядят темно-синие ельники и сосняки, По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники»

Беседа:

- Ребята, скажите, о каком периоде осени говорится в этом рассказе?

-Как вы об этом догадались?

-С чем сравнивает автор опавшие листья? (с лоскутным одеялом)

-Какие слова использует автор, чтобы показать красоту осени?

Динамическая пауза

Звучит вальс.

-Ребята, представьте, что вы в осеннем лесу. Вы превратились в листья, которые летают и падают. Покажите в движении и в такт музыки. (дети имитируют листопад, ветер)-Молодцы, ребята, садитесь на стульчики.

Послушайте отрывок из стихотворения «Листопад» И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы неба, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца…

Сравнение рассказа  и стихотворения:

-Какого цвета лес в этом стихотворении?

-С чем автор сравнивает лес? (С расписным теремом). А просветы неба? (С окошками).

-Ребята, если бы вы сочинили это стихотворение, то кА бы вы его назвали? (предложения детей). А поэт И. Бунин назвал свое стихотворение «Листопад».

-Скажите, пожалуйста, какое настроение возникает после чтения стихотворения?

Выберите цвет своего настроения (предложить выбрать цвет из картона или карандашей). Пусть те цвета, которые вы выбрали, будут настроениями осени.

-Ребята, какие еще слова можно подобрать. Чтобы описать осень(разноцветная, яркая, веселая, красивая, золотая и др.)

А вот еще одно очень красивое стихотворение, которое написал Константин Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустней.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья,

Скоро осень проснется-

И заплачет спросонья.

-Какая осень изображена в этом стихотворении? (воспитатель подтверждает ответы детей словами текста)

-Ребята, изменилось ли ваше настроение, когда вы слушали это стихотворение? Какое настроение у этой осени? Выбери те цвет этого настроения. Как еще можно сказать об осениописанной в этом стихотворении, какая она? (холодная, дождливая, сонная, мокрая, плачущая, грустная и пр.).

Давайте послушаем еще раз это стихотворение. (повторное чтение).

-Два поэта написали стихи об осени, но почему эти стихи такие разные?

-Ребята, передать настроение можно не только стихами, но и с помощью музыки.

Прослушивание музыки- к какому стихотворению подходит первый музыкальный отрывок, а к какому второй?

-Ну, а теперь, ребята, я предлагаю вам самим нарисовать рисунок «Осень». Ведь мы сегодня много читали и слушали об осени. Какой она запомнилась вам, пожалуйста, нарисуйте (дети рисуют под музыку).

-Сегодня вы все очень хорошо поработали: внимательно слушали, думали и прекрасно рисовали. Спасибо Вам, ребята, что вы хорошо определяете все времена года, и любите осеннюю пору.

Ведь «У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...