"Новый образ лисы "
проект по художественной литературе (старшая группа)

Руга  Татьяна  Владимировна

Творческий  проект  воспитанницы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_obraz_lisy.docx47.84 КБ

Предварительный просмотр:

        МБДОУ  «Черлакский  детский  сад  №2 »

Проект «Новый образ лисы в русском народном фольклоре»

                                         Участник:     Зуброва  Ксения

                                      Руководитель: Руга  Татьяна    Владимировна

                          Черлак  2019 г.

                                            Содержание

1.Введение………………………………………………………………………2

2. Русский народный фольклор - сокровищница народной мудрости. Малые  жанры………………………………………………………………...5

3. Классификация русских народных сказок……………………………….6

3.1.Волшебные сказки…………………………………………………………………………6

3.2.Сказки о животных………………………………………………………8.

3.3. Бытовые  сказки…………………………………………………………………………10

4. Этапы работы………………………………………………………………………….11

5.Заключение…………………………………………………………………13

6.Использованная литература……………………………………………………………………15

7.Приложение………………………………………………………………..16

                                 

                                     Введение

Фольклор каждого  народа   неповторим, так   же  как   его  история   и  культура.

Русский    фольклор -   это  произведения   русского  народного   творчества,  культурное  наследие,  которое  передаётся   через  поколения   «из  уст в  уста».  

Русский  народ был автором и  исполнителем   фольклора:  песен,   танцев,   легенд,   сказок,   былин,   пословиц,   заговоров,   частушек,  и преданий.

  Все  они  имели  общерусские   черты,   и  в  то  же  время  могли   отличаться  своими  религиозными   особенностями.  

Фольклору   принадлежит   звание   древнейшего   явления   художественной  культуры.  

Он  зародился   ещё   до  появления   письменности  и  был  тесно  связан с  трудовой  деятельностью и  бытом  русского  народа.

Без русского  народного  фольклора,  где  главным является  сказка,   нельзя представить детства, считал В.А.Сухомлинский, создавший систему воспитания детей сказкой — школа сказки.

 Сказка — один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте.

         Сказка дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение — эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь.

Сказка приближается к игре, что соответствует особенностям восприятия художественного произведения детьми «содействие и соучастие», как определил его психолог А. В. Запорожец.

Для детей  важно, как  герой сказки  себя ведет, каков он — красив и добр. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению.

Сказки - это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности.

Мне  очень  нравиться  в  русском  народном  фольклоре  образ  лисы: лиса Патрикеевна, лисичка - сестричка, Кумушка лиса.

Она очень хитра и изобретательна.

Однако лиса наделена,  как  мне  кажется,  плохими   качествами, притворщица, воровка, обманщица.

Следует  заметить, что  во всех сказках она всюду верна себе.

Но  может  ли  она  измениться   и  что  для  этого  нужно  сделать?

 Этот вопрос заинтересовал нас, в связи с чем, был разработан и внедрен проект «Новый  образ лисы в русском народном фольклоре».

Цель   проекта:  Развитие познавательных и творческих способностей в процессе  разработки проекта.

 Задачи  проекта:  

  1. Сформировать интерес к устному народному творчеству, (сказки, рассказы,   потешки,   утешалки,    прибаутки,   скороговорки,  чистоговорки, пословицы,  поговорки).
  2. Расширять и закреплять представления детей о жизни лисы в природе (внешний вид, место обитания, повадки).
  3. Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
  4. Продолжать вовлекать детей и  родителей в совместную деятельность.
  5.  Воспитывать бережное отношение к живой природе.

  Гипотеза   «Если    у   лисички  плохие  поступки,   то  необходимо  ей помочь их  исправить, чтобы  у  неё   были  хорошие  поступки »

 2.Русский народный фольклор - сокровищница народной мудрости.

Малые жанры.  

  К малым жанрам относятся пословицы, поговорки, загадки, частушки и др. 

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, часто  имеет юмористический характер.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. В пословицах главное - этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом. Пословица - выкристаллизовавшееся веками общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространенная форма пословиц - наставления.

   Чистоговорки -   это  зарифмованные   фразы, в которых   часто   повторяется   какой -  то  звук,  чистоговорка  развивает  чувство   рифмы.

         Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. Подавляющее большинство рассказов написано в прозе, но бывают рассказы и в стихах.        

 Отличительным жанрообразующим признаком рассказа является то, что произведение такого рода сосредоточено, как правило, на одном герое, на одном событии, которое описывается в деталях.

3. Классификация русских народных сказок.

Сказка представляет большую общественную ценность, состоящую в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой.

Познавательное значение сказки проявляется в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны.

  Кроме того сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного, для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность. 

В сказочном эпосе различают три жанровые разновидностисказки о животных, волшебные сказки и сказки на бытовые темы.

 3.1.Волшебные сказки.

Это самый популярный и самый любимый детьми жанр.

 Волшебными они называются потому, что все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его — не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный.

Персонаж  всегда носитель определенных моральных качеств.

Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич, он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны, и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его.

Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Это тип смелого и сильного богатыря.

Противостоят главным героям персонажи резко отрицательные - коварные, завистливые, жестокие.

Чаще всего это Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей о трех-девяти головах, Лихо одноглазое. Они чудовищны и безобразны внешне, коварны, жестоки в противоборстве с силами светлыми и добрыми. Тем выше цена победы главного героя.

В трудные минуты на помощь главному герою приходят помощники.

 Это либо волшебные животные (Сивка-бурка, щука, Серый волк), либо добрые старушки, чудесные дядьки.

 Большим разнообразием отличаются чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, живая и мертвая вода.

Фантастичный мир тридевятого царства, тридесятого государства многоцветен, наполнен множеством диковинок: здесь текут молочные реки с кисельными берегами, в саду растут золотые яблочки, «поют птицы райские да мяукают котики морские».

Таковы присказки, традиционные зачины, концовки. Их назначение — отграничить сказку от обыденной жизни.

 «В некотором царстве, в некотором государстве», «жили-были» — самые характерные зачины русской сказки, иногда они соединяются.

 Волшебная сказка активно использовала общую для многих фольклорных жанров поэтическую стилистику: сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами; пословицы, поговорки, прибаутки; разнообразные прозвища людей и животных.

Традиционные эпитеты, наряду с особо выраженными в этом жанре эпитетами золотой и серебряный, возвышенно изображали мир, поэтизировали и одухотворяли его.

3.2.Сказки  о  животных.

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы.

  В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, говорят и поступают как люди: строят себе жилища, рубят дрова, носят воду.

По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

Привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. 

Самые элементарные и в то же время самые важные представления- об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

В сказках о животных представители животного мира воплощают определенные качества: лиса — хитрость, льстивость, волк — вероломную силу и глупость, заяц — трусость.

 Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете.

Так, традиционно главная черта лисицы — хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Разум помогает ей одерживать победу над любым противником.

 Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым. Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе.

Дети приучаются правильно  оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.

В каждой сказке о животных есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определять свое место в жизни, усваивать морально- этические нормы поведения в обществе.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных, так  как  много есть  повторений, что содействует запоминанию и пониманию.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. 

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

Сказки возникли в незапамятные времена.

 Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. Обычно сказитель, повествуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествование.

Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров. Наилучшим образом отвечают они и запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира — все это ребенок радостно встречает и в сказке.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.

Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

3.3.Бытовые  сказки.

Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия получили название социально-бытовых. В этом типе сказок хорошо развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером.

Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые.

Бытовая (сатирическая) сказка наиболее близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния.

Даже, когда герои просто  потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.

Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» — богатым или знатным человеком.

В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Сказки такого рода содержат «витамин смеха», помогающий простому человеку сохранить свое достоинство в мире.

Порой в сказку вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания.

Смешение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность, и посмеяться, и подумать.

                               Этапы  работы

1 Этап.

  1. Составить план проекта «Новый образ лисы в русском народном фольклоре».
  2. Организовать  мини-библиотеку.
  3. Встретиться с работниками библиотеки.
  4. Подобрать информации, подборка методической, справочной, художественной литературы, дополнительного материала.  
  5. Информировать родителей о реализации данного проекта.

2 Этап: практический – организация познавательной деятельности детей:

  1. Изучить поведение лисы в живой природе с помощью книг о природе.  
  2. Составление рассказа  о  жизни  лисы.
  3. Экскурсия в библиотеку ЦДК – рассказ библиотекаря «Лиса в русских народных сказках и в природе».
  4. Просмотр презентации «Образ Лисы  в русских народных сказок».
  5. Подобрать   иллюстрации  для  оформления   авторских  сказок.
  6. Чтение русских народных сказок,  рассказов.
  7. Рассматривание иллюстраций  по  теме.
  8. Совместное сотворчество родители-дети
  9. Выставка поделок «Образ лисы в природе или сказке», выставка рисунков «Лиса – всему лесу краса».  
  10. Привлечь родителей к созданию мини-библиотеки (подбор сказок, рассказов о лисе).
  11. Создание папки-передвижки «Лиса»,

3 Этап: подведение итогов:

  1. Оформление выставки творческих работ детей и родителей «Лиса  всему лесу краса!»
  2. Создание книг: «Рыжая  красотка - Ксения», «Как  лесные  жители    спасали  рыжую   красотку   Ксению».
  3. Изготовление пальчикового театра «Заюшкина избушка»
  4. Театрализация сказки для родителей, воспитанников ДОУ «Теремок».  
  5. Рассказывание   авторских сказок.  
  6. Предложить  детям  задание,  определить,   к  какому    виду  сказок,  подходит  наши  авторские  сказки.

                                 Заключение

 В проекте «Новый образ лисы в русском народном фольклоре» активное участие принимали и дети и родители.

Была проведена встреча с работниками библиотеки.

Оформлена выставка творческих работ (поделки, рисунки) по данной теме.

 Итоговым мероприятием проекта стало  рассказывание  авторских  сказок о  лисе.

Таким образом, в ходе проекта  мы научились: -

  • анализировать сказки, давать характеристики главным героям сказок;
  • дети   пытаются   разбираться  в  различных  жанрах фольклора;
  • - совместно с родителями находить полезную информацию;
  • - научились делать выводы;
  •  сформирован устойчивый интерес к русским народным сказкам, понимание того, что сказки не только интересны, забавны, но что они учат и добру, справедливости,
  • учат выручать своих товарищей из беды.
  • сформированы знания о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.
  •  Лиса и в самом деле хитрое и коварное животное.
  •  Сказочный образ лисы мало соответствует действительности.
  • Однако ученые наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса даже паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.

  Поэтому   мы  создали  новый  образ Лисы,  сочинили  новые  сказки,  в  которых  лиса  Ксения   добрая,  милая,  приветливая.

Список  литературы      

  1. Афанасьев А.Н., Диво дивное, чудо чудное: Народные русские сказки. /Сост. С. Донская. – М.: Изд-во «Московский рабочий», 1988
  2. Аникин В.П. Русская народная сказка.- М.: Худож. лит., 1984.-176 с.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под.ред. Шведовой Н.Ю. М., Русский язык 1986.
  4. Пропп В.Я., Исторические корни волшебной сказки. М.: Издательство «Лабиринт», 2009.
  5. Русские народные сказки. Лучшие сказки мира. Сост.Аникин В.П. – М.: Пресса,1992
  6. Русские народные сказки. Алексеева О.Б. – М.: Современник, 1998. .
  7. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с.
  8. Никифоров А.И. Жанры русской сказки. - «Учен. Зап. Ленинградского Государственного педагогического института им. М.П. Покровского», 1938. Т. 2 Вып. 1.

                                      Приложение 

«Рыжая  красотка -  Ксения»

  Жила  -  была   лисичка в норке.  

Её  норка   была  очень  аккуратная, красивая.   Кладовая  Лисы была полна  еды.  

Лисичка   была  очень  добрая и  хорошая,   ласковая,  никого  не  обижала и  всем помогала. Лиса  была   модницей, на  голове  у неё  был  венок  с  цветочками

   Она  жила   в  лесу  возле  деревни  «Колосок» и  поэтому    часто   приходила  в  деревню и  помогала    людям,   носила  воду из  колодца,  помогала  готовить    кушать, шила  модную  одежду.

В  деревни  её  все  любили.  Но  однажды   встретился  ей  волк и  спрашивает:

-Почему  ты все  лисы   хитрые, а ты  добрая  и  всем  помогаешь?

  А  лиса  отвечает:

 Просто   ты  не  понимаешь, как  это  хорошо  делать  добрые  дела

  А  ещё  лиса  всех  в  лесу  лечили, ёжику  перевязала   лапку, помогла  собачке убрать  из  лапки  колючку,  медведю вытащила  занозу из  лапы, а  зайчика  вылечила  от  простуды.  

 А  белочке подарила  расчёску,  чтобы  она  была  всегда  аккуратная.

   У  лисы  было  много  друзей,  она  дружила со  всеми  жителями  леса.

   И  когда  у  лисы  был  день  рождения и  к  ней  пришли   все  жители  леса и  устроили   вечеринку, накрыли  на  стол, принесли  ей  подарки.

   И  когда  все  гости  довольные ушли, лиса  рассмотрела  подарки, там  было  много  игрушек.

  А  тем  временем, волк    сбегал  в  другой  лес   и рассказал    про  нашу  Лису  Ксению и  все  решили    её наказать.

«Как  лесные  жители   спасали  рыжую  красотку-  Ксению»

 Звери  из  другого  леса   превратили  нашу  лису   в  злую лису,  и  в  её  сердечке появились  осколки.  

Лиса  стала   всех  обижать,  всем грубить, засорять  лес,  и  всем  вокруг  стало  плохо.

   Лиса   стала  подружкой  Снежной  королевы,  и   часто  ей  звонила.

 А  лесные  жители   испугались  и  думали, как  расколдовать   Ксению.

  Они  решили  обратиться к  мудрой  Сове и  та,   посоветовала  обратиться  за  помощью  к  кикиморе, бывшей  красавице.

 Кикимора   была  такая  лохматая  и    когда  она  увидела  зайца и  белочку,    то  сказала:

  -Отыщите на  дне  болота  мой  гребешок,  тогда я  вам  помогу.

   Гребешок  был  спрятан  в  болоте.

   Зайчик  и  белочка   попросили  знакомую лягушку,  которая   отыскала   гребешок на  самом  дне  болота.  

 Также  они почистили   болото  от  веток,   мусора и  битого  стекла.

 И   когда   принесли гребешок кикиморе,  то  Кикимора  сразу расчесала  свои  волосы и  стала   красавицей.

   Тогда Кикимора  в  благодарность,  отдала  им волшебную  ягодку      и  посоветовала  приготовить  из  неё  компот  и  напоить    лису  Ксению.  

Звери  так и  сделали,  приготовили  компот и   сказали,   что  компот передала ей Снежная  королева.  

Лиса  выпила  весь  компот  и  сразу  стала  плакать,    так  она    превратилась в   прежнюю,   добрую, хорошую лису.

  Тогда  Ксения  стала   просить  прощения  за  плохие  поступки и  плохое  поведение. Все  лесные  жители,   конечно, её простили,  а  волк   убежал  жить в  другой  лес.

  И  сказала  спасибо, что  её  помогли   стать  прежней.

 - Как  много  у  меня  дел,  нужно   всё  исправить,   и навестить  жителей  деревни, как  долго  они  жили  без  моей  помощи.