"Новый образ лисы "
проект по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Черлакский детский сад №2 »
Проект «Новый образ лисы в русском народном фольклоре»
Участник: Зуброва Ксения
Руководитель: Руга Татьяна Владимировна
Черлак 2019 г.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………2 |
2. Русский народный фольклор - сокровищница народной мудрости. Малые жанры………………………………………………………………...5 |
3. Классификация русских народных сказок……………………………….6 |
3.1.Волшебные сказки…………………………………………………………………………6 |
3.2.Сказки о животных………………………………………………………8. |
3.3. Бытовые сказки…………………………………………………………………………10 |
4. Этапы работы………………………………………………………………………….11 |
5.Заключение…………………………………………………………………13 |
6.Использованная литература……………………………………………………………………15 |
7.Приложение………………………………………………………………..16 |
Введение
Фольклор каждого народа неповторим, так же как его история и культура.
Русский фольклор - это произведения русского народного творчества, культурное наследие, которое передаётся через поколения «из уст в уста».
Русский народ был автором и исполнителем фольклора: песен, танцев, легенд, сказок, былин, пословиц, заговоров, частушек, и преданий.
Все они имели общерусские черты, и в то же время могли отличаться своими религиозными особенностями.
Фольклору принадлежит звание древнейшего явления художественной культуры.
Он зародился ещё до появления письменности и был тесно связан с трудовой деятельностью и бытом русского народа.
Без русского народного фольклора, где главным является сказка, нельзя представить детства, считал В.А.Сухомлинский, создавший систему воспитания детей сказкой — школа сказки.
Сказка — один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте.
Сказка дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение — эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь.
Сказка приближается к игре, что соответствует особенностям восприятия художественного произведения детьми «содействие и соучастие», как определил его психолог А. В. Запорожец.
Для детей важно, как герой сказки себя ведет, каков он — красив и добр. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению.
Сказки - это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности.
Мне очень нравиться в русском народном фольклоре образ лисы: лиса Патрикеевна, лисичка - сестричка, Кумушка лиса.
Она очень хитра и изобретательна.
Однако лиса наделена, как мне кажется, плохими качествами, притворщица, воровка, обманщица.
Следует заметить, что во всех сказках она всюду верна себе.
Но может ли она измениться и что для этого нужно сделать?
Этот вопрос заинтересовал нас, в связи с чем, был разработан и внедрен проект «Новый образ лисы в русском народном фольклоре».
Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта.
Задачи проекта:
- Сформировать интерес к устному народному творчеству, (сказки, рассказы, потешки, утешалки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки).
- Расширять и закреплять представления детей о жизни лисы в природе (внешний вид, место обитания, повадки).
- Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
- Продолжать вовлекать детей и родителей в совместную деятельность.
- Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Гипотеза «Если у лисички плохие поступки, то необходимо ей помочь их исправить, чтобы у неё были хорошие поступки »
2.Русский народный фольклор - сокровищница народной мудрости.
Малые жанры.
К малым жанрам относятся пословицы, поговорки, загадки, частушки и др.
Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, часто имеет юмористический характер.
Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра.
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. В пословицах главное - этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом. Пословица - выкристаллизовавшееся веками общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни.
В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.
Наиболее распространенная форма пословиц - наставления.
Чистоговорки - это зарифмованные фразы, в которых часто повторяется какой - то звук, чистоговорка развивает чувство рифмы.
Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. Подавляющее большинство рассказов написано в прозе, но бывают рассказы и в стихах.
Отличительным жанрообразующим признаком рассказа является то, что произведение такого рода сосредоточено, как правило, на одном герое, на одном событии, которое описывается в деталях.
3. Классификация русских народных сказок.
Сказка представляет большую общественную ценность, состоящую в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой.
Познавательное значение сказки проявляется в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны.
Кроме того сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного, для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
В сказочном эпосе различают три жанровые разновидности: сказки о животных, волшебные сказки и сказки на бытовые темы.
3.1.Волшебные сказки.
Это самый популярный и самый любимый детьми жанр.
Волшебными они называются потому, что все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его — не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный.
Персонаж всегда носитель определенных моральных качеств.
Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич, он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны, и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его.
Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Это тип смелого и сильного богатыря.
Противостоят главным героям персонажи резко отрицательные - коварные, завистливые, жестокие.
Чаще всего это Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей о трех-девяти головах, Лихо одноглазое. Они чудовищны и безобразны внешне, коварны, жестоки в противоборстве с силами светлыми и добрыми. Тем выше цена победы главного героя.
В трудные минуты на помощь главному герою приходят помощники.
Это либо волшебные животные (Сивка-бурка, щука, Серый волк), либо добрые старушки, чудесные дядьки.
Большим разнообразием отличаются чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, живая и мертвая вода.
Фантастичный мир тридевятого царства, тридесятого государства многоцветен, наполнен множеством диковинок: здесь текут молочные реки с кисельными берегами, в саду растут золотые яблочки, «поют птицы райские да мяукают котики морские».
Таковы присказки, традиционные зачины, концовки. Их назначение — отграничить сказку от обыденной жизни.
«В некотором царстве, в некотором государстве», «жили-были» — самые характерные зачины русской сказки, иногда они соединяются.
Волшебная сказка активно использовала общую для многих фольклорных жанров поэтическую стилистику: сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами; пословицы, поговорки, прибаутки; разнообразные прозвища людей и животных.
Традиционные эпитеты, наряду с особо выраженными в этом жанре эпитетами золотой и серебряный, возвышенно изображали мир, поэтизировали и одухотворяли его.
3.2.Сказки о животных.
Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы.
В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, говорят и поступают как люди: строят себе жилища, рубят дрова, носят воду.
По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.
Привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях.
Самые элементарные и в то же время самые важные представления- об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.
В сказках о животных представители животного мира воплощают определенные качества: лиса — хитрость, льстивость, волк — вероломную силу и глупость, заяц — трусость.
Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете.
Так, традиционно главная черта лисицы — хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Разум помогает ей одерживать победу над любым противником.
Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым. Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.
Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе.
Дети приучаются правильно оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.
В каждой сказке о животных есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определять свое место в жизни, усваивать морально- этические нормы поведения в обществе.
Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных, так как много есть повторений, что содействует запоминанию и пониманию.
Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив.
Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
Сказки возникли в незапамятные времена.
Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. Обычно сказитель, повествуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествование.
Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров. Наилучшим образом отвечают они и запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира — все это ребенок радостно встречает и в сказке.
В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.
Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.
3.3.Бытовые сказки.
Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия получили название социально-бытовых. В этом типе сказок хорошо развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером.
Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые.
Бытовая (сатирическая) сказка наиболее близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния.
Даже, когда герои просто потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.
Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» — богатым или знатным человеком.
В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.
Сказки такого рода содержат «витамин смеха», помогающий простому человеку сохранить свое достоинство в мире.
Порой в сказку вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания.
Смешение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность, и посмеяться, и подумать.
Этапы работы
1 Этап.
- Составить план проекта «Новый образ лисы в русском народном фольклоре».
- Организовать мини-библиотеку.
- Встретиться с работниками библиотеки.
- Подобрать информации, подборка методической, справочной, художественной литературы, дополнительного материала.
- Информировать родителей о реализации данного проекта.
2 Этап: практический – организация познавательной деятельности детей:
- Изучить поведение лисы в живой природе с помощью книг о природе.
- Составление рассказа о жизни лисы.
- Экскурсия в библиотеку ЦДК – рассказ библиотекаря «Лиса в русских народных сказках и в природе».
- Просмотр презентации «Образ Лисы в русских народных сказок».
- Подобрать иллюстрации для оформления авторских сказок.
- Чтение русских народных сказок, рассказов.
- Рассматривание иллюстраций по теме.
- Совместное сотворчество родители-дети
- Выставка поделок «Образ лисы в природе или сказке», выставка рисунков «Лиса – всему лесу краса».
- Привлечь родителей к созданию мини-библиотеки (подбор сказок, рассказов о лисе).
- Создание папки-передвижки «Лиса»,
3 Этап: подведение итогов:
- Оформление выставки творческих работ детей и родителей «Лиса всему лесу краса!»
- Создание книг: «Рыжая красотка - Ксения», «Как лесные жители спасали рыжую красотку Ксению».
- Изготовление пальчикового театра «Заюшкина избушка»
- Театрализация сказки для родителей, воспитанников ДОУ «Теремок».
- Рассказывание авторских сказок.
- Предложить детям задание, определить, к какому виду сказок, подходит наши авторские сказки.
Заключение
В проекте «Новый образ лисы в русском народном фольклоре» активное участие принимали и дети и родители.
Была проведена встреча с работниками библиотеки.
Оформлена выставка творческих работ (поделки, рисунки) по данной теме.
Итоговым мероприятием проекта стало рассказывание авторских сказок о лисе.
Таким образом, в ходе проекта мы научились: -
- анализировать сказки, давать характеристики главным героям сказок;
- дети пытаются разбираться в различных жанрах фольклора;
- - совместно с родителями находить полезную информацию;
- - научились делать выводы;
- сформирован устойчивый интерес к русским народным сказкам, понимание того, что сказки не только интересны, забавны, но что они учат и добру, справедливости,
- учат выручать своих товарищей из беды.
- сформированы знания о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.
- Лиса и в самом деле хитрое и коварное животное.
- Сказочный образ лисы мало соответствует действительности.
- Однако ученые наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса даже паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.
Поэтому мы создали новый образ Лисы, сочинили новые сказки, в которых лиса Ксения добрая, милая, приветливая.
Список литературы
- Афанасьев А.Н., Диво дивное, чудо чудное: Народные русские сказки. /Сост. С. Донская. – М.: Изд-во «Московский рабочий», 1988
- Аникин В.П. Русская народная сказка.- М.: Худож. лит., 1984.-176 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под.ред. Шведовой Н.Ю. М., Русский язык 1986.
- Пропп В.Я., Исторические корни волшебной сказки. М.: Издательство «Лабиринт», 2009.
- Русские народные сказки. Лучшие сказки мира. Сост.Аникин В.П. – М.: Пресса,1992
- Русские народные сказки. Алексеева О.Б. – М.: Современник, 1998. .
- Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с.
- Никифоров А.И. Жанры русской сказки. - «Учен. Зап. Ленинградского Государственного педагогического института им. М.П. Покровского», 1938. Т. 2 Вып. 1.
Приложение
«Рыжая красотка - Ксения»
Жила - была лисичка в норке.
Её норка была очень аккуратная, красивая. Кладовая Лисы была полна еды.
Лисичка была очень добрая и хорошая, ласковая, никого не обижала и всем помогала. Лиса была модницей, на голове у неё был венок с цветочками
Она жила в лесу возле деревни «Колосок» и поэтому часто приходила в деревню и помогала людям, носила воду из колодца, помогала готовить кушать, шила модную одежду.
В деревни её все любили. Но однажды встретился ей волк и спрашивает:
-Почему ты все лисы хитрые, а ты добрая и всем помогаешь?
А лиса отвечает:
Просто ты не понимаешь, как это хорошо делать добрые дела
А ещё лиса всех в лесу лечили, ёжику перевязала лапку, помогла собачке убрать из лапки колючку, медведю вытащила занозу из лапы, а зайчика вылечила от простуды.
А белочке подарила расчёску, чтобы она была всегда аккуратная.
У лисы было много друзей, она дружила со всеми жителями леса.
И когда у лисы был день рождения и к ней пришли все жители леса и устроили вечеринку, накрыли на стол, принесли ей подарки.
И когда все гости довольные ушли, лиса рассмотрела подарки, там было много игрушек.
А тем временем, волк сбегал в другой лес и рассказал про нашу Лису Ксению и все решили её наказать.
«Как лесные жители спасали рыжую красотку- Ксению»
Звери из другого леса превратили нашу лису в злую лису, и в её сердечке появились осколки.
Лиса стала всех обижать, всем грубить, засорять лес, и всем вокруг стало плохо.
Лиса стала подружкой Снежной королевы, и часто ей звонила.
А лесные жители испугались и думали, как расколдовать Ксению.
Они решили обратиться к мудрой Сове и та, посоветовала обратиться за помощью к кикиморе, бывшей красавице.
Кикимора была такая лохматая и когда она увидела зайца и белочку, то сказала:
-Отыщите на дне болота мой гребешок, тогда я вам помогу.
Гребешок был спрятан в болоте.
Зайчик и белочка попросили знакомую лягушку, которая отыскала гребешок на самом дне болота.
Также они почистили болото от веток, мусора и битого стекла.
И когда принесли гребешок кикиморе, то Кикимора сразу расчесала свои волосы и стала красавицей.
Тогда Кикимора в благодарность, отдала им волшебную ягодку и посоветовала приготовить из неё компот и напоить лису Ксению.
Звери так и сделали, приготовили компот и сказали, что компот передала ей Снежная королева.
Лиса выпила весь компот и сразу стала плакать, так она превратилась в прежнюю, добрую, хорошую лису.
Тогда Ксения стала просить прощения за плохие поступки и плохое поведение. Все лесные жители, конечно, её простили, а волк убежал жить в другой лес.
И сказала спасибо, что её помогли стать прежней.
- Как много у меня дел, нужно всё исправить, и навестить жителей деревни, как долго они жили без моей помощи.