"Картотека дидактических игр по русским народным сказкам"
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)

Цель: Формирование коммуникативных навыков детей 4-5 лет

1«Чья песенка?»

 Задача:закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок.

 «Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка! У дедушки, у бабушки Была внучка Снегурушка, Её подружки в лес заманили, Заманили покинули». Песенка СнегурушкиСказка «Снегурушка и лиса»

 «Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати!» Братец Иванушка Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

2  «Отгадай-ка!»

Задача: учить детей отгадывать сказку по словам повторам, использовать их в пересказе сказки.

«Спи, глазок, спи, другой». Сказка «Хаврошечка»

«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!» Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Носик, носик, пей водичку», Сказка «Петушок и чудо меленка»

«Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Сказка «Лисичка сестричка и серый волк»

 «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик братик, выручи меня!»Сказка «Кот, петух и лиса»

«Сяду на пенёк, съем пирожок». Сказка «Маша и медведь»

3«Знаешь ли ты?»

Задача: развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность воспитывать интерес к сказкам.

 «Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки». Сказка «Мужик и медведь»

«Мамки няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки». Сказка «Василиса Премудрая»

«Ты молодец: не хвастун, а храбрец». Сказка «Заяц хваста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did_igr.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ.

  Цель: Формирование коммуникативных навыков детей 4-5 лет

1«Чья песенка?»

 Задача:закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок.

 «Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка! У дедушки, у бабушки Была внучка Снегурушка, Её подружки в лес заманили, Заманили покинули». Песенка СнегурушкиСказка «Снегурушка и лиса»

 «Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати!» Братец Иванушка Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

2  «Отгадай-ка!»

Задача: учить детей отгадывать сказку по словам повторам, использовать их в пересказе сказки.

«Спи, глазок, спи, другой». Сказка «Хаврошечка»

«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!» Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Носик, носик, пей водичку», Сказка «Петушок и чудо меленка»

«Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Сказка «Лисичка сестричка и серый волк»

 «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик братик, выручи меня!»Сказка «Кот, петух и лиса»

«Сяду на пенёк, съем пирожок». Сказка «Маша и медведь»

3«Знаешь ли ты?»

Задача: развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность воспитывать интерес к сказкам.

 «Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки». Сказка «Мужик и медведь»

«Мамки няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки». Сказка «Василиса Премудрая»

«Ты молодец: не хвастун, а храбрец». Сказка «Заяц хваста».

«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел всю разбрызгал». Сказка «Лиса и козёл»

4 «Узнай героя сказки по описанию»

Задача: Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, тренировать выдержку.

«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец» Сказка «Семь Симеонов семь работников»

«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине». СказкаЕлена Прекрасная «Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки то какие красивые, и гребень то какой то красный, и голос то какой звонкий!» Сказка «Петух да собака»

Была лягушкой, обернулась белой лебедью. Василиса Премудрая Сказка «Царевна лягушка»

5 «Назови героев сказки»

Задача: Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки.

 «Это простая ложка Котова, это простая ложка Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!» Кот, петух, Жихарка. Сказка «Жихарка»

«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!» Лиса, Журавль.Сказка «Лиса и журавль»

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть». Бык, свинья, баран, петух, кот. Сказка «Зимовье»

«Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»). Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.

6 «Назови сказку по главному герою»

Задача: развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажа.

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.

«Расскажи сказку по иллюстрациям» Задача: побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения. Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки. «Расскажи сказку по героям» Задача: побуждать детей к пересказу сказки. Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки. «Найди ошибку» Задача: развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке. Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация. «Разрезные картинки» Задача: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление. Дети составляют картину из частей. «Разукрась героя сказки»Задача:совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).

7 «Узнай сказку по нарисованному предмету»

Задача:закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи).

Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой. «Найди пару»Задача:закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки). Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне лягушке стрелу.

«Найди!»Задача:развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке).

8 «Отгадай загадку»

Задача:развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой.

Работать умела красиво и ловко,

 В деле любом проявляла сноровку.

 Хлебы пекла и скатерти ткала.

 Шила рубашки, узор вышивала.

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была? ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ

Вёдра он послал на речку,

 Сам спокойно спал на печке.

Спал он целую неделю.

 А зовут его- …….ЕМЕЛЯ

Сдобный, пышный, круглощёкий,

У него румяный бок. Убегает по дорожке

 И зовётся.. КОЛОБОК

Унесла его лиса

Аж за тёмные леса,

Слышен тонкий голосок

Кто же это? ПЕТУШОК

Он герой нам всем известный

 И с волшебным словом вместе

Может целую неделю

На печи лежать….. ЕМЕЛЯ

 Он гремит костями страшно.

Злобный, жадный и ужасный.

Ходит в чёрном он плаще

И зовётся царь…..КАЩЕЙ

Кощеем заколдована,

Иваном очарована,

 Зелёная подружка Царевна - ЛЯГУШКА

9 «Стань волшебником»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Симсим, открой дверь!»)

7. В сказке «Баранкин, будь человеком!» герой книги Юра Баранкин и его друг Костя Малинин превращались то в муравья, то в бабочек, то в воробьев. Какие слова они произносили, чтобы стать муравьями? («Вот я, вот я превращаюсь в муравья!»)

10 «Волшебные предметы»

Воспитатель предлагает вспомнить волшебные предметы, которые так и остались существующими лишь в сказках. Итак, как назывались:

- волшебный предмет, который в сказке А.С. Пушкина умел разговаривать (зеркальце)

- головной убор, который делал своего владельца невидимым (шапка-невидимка)

- длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполнит любое желание его владельца (волшебная палочка)

- волшебное оружие, владелец которого непременно побеждал неприятеля (меч-кладенец)

11 «Волшебные слова»

Задача:развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова «По щучьему велению, по моему хотению» Сказка «По щучьему велению» «Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом». Сказка «Царевна лягушка»

«Сивка бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!» Сказка «Сивка бурка»

 «Если перекинуть его с руки на руку тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает». Сказка «Волшебное кольцо»

«Докончи» Задача: закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

Кощей - (Бессмертный)

Змей- (Горыныч)

 Конёк - (Горбунок)

 Крошечка - (Хаврошечка)

Василиса - (Прекрасная, Премудрая)

 Баба - (Яга)

Мальчик - (с-пальчик)

Марья - (искусница)

 Курочка - (Ряба)

Иван - (дурак)

Воробей - (крылатый)

 Мышонок - (мохнатый)

Блин - (масленый)

 Сивка - (бурка)

12 Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку. - Мишка большой, а мышка (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит (сыр, сухарики). - Лапы у Мишки толстые, а у мышки (тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок лису и зайца, волка и медведя.

Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»

Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Игровое правило: внимательно слушать собеседника Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: («Не бойтесь меня, это я маленький зайчик».) Козлята (впустили зайчика). Они угостили его (капустой, морковкой). Малыши поели и стали (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл (на барабане), а козлята (весело прыгали).

13 Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя: - Курочка Ряба, куда ты пошла? - На речку. - Курочка Ряба, зачем ты пошла? - За водичкой. - Курочка Ряба, зачем тебе водичка? - Цыпляток поить. - Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить? - Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.) При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

14Настольно-печатная игра «Парные картинки»

 Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку. Игровое действие: поиск нужных карточек.

Настольно-печатная игра «Сложи картинку»

 Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки

15 Настольно-печатная игра «Лото»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках.

Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке.

 Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование кто первый закроет все карточки.

 Настольно-печатная игра «Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку.

Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.

 Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

16 «Волшебная корзинка»

Предварительная подготовка: вспомнить, какие у героев известных сказок имелись волшебные предметы, и нарисовать их на листочках бумаги.

Ведущий дает подсказку – имена героев, после чего дети называют волшебный предмет. Ведущий распределяет, кто из ребят будет что рисовать – чтобы предметы не повторялись.

1. Буратино (ключик)

2. Оле -Лукойле (зонтик)

3. Девочки Жени из сказок В. Катаева (дудочка и цветик семицветик)

4. Муми-тролля (волшебная шляпа – черный цилиндр)

5. Аладдина (лампа)

6. Солдата из сказки Г.Х. Андерсена (огниво)

7. Элли (серебряные башмачки)

8. Маленького мука (туфли)

9. Мери Поппинс (ковровая сумка и зонтик с головой попугая)

10. Баба Яга (ступа, помело)

11. Старик Хоттабыч (ковер-самолет)

После все рисунки надо сложить в одну корзинку. Ведущий читает стихи:

В нашей волшебной корзинке

Лежат расписные картинки

Ну-ка, ну-ка, ты давай

Быстро сказку угадай.

Ведущий поочередно вытаскивает рисунки с изображением волшебных предметов, а дети должны назвать персонажа (название сказки), которому этот предмет принадлежал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по русским народным сказкам

Картотека дидактических игр по русским народным сказкам...

Картотека дидактических игр по русским народным сказкам.

Дидактические игры по русским народным сказкам...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ...

Картотека дидактических игр по русским народным сказкам во 2 младшей группе

Основная  цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам. «Отгадай-ка!» (Цель: учить дет...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ.

картотека дидактических игр по русским народным сказкам.(загадки, игры)...

Картотека дидактических игр по русским народным сказкам.

Картотека дидактических игр по русским народным сказкам....