"Картотека дидактических игр по русским народным сказкам"
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)
Цель: Формирование коммуникативных навыков детей 4-5 лет
1«Чья песенка?»
Задача:закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок.
«Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка! У дедушки, у бабушки Была внучка Снегурушка, Её подружки в лес заманили, Заманили покинули». Песенка СнегурушкиСказка «Снегурушка и лиса»
«Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати!» Братец Иванушка Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
2 «Отгадай-ка!»
Задача: учить детей отгадывать сказку по словам повторам, использовать их в пересказе сказки.
«Спи, глазок, спи, другой». Сказка «Хаврошечка»
«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!» Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Носик, носик, пей водичку», Сказка «Петушок и чудо меленка»
«Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Сказка «Лисичка сестричка и серый волк»
«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик братик, выручи меня!»Сказка «Кот, петух и лиса»
«Сяду на пенёк, съем пирожок». Сказка «Маша и медведь»
3«Знаешь ли ты?»
Задача: развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность воспитывать интерес к сказкам.
«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки». Сказка «Мужик и медведь»
«Мамки няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки». Сказка «Василиса Премудрая»
«Ты молодец: не хвастун, а храбрец». Сказка «Заяц хваста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ.
Цель: Формирование коммуникативных навыков детей 4-5 лет
1«Чья песенка?»
Задача:закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок.
«Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка! У дедушки, у бабушки Была внучка Снегурушка, Её подружки в лес заманили, Заманили покинули». Песенка СнегурушкиСказка «Снегурушка и лиса»
«Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати!» Братец Иванушка Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
2 «Отгадай-ка!»
Задача: учить детей отгадывать сказку по словам повторам, использовать их в пересказе сказки.
«Спи, глазок, спи, другой». Сказка «Хаврошечка»
«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!» Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Носик, носик, пей водичку», Сказка «Петушок и чудо меленка»
«Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Сказка «Лисичка сестричка и серый волк»
«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик братик, выручи меня!»Сказка «Кот, петух и лиса»
«Сяду на пенёк, съем пирожок». Сказка «Маша и медведь»
3«Знаешь ли ты?»
Задача: развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность воспитывать интерес к сказкам.
«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки». Сказка «Мужик и медведь»
«Мамки няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки». Сказка «Василиса Премудрая»
«Ты молодец: не хвастун, а храбрец». Сказка «Заяц хваста».
«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел всю разбрызгал». Сказка «Лиса и козёл»
4 «Узнай героя сказки по описанию»
Задача: Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, тренировать выдержку.
«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец» Сказка «Семь Симеонов семь работников»
«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине». СказкаЕлена Прекрасная «Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки то какие красивые, и гребень то какой то красный, и голос то какой звонкий!» Сказка «Петух да собака»
Была лягушкой, обернулась белой лебедью. Василиса Премудрая Сказка «Царевна лягушка»
5 «Назови героев сказки»
Задача: Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки.
«Это простая ложка Котова, это простая ложка Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!» Кот, петух, Жихарка. Сказка «Жихарка»
«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!» Лиса, Журавль.Сказка «Лиса и журавль»
«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть». Бык, свинья, баран, петух, кот. Сказка «Зимовье»
«Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»). Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.
6 «Назови сказку по главному герою»
Задача: развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажа.
Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.
«Расскажи сказку по иллюстрациям» Задача: побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения. Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки. «Расскажи сказку по героям» Задача: побуждать детей к пересказу сказки. Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки. «Найди ошибку» Задача: развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке. Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация. «Разрезные картинки» Задача: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление. Дети составляют картину из частей. «Разукрась героя сказки»Задача:совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).
7 «Узнай сказку по нарисованному предмету»
Задача:закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи).
Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой. «Найди пару»Задача:закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки). Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне лягушке стрелу.
«Найди!»Задача:развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке).
8 «Отгадай загадку»
Задача:развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой.
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ
Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его- …….ЕМЕЛЯ
Сдобный, пышный, круглощёкий,
У него румяный бок. Убегает по дорожке
И зовётся.. КОЛОБОК
Унесла его лиса
Аж за тёмные леса,
Слышен тонкий голосок
Кто же это? ПЕТУШОК
Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать….. ЕМЕЛЯ
Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь…..КАЩЕЙ
Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка Царевна - ЛЯГУШКА
9 «Стань волшебником»
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.
1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)
2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)
3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)
4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)
5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)
6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Симсим, открой дверь!»)
7. В сказке «Баранкин, будь человеком!» герой книги Юра Баранкин и его друг Костя Малинин превращались то в муравья, то в бабочек, то в воробьев. Какие слова они произносили, чтобы стать муравьями? («Вот я, вот я превращаюсь в муравья!»)
10 «Волшебные предметы»
Воспитатель предлагает вспомнить волшебные предметы, которые так и остались существующими лишь в сказках. Итак, как назывались:
- волшебный предмет, который в сказке А.С. Пушкина умел разговаривать (зеркальце)
- головной убор, который делал своего владельца невидимым (шапка-невидимка)
- длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполнит любое желание его владельца (волшебная палочка)
- волшебное оружие, владелец которого непременно побеждал неприятеля (меч-кладенец)
11 «Волшебные слова»
Задача:развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова «По щучьему велению, по моему хотению» Сказка «По щучьему велению» «Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом». Сказка «Царевна лягушка»
«Сивка бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!» Сказка «Сивка бурка»
«Если перекинуть его с руки на руку тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает». Сказка «Волшебное кольцо»
«Докончи» Задача: закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)
Кощей - (Бессмертный)
Змей- (Горыныч)
Конёк - (Горбунок)
Крошечка - (Хаврошечка)
Василиса - (Прекрасная, Премудрая)
Баба - (Яга)
Мальчик - (с-пальчик)
Марья - (искусница)
Курочка - (Ряба)
Иван - (дурак)
Воробей - (крылатый)
Мышонок - (мохнатый)
Блин - (масленый)
Сивка - (бурка)
12 Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»
Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий
Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку. - Мишка большой, а мышка (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит (сыр, сухарики). - Лапы у Мишки толстые, а у мышки (тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки (короткий.
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок лису и зайца, волка и медведя.
Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»
Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки
Игровое правило: внимательно слушать собеседника Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: («Не бойтесь меня, это я маленький зайчик».) Козлята (впустили зайчика). Они угостили его (капустой, морковкой). Малыши поели и стали (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл (на барабане), а козлята (весело прыгали).
13 Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя: - Курочка Ряба, куда ты пошла? - На речку. - Курочка Ряба, зачем ты пошла? - За водичкой. - Курочка Ряба, зачем тебе водичка? - Цыпляток поить. - Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить? - Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.) При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
14Настольно-печатная игра «Парные картинки»
Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.
Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку. Игровое действие: поиск нужных карточек.
Настольно-печатная игра «Сложи картинку»
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки
15 Настольно-печатная игра «Лото»
Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках.
Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке.
Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование кто первый закроет все карточки.
Настольно-печатная игра «Домино»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку.
Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.
Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.
16 «Волшебная корзинка»
Предварительная подготовка: вспомнить, какие у героев известных сказок имелись волшебные предметы, и нарисовать их на листочках бумаги.
Ведущий дает подсказку – имена героев, после чего дети называют волшебный предмет. Ведущий распределяет, кто из ребят будет что рисовать – чтобы предметы не повторялись.
1. Буратино (ключик)
2. Оле -Лукойле (зонтик)
3. Девочки Жени из сказок В. Катаева (дудочка и цветик семицветик)
4. Муми-тролля (волшебная шляпа – черный цилиндр)
5. Аладдина (лампа)
6. Солдата из сказки Г.Х. Андерсена (огниво)
7. Элли (серебряные башмачки)
8. Маленького мука (туфли)
9. Мери Поппинс (ковровая сумка и зонтик с головой попугая)
10. Баба Яга (ступа, помело)
11. Старик Хоттабыч (ковер-самолет)
После все рисунки надо сложить в одну корзинку. Ведущий читает стихи:
В нашей волшебной корзинке
Лежат расписные картинки
Ну-ка, ну-ка, ты давай
Быстро сказку угадай.
Ведущий поочередно вытаскивает рисунки с изображением волшебных предметов, а дети должны назвать персонажа (название сказки), которому этот предмет принадлежал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/03/picture-764342-1457032282.jpg)
Картотека дидактических игр по русским народным сказкам
Картотека дидактических игр по русским народным сказкам...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-883708-1485364977.jpg)
Картотека дидактических игр по русским народным сказкам.
Дидактические игры по русским народным сказкам...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/08/picture-969013-1520514731.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-869910-1490163566.jpg)
Картотека дидактических игр по русским народным сказкам во 2 младшей группе
Основная цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам. «Отгадай-ка!» (Цель: учить дет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-967401-1511407789.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ.
картотека дидактических игр по русским народным сказкам.(загадки, игры)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/01/picture-193544-1359719004.jpg)
Картотека дидактических игр по русским народным сказкам.
Картотека дидактических игр по русским народным сказкам....