Как и какие стихи учить с детьми
консультация по художественной литературе

Салькова Ольга Анатольевна

Стихи это очень важно для ребенка , но не все родители моут правльно подобрать стихотворерние по возросту . Часто делают не правильный выбор заствляют учит стихи Рождественского , Паустовского и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_nats_portal.docx368.54 КБ

Предварительный просмотр:

                     

             Как и какие стихи должен учить ребенок

Стихи для самых маленьких С «музыкой стихотворения» можно начинать знакомить малыша ещё в утробе матери или когда он лежит в колясочке. Очень важно начитывать ритмичные произведения во время всех режимных моментов дня, так как у ребёнка в этом возрасте развита ритмико-интонационная чувствительность. Не зря наши бабушки поют малышам колыбельные, в которых повторяются ритмично слоги: «Люли-люли, прилетели гули», «Баю, баюшки, баю…» или стишки-потешки «Наша Таня громко плачет», «Гуси-гуси, га-га-га». Важно знать, что по мере взросления этот первый опыт, который был заложен в подсознании, позволит ребёнку гораздо легче проходить процесс заучивания. Если у малыша речь развивается соответственно возрасту и нет никаких задержек, то малыш сам буде повторять маленькие стихотворные формы, услышанные из разных информационных источников. Важно чтобы рифма была простая.

Дети учат стихи с раннего возраста. Большинство из них могут запоминать четверостишия непроизвольно. Для запоминания же более длинных стихотворений потребуется произвольная память, которая формируется у детей примерно к 4 годам. Некоторым ребятам не стоит особенных усилий, чтобы, прослушав несколько раз стихотворение, воспроизвести его по памяти. Однако, у многих это получается с трудом. Но этот навык можно и нужно развивать. 

Запоминание стихотворений развивает память ребенка, обогащает его словарный запас, прививает культуру речи. С самого рождения для ребенка рекомендуется повторять ритмичные потешки, скороговорки и стишки. Память в этом случае у него будет развиваться без всяких усилий. Подбирать стихи надо соответственно возрасту. Дошкольникам подойдет поэзия Чуковского, Барто и Михалкова. При разговоре с малышом желательно с раннего детства чаще употреблять придуманные на ходу рифмы. Например: «для Сашки - кашка» и т.д. Тогда стихи для него станут привычными.

ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ

 Самый благоприятный возраст для целенаправленного разучивания стихов – это 4-5 лет, когда память развивается очень быстро. Именно в этом возрасте дети начинают осознанно запоминать тексты наизусть. Есть несколько правил, чтобы не отбить у ребёнка охоту учить стихи. Важно учитывать при подборе стихотворений возраст ребёнка и его литературный вкус, а именно какие произведения больше нравятся малышу. Если же желания нет, пусть заколдованное стихотворение будет паролем от волшебного сундучка с сюрпризом! Лучше конечно выбирать классиков. Впервые, когда ребёнок слышит стихотворение оно должно произвести на него сильное впечатление, для этого нужно читать эмоционально и с выражением, иногда даже с интригой, поэтому лучше знать это произведение наизусть.

Ребенок может отказываться под разными предлогами: "Я не смогу", "Я не хочу", или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

В этом случае помогают несколько маленьких хитростей. В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). "Хорошо, — соглашаемся мы, — учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй". Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.

Следующий шаг — выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу).

Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.

Ну а если и такой способ не помогает и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру: надо взять ребенка так, как берет нас реклама — бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее количество раз будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по одной-две строчки, в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.

Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на "сцену" — пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру. Многократное повторение — оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого.

Тут есть одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя — вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.

Кстати, этот метод заучивания известен с древних времен. Называется он "система накопления". Именно его использовали индусы и другие народы при передаче своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении.

Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.

Несколько советов:

Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее. 
Эмоциональное проговаривание текста. Смысл метода заключается в повторении строчек стиха разной силой голоса и тембром: громко и шёпотом, как коротышка-лилипут и великан, как мышка и медведь и т.п. Еще можно предложить ребёнку рассказать текст весело, а затем грустно, удивленно или с таинственным видом (как волшебное заклинание или просто «по секрету») .

Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик крохе. Он повторяет строчку и бросает мяч вам назад. Вы говорите другую строчку и снова бросаете мяч и так далее. Когда малыш познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в тот момент, когда мяч оказывается у него в руках. 

Заучивание текста по картинкам. Эта методика называется мнемотехника и суть ее в следующем. На листах прорисовывается сюжет стихотворения, причём картинки должны изображать каждую строчку текста. Взрослый читает стихотворение и, вместе с тем, показывает ребёнку соответствующие картинки. У малыша возникают ассоциации, он быстро запоминает строки. После он самостоятельно повторяет текст, опираясь на изображения.

2018-11-26_122333.png

Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями является неотъемлемым компонентом воспитательной работы детского сада. Поэтическое искусство развивает у детей эстетическое восприятие текста, чувство гармонии, красоты, фантазии, инициативы, воспитывает художественный вкус, способность эмоционально откликаться на образное говорение. Поэзия закладывает основы духовности, патриотизма, дает возможность ребенку воспринимать окружающий мир во всем его единстве.

Для дошкольников поэзия — это, прежде всего, открытие. Открытие образного звучания слова, поэтической рифмы, волшебной мелодии, художественного образа. Приобщение маленького слушателя к настоящим истокам высокой поэзии является основной целью работы воспитателей. Реализация этой цели во многом зависит от самого педагога, от его умения интересно, ярко, доступно донести художественный образ до ребенка, вызвать эмоциональный отклик на этот образ, раскрыть эстетические качества поэтического произведения. Дошкольники должны не только послушать стихи, но и ощутить их в своем сердце. К.Чуковский назвал такой процесс приобщения ребенка к поэтическому искусству «стихотворным воспитанием».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей:"Учим стихи вместе с детьми".

Стихи и потешки позволяют развивать память ребёнка,закрепляют в речи новые слова.Заучивая стихи,не огорчайтесь,если ребёнок не запоминает их быстро.Сначала прочитайте ребёнку всё стихотворение.Читайте...

Консультация для родителей (законных представителей) "Как учить с детьми стихи."

Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры ...

Консультация для родителей. Как учить с детьми стихи.

Разучивание для дошкольника должно быть делом весёлым, эмоциональным и при содержании стиха – осязаемым, видимым, представляемым. Можно превратить заучивание стихотворений в интересну...

Учим стихи - диалоги с детьми

Советы родителям как приучать детей учить стихи....

Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе ...

Какие стихи учить с детьми дошкольного возраста, зачем и как?

Стихи, словно витамины для мозга малышей, запускают их развитие, расширяют кругозор и развивают интеллект....