Статья - "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры".
статья по художественной литературе

Кочнева Татьяна Владимировна

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» 
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимают особое место в педагогике. Цель ознакомления с художественной литературой – формирование будущего большого “талантливого читателя”, культурно-образованного человека. За последние годы замедлилось вхождение дошкольников в книжную культуру, значительно снизился интерес к книге. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. 
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. 
Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. 
На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.
К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг с детьми, составлению рассказов и сказок. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Все чаще первое знакомство детей с классической литературой происходит через интернет и телевидение.
Главная цель работы – формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей. 
Первым этап - ознакомление дошкольников с книгой в группе. 
Задачи:
Образовательные: учить детей различать жанры литературных произведений, знакомить с творчеством русских и зарубежных писателей.
Развивающие: развивать интонационную выразительность речи, творческое воображение, зрительное и слуховое внимание, память.
Воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову, поэзии, научить бережно обращаться с книгой.
При планировании по данной методической теме и реализации поставленных задач могут возникнуть следующие трудности: 
• Недостаточный уровень знаний детей. 
• Низкая активность воспитанников и их родителей. 
• Недостаточное оснащение группы пособиями и материалами. 
Поэтому необходимо наметить пути преодоления этих трудностей: 
• Провести диагностику с детьми. 
• Запланировать родительское собрание с проведением анкетирования “Читаем дома”, консультацию по приобщению к книге. 
• Оформить предметно-развивающую среду в соответствии с поставленными задачами. 
• Запланировать цикл познавательных занятий (“Литературный калейдоскоп”, “Как рождается книга”). 
• Запланировать оформление сборник для детей, родителей и воспитателей “Литературная копилка”. 
Работу с детьми необходимо построить с учетом современных подходов к организации деятельности дошкольников: 
• Выполнение творческих заданий. 
• Изготовление схем и игр в работе с книгой. 
• Составление кроссвордов и ребусов. 
• Изготовление рукописных книг. 
• Оформление тематических выставок и выставок рисунков. 
• Игры в рифмы. 
• Выпуск газеты “Мы читаем, не скучаем”. 
Итогом данной работы в группе может стать совместное мероприятие с участие детей и родителей.

Книга и дошкольник.

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.
Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.
Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого.
От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Система работы с детьми в детском саду включает цели, задачи, формы, методы любого направления работы с детьми.
Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является:
• Учить детей слушать чтение.
• Учить глубоко, постигать текст.
• Воспитывать грамотного читателя.
При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Умственное воспитание – это развитие восприятия, мышления, развитие речи.
Эстетическое воспитание – это развитие творческих способностей детей.
Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка.
«У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются как о лист осота» - это высказывание И. Токмаковой.
Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:
• Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.
• Самостоятельное рассматривание книг.
• Организация НОД.
• Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
• Сотрудничество с родителями по данной проблеме.
Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста). Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.
1 неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок.
2 неделя - чтение стихотворений;
3 неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;
4 неделя – путешествие по страницам «толстой книги» ( в старшем дошкольном возрасте) 
После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней.
В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций.

 
 

В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей:
-Узнай, кто это?
-Покажи, где, кто или что?
В средней группе – соотнесение фраз текста с картинками:
-Найди картинку к таким словам.
- Какие слова подходят к этой картинке?
В старшей группе – подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур:
-Почему нравится тебе эта картинка?
В подготовительной к школе группе – сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению.
Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах – вызвать детей на разговор.
При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.
Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.
С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек.
Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяются на две подгруппы.
В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.
Основное правило организации занятия по чтению детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости создает воспитатель. Несколькими вводными словами возбуждает интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.
Текст художественного произведения воспитатель читает не прерываясь, комментарии допускаются только при чтении познавательных книг. Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно.
Читать выразительно – значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь.
Выразительное чтение воспитателя - способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащихся в читаемом художественном произведении, а также развитие и совершенствование его чувств.
Выразительно читать художественное произведение детям это соблюдение норм орфоэпии, которая является элементом культуры речи.
Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: (своего, его, сегодня, булочная, скучно). Лучше совсем не произносить слово, чем произносить его с орфоэпической ошибкой.
Следующим элементом выразительного чтения является сила голоса чтеца.
Чтобы довести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослабевать голос в строгом соответствии с содержанием.
Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе.
Очень важно при чтении выдерживать необходимый темп речи.
Где надо читать неторопливо, в других случаях быстро и задорно. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленно, а менее значительные – иногда почти скороговоркой.
С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц.
Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведения, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».
Взрослый, читающий ребенку, должен постоянно помнить об «учительской роли» литературы, о том, что литература – «правдивая и волнующая запись человеческого опыта» (Д.Б.Пристли), который полезнее усваивать с детства.
Детская литература не только запечатлевает движения детской души, но и формирует их. Она пробуждает в маленьком человеке добрые чувства и благородные стремления. Можно только представить, как встрепенется детская душа от боли и сострадания к несчастному герою стихотворения Марии Моравской.
«Покинутый»
Ах, осень бесприютная!
Катится речка мутная,
Плюются облака…
Ах, тяжкая годинушка,
Ах, горькая судьбинушка
Для дачного щенка!
Все кустики измочены,
Все дачи заколочены,
Куда я ни взгляну…
И вот сижу на мостике
С росинками на хвостике
И вою на луну: у-у-у!
Работа с родителями по приобщению детей к книге.
• Проведении консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия.
• Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников. Вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям).
• Оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях.
• Организовываются открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей.
Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:
• Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.
• Наличие портретного фонда детских писателей
• Наличие грамматических словарей для воспитателей.
• Организация групповых книжных уголков.
В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг. Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии. Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.
Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей. В старших группах к починке книг привлекаются и дети. В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре». Экспонируются иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов. Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавие сказок, рассказов. С помощью воспитателя запоминают фамилии таких авторов, как А.С.Пушкин, К.И.Чуковский, Л.Н.Толстой, М.М.Пришвин, С.Я.Маршак, С.В.Михалков. 
Начиная со средней группы, проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях.
В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагают выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит-дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый.
В книжные уголки помещают творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок. Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя.
Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, дети и сами становятся защитниками книги.

Активно используется в детском саду предметно-развивающая среда: музыкальный зал, студия изобразительного искусства, театральная студия.
Культурный социум в детском саду должен соответствовать тем требованиям, посредством которых происходит приобщение детей к миру книги. К культурному социуму относится не только предметно-развивающая среда, но и взрослые в детском саду. Речь воспитателя, его отношение к детям, его активность и творчество в решении данной проблемы. К культурному социуму относится и семья, задача детского сада вовлекать родителей в процесс по приобщению детей к книге. Родители приходят к пониманию того, что раннее введение ребенка в книжную культуру – дело чрезвычайной важности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры".

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто н...

Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры"

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры....

"Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры".

ознакомления с художественной литературой – формирование будущего большого “талантливого читателя”, культурно-образованного человека. За последние годы замедлилось вхождение дошкольн...

Тема консультации "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры".

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет кни...