Проект Н.Носов
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
Проект для детей подготовительной к школе группе "Н. Носов-великий писатель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_n.nosov_.docx | 48.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Рябинушка» г. Полесска»
Проект
«Н.Носов-великий писатель»
Автор:
Шматько Татьяна Владимировна
Возраст обучающихся:6-7 лет
гПолесск.
2019 уч. год
Введение
Актуальность проекта:
Актуальность творчества Н.Н.Носова: Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса — ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.
В юмористических рассказах Носова для младших школьников и детей дошкольного возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.
В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера – от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.
Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов — удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои «нелегкие» детские проблемы.
«В рассказах я хотел поставить проблемы: воспитание честности, смелости, чувства товарищества, воли, настойчивости в достижении цели, осмеяние зависти, трусости, лживости, хвастовства, грубости». Писал писатель Н. Носов
Проблема: Недостаток знаний детей о писателях, их творческой деятельности.
Во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников, знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт;
во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения;
в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Вид проекта
По целевой установке (доминирующей деятельности) | По предметно – содержательной области | По количеству участников и | По продолжительности |
Творческий | Межпредметный | Групповой | Среднесрочный. 9.01.2019-31.01.2019г. |
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости через произведения Н.Носова проживание, и понимание морально-нравственных основ человека в социальной среде.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с биографией и творчеством Н.Н.Носова.
- активизировать речь детей через пересказ прочитанного произведения и составления описательных рассказов по сюжетным картинкам.
- учить понимать значение фразеологических оборотов;
- формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;
Развивающие:
- развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников;
- развивать мышление, память, воображение.
Воспитательные :
- анализировать поведение героев рассказа и давать свою оценку;
- обогащать социальный и эмоциональный опыт;
- формировать представления детей о моральных ценностях на примере героев рассказа.
Здоровьесберегающие
- обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов деятельности;
- развивать общую моторику и координацию движений.
Ожидаемый результат:
- Знают и называют произведения Н.Н. Носова.
- Умеют: передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно;
- сопоставлять действия литературного героя со своими собственными, делать выводы о своём поведении или поступках;
- определять образы отрицательных и положительных персонажей;
- выполнять действия, соответствующие содержанию текста.
- Происходит социальное взросление, формируются социально-ценностные ориентации личности.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы его построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принцип гуманизации — признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребенка со стороны всех участников.
• Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Этапы проекта
№п/п | этапы | Содержание работы | Сроки |
I этап | предварительный | мониторинг знаний детей, изучение литературы, подготовка материала | 9.01.2019-11.01.2019 |
II этап | основной | работа с детьми, работа с родителями, педагогами ДОУ. Совершенствование предметно-развивающей среды | 14.01.2018-30.01.2019 (3 недели) |
III этап | заключительный | итоговые мероприятия, (викторина по произведением Н.Носова)подведение итогов работы по проекту | 31.01.2019 |
Методы реализации проекта
практические:
1.Создание предметно – пространственной развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
2. Театрализованная деятельность, художественное творчество
3. Создание лепбука Н.Носов
словесные:
1.Беседы.
2. Восприятие художественной литературы.
3. Дидактические игры.
4. Сюжетно-ролевые игры.
5. Развлечения.
наглядные:
1.Организация выставок, конкурсов.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Информационные стенды.
4.Сбор фотоматериалов
5.Личный пример взрослых
Система работы по проекту с детьми
Мероприятие | Цель |
Восприятие художественной литературы «Мишкина каша», «Огурцы», «Заплатка», «Карасик», «На горке», «Живая шляпа», «Огородники», «Затейники», «Фантазеры», «Приключения Незнайки и его друзей», «Федина задача», «Телефон», «Автомобиль», «Замазка» |
|
Художественное творчество Рисование сюжетных картинок по рассказам Н.Носова Разукрашивание картинок по рассказам Н.Носова Изготавление лепбука Н.Носов Инсценировка рассказа «Живая шляпа» «Фантазеры» Изготовление газеты «Мы и Н.Носов» |
|
Сюжетно-ролевая игра «Общаемся по телефону» |
|
Просмотр мультфильмов «Незнайка…» |
|
Викторина по произведениям Н.Носова |
|
План взаимодействия с родителями
МЕСЯЦ | ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ |
Январь | Помощь в организации выставки книг Н.Носова |
Викторина по произведениям Н.Носова |
План взаимодействия с педагогами доу
МЕСЯЦ | ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ |
Февраль |
|
Литература:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с. https://docviewer.
- Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
Приложение 1
Сценарий литературной викторины в рамках проекта Н. Носов-великий писатель (подготовительная к школе группа) с родителями.
Цель: В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.
Развивающие: Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
Воспитательные: Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде. Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Предварительная работа. Чтение рассказов Н.Носова, просмотр мультфильма “Приключение Незнайки и его друзей”, подготовка презентации, экскурсия в библиотеку, НОД "Откуда пришла книга"
Оборудование и материалы. Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя ,набор предметов для конкурсов,магнитофон,презентация.
Ход .
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые родители. Сегодня у нас с вами необычная встреча, для того чтобы узнать с кем или чем надо отгадать загадку
В них живут рассказы, сказки,
Комиксы, стихи, раскраски.
Все девчонки и мальчишки
Любят их. Ведь это...
Дети читают стихи
- Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь в четверо умней.
- Имеют голос дрозд и чижик,
И дождь, и ветер, и река…
А есть ли голоса у книжек?
Конечно, есть!
Наверняка!
У этой книжки — голос папы,
Когда начнет он мне читать.
У этой книжки — голос мамы,
Когда я спать ложусь в кровать.
Стихи учить я не ленюсь,
Я расскажу их наизусть.
Тогда не чей-то,
Не чужой —
У книжки будет голос мой!
- Книга нам про все расскажет,
Книга нам все, все покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло,
а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаешь.
В: Да, да сегодня у нас встреча с книгами, да не с простыми, а с веселыми книгами писателя Николая Носова (умышленно опускается отчество писателя)
У меня предложение. Давайте, нашу встречу проведем в виде викторины, у нас будет две команды. Команда детей и команда родителей. И первое задание вам надо придумать название своим командам.
(За правильные ответы команды получают фишки).
Итак 1 -й конкурс “Блиц-вопросы” . Я буду каждой команде задавать вопросы. За правильный ответ команда получает фишку. Сначала вопросы для команды детей
- Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (Картофель.)
- Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)
- Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы)
- Что мечтал купить Саша? (Пистолет с пистонами)
- Что мешало Феде решать задачку? ( Радио)
- Что сначала вместо флажка получили на своем участке Мишка с другом? (Пугало
- Что жарили себе на ужин Мишка и его друг ? (жарили пескарей
Теперь для команды родителей
- Назовите отчество Николая Носова? (Николаевич)
- Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)
- Что придумал Мишка, чтобы получить флажок? (Вскопать огород ночью)
- На что обменял Виталик рыбку. (Милицейский свисток.)
- Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)
- В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”.)
- Какая известная детска песенка звучит в мультфильме снятом по рассказу Н.Носова?(В траве сидел кузнечик)
Обе команды молодцы, справились с заданием на отлично.
А теперь музыкальная пауза. Все вместе исполняют песню «В траве сидел кузнечик»
2-й конкурс «Угадай рассказ по картинке»
(На экране по очереди для команд открываются картинки из рассказов Н.Носова последняя картинка с рассказа «Живая шляпа»)
В: Сейчас мы поиграем в игру, которая называется " Попади в шляпу". Игрокам каждой команды необходимо картофелем попасть в шляпу. Та команда, которая больше совершила точных попаданий ,получает фишку.
Игра “Попади в шляпу”
3-й конкурс. “Бюро находок”.
В: ( показывает коробку) Вам нужно определить из каких произведений Н. Носова потерялись предметы (воспитатель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает фишку).
- Нитки, иголки, ткань – “Заплатка”
- Пистолет - " Саша"
- Фуражка – “Милиционер”
- Свисток - " Карасик"
- Книга " Три поросенка" - " Затейники"
- Удочка - "Огурцы"
- Банка варенья- «Фантазеры»
- Пряник –«Замазка»
В: Теперь, мы увидим как герои рассказа Носова " Фантазеры" весело проводят время. (Мини сценка )
Мишутка и Стасик сидят в саду на скамеечке и разговаривают
М:- Сколько тебе лет? -
С:- Девяносто пять. А тебе?
М:- А мне сто сорок. Знаешь, - раньше я был большой-большой, а потом сделался маленький.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,
С:- У! А я море мог переплыть!
М:- А я раньше летать умел!
С: - А ну, полети!
М:- Сейчас не могу: разучился.
С:- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
М:- Врешь!
С:- Нет, правда!
М:- Почему же ты не умер?
С:- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
М:- Без головы?
С:- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
М:- Как же ты шел без головы?
С:- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
М:- Почему же ты теперь с головой?
С:- Другая выросла.
М:"Ловко придумал!"
М:- Ну, это что! - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
С:- Вот так соврал! -.
М:- Вовсе нет.
С:- Почему же ты теперь живой?
М:- Так он же меня потом выплюнул,
С: - Ха-ха-ха! Вот это враки!
4-й конкурс: “Эпизод”.
В: В этом конкурсе вам нужно назвать произведение и его героев.
Я буду зачитывать отрывки, а вы по ним угадывать какой это рассказ. Внимание на экран. Сначала 3 эпизода для команды детей
- “Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.
- “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
- Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)
-Теперь ,внимание, команда родителей
- “Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка
- "- Давай веревку. – А ее нет, веревки.
- Где же она?
- Там.
- Где – там?
- Ну… В колодце.
- Так ты, значит, с веревкой ведро упустил?
- Ну да." (" Мишкина каша", Мишка)
6.“Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)
В: Следующая игра " Сложи картинку." По одному от команды. Кто быстрее из вас сложит и назовет из какого произведения получилась картинка, тот принесет своей команде фишку.
5-й конкурс. “Что лишнее”
В: Я вам буду называть несколько слов, а вы найдите лишнее и объясните почему.
- Сначала для команды детей
Брюки, швейная машинка, иголка, нитки,.(“Заплатка”)
Милицейский свисток, рыба, конфета, кот. (“Карасик”)
Бобка ,одеяло, стол, серый волк.( " Затейники")
- Теперь для команды родителей
Лестница, Москва, каша, станция. ( " Метро")
Пистолет, сестры, милиционер, огурцы. ( "Саша")
Охотник, Бобик, Барбос, дедушка. ( " Бобик в гостях у Барбоса")
В: Итак все испытания вы прошли,
Пора итоги подводить
И кого то наградить. Команда подсчитывает свои фишки (дети в подарок книги.
В: Вы, ребята, получили очень дорогой подарок - книгу. Они рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги учат нас, что такое хорошо и что такое плохо. Помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием.
Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.
Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете обращаться с книгой, чаще просить читать своих родителей, но, а те, кто пойдет в школу скоро научится читать их сами.
В: Наша викторина закончена. Всех благодарю, вы молодцы!
- Мне нравится (1)