Сказки доброго леса
план-конспект занятия по художественной литературе на тему
Авторские сказки для провеления НОД по развитию речи и чтение литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказки доброго леса | 12.32 КБ |
Сказки доброго леса | 15.93 КБ |
Сказки доброго леса | 62.73 КБ |
Сказки доброго леса | 14.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКА ОБ ОБЛЕПИХОВОМ КУСТИКЕ
Собрались как – то раз девочки в лес по грибы, да по ягоды и Машенька с ними. Пришли в лес, набрали полные корзинки да распеклись на солнышке, разлеглись на травушке и уснули. Только Машеньке не спится, и слышит она, как ягоды с грибами в корзинках переговариваются.
- Я, говорит, клубничка – самая вкусная ягодка, меня вперед всех на полянке ищут!
- А я, говорит, гриб боровик самый крепкий, самый нужный.
А клубничка дальше спорит, не уступает.
- Я, говорит, самая дорогая ягода, за меня на рынке большие деньги просят.
- А мне, говорит, боровик – всякий челом бъёт да в ноги кланяется.
Неподалёку рос облепиховый кустик. Он тоже стал себя нахваливать.
- Мои, говорит, ягодки – самые полезные, они людей лечат.
Клубничка с боровиком даже засмеялись. То – то и видно, что полезные. Нас – то, смотри, полные корзины насобирали, а с тебя ни одной ягодки не сорвали. Колючка ты придорожная!
Обиделся облепиховый кустик, надулся, колючки растопырил и не стал больше ни с кем разговаривать.
Тут и девочки проснулись. Взяли каждая свою корзиночку и домой мимо кустика побежали.
Шло время, никто с кустика ягод не рвал.
- Видно я совсем ненужный, подумал кустик и расстроился. От переживания у него даже ягодки пожелтели.
А как ягодки пожелтели, так и люди тут как тут. Все ягодки с кустика обобрали, да нахваливали: « Какие ягоды нынче крупные да сочные уродились». И колючки им нипочём!
Заготовили люди ягод облепиховых себе на зиму, а что осталось на завод, где лекарства изготавливают сдали. И приготовили из ягод полезное облепиховое масло да в аптеки его отвезли, чтобы люди лечились.
- Вот, какой я нужный и полезный, подумал облепиховый кустик. Клубничку да Боровика небось дальше кухни не пустили, а мои ягодки всех людей лечат! Вздохнул он радостно и уснул на долгую зиму, чтобы на следующий год подарить людям новый урожай вкусных и полезных ягод !
Предварительный просмотр:
Сказка о жар - цвете
Жили – были в Барнауле мама, папа и была у них дочка Машенька. Была она девочка послушная, ходила в детский садик и все её любили, но больше всех любила её бабушка Алёна. Одна беда – жила бабушка в деревне и виделись они очень редко. Но вот наступило лето и родители отправили Машеньку к бабушке в деревню, да наказали ей во всём бабушку слушаться, и во всём ей помогать. Приехала Машенька к бабушке, а тут подружки на порог – давай Машеньку по грибы, по ягоды с собой в лес звать. Бабушка Алёна Машеньку отпустила да наказала ей в лесу не шалить, а то Горный батюшка рассердится. «А кто такой Горный батюшка?» - спрашивает Машенька бабушку. «Это хозяин горный, богатства наши алтайские охраняет: зверя рыскучего, птицу летучую, рыбу плескучую, но больше всего стережёт он Жар – цвет, цветок такой диковинный. У людей цветка такого нет, а у него, у батюшки целые поляны».
Пришли подружки в лес. Машенька одну ягодку берет, другую примечает, а сама всё про Жар – цвет думает, как бы её на полянку Горного батюшки посмотреть, полюбоваться. Набрала Машенька полную корзинку, поднялась на ножки, и видит – сидит на пенёчке старичок, борода седая, сам невелик, сидит да со змейкой чародейкой разговаривает. Машенька змейки – то испугалась, но виду не подала и со старичком поздоровалась, и ягодами его угостила. А сама и спрашивает: « Ты дедушка что тут делаешь? Грибы или ягоды собираешь?»
А дедушка ей в ответ: «Я тут за порядком слежу. А грибы и ягоды мне собирать не надо. Где захочу, там и вырастут».
- А откуда ты знаешь, что меня Машенькой зовут?
- А я Машенька всё знаю, и что к Алёне ты в гости приехала, и что на полянки мои посмотреть хочешь!
Догадалась Машенька, что перед ней сам Горный батюшка и спрашивает: - а почему ты Жар – цвет от людей прячешь, никому не показываешь?
- А это потому, что люди красоту видеть разучились, жадными до моих богатств стали. Рыбу сетями ловят, птиц силками травят, на зверей капканы ставят, а цветы охопками рвут, а потом тут же и бросают.
Стала Машенька, Горного батюшку, упрашивать показать ей Жар – цвет.
Горный батюшка и согласился.
- Ты, говорит, в лесу себя хорошо вела - не озорничала, любуйся сколько хочешь! И показал Машеньке полянку заветную.
Смотрит Машенька и глазам своим не верит – цветочки на полянке, как огоньки, солнечным светом переливаются. « А можно мне подружкам и бабушке цветочки эти показать?» - спрашивает Машенька Горного батюшку.
- «Ну покажи, если сможешь» - ответил Горный батюшка и исчез.
Машенька нарвала букетик и скорей домой, но не успела из лесу выйти – погасли цветочки, увяли! Машенька огорчилась. Это потому, что я целый букет нарвала – пожадничала, подумала Машенька. Вернулась она обратно и сорвала всего один цветочек, но не успела и пол – тропинки пройти, как увяли этот цветочек, повис – смотреть не на что!
- Да что же это такое думает Машенька, даже слёзки закапали. Как же я Жар – цвет бабушке Алёне и подружкам покажу? Это ведь нечестно – сама видела, а они нет!
« А вот это ты правильно подумала» – сказал вдруг ниоткуда появившийся Горный батюшка. Значит ты девочка не жадная. Помогу я тебе Машенька. Вот тебе платочек, а вот и Жар – цвет. Смотрит Машенька, а на платочке чёрные зёрнышки лежат, совсем на Жар – цвет не похожие. А Горный батюшка и говорит: «Ты зёрнышки эти в землю посади, да водичкой поливай, Жар – цвет и покажется». Выполнила Машенька наказ Горного батюшки. И вскоре и подружки, и бабушка Алёна увидели цветок диковинный. Сами любовались и с другими поделились. Так и в наш садик попали эти цветочки. Люди их называют «жарки», «огоньки», а учёные называют «купальница сибирская».
Предварительный просмотр:
Сказка о кедровом орешке.
В одном густом лесу стоял могучий дедушка кедр. Все его ветви были увешаны шишками, а в шишках, как в домиках жили кедровые орешки. Жили дружно - не ссорились! Однажды подул сильный ветер, одна из шишек оторвалась и упала на землю. Рассыпались братцы орешки кто куда, а один орешек совсем далеко закатился. Очнулся он под грибочком, стал своих братцев звать – никто не отзывается. Оглянулся орешек – места кругом незнакомые, всё чужое. Сидит себе один под грибом не знает, что дальше делать. А червячок, что в грибочке жил ворочается, ворчит:
- Иди к себе домой, а здесь я живу – мой это гриб! Нечего возле чужих домиков сидеть!
Делать нечего – пошел орешек, куда глаза глядят. Смотрит навстречу мышка- норушка бежит. Бежит - торопиться. Орешек и спрашивает мышку:
- Мышка, мышка – ты мой домик, мою шишечку не видела? Потерялся я, остался один без братцев, где жить, теперь не знаю!
Удивилась мышка, как это можно свой домик потерять, но она была вежливой мышкой и пригласила орешек к себе в норку пожить.
- У меня в норке много комнат. Выбирай, говорит любую!
- А где твоя норка, спрашивает Орешек?
- Вон там, под корягой! Она у меня глубоко в землю прорыта - не бойся, зимой не замерзнешь!
- Спасибо тебе мышка, но мы орешки под землей не живем – у нас домики шишки на дереве висят!
- Ну как знаешь, сказала мышка и дальше побежала.
А наш орешек своей дорогой пошел. Смотрит, белка гриб нашла, и в дупло к себе несет. А дупло у белки высоко на сосне устроено.
-Ну, думает Орешек, белка мне поможет. Она все шишки в лесу наизусть знает и мой домик наверняка видела!
- Белка, белка – закричал Орешек, ты мою шишку не видела? Потерялся я, остался один без братцев, где жить, теперь не знаю!
- Нет, отвечает белка не видела , но если хочешь – поживи в моей кладовочке!
- Нет, спасибо – я свой домик искать буду – сказал Орешек и пошел дальше!
Идет себе печалится и вдруг слышит, кто – то с ним разговаривает :
- Какой кругленький красивенький орешек! Куда это ты спешишь?
Оглянулся Орешек по сторонам – никого не видно! И вдруг прямо перед ним на дорогу с дерева спорхнула птица – глазки бусинки, сама рябенькая, а клюв острый. Вот страсть - то это же кедровка! Больше всего на свете боялись братцы орешки кедровку! Разоряла она своим острым клювом их домики – шишки и самые круглые орешки уносила к себе в гнездо на обед! Испугался наш Орешек, но вида не показал и говорит потихоньку:
- Я домой – в свою шишечку тороплюсь и тебя совсем не боюсь! Да как броситься бежать сквозь листики да хвоинки прошлогодние, дороги не разбирая, назад не оглядываясь! Еле ноги унес от кедровки! Сел на палочку – дух перевести, смотрит, а рядом жучок под листики зарывается, пыхтит, старается.
- Жучок, жучок, спрашивает Орешек. Ты, что это делаешь? Тоже кедровки боишься?
-Нет - отвечает ему жучок, я зимы боюсь вот и прячусь под листики! Ты тоже бы поторопился, скоро уж снег первый выпадет!
- Твоя, правда, подумал Орешек - прятаться надо, а то пропаду совсем! Подумал и пошел выбирать листик побольше. Нашел, подходящий, залез под него и сморил тут его сон. Устал орешек от своих приключений – уснул крепко - крепко! А проснулся весной, когда солнце светило ярко – ярко, да капель звенела звонко – звонко! Вот здорово - обрадовался Орешек, хотел потереть ладоши, смотрит, а вместо рук у него зеленые иголочки. Что это со мной – удивился Орешек, посмотрел он в лужицу и видит – смотрит на него маленькое кедровое деревце.
- Ха – ха рассмеялся наш орешек! Теперь я совсем как дедушка кедр стал! И он весело пригладил колючую челку!
Много времени с тех пор прошло, вырос Орешек большим могучим кедром - уже своих внучат на ветках в домиках – шишечках качает и рассказывает им сказки про свои приключения!
Информация для взрослых
Легенды о кедре
Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром. Кедр был очень стар, ветви его от времени изогнулись, ствол весь покрылся извилинами, а на земле под ним образовался метровый слой хвои, опавшей за всю его жизнь. Уютно и тепло стало уставшему человеку на такой мягкой перине, крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке.
Но на рассвете проснулся оттого, что его чуткое ухо уловило чей-то стон. Прислушался охотник и услышал тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоявшим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять. - Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом еще вчера? - удивленно заметил молодой кедр. - Я упал бы еще вчера, - ответил старый кедр, - но подо мной пег спать уставший человек. Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Тут же закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю.
В Сибири кедр пользуется уважением, его называют сибирским великаном, заветным деревом, деревом-коровой, чудо-деревом и даже боярином в дорогой шубе. Алтайцы почитали кедр. Элементы его почитания передались и русским поселенцам. «Не бей меня, не ломи меня, лезь на меня, есть у меня», — такая ходила по сибирским деревням «экологическая загадка». Русские в районе Томска берегли кедровники от пожара, следили, чтобы никто не портил дерево и не сбивал шишек, для чего направляли специальный караул. Задержанные виновные подвергались штрафу. В Сургутском крае попавшихся на месте рубки кедровников раздевали донага, привязывали к дереву и оставляли на съедение гнусу.
У бурят кедр назывался «шишка-бог». Раньше буряты молились кедру. Рубить его запрещалось.
Предварительный просмотр:
Душистая трава.
Заболела Машенька, не до игр ей стало, не до забав!
Пришла бабушка Алёна и говорит: «Надо тебе лесного чая заварить, он быстро всех на ноги ставит!» Попробовала Машенька чай, и понравился он ей.
-Какой вкусный и ароматный!
-Это потому что там душица есть! – отвечает бабушка.
«Какая такая душица?»- спрашивает Машенька.
«Это травка лесная, любой чай ароматным делает» - сказал бабушка. Какое название интересное, подумала Машенька, а бабушка дальше расказывает…
Росли на полянке среди травы цветочки - красные, синие, жёлтые.
Дружили они с пчёлками, прилетят пчёлки на полянку, выберут себе цветок и собирают нектар, а потом у себя в домике его по сотам раскладывают, чтобы мёд получился. Цветочки разные и мёд разный: то потемнее, то посветлее. Росла на этой же полянке одна травка, была она неприметная самая обыкновенная, даже названия у неё не было и пчёлки её не замечали. А травке очень хотелось с ними подружиться. Подумала травка, подумала и зацвела мелкими лиловыми цветочками, чтобы пчёлкам понравиться. А они все равно мимо пролетают, не замечают её. «Да чем же я им не нравлюсь», - сказала травка и стала думать дальше, как ей с пчёлками подружиться. Так задумалась, что даже аромат от неё пошёл: вкусный, душистый. Тут и пчелки прилетели, каждая с ней подружиться хочет. Стали пчелки спрашивать как ее зовут, а травка отвечает: «Нет у меня названия». Набрали пчелки душистого нектара и получился из него вкусный душистый мед, и стали с той поры называть травку – душицей. Добавляют ее люди в чай, чтобы получился он ароматным и полезным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки фиолетового леса. (10 сказок про сказочные области Фиолетового леса)
Я интересуюсь игровой технологией "Сказочные лабиринты игры" В. Воскобовича и написала свои сказки к каждой области фиолетового леса, которые можно использовать как в работе с детьми, ...
Творческий проект по развитию словесного творчества детей "Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт"
Проект по развитию словесного творчества детей на основе знакомства с русскими народными сказками...
Экологическая сказка «Однажды в Добром лесу»
Экологическая сказка...
Сказка добрая, сказка злая...
laquo;В некотором царстве, в некотором государстве , жили-были Царь с Царицей, и была у них…»Традиционным элементом сказки является зачин. Зачин, как и присказка, кладет четкую грань меж...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
Презентация содержания сказки «Доброе превращение» по педагогической технологии О.А. Шороховой «Играем в сказку».
Цели: 1.познакомить с содержанием сказки,2.формировать представления об этических нормах на примере поведения героев сказки,3.помочь понять смысл пословиц,4. развивать умение связно выражать своё...
План-конспект в группе компенсирующей направленности на тему: «Расскажи мне сказку добрую». ( по мотивам русской народной сказки «Снегурочка»)
План-конспектв группе компенсирующей направленности на тему:«Расскажи мне сказку добрую».(по мотивам русской народной сказки «Снегурочка»)Автор: Берестова О.В. Образ...