Книжный уголок.
консультация по художественной литературе по теме

Вербицкая Ольга Федоровна

Книжный уголок  в дошкольном учреждении не только необходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.

Основные цели книжного уголка: 

•развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;

•удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.;

•формирование у дошкольников интереса к художественной литературе;

•создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_knigi.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для педагогов ДОУ «Как правильно подобрать книги для книжного уголка»

Что такое книжный уголок? Это особое и оформленное место в групповой комнате, должен быть во всех группах детского сада.
 При оформлении книжного уголка каждый воспитатель может проявить  творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.
Книжный уголок должен быть уютным, привлекательным, он играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
В этом уголке ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к понравившимся эпизодам.
Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.

 Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – Ивана Билибина, Юрия Васнецова, Владимира Лебедева, Владимира Конашевича, Евгения Чарушина и т. д.
Кроме того, в книжном уголке воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Зоны книжного уголка

  1. «Библиотека» Цель: приобщение детей к книге, воспитание интереса к чтению, формирование будущего читателя. 
  • произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки),
  • произведения разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);
  1.  «В гостях у сказки» Цель:  Приобщать ребенка к чтению художественной литературы в процессе знакомства со сказками. Воспитывать любовь к фольклорному творчеству – любовь к сказке.
  • русские народные сказки;
  • произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);
  • произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина, В.В.Бианки, А.Барто и др.).
  1.  «Хочу всё знать» Цель: познавать информацию из разных сфер жизни, учить логически рассуждать, фантазировать и радоваться процессу познания. 
  •  Детские энциклопедии, книги о животном мире.
  • произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки).
  • Портреты детских писателей
  1.  «Я – патриот!»  Цель: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
  • -Государственная символика; флаг, герб;
  • -портреты: президента РФ;
  • - Книги знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью.
  1.  «Игры, журналы» дидактические игры, беседы и т.д.
  2.  Тематические выставки Цель  выставок:   углубить литературные интересы детей; сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную тему.

Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Работа педагога с детьми в книжном уголке:

  • -Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой;
  • - Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;
  • - Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства;
  •  Педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Младшая группа.

– Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,
– Приучает рассматривать книги (картинки) только там,
– Сообщает правила, которые нужно соблюдать:
- брать книги только чистыми руками,перелистывать осторожно,
-не рвать, не мять, не использовать для игр.
-после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.
– В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

– Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки,  и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

– Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Средняя группа.

– Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.
– Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.
– Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности
– иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).

Старшая  и подготовительная группа.

– Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

-Содержание определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к 5 годам. Книга становится важной частью духовной жизни детей, у них появляются литературные пристрастия. Принцип организации - удовлетворение многообразных интересов детей.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?

– 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.
– Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы:

– На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях.

– Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.


Как долго стоит каждая книга на витрине?

– Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги.
Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.
К таким книгам относятся книги художника и писателя Владимира Сутеева, Корней Чуковского «Доктор Айболит». Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.
– В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Книжный уголок в детском саду"

Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей...

Книжный уголок в детском саду

Книжный уголок в детском саду       Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное мест...

"Книжный уголок в группе"

Консультация для воспитателей о том, как разместить книжный уголок и как им пользоваться....

консультация для воспитателей "книжный уголок в группе"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПОМОЖЕТ ВОСПИТАТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ВСПОМНИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КНИЖНОГО УГОЛКА ....

"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...

"Книжный" Уголок + Уголок "Мой город-Миасс"

Книги играют важную роль в формировании эстетических вкусов ребенка, помогают знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей. Именно поэтому в каждом детском саду существуют ...

Презентация "Книжный уголок "Книжный теремок". Конусный театр"

Представляю вашему вниманию презентацию опыта работы: "Книжный уголок младшей группы «Книжный теремок», в котором собраны разные виды театра. Методическое пособие конусный театр &laqu...