Л. М. Гурович, Л. Б. Бе¬регова, В.И.Логинова «Ребенок и книга»
учебно-методическое пособие по художественной литературе на тему
В современной психологии и социологии чтения термин «читатель» распространяется и на ребенка-дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восприятия и понимания книги, свойственные слушанию в той же мере, что и чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebyonok_i_kniga.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ребенок и книга» Л. М. Гурович, Л. Б. Береговой, В.И.Логиновой (М., 1999) особенности восприятия художественной литературы и задачи ознакомления с книгой в разных возрастных группах.
В современной психологии и социологии чтения термин «читатель» распространяется и на ребенка-дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восприятия и понимания книги, свойственные слушанию в той же мере, что и чтению. В нашей психолого-педагогической литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно. Ученые (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, которое характеризуется способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора. Психологи выделяют в эстетическом развитии дошкольников два периода, имеющие резкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К. Чуковский. Первый длится от «двух до пяти», когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начинается второй период, когда искусство, в том числе и искусство слова, отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным. Рассмотрим подробнее особенности восприятия литературных произведений в каждый из этих периодов.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно.
Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений.
\ Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.
Если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это существенно усложняет восприятие, а порою приводит к непониманию произведения.
Определенную трудность вызывает у малышей , восприятие сказок с двухчастной композицией, где в сюжете существует несколько историй («Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Коза-дереза» и др.). .). Обычно ребенок улавливает и воспроизводит только одну из историй (частей) сказки. Опора при этом происходит чаще всего на первую часть или на эпизоды, либо более простые по содержанию, либо знакомые детям.
1. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересуют его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной {опоре — иллюстрациях,
2. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не, понимает его переживаний, мотивов подведения.
3. Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
4. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлепают по картинке с изображением «плохого» персонажа и т. п.). Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение.
Своеобразие восприятия литературных произведений у детей 2 — 4 лет заключается в том, что
1. при осмыслении текста малыш опирается главным образом на имеющийся у него непосредственный опыт, еще очень ограниченный и узкий. Личный опыт превалирует над осознанием текста, мешая ребенку понять те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной практикой.
- Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, — это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.
Человек, по утверждению К. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бобо и др. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке-белобоке», —это блестящий миниспектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух, отчего литература становится для него поистине родной.
Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы ребенком 2 — 4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
1. формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
2.обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
3. учитывать при отборе книг для детей тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;
4.помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении;
5. помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
6. поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;
7. помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.), учить рассматривать иллюстрации.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. После четырех лет у ребенка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащением его жизненного опыта, знаний.
2.Усложняется и читательский опыт детей. Как свидетельствуют исследования (А. В. Запорожец, Т. И. Титаренко, О. О. Хоменко и др.), дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами
3.Возникает возможность постепенно формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица и др.)
4.На данном возрастном этапе интенсивно развивается воссоздающее воображение; оно становится более самостоятельным
5. Для понимания произведения ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующееся воображение ни в коей мере не отменяет, не отрицает иллюстрации. Оно помогает проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства.
Своеобразие восприятия литературных произведений
у детей среднего дошкольного возраста.
1. На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны при необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты!
2. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события.
3. Ребенок 4 — 5 лет прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.
Какие задачи можно поставить перед воспитателем в средней группе?
1. Продолжать формирование у детей интереса к книге;
2. учить внимательно слушать и слышать литературные произведения;
3. помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении;
4. помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
5. развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
6. поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
7. поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.
Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), с яркими сильными характерами героев. Очень популярны у пяти- и особенно шестилетних «толстые» книжки, полные хитросплетений, интриг и приключений («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «Приключения Чиполлино» Д. Родари, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского и др.). Они удовлетворяют потребность детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.
В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает выполнять собственно иллюстративную, вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.
1. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты.
2.У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему.
3. Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребенка все еще главным образом привлекают действия и поступки, он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли. Возможность проникать в сферу внутренней жизни героя связана с формированием умения сопереживать, сочувствовать ему.
На седьмом году жизни ребенок способен осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами. Он начинает проникать во внутренний смысл произведения, в эмоциональный подтекст.
Формирование у ребенка способностей улавливать эмоциональный подтекст произведения свидетельствует о возникновении новых возможностей в эстетическом восприятии литературы. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что в старшем дошкольном возрасте эта способность еще только зарождается.
В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:
1. закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову;
2. расширять наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка др.);
3. формировать воссоздающее воображение;
4. учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
5, помогать ребенку не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть, скрытые мотивы поступков;
6. помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
7. обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения.
Вывод
Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.
Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.
Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова; Под ред. В.И.Логиновой. – М.: Просвещение, 1992. – 64с.