Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы
консультация по художественной литературе на тему

Краюшкина Оксана Александровна

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы

Основные требования к оформлению книжных уголков

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков:

-рациональное размещение в группе,

-соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей,

-соответствие интересам детей,

-постоянная сменяемость,

-эстетическое оформление,

-востребованность.

Практическая часть. Мы отобрали  из предложенных книг те, которые подходят для оформления книжного уголка в группе.

Формы работы по приобщению детей к чтению

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее не так просто найти интересные формы работы с детьми в этом направлении.

Традиционным является оформление уголков чтения  в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

Ещё одна форма – оформление тематических выставок, посвящён- ных творчеству писателей. Для их лучшей организации необходимо составить календарь памятных дат, позволяющий ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Так, например, можно оформить экспозиции, посвящённые К.И. Чуковскому, А.С. Пушкину, А.Л. Барто, Е.И. Чарушину, С.Я. Марша- ку, уральским писателям Д.Н. Мамину-Сибиряку, Е.А. Пермяку.

Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, например, детям интересны не только сами стихи А.Л. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

Создание «Книжной больницы» в группе помогает привить детям бережное отношение к книге. Дети должны знать, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Так мы организовали такие выставки, как «Наши любимые книги», «По страницам сказок» и др. В их оформлении могут принимать активное участие дети всех возрастов и их родители.

Следующая форма работы – создание детьми  совместно с родителями книг-самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать её самому. Книги можно составить по произведениям детских писателей, по сказкам или придумать самим.

Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Многие из них  принесли в детский сад свои « книги из детства». Таким образом, дети смогли увидеть очень старые экземпляры книг, книги-малютки или наоборот, книги-великаны. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению в семье.

Ещё одной формой приобщения детей к книгам является посещение деткой библиотеки.

Главный результат работы по приобщению детей к книге  в том, что, несмотря на  разнообразие видеотехники, дети не потеряли интереса к книге: они её любят, читают, рассматривают, обмениваются своими впечатлениями, с удовольствием посещают библиотеку.

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ

Всё дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребёнка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребёнку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Дошкольный возраст – время активного становления ребёнка, как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребёнком и печатным художественным словом, задача же воспитателей – убедить их в пользе чтения детям.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребёнок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, даёт новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвящённой одной цели – воспитанию настоящего читателя. Эта цель достигается благодаря использованию таких форм сотрудничества с родителями, как индивидуальные консультации, семинары-практикумы по вопросам приобщения детей к чтению.

В течение учебного года мы уделяли большое внимание тому, как в семье решается задача приобщения ребёнка к книге. Мы обратились к родителям с просьбой принести любимые книжки для того, чтобы почитать их вместе со всеми, рассмотреть иллюстрации, обсудить произведение.

В уголок для родителей мы положили  папку, посвящённую чтению. Которая содержит материалы о детских поэтах, писателях, иллюстраторах, об интересных книгах и новинках. Также консультации: «Что читать дошкольникам», «Как и для чего читать ребёнку», «Книга в жизни ребёнка», «Учите детей любить книгу»  , «Читайте детям сказки» «Сказки в жизни ребёнка», «Радость встречи с книгой .и. д. р.

В течение года в группе мы организовали фотовыставки такие как «Почитай мне, мамочка!», «Моя любимая книжка», также можно организовать «Мы знакомимся с литературой» «Наша любимая библиотека».

Совместная работа педагогов и родителей привела к проявлению стойкого интереса детей к литературе: дети с удовольствием и вниманием слушают чтение книжек в группе, просят читать им дома, самостоятельно берут книги в книжном уголке и рассматривают иллюстрации, «читают» своим игрушкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...

Приобщение детей к чтению художественной литературы

В работе представлен план работы по приобщению детей к чтению художественной литературы...

Буклеты для родителей "Приобщение детей к чтению художественной литературы"

Художественная литература является основой  инновационной технологии О.А. Бизиковой   "Развитие диалогической речи дошкольников  в игре"и выполняет особую роль:  все игровые методы...

Буклет "Приобщение детей к чтению художественной литературы"

Данный буклет создан для работы с родителями, в котором даются советы по  по развитию читательского интереса детей....

Доклад "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"

Доклад на педсовет " Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"Познакомить педагогов с методами и формами  работы по приобщению детей к чтению художественной литера...

Презентация "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"

Презентация к докладу "формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"...

Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...