Путешествие в страну Литературу
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Татьяна Григорьевна Пономарева

Конспект занятия по художественной литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по чтению и художественной литературе

                                                                В старшей группе

Воспитатель Пономарева Татьяна Григорьевна

Дата проведения:23 января

 Тема :«Путешествие в страну Литературу»

Программное содержание: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование: Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, презентация «Угадай- ка»

 Ход занятия: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов

 «Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа?
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.

 Какие вы знаете волшебные предметы? 

 Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Волшебный транспорт?

-А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она…чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то … добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то ... загадочная; есть мудрость, то … мудрая и т.д.

- Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве…)

- Какими заканчиваются?

Стали жить-поживать; вот и сказке конец, а кто слушал - молодец; стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…
- Скажите, почему некоторые сказки  называются народными?

-А если их написал сказочник, автор, то, как они называются? (авторскими).
-Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

Отправляемся друзья.

В чудо сказку – вы и я.
На полянке есть загадки,
Подберём мы к ним отгадки. А отгадки – это книги.

1.В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени Норушка,
И лягушечка Квакушка,
Ёж, Лисица и Зайчишка.
А еще лохматый Мишка
Позже поселился тут.
Как весь домик – тот зовут? (Теремок)

2.Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял. (Лиса и волк)

3.Ведра в дом идут с водой,
Едет печь сама собой…
Что за чудо, в самом деле?
Это сказка о … Емеле.

4. Шестерых её детей
Волк обидел — съел, злодей!
Лишь седьмой в живых остался,
Волку в зубы не попался.
Кто она и кто они?
Если знаешь, назови! ( «Волк и семеро козлят»)

5. Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье соберёт,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать ... Яга.

7. Весь я круглый, как клубок:
Справа – бок, и слева – бок,
Сверху – бок, и снизу – бок,
А зовусь я….. Колобок.

8. У брата с сестрою
Несчастье большое,
Но им не откажут в подмоге
Волшебная печка,
Молочная речка
И яблонька в трудной дороге. («Гуси лебеди»)


9 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? («
^ Царевна лягушка»)

11 Лечит всех зверей подряд
Лечит взрослых и ребят
К вам спешит, когда болит
Добрый доктор …(
Айболит)

12 Не садись на пенек, не ешь пирожок
Ну-ка вспомни сказку, дружок
Кто умнее был, ответь
В сказке …(
Маша и медведь)

  1. Бабушка девочку очень любила.
    Шапочку красную ей подарила.
    Девочка имя забыла свое.
    А ну, подскажите имя ее.
    (Красная Шапочка)

14  У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной …
(туфелька)

  1. Возле леса, на опушке
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки.
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?
    (Три медведя)

  1. Носик круглый, пятачком,
    Им в земле удобно рыться,
    Хвостик маленький крючком,
    Вместо туфелек - копытца.
    Трое их - и до чего же
    Братья дружные похожи.
    Отгадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?
    (Три поросенка)

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Коровушка-матушка, меня ругают, бранят, плакать не велят, досыта не кормят, работать заставляют.- влезь ко мне в правое ухо, в левое вылезь - все будет исполнено.

Отчего ты, Иван-царевич, невесел?

Отчего ниже плеч буйну голову повесил?-

 Царь-батюшка приказал к утру хлеб испечь.

 Не печалься, ложись спать. Утро вечера мудренее.

Сивка-Бурка, вещий Каурка,

встань передо мной, как лист перед травой.

— Конь бежит, земля дрожит.

Из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

Одна шерстинка золотая, другая серебряная.

.— Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло..

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

Не пей, Иванушка, козленочком станешь


Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)

Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
Викторина на компьютере «А ну ка отгадай!».

«Край рассказов»

Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей) В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра

«К какому рассказу иллюстрация» (Презентация).

 «Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов?

Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку.

 А еще в стихах некоторые последние слова созвучные.

 А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!

 Мартышки и книжки

Из какого произведения эти строчки?

Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения?

Корней Иванович Чуковский.

Людей, которые сочиняют стихи, называют поэтами.

Сказки стихи сочиняли :

Корней Иванович Чуковский

Александр Сергеевич Пушкин

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.

Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки.

(«Усатый-полосатый» С. Маршак)

 А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал …. реветь.
(«Телефон» К. И. Чуковский)

Чтение стихов по желанию.

 У лукоморья дуб зелёный.

По дубочку постучишь.

Мама спит – она устала.

Поезжай за моря  - океаны.

Вот моя деревня.

Физкультминутка  

Мышка быстренько бежала  (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла  
(имитация движения)
Ой, яичко уронила  (
наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила
(показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили
(наклониться)
И водой ее полили
(имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка
(развести руки в стороны)
А теперь ее потянем
(имитация движения)
И из репы кашу сварим
(имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие
(показать «силу»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия "Путешествие в страну литературию" для средней группы

Интегрированная непосредственная образовательная деятельностиь (коммуникация + художественное творчество)...

Конспект литературной викторины "Путешествие в страну Литературия"

Материалы обобщающего игрового занятия по художественной литературе с использованием сказок, стихов,  народных примет...

Непосредственная деятельность с детьми "Путешествие в страну Литературию"

Непосредственная деятельность с детьми "Путешествие в страну Литературию"...

"Путешествие в страну литературию"

занятие для старшей группы...

Путешествие в страну - литературию

Путешествие в страну - литературию. Презентация к занятию....

Цикл досуговых мероприятий "Путешествие в страну Литературию"

Цикл досуговых мероприятий "Путешествие в страну Литературию"...

Цикл досуговых мероприятий "Путешествие в страну Литературию"

Цикл досуговых мероприятий "Путешествие в страну Литературию"...