Проект "Добро и юмор глазами детей в творчестве А.Барто" к 110 -летию со дня ее рождения.
проект по художественной литературе на тему

Мавлютова Светлана Фаязовна

Классическая музыка и художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника. Творчество классиков открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mbdou_51_barto_dlya_attestatsii.docx45.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Добро и юмор глазами детей в творчестве А.Барто»,

посвященный 110-летию со дня её рождения

Пояснительная записка

 С 1 января 2014 г.  вступил  в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».   Так, согласно новому Закону «Об образовании в РФ» оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования. Стандарт основан на требованиях к образовательной, воспитательной среде дошкольного учреждения, которая обеспечивает достижения результата. В личностно-ориентированной модели равное значение придается и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. Такой подход дает лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными, уверенными в себе. Акценты расставлены в соответствии с требованиями семей к дошкольному образованию, а одно из требований - уход от академической направленности программ. Семьи, прежде всего, хотят, чтобы их дети полноценно развивались, чтобы была обеспечена доступность высококачественного ухода и присмотра. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки - поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования - положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.  Это  признание его значимости  в развитии ребёнка. ФГОС   ДО   появился в нашей культуре, в жизни впервые, «в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры детства. В ней ребёнка ценят. Дошкольный ребёнок  - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры»  (А. Г. Асмолов).  Ребёнку не надо готовиться к жизни, он уже живёт, поэтому важно «инвестировать  в его развитие, необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес. В дошкольном детстве ребёнок должен жить хорошо, интересно, празднично, так как праздник задаёт формы эмоциональных переживаний на всю жизнь» (В. С. Собкин).

          Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Понимание необходимости введения инноваций в образовательный процесс приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем «инновационном поле» - поле создания и, самое главное, освоения конкретного новшества. Это, особенно, актуально для нашего времени, так как является - и условием выживания (как в прямом, там и в переносном смысле), и условием конкурентоспособности образовательного учреждения и педагогического коллектива. Слово «инновация» происходит  от  латинского и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». «Инновация - это новое явление в чем-либо». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанника. Инновационные процессы часто являются закономерностью в развитии образовательного учреждения и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

         Наш  педагогический коллектив ДОУ интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. 
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

  Технология –  это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги нашего ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.  Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.  Развитие метод получил в работах В. Килпатрика,  Э. Коллингса. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид
: «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика). Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.

Классическая музыка и художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника. Творчество классиков открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно их воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, сказки и стихи воздействуют на личность малышей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Сказки, написанные  в стихотворной форме, помогают ребёнку развивать память.Синтез творчества  поэта и великолепная музыка развивают эмоциональные переживания ребенка.  Музыкально-эстетическое воспитание детей значительно полнее и богаче, если последовательно знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.Важную роль в воспитании слухового внимания и чуткого восприятия звучания музыки у дошкольников играет взрослый – педагог, воспитатель, родитель….

Интеграция: социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

Тип проекта: информационно – практико – познавательный.

Возраст детей: 4 – 7 лет.

Продолжительность проекта:4 недели.

Участники проекта – дети средней, старшей и подготовительной к школе групп, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, заместитель заведующего по ВМР.

Актуальность проекта:

Детская литература занимает особое место в жизни ребёнка. Книга – это средство всестороннего развития ребёнка. Она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, родному языку, развивает и обогащает детское воображение. Мы смотрим в книгу, как в зеркало и находим в ней отражение того, что происходит с нами, как бы со стороны видим поступки и их последствия. Всё это оказывает большое влияние на развитие ребёнка как личности.

 Слабое знание детьми творчества детских писателей, увлечение детьми компьютером, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и привития любви к книге – это проблема нашего времени.

В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг. Данный проект даёт возможность познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Поэтесса создает выразительные портреты детей, раскрывает глубину их переживаний, подмечая черты детской психологии. На произведениях А. Барто выросло не одно поколение детей. Осмысливая её произведения, ребенок учится жить, мыслить и оценивать свои поступки.

«Чтобы воспитать читателя в ребенке, прежде всего, необходимо воспитать в нем активное тяготение к постоянному общению с книгой, поддерживать и развивать впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, способность получать удовольствие, радость от встреч с книгой». (Л. С. Выготский)

Цель проекта: Приобщение детей к чтению стихов А. Барто, музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

Задачи проекта.

1. Образовательные:

- расширять знания о творчестве А. Л. Барто

- учить детей воспринимать художественные произведения в стихотворной форме;

- обогащать и расширять представления детей об окружающем мире;

- учить с выражением рассказывать стихи.

2. Развивающие:

- развивать способность понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание;

- развивать память, художественно-речевые и исполнительские умения,  активизировать речь;

- развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитательные:

- воспитывать уверенность в себе и в своих возможностях;

- воспитывать основы доброжелательного отношения друг к другу.

- воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге

4. Привлечь родителей к решению проблемы.

 - укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и родителей

Формы решения проблемы проекта:

Беседы, н. о. д., выставка детских работ, изготовление книжек-малышек, фото- выставка, создание библиотеки, музыкально-литературный досуг.

Ожидаемый результат.

Для детей. Разучить стихи А. Л. Барто. Создать книгу своими руками. Отобразить в творчестве содержание стихов.

Для педагогов. Собрать информацию о творчестве А. Л. Барто для реализации проекта. Выучить с детьми стихи, задействовать родителей в сборе материала.

Для родителей. Активное участие в создании декораций для праздника, создание своими руками книжек-малышек по творчеству  А. Л. Барто, участие в фото -выставке «Моя любимая игрушка».

Этапы проекта.

1. Подготовительный.

Действия детей: выучить стихи, сделать рисунки, аппликацию, книгу, разучивание песен на стихи А.Барто,

Действия педагогов: выявить проблему, собрать материал, составить план работы, привлечь родителей.

Действия родителей: помочь воспитателю в реализации проекта, учить с детьми стихи, изготовление с детьми книжек-малышек, собрать библиотеку.

2. Деятельный.

Действия детей: заучивание стихов, художественное творчество по проекту, ручной труд.

Действия педагогов: оснащение предметно – развивающей среды, проведение досуга по плану, консультация для родителей, открытое занятие.

Действия родителей: подбор книг, участие в досуге.

3. Завершающий.

 Муниципальный семинар для педагогических работников « Ознакомление воспитателей с творчеством А.Л. Барто» в МБДОУ №51 .

Литературно – музыкальный досуг по творчеству А. Л. Барто, презентация книжек-малышек, рисунков, аппликации по творчеству  А. Л. Барто.

Выполнение проекта.

- Беседа о творчестве А. Л. Барто

- Чтение стихов из цикла «Игрушки».

- Фото -выставка «Моя любимая игрушка»

- Аппликация по теме «Игрушки».-н.о.д.

- Конкурс на лучшее видео по заучиванию стихов А.Л. Барто.

- Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики.

- Литературно – музыкальный досуг по творчеству А. Л. Барто

- Изготовление книжек-малышек и рисунков своими руками.

        

Сценарий музыкально-литературного досуга

«Добро и юмор глазами детей в творчестве А.Барто»

1.Стих «Я расту»

2.Ведущий: Доброта, юмор и маленькие капризы – это творчество  поэтессы Агнии Львовны Барто.

Когда-то,давным-давно 110 лет назад жила-была Семья:папа – Лев Николаевич имама – Мария Ильинична. И вот в феврале 1906 года уних родилась дочка – Агния.

ФОТО СЕМЬИ БАРТО

3.Выходит девочка, танцует («Вальс» П.И. Чайковский)

Лев Николаевич видел будущее своей дочери в балете и поэтому отдал свою дочку в хореографическое училище. Агния занималась танцами и жизнь ее была наполнена прекрасным миром музыки.

4. Танец (девочки подготовительной группы) – «Немецкая песенка» П.И.Чайковский

5.Ведущий: Лев Николаевич видел будущее своей дочери в танцах и хотя Агния продолжала заниматься танцами, но большого таланта балерины у нее не было,да и труд балерины очень тяжел, а ей все время хотелось бегать с детьми во дворе, играть в куклы.

6.Стихотворение «Прогулка».  

7. «Танец кукол.»муз. Д.Шостакович «Вальс-шутка»

8.Ведущий: Когда девочка Агния выросла, у нее тоже появились дети: сын и дочка.  Для своей дочки Танечки Агния Львовна написала цикл стихотворений «Игрушки». Читая эти произведения, кажется, что эти живые образы вот-вот сойдут со страниц книг и придут к нам в гости…Смотрите, смотрите оживают страницы книжки!

Слышите… к нам спешит лошадка…

9. Песня «Я люблю свою лошадку…» (девочки подготовительной группы)

10.Ведущий: А вот и девочка Танечка. Таня увидела мячик и не удержалась. Так ей захотелось поиграть…

11.Выбегает девочка и берет мячик:

С утра на лужайку
Бегу я с мячом,
Бегу, распеваю
Не знаю о чём...

 12. Выполняет упражнение с мячом, потом роняет мяч…

13. Стих «Наша Таня громко плачет…» (средняя группа)

Слышится голос: «Полундра. Свистать всех наверх…»

14.Ведущий: Что это за шум? Слышите? Это Артур – наш капитан, шагает по лужам…..

15. Песня «Матросская шапка» (подготов. группа)

16.Появляются лягушата (Подготовительная группа).

Стих и  Танец лягушат. Муз С.Халаимова.

17.Ведущий: Пролетело лето и наступила осень, но летом произошло событие…

18.Подготовительная группа.

Стихотворение «Вам не нужна сорока?…»

19.Ведущий: Началась осень и несмотря на то, что солнышко грело не так сильно,как летом, во дворе шла оживленная игра…

«Гуси-лебеди» (сценка)

20.Ведущий:Осень-это буйство красок,это багряно-золотистый лес  вот и зеленая скамейка превратилась…… а мы сейчас это послушаем во что она превратилась

21. Стих «Осень»

22. Стихотворение «Листопад»

23. «Разноцветная осень»–хоровод-песня с листочками

24. Ведущий: Шутки, юмор, доброта, вот главное,чем наполнены произведения поэтессы А.Л.Б. Она писала не только для детей,но и для взрослых, по ее сценариям были сняты фильмы, «Подкидыш», «Алеша  Птицын вырабатывает характер».Она также писала много стихотворений о Великой Отечественной войне, также она занималась переводом зарубежных произведений. Наши мамы и папы,дедушки и бабушки воспитывались на ее до боли знакомых строках.В наш стремительный 21 век эти стихотворения остаются достаточно актуальными и по сей день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выставка художественного творчества детей "Спорт глазами детей"

В марте в нашем детском саду прошла выставка детских работ «Спорт глазами детей». Цель данной выставки -  привлечение внимания детей к здоровому образу жизни, утверждение в сознан...

Лето глазами детей

Лето- время года , когда дети больше времени проводят на улице,  Играю игры  и рисуют лето. Лето в рисунках детей получается красивым и добрым....

2018год Региональный конкурс творчества детей "Безопасность у воды глазами детей"

В апреле 2018 года на Региональном конкурсе "Безопасность у воды глазами детей" нашу группу с рисунком "Не зная брода - не входи в воду!" представляла Мамонтова Дарья....

Творчество детей "Война глазами детей"

Давным-давно была войнаИ там, где всё сожгла она,Хлеба желтеют и синеют реки.Но тот, кто эту землю спас,Остались жить в сердцах у насНавеки, навеки, навеки.Когда ребенок воссоздает на бумаге рис...

«Оборонно-массовое и патриотическое воспитание дошкольников, посвященное 76-летию Победы ВОВ» Аппликативное творчество:"МИРНОЕ НЕБО ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ"

Прошло 76 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Но  Детям дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и...

Положение о конкурсе совместного творчества детей и родителей к 90-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина «Юркина мечта»

Конкурс совместного творчества детей и родителей к 90-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина «Юркина мечта» проводился среди всех возрастных групп....

Положение о конкурсе совместного творчества детей и родителей к 90-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина «Юркина мечта» в МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Цель конкурса: конкурс «Юркина мечта» проводится с целью укрепления взаимодействия семьи и детского сада, приоритета семейного воспитания детей....