Подвижные башкирские игры для дошкольников
картотека на тему
Картотека подвижных башкирских игр для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_bash._igr.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА БАШКИРСКИХ ИГР
Курай | Пустое место (Буш урын) | Летели – летели (осто-осто) |
Дети встают в круг, в центре круга сидит на стуле «кураист», играет на курае. Дети поют песню и выполняют движения: Становись в хоровод (идут вперед тройным притопом), всех курай плясать зовет (отходят спиной на свои места и повторяют притоп), ты курай,- задорней, веселей играй (на месте девочки – притопы с прищелкиванием, мальчики – энергичный притоп с правой ноги). Тех, кто лучше пляшет, в круг их приглашай! (Мальчики – вращают правой кистью над головой). С окончанием музыки все вместе восклицают: «Хэ-хэ!», и мальчики бегут к стулу, стараясь быстро взять курай. Выигравший ребенок становится кураистом. | Количество детей не более 7 человек. Образуют круг в один ряд. Выбирается один водящий, который бежит по наружному кругу. По ходу он дотрагивается до одного из стоящих в кругу игроков и начинает бежать в обратную сторону. Игрок, которого задели, бежит в обратную сторону. Его место в это время пустует. Встретившись, играющие останавливаются, приветствуют друг друга, подавая обе руки, и продолжают бег, стараясь занять свободное место в кругу. Прибежавший вторым продолжает игру. Во время игры необходимо нарядные обычаи приветствия. | Играющие становятся в круг. Один из игроков выходит в снрндину. Он называет летающие и нелетающие предметы, животных, птиц. Дети должны слушать внимательно и поднять руку только тогда, когда называется летающие предметы… Если был назван нелетающий предмет, все должны присесть. Кто не сделает ошибки и остается до конца, тот станет победителем. |
Замри (катыргыс) | Пять пальчиков (биш бармак) | Липкие пеньки (йэбешкэк букэндэр) |
Выбирается один «пастух». По сигналу он догоняет убегающих и старается осалить их рукой. Тот, кого он задел, должен оставаться на этом месте – замереть. Их могут спасти дети, которых еще не осалили. Если пастух осалил всех, т.е. замерли все, пастухом станет тот, кого поймали первым. Игра повторяется. | Участвуют мальчики. Готовится 5 палочек длиной 10 см (пальчиков) и нумеруется от 1 до 5. У всех игроков на руках палки длиной 60-70 см. на одну линию ставятся «пальчики» на расстоянии 30-50 см друг от друга. Подальше от них в 6-7 м отмечается линия удара. Игроки по очереди кидают палки на «пальчики». Если сбивается «пальчик» №1, то сбивший получает 10 очков, если №2 – 20 очков и т.д. кто из игроков наберет 50 очков или больше, тог становится победителем. | 3-4 игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Остановленные становятся пеньками. Правила: пеньки не должны вставать с мест. |
Лапта-стукалка (сэпэма hугыу) | Перетягивание каната (аркан тартык) | Бег с ложками (калак мнэн югереу) |
Участвуют 8-10 детей (в городе). В 15 метрах от города установлен флажок на веревке высотой 50 см. один игрок (бьющий) берет мяч и лапту, располагается на площадке подающего. Подбросив сам себе мяч, выбирает его лаптой в поле, а затем бежит к флажку и стучит лаптой по нему. После этого бежит обратно в город. Игрок, находящийся в поле ловит мяч в воздухе или подбирает с земли и стремиться осалить перебегающего. Если это ему удалось, то сам бежит за линию города, иначе может произойти «переосаливание». При невозможности осалить игрок в поле остается на своем месте, а перебегающий становится в конце колонны, ожидая своей очереди для нового удара. В этом случае ему начисляется одно очко. | Используется между командами, парами и одиночными игроками. Середина каната отмечается цветной ленточкой. На полу в 2х метрах от середины поля проводят 2 параллельные линии. Играющие берутся за канат руками, поднимают с земли и по сигналу начинают тянуться его в свою сторону. Можно поменяться сторонами площадки. Поединок повторяется. Побеждает команда, которая большее число раз сумела перетянуть канат на свою сторону. Правила запрещают отпускать канат. Руки игроков, стоящих впереди, не должны быть ближе 50-60 см от центральной ленточки. | Игра проводится между двумя командами, построенными на линии старта в колонну по одному. У двух первых участников, находящихся на линии старта, в вытянутых руках находятся деревянные ложки с теннисными шариками в них. По сигналу дети должны добежать до определенной метки (несколько метров) и вернуться обратно при этом не уронив шарика с ложки. При выпадении шарика из ложки участник должен поднять его, положить в ложку и продолжить бег. Но за это команда получает штрафное очко. Следующий игрок продолжает эстафету с линии старта, получив ложку с шариком в ней. Побеждает команда, которая была первой и с меньшим количеством штрафных очков. |
Третий лишний (бастырышмак) | Стрелок (уксы) | Лапта-кидалка (сойош талк) |
Выбирают «третьего лишнего» и «догонялу». Дети образуют круг из пар. Игра начинается когда «догоняла» начинает осаливать «третьего лишнего», который бежит по внешнему кругу. Чувствуя, что его достают, «третий лишний» встает впереди какой-либо пары. Теперь в этой паре образуется новый «третий лишний» - тот, кто стоит сзади и должен бежать сразу, пока его не осалили. Правила: нельзя никому бегать внутри круга; не убегать далеко от круга | Проводятся 2 параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг d=2 м. один игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Правила: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды: «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием. | Чертится круг d=1,5м. В круг кладут «палку-кидалку» длиной 50см. считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибегает позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут пойманы, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен. Правила: начинать искать игроков тогда, когда палка найдена и положена в круг. Названный по имени – уходит из укрытия |
Медный пень (бакыр букэн) | Юрта (тирма) | Эстафета-игра «Спутанные лошади» (тышаулы аттар астафеаhы) |
Играющие парами располагаются по кругу. Дети изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети – хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий – покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина: «Я хочу вас спросить, можно ль мне ваш пень купить?» Хозяин отвечает: «Коль джигит ты удалой, медный пень тот будет твой». После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем. Правила: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином | Игра содержит национальный колорит, развивает любовь к традициям и обычаям своего народа. Игра развивает скоростные качества, координацию, внимание, воспитывает взаимопомощь, дружбу. Участвует несколько групп детей, каждая из которых образует круг на площадке. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, каждая группа двигается переменным шагом по кругу и поет: «Мы веселые ребята, собираемся в кружок. Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок». По окончании музыки и песни они быстро бегут к своим стульям, берут за края платок и натягивают над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Выигрывает та команда, которая первой построит юрту. | Дети делятся на 2-4 команды и выстраиваются на линии старта. На ногах у стартующих первыми завязана петля из веревки (путы), которая обхватывает ноги восьмеркой. По команде первые игроки начинают прыжки 2-мя ногами до определенной отметки (флажка) и возвращаются обратно, передают эстафету вторым, третьим и т.д. Выигрывает команда, которая заканчивает эстафету первой и без ошибок. Расстояние до флажков должно быть не более 25м, путы могут находиться у каждого или только у стартующего, который передает их другому |
Бег в мешках (ток кейеп югереу) | Вызов номеров (номер сакырыу) | |
Готовится мешок, в котором ребенок должен встать ногами за его края и таким образом приготовиться к старту. По сигналу участники начинают передвижение вперед прыжками на двух ногах до флажков, которые можно поставить на расстоянии 15-20см. Обойдя флажок, ребенок должен вернуться обратно и передать эстафету следующему. Передвижение вперед- только прыжками. При падении ребенок должен встать и продолжить движение дальше с этого места. За это команде начисляется штрафное очко. | Дети делятся на 2 группы и выстраиваются вдоль боковых сторон зала, площадки. Каждому присваивается порядковый номер. Воспитатель называет номер и бросает резиновый мячик вверх. Два ребенка, имеющих одинаковые номера, стараются добежать до мяча, поймать и осалить другого. Игрок, первым осаливший другого приносит своей команде очко. Выигрывает та команда, которая набрала очков больше. Правила: осаливать нужно мячом, держа его в руке. |
Иголка и нитка (энэ менэн еп) | У кого кольцо? | Прячу платок |
Количество детей более 8 человек. Образуют круг, взявшись за вытянутые руки. Выбираются двое водящих – «иголка и нитка». По сигналу иголка начинает убегать от нитки, перебегая между игроками под вытянутыми руками. Задача нитки следовать точно за иголкой, хотя первый пытается запутать догоняющего. Если нитке удалось догнать иголку и не допустить при этом ошибки, то игрок – нитка становится иголкой, а последнего заменяет другой. Если нитка ошиблась, то также происходит замена игрока другим. | Игроки садятся в один ряд на скамейку. Выбирается один «бык». Он садится на стул против игроков. Расстояние между игроками и «быка» 3-4м. Выбирается ведущий. Он берет в руки кольцо и обходит всех детей, делая вид, что вкладывает в ладони кольцо. Кольцо опускает в ладони только одного игрока. После этого спрашивает у сидящего напротив игрока, внимательно следившего за происходящим. «Бык, скажи у кого кольцо?» все игроки, сидящие делают вид, что кольцо окажется у него, то бык садится на место игрока, чье имя названо. Теперь ведущим становится игрок, у которого было обнаружено кольцо, а ведущий садится на место быка – против сидящих. А если бык не обнаружил игрока с кольцом, он продолжает сидеть на своем месте. Если же кольцо не будет обнаружено длительное время, то бык наказывается (спеть, прочитать стих…). Правила: если игрок, у которого кольцо в ладонях, покажет его быку, то он наказывается – выводится из игры. | Считалкой выбирают пастуха. Остальные садятся плотно друг другу, образуя круг. Пастух берет в руки платок. Игрок – пастух с платком в руках выходит за круг и вместе со всеми начинает петь: «Прячу, прячу я платочек, незаметно положу его подружке за спиной». В это время «пастух» ходит по кругу и оставляет платок за спиной из одного игрока. А сам ходит, будто платок спрятан у него в руках. Если игрок не заметил платка до того, пока пастух обойдет весь круг, то пастух быстро подхватывает платок и обегает круг, подхлестывая игрока платком. Далее игрок остается с платком, а пастух садится на его место. Если игрок, сидевший в кругу, заметит, что платок оставлен за его спиной, он быстро встает и бежит с платком за пастухом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Башкирские игры Поволжья
игры...
Башкирские игры на музыкальных занятиях
Башкирские игры на музыкальном занятии...
Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора
Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...
Башкирские игры
Картотека башкирских игр...
Башкирские народные игры для дошкольников
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие жизненные вопросы сегодняшнего дня. Одним из таких ...
Народные подвижные игры для дошкольников "Игры народов Севера"
Народные подвижные игры передаются нам из поколения в поколение. Данные игры не просто интересны детям, они прививают ребятам обычаи и традиции разных народов, особенности характера, неповторимый кало...
Башкирские игры
Башкирские игры...