Астрид Линдгрен
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Костомарова Галина Анатольевна

Литературный проект "Все начинается с чтения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №657 дошкольное отделение

                                                            «Интерактивные  образовательные  технологии

для   реализации  ФГОС  дошкольного  образования»

  1. Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы  занятия/мероприятия (ФИО)

Костомарова Галина Анатольевна, Дежнева Любовь Александровна

Должность, категория

Воспитатели, 1 Категория

Мероприятие,  область применения.

Ознакомление с художественной литературой

Возрастная  группа,

количество человек 

Старшая группа. Количество детей- 27 человек

Продолжительность   мероприятия

35 минут

Методическая информация

Тема занятия/мероприятия

Ознакомление с главами  повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий  (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное)

Обучающее

Цели  занятия/ мероприятия

Ознакомление детей с новым произведением

Задачи  занятия/ мероприятия

1. Формировать умение слушать художественное произведение (Художественно-эстетическое воспитание).

2. Развивать внимание, память при прослушивании художественного произведения (Художественно-эстетическое развитие) .

3. Формировать умение отвечать на вопросы, развивая диалогическую речь в ситуативном разговоре (Речевое развитие) .

4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям  произведения (Социально-коммуникативное развитие) .

5. Развивать умение детей взаимодействовать со сверстниками (Социально-коммуникативное развитие) . 

6.Учить детей связно пересказывать произведение, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки (Речевое развитие)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят

дети  в ходе занятия/ мероприятия

-внимательно слушать художественное произведение;

-отгадывать загадки;

-организованно выполнять физические упражнения;

-отвечать на вопросы полными предложениями и делать выводы;

-развитие устной речи;

 Предварительная работа

-рассматривание портрета и ознакомление с биографией шведской писательницы Астрид Линдгрен;

-знакомство детей с творчеством Астрид Линдгрен;

- рассматривание и обсуждение иллюстраций о Карлсоне;

-ознакомление с другими произведениями Астрид Линдгрен («Пеппи Длинныйчулок»)

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

1. Портрет Астрид Линдгрен https://www.livelib.ru/author/7894-astrid-lindgren

2.Приветствие http://metodist.mbdoydc84vlad33.caduk.ru/p33aa1.html

3. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» http://vseskazki.su/astrid-lindgren/karlson-kotoryj-zhivet-na-kryshe

4. Загадка http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-razvitiyu-rechi-v-srednei-grupe-po-teme-moi-luchshii-drug-karlson.html

5. Физкультминутка  http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-razvitiyu-rechi-v-srednei-grupe-po-teme-moi-luchshii-drug-karlson.html

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия

-стулья по количеству детей;

-магнитная доска

Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

-Картинка с изображением Карлсона (Приложение №1)

-Картинка с изображением весёлого смайлика (Приложение №2)

-Картинка с изображением грустного смайлика (Приложение №3)


             Этапы занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Действия  воспитателя, инструкции

ЗУНы  и качества, которые формируются у  детей  на  этом  этапе

Инициация

(приветствие)

Вхождение в тему

Интерактивная лекция (инпут)

Разминка

Проработка содержания темы

Подведение итогов (рефлексия)

1 минута

3 минуты

15      минут

1 минута

.

10

минут

.

5 минут

АМО «Утреннее приветствие»

Цель : приветствие друг друга.

Материалы не предусмотрены

Технология проведения:

Воспитатель собирает детей в круг.

Загадка про Карлсона

Цель: заинтересовать детей для дальнейшей работы.

Материалы: книга со сказкой Астрид Линдгрен Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», картинка с изображением Карлсона

Технология проведения:

Воспитатель просит детей сесть на стульчики и показывает им новую книгу.

Цель: сообщение новой информации, поддержка внимания детей, мотивация детей для дальнейшей деятельности.

Материалы: книга со сказкой Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

Технология проведения: воспитатель читает сказку ,задаёт по ней вопросы детям ,затем снова читает сказку.

АМО «Физкультминутка».

Цель: Эмоциональная разрядка, разминка.

Материалы не предусмотрены.

Технология проведения: дети встают рядом со стульчиками и выполняют упражнения, согласно словам стихотворения.

АМО «Пересказ диалога Малыша и Карлсона по ролям»

Цель: развитие памяти детей, закрепление и углубление знаний о новом материале.

Материалы не предусмотрены

Технология проведения: дети пересказывают сказку по ролям, глядя на картинки.

АМО «Смайлики»

Цель: выяснение настроения детей, впечатлений от занятия, подведение итогов.

Материалы: магнитная доска, веселые и грустные смайлики из бумаги

Воспитатель собирает детей в круг и все вместе повторяют:

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель говорит: «Вы, наверное, все заметили интересный предмет на столе. Это книга.

Сегодня мы с вами начнём читать сказочную повесть шведской писательницы. Но сначала отгадайте загадку: 

Все девчонки и мальчишки

Полюбить его успели.

Он - герой веселой книжки,

За спиной его - пропеллер.

Над Стокгольмом он взлетает

Высоко, но не до Марса.

И малыш его узнает.

Кто же это? Хитрый ...(Воспитатель показывает картинку, на которой  изображен Карлсон»

Вниманию детей предлагается повесть Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Начинается наша сказка так: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная семья по фамилии Свантесон…»

Воспитатель читает главы повести и проводит беседу:

- Чем необычен Карлсон?

- Где живет Карлсон?

- С кем сравнивает автор летящего Карлсона?

- Как вы понимаете слова: «самоуверенный», «хитроумный»?

- Описал ли автор внешность Малыша?

- Можем ли мы сказать, какой был Малыш?

- Почему Малыш тяжело вздохнул?

- Что насторожило Малыша?

- Почему Карлсон летал кругами вокруг Малыша?

- Что можно предположить?

- Почему Малыш стоял, не шелохнувшись?

- Какие чувства он испытывал?

- Что значит «дух захватило»?

Карлсон всех зовет на крышу.

Поднимайтесь все неслышно.

Руки в стороны, поднять,

На носки всем срочно встать.

Выше, выше…

Опуститесь,

Поклонитесь,

улыбнитесь,

А теперь, прошу, садитесь.

Воспитатель:

- Как познакомились Малыш и Карлсон?

- Вспомните диалог Малыша и Карлсона. Определите тон, интонации героев.

Затем воспитатель приглашает желающих детей пересказать диалог Малыша и Карлсона по ролям. При этом побуждает детей говорить полными предложениями ,с интонацией, выражением. Помогает, задаёт наводящие вопросы, если дети затрудняются(2-3 раза).

Воспитатель:

- Какие сказочные приметы есть в новой повести?

- Что показалось смешным?

- Какие авторские сравнения делают текст сказки интересным?

Чем вам понравилась эта сказка? Что больше всего запомнилось? Затем воспитатель спрашивает, понравилось  ли занятие детям и было ли им интересно? Те, кому понравилось, выбирают весёлый смайлик и прикрепляют его на магнитной доске, рядом с изображением Карлсона а кому не понравилось- грустный. Проводится анализ выбора детей.

-установление контакта с детьми;

-создание положительного эмоционального настроя;

-поддержание хорошего настроения в группе

-настрой на занятие;

-привлечение внимания детей;

-развитие мышления, воображения

-умение внимательно слушать;

-запоминать;

-делать выводы

-снятие напряжения;

-повышение уровня энергии;

-переключение внимания

-развитие речи ребёнка;

-активное мышление;

-выделение главного;

-работа в команде

- понимание сюжета;

- выделение героев сказки;

-развитие памяти

-умение делать выводы, оценивать своё настроение



Приложение №1

                               C:\Users\Галина\Desktop\karlson03.png

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%81%D0%BE%D0%BD%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&lr=213

Приложение №2

C:\Users\Галина\Desktop\i (1).jpg

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%91%D0%BB%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&lr=213

Приложение № 3

C:\Users\Галина\Desktop\07181899.jpeg

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&lr=213



Предварительный просмотр:

Астрид Анна Эмилия Линдгрен

(14 ноября 1907— 28 января 2002)

Курсор: Главные новости Израиля

Астрид Анна Эмилия Линдгрен – шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе «Карлсон, который живёт на крыше» и тетралогии про Пеппи Длинный чулок..

        Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд, в фермерской семье. В детстве Астрид была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Её способности стали очевидными уже в начальной школе, где Астрид называли «виммербюнской Сельмой Лагерлёф».

По словам Астрид Линдгрен, «Пеппи Длинныйчулок» (1945) появилась на свет прежде всего благодаря дочери Карин. В 1941 году Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинныйчулок — это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карине, Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке. В десятый день рождения Карин Астрид Линдгрен сделала стенографическую запись нескольких историй, из которых затем составила для дочери книжку собственного изготовления (с иллюстрациями автора).

C:\Users\Галина\Desktop\0_388ae0d5ab5046e9479935f9ef386138_1386680298.jpg 

В  трилогии — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» , «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел»  и «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять»  —  действует фантазийный герой не злого толка. Этот «в меру упитанный»,  жадный, хвастливый, надутый, испытывающий жалость к себе,  хотя и не лишённый обаяния человечек обитает на крыше многоквартирного дома, где живёт Малыш. Будучи полувзрослым другом Малыша из полусказочной реальности, он представляет собой куда менее замечательный образ детскости, чем непредсказуемая и беззаботная Пеппи. Малыш — младший из троих детей в самой обыкновенной семье  и Карлсон попадает в его жизнь  через окно, причём делает это каждый раз, когда Малыш чувствует себя лишним, обойдённым или униженным, иными словами, когда мальчику становится жалко себя.

C:\Users\Галина\Desktop\i (1).jpg

Присущее Астрид Линдгрен стремление к равноправию и заботливое отношение к людям помогали писательнице преодолевать барьеры, воздвигаемые её высоким положением в обществе. Она со всеми обращалась одинаково сердечно и уважительно, будь то шведский премьер-министр, глава иностранного государства или один из её читателей-детей. 

Астрид оказалась плодовитой писательницей: если считать книжки-картинки, из-под её пера вышло в общей сложности около восьмидесяти произведений. В 1958 году Астрид Линдгрен наградили медалью Ханса Кристиана Андерсена, которую называют Нобелевской премией в детской литературе.

C:\Users\Галина\Desktop\5078c0f807315f99a55c892a453cee41.jpg



Предварительный просмотр:

Иллюстрации  к сказочной повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» 

Показать созданный писателем мир чрезвычайно сложно.  Какими бы хорошими ни были иллюстрации, читатель  вправе сказать « Я себе это совсем не так представлял». Илона Викланд сотрудничала со шведской писательницей более 40 лет.  Именно она создала всем известные образы произведений Астрид Линдгрен – это Братьев Львиное Сердце, Детей из Бюллербю, Мадлике, Червена , Карлсона и т.д.

    А вы знали, что Карлсон родом из Парижа? Это взъерошенный мужчина, небольшого роста, в синих штанах и клетчатой рубашке, которого художница  Илона Викланд встретила на городском рынке этого прекрасного города.  Мужчина так рассмешил Илону своим видом, что сразу же стал прототипом озорного героя. Викланд рисовала иллюстрации в чёрно-белом цвете. Вот как она его изобразила:

   

           C:\Users\Максон\Desktop\10sm.gif                          C:\Users\Максон\Desktop\25sm.gif

               C:\Users\Максон\Desktop\29sm.gif           C:\Users\Максон\Desktop\06sm.gif

       А вот иллюстрации советского художника-мультипликатора  Анатолия Михайловича Савченко. Именно он является художником - постановщиком многих известных мультфильмов, таких как «Возвращение блудного попугая», «Вовка в Тридевятом царстве», «Петя и Красная шапочка», «Мойдодыр» и другие.

        Художник придумал и нарисовал не только образы персонажей, но и полностью выдумал интерьеры и пейзажи. Насколько красочными и яркими он их рисовал! Савченко один создал то, что обычно создаёт целая бригада аниматоров. Это поистине кропотливая работа, результат которой  поражает!      

C:\Users\Максон\Desktop\2108236.jpg         C:\Users\Максон\Desktop\1000404_original.jpg

C:\Users\Максон\Desktop\999793_original.jpg

C:\Users\Максон\Desktop\karlson_birthday.jpg



Предварительный просмотр:

Практическая деятельность

      Воспитатель напоминает детям о том, что Астрид Линдгрен сама любила рисовать иллюстрации  к своим произведениям, показывает её рисунки. И предлагает детям почувствовать себя «самыми лучшими в мире» художниками и нарисовать иллюстрации к прочитанным главам сказочной повести «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». При этом можно использовать цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.

  C:\Users\Галина\Desktop\ФОТО дс\DSCN4561.JPG                 C:\Users\Галина\Desktop\ФОТО дс\DSCN4565.JPG

 

    C:\Users\Галина\Desktop\ФОТО дс\DSCN4567.JPG                          C:\Users\Галина\Desktop\ФОТО дс\DSCN4566.JPG



Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Необходимо родителей познакомить с творчеством Астрид Линдгрен.

Список произведений Астрид Линдгрен:

Малыш и Карлсон, который живёт на крыше

Мы все из Бюллербю

Эмиль из Лённеберги

 Суперсыщик Кале Блумквист

Пеппи поселяется на вилле «Курица»

Мио, мой Мио!

Расмус-бродяга

Любимая сестра

 В стране между Светом и Тьмой

 Нет разбойников в лесу!

 Мирабель

 Крошка Нильс Карлсон

 Петер и Петра

 Веселая кукушка

 Однажды ночью в мае ( Эльфа и носовой платочек)

 Принцесса, не желавшая играть в куклы

 Юнкер Нильс из Эки

 Звенит ли моя липа, поет ли мой соловушка...

 Солнечная полянка

 Стук-постук

Экранизации:

 — Малыш и Карлсон (реж. Борис Степанцев)

— Карлсон вернулся (реж. Борис Степанцев)

 — Малыш и Карлсон, который живёт на крыше (реж. Валентин Плучек, Маргарита Микаэлян), фильм-спектакль

 — Эмиль из Лённеберги (реж. Олле  Хеллбом)

 — Приключения Калле-сыщика (реж. Арунас Жебрюнас)

 — Братья Львиное сердце (реж. Олле Хеллбом)

— Расмус-бродяга (реж. Мария Муат)

— Расмус-бродяга (реж. Улле Хелльбум)

— Рони, дочь разбойника (реж. Таге Даниэльсон)

— Пеппи Длинныйчулок (реж. Маргарита Микаэлян)

— Проделки сорванца (реж. Варис Брасла)

— «Мы все из Бюллербю» (реж. Лассе Халльстрём)

— «Новые приключения детей из Бюллербю[sv]» (реж. Лассе Халльстрём)

— Мио, мой Мио (реж. Владимир Грамматиков)

— Бойкая Кайса (реж. Дэниэл Бергман)

— Суперсыщик Калле Блумквист рискует жизнью (реж. Йоран Кармбак)

— Калле Блумквист и Расмус (реж. Йоран Кармбак)

— «Ронья,  дочь разбойника» (сериал, реж. Горо Миядзаки).

        Родителям  рекомендуется дома читать детям произведения Астрид Линдгрен, просматривать художественные и мультипликационные фильмы. Нарисовать вместе с детьми иллюстрации к понравившимся произведениям. Затем в группе проводится выставка работ детей и досуг «Литературная викторина по произведениям  шведской детской писательницы Астрид Линдгрен». Команда детей против команды родителей.

C:\Users\Галина\Desktop\img4.jpg

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг, посвященный 105-летию Астрид Линдгрен

Для детей старшего возраста...

Постановка "Случай в магазине" по произведению шведской писательницы Барбу Линдгрен "Где все"

Постановка знакомит с произведением и направлена на воспитание у детей сочувствия к другим, учит не унывать, не падать духом, не быть равнодушными и стремиться прийти на помощь тем, кто оказался в тру...

Ознакомление с главами повести Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"

Цель занятия: Приобщение детей к чтению лучших произведений мировой детской литературы. Задачи занятия: 1. Ознакомление детей с новым произведением; 2. Формировать умение слушать художественно...

Вопросы для обсуждения произведения А. Линдгрен "Пеппи Длинный Чулок"

Вопросы для обсуждения произведения А. Линдгрен "Пеппи Длинный Чулок"...

Ознакомление с главами повести Астрид Линдгрен Малыш и Карлсон, который живет на крыше

Приобщение детей к чтению лучших произведений мировой детской литературы...