«Сказки в гости к нам пришли»
проект по художественной литературе (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект
«Сказки в гости к нам пришли»
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательно-речевой.
Продолжительность: краткосрочный – 1 месяц.
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: апрель 2014 года
Актуальность темы:
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам, и через сказку
раскрывается перед нами тысячелетняя история
народа»
А.Н.Толстой
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Одной из форм работы в решении этой проблемы является сказка. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребёнку, и взрослому. В мир сказок ребёнок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребёнка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать своё настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.
Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьёй на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это всё способствует развитию личности ребёнка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
Цели проекта:
- развитие интереса к русским народным сказкам;
- создание условий для активного использования сказок в деятельности детей;
- развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.
Задачи проекта:
- развивать речевую активность у детей;
- способствовать общему совершенствованию речи ребёнка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову;
- развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи;
- учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения;
- учить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности;
- пополнить предметно-развивающую среду для самостоятельной деятельности детей;
- повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей через устное народное творчество (сказки).
Предполагаемый результат:
- дети познакомятся с русскими народными сказками;
- у детей повысится интерес к рассматриванию иллюстраций к сказкам; к рассказыванию сказок;
- выделять и называть характерные признаки персонажей;
- распознавать сказочных героев по иллюстрациям;
- эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;
- находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации;
- пересказывать сказки с опорой на схемы;
- самостоятельно пересказывать сказки;
- разыгрывать несложные представления по знакомым сказочным сюжетам, используя средства выразительности (мимику, интонацию, жесты);
- развитие у детей связной речи, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательной активности;
- совместная работа будет способствовать развитию положительным детско-родительским отношениям;
- увеличится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Роль родителей в реализации проекта: родители принимали активное участие в проектной деятельности: изготовление мнемотаблиц и мнемодорожек по сказкам; атрибутов для театрализованной деятельности: масок сказочных героев; оформление выставки рисунков; изготовление атрибутов настольного театра: «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок»; «Маша и медведь» и др.
Продукт проектной деятельности:
- развитие у детей интереса к русским народным сказкам;
- развитие речевой активности у детей;
- выставка детских работ (рисунки, поделки);
- выставка совместных работ (детей и родителей);
- повышение активности родителей в делах группы;
- презентация проекта «Сказки в гости к нам пришли»;
- драматизация русской народной сказки «Теремок».
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Подготовительный:
- определение цели и задач проекта;
- определение необходимых средств реализации проекта;
- изучение методической литературы;
- пополнение предметно-развивающей среды новым материалом, атрибутами;
- подбор русских народных сказок, иллюстраций к сказкам, стихов, загадок, мультфильмов, музыки;
- анкетирование родителей «Какие книги и как часто Вы читаете своему ребёнку?».
II. Практический:
- чтение, прослушивание и просмотр (аудиозаписи и видеозаписи) русских народных сказок;
- беседа с детьми с объяснением незнакомых и малознакомых слов и выражений;
- беседы с детьми «Какие сказки я знаю», «Любимые сказки»; «Моя любимая сказка», «Как козлята встретились с волком»;
- рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
- дидактические игры «Третий лишний», «Узнай по описанию сказочного героя», «Узнай сказку по предмету», «Узнай сказку по иллюстрации»; «Кто ушёл?» (герои из сказок);
- раскрашивание плоскостных силуэтов героев сказок красками, карандашами, восковыми мелками: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Три медведя»;
- рисование: «Разукрась героев сказки», «Мой любимый сказочный герой» (совместно с родителями), «Колобок, колобок…»;
- лепка: «Мисочка для трёх медведей», «Угощение для зайки», «Машенькины пирожки»;
- аппликация «Репка», «Теремок», «Колобок»;
- конструирование: «Кроватка для Мишутки», «Теремок для игрушек»;
- настольный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Колобок»;
- пальчиковый театр «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка»;
- пальчиковые игры «Теремок», «Колобок», «Репка»;
- рассказывание сказок по опорным схемам, мнемотаблицам;
- отгадывание загадок «Сказочные загадки»;
- прослушивание музыкальных сказок;
- инсценировка русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка»; «Маша и Медведь»;
- свободное рисование: раскраски по русским народным сказкам;
- НОД: «Вместе дружная семья», «Путешествие в страну сказок».
III. Заключительный:
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Презентация «Сказки в гости к нам пришли».
- Драматизация русской народной сказки «Теремок».
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
Формы и методы работы с детьми:
- консультативная работа с родителями;
- игровая форма НОД;
- беседы;
- наблюдения;
- индивидуальная работа с использованием дидактических материалов;
- самостоятельная деятельность детей;
- игры: дидактические, словесные, настольные, игры-имитации, игры-драматизации, инсценировки, настольный театр, пальчиковый театр;
- выставка рисунков и поделок;
- чтение русских народных сказок;
- наглядная пропаганда.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор русских народных сказок;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, рисунки, куклы-герои сказок, опорные схемы,)
- подготовка разного вида наглядного материала;
- дидактические игры, словесные игры, игры-имитации;
- подготовка атрибутов для игр-драматизаций, игр-инсценировок; настольного театра, пальчикового театра;
- выставка русских народных сказок, рисунков, поделок;
- телевизор;
- аудиозаписи и видеозаписи русских народных сказок;
- создание условий для драматизации русской народной сказки «Теремок».
Постановка новой проблемы:
- продолжать работать по теме «Развитие речевой активности у детей через сказку»;
- провести индивидуальные консультации для родителей и детей, показавших низкий уровень развития речи;
- разработать план работы с данными родителями и детьми.
- подобрать соответствующую литературу;
- продолжать пополнять предметно-развивающую среду.
Литература:
1. Брязгун А.Ф. «Сборник сценариев для детского сада. Сказка в гости к нам
пришла» - СПб.: Детство-Пресс, 2015.
2. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго» - М.: Просвещение, 2001.
3. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» -
«Дошкольное воспитание» № 5, 2005.
4. Нищева Н.В. «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста»
- СПб.: Детство-Пресс, 2014.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» - М.: ТЦ
«Сфера», 2007.
6. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» - М.: Просвещение, 1997.
7. Шорохова О.А. «Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию
связной речи» - М.: ТЦ «Сфера», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...
Занятие "Сказка в гости к нам пришла" по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Дюймовочка"
Интегрированное занятие с использованием технологии "Синквейн"....
Развлечение для детей и родителей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР с театрализацией русской народной сказки "Репка" "Сказки в гости к нам пришли"
Данный материал может быть полезен как учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям коррекционных ДОУ, так и воспитателям общеобразовательных ДОУ в работе с дошкольниками разных возрастов в...
Методическая разработка. Конспект НОД во второй младшей группе с использованием ИКТ. Тема: "Сказка в гости к нам пришла"(по сюжету русской народной сказки "Репка").
Методическая разработка включает в себя конспект НОД во второй младшей группе по теме "Сказка в гости к нам пришла" и презентацию,состоящую из красочных анимированных слайдов. Если нет возможности исп...
Методическая разработка. Конспект НОД во второй младшей группе с использованием ИКТ. Тема: "Сказка в гости к нам пришла"(по сюжету русской народной сказки "Репка").
Методическая разработка включает в себя конспект НОД во второй младшей группе по теме "Сказка в гости к нам пришла" и презентацию,состоящую из красочных анимированных слайдов. Если нет возможности исп...
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Сказка в гости к нам пришла» (по сказке «Колобок»)
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«Сказка в гости к нам пришла»(по сказке «Колобок») Задачи:Коррекционно-обучающая: учить внимательно слушать и пересказывать сказку...
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Сказка в гости к нам пришла» (по мотивам сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»)
Воспитание интереса и любви к народным сказкам....