Что читать детям 4-5 лет
статья по художественной литературе (средняя группа) на тему
Статья содержит краткие рекомендации по ознакомлению детей 4-5 лет с художественной литературой и список рекомендуемой литературы по программе Васильевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_chitat_detyam_4-5_let_statya_nsportal.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Прежде чем ответить на вопрос, что читать детям 4 — 5 лет, нужно выяснить чему в данном возрасте дети должны научиться, какими навыками овладеть. И если верить педагогам и психологам, то дети должны в этом возрасте отвечать на вопросы по прочитанным произведениям. Мало того, дети должны уметь оценивать поступки персонажей, уметь давать простые характеристики главным героям. Например, на вопрос «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик плакал?» Ответы: «Его Лиса обидела!» «Ему жить негде!» «Зайке холодно!» А чтобы решить поставленные задачи, ребенку мало просто прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел. Если отрицательный герой уже наказан, как чаще всего и бывает, то поинтересоваться у ребенка — правильно ли это, справедливо ли? Может быть Лису не нужно было выгонять из лубяной избушки Зайки? Может быть Зайчика нужно оставить жить на улице?
Именно на таких детальных разборах о прочитанном и зарождается в ребенке нравственность. Сейчас модно говорить об аморальности и испорченности общества. Для решения подобной проблемы чего только не пытаются предпринять власти, духовные чины, психологи, социологи, педагоги и т.д. По крайней мере об этом говорится в СМИ. На самом деле еще в 19 веке доказано русскими учеными, что нравственность воспитывается только через культуру и искусство. И самым эффективным средством среди всех видов искусства является чтение художественной литературы! Изменилась русская образовательная программа на программу Запада, где информативность заняла ведущую роль, а старые добрые традиции русского воспитания и, кстати сказать, перенятые японцами, вычеркнуты напрочь. Посему мы и пожинаем плачевные результаты. Отсюда каждая заботливая мама может сделать соответствующие выводы. Важно, очень важно!!! каждую прочитанную книгу с ребенком обсудить. Это учит малыша не просто глотать информацию, а задумываться о прочитанном. Даже если малышу всего 4 года! Когда по книге задаются вопросы, ребенок учится анализу текста. В будущем ответы на вопросы сформируются в навык ставить вопросы самостоятельно. А для чего нужно уметь анализировать тексты? Для того, чтобы впоследствии проводить аналогии с реальной жизнью. Умеющий думать во время чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Он сможет гораздо лучше проанализировать различные ситуации, поведение окружающих и предвидеть развитие событий.
Еще одной из задач педагоги и психологи ставят умение детей в возрасте 4 — 5 лет выразительно читать стихи и потешки наизусть. Стихи должны быть небольшими по своему объему. Главное здесь научиться именно выразительно и эмоционально их декламировать.
В возрасте 4 — 5 лет нужно начинать учить детей пересказу. Тут от взрослых понадобится максимум терпения. Попросите малыша рассказать вам сказку на ночь. Пусть она будет очень хорошо знакомой ребенку. Например, «Колобок» или «Теремок». Скорее всего малыш будет сбиваться, путать главных героев или последовательность событий. Не перебивайте. Похвалите в конце пересказа. Ребенку нужно освоится в роли рассказчика. Ведь для него пересказ — это очень серьезный труд.
О главном я рассказала, теперь можно приступить к списку литературы для детей 4 — 5 лет.
Художественная литература. Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным. | |
Для чтения детям Русский фольклор Песенки, потешки, заклички, считалки, скороговорки, загадки. «Наш козел...», «Ножки, ножки, где вы были?..», «Дед хотел уху сварить...», «Зайчишка-трусишка...», «Дон! Дон! Дон!..», «Барашеньки...», «Лень-потягота...», «Сидит, сидит зайка...», «Гуси вы, гуси...», «Кот на печку пошел...», «Идет лисичка по мосту...», «Сегодня день целый...», « Солнышко-колоколнышко...», «Иди, весна, иди, красна». «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. A.Н. Толстого; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Чудесные лапоточки», обр.Н. Колпаковой; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы; «Лиса-лапотница», «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля. Фольклор народов мира Песенки. «Мешок», татарск., пер. Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина; «Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Чив-чив, воробей!», коми-пермяцк., пер. В. Климова; «Ласточка», арм., обр. И. Токмаковой; «Ястреб», груз., пер. B. Берестова; «Скрюченная песня», «Барабек», англ., обр. К. Чуковского; «Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака; «Рыбки», «Утята», франц., обр.Н. Гернет и С. Гиппиус; «Пальцы», нем., пер. Л. Яхнина. Сказки. «Хитрая лиса», корякск., пер. Г. Меновщикова, «Страшный гость», алтайск., пер. А. Гарф и П. Кучияка; «Пастушок с дудочкой», уйгурск., пер. Л. Кузьмина; «Три брата», хакасск., пер. В. Гурова; «Травкин хвостик», эскимосск., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева; «Как собака друга искала», мордов-ск., обр. С. Фетисова; «Колосок», укр., обр. С. Могилевской; «Три поросенка», англ., пер. С. Михалкова; «Заяц и еж», «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, франц., пер. Т. Габбе; «Врун», «Ивовый росток», япон., пер. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака. Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. Я. Бжехва. «Клей», пер. с польск. Б. Заходера; Г. Виеру. «Я люблю», пер. с молд. Я. Акима; В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус, И. Токмаковой; Ф. Грубин. «Качели», пер. с чеш. М. Ландмана; «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; Я. Райнис. «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова; Ю. Тувим. «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера, «Чудеса», пересказ с польск. В. Приходько, «Овощи», пер. с польск. С. Михалкова. Проза. Л. Берг. «Пит и воробей» (глава из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»), пер. с англ. О. Образцовой; С. Вангели. «Подснежники» (глава из книги «Ругуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова. Литературные сказки. Х.К. Андерсен. «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», пер. с дат. А. Ганзен; «Про маленького поросенка Плюха», по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод; А. Балинт. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина; Д. Биссет. «Про поросенка, который учился летать», «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим», пер. с англ. Э. Паперной; А Милн. «Винни-Пух и все-все-все...» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Дж. Родари. «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; | произведения поэтов и писателей России Поэзия. Е. Баратынский. «Весна, весна!..» (в сокр.); И. Бунин. «Листопад» (отрывок); С. Дрожжин. «Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима —аукает...»; А. Майков .«Осенние листья по ветру кружат...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); А. Плещеев. «Скучная картина!»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»); И. Суриков. «Зима»; А.К. Толстой. «По вешнему по складу» (из баллады «Сватовство»); А. Фет. «Мама! глянь-ка из окошка...»; С. Черный. «Кто?», «Когда никого нет дома». Я. Аким. «Первый снег»; 3. Александрова. «Дождик»; А. Барто. «Уехали», «Я знаю, что надо придумать»; В. Берестов. «Кто чему научится», «Заячий след»; Е. Благинина. «Эхо»; А. Введенский. «Кто?»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; Б. Заходер. «Никто»; Ю. Кушак. «Новость», «Сорок сорок»; С. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Мяч», «Про все на свете»; Ю. Мориц. «Огромный собачий секрет», «Дом гнома, гном —дома!», «Песенка про сказку»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; Г. Сапгир. «Садовник»; Р. Сеф. «Чудо»; И. Токмакова. «Ветрено!», «Ива», «Сосны»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Игра», «Врун», «Очень страшная история». Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец», «Хотела галка пить...» (из Эзопа). Проза. В. Вересаев. «Братишка»; К. Ушинский. «Бодливая корова». В. Бианки. Подкидыш»; «Первая охота» А. Введенский. «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); С. Воронин. «Воинственный Жако»; Л. Воронкова. «Как Аленка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денек»); С. Георгиев. «Бабушкин садик»; В, Драгунский. «Тайное становится явным»; М. Зощенко. «Показательный ребенок»; Ю. Казаков. «Зачем мыши хвост»; Ю. Коваль. «Паша и бабочки», «Букет»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Е. Пермяк. «Торопливый ножик»; М. Пришвин. «Журка», «Ребята и утята»; Н. Романова. «Котька и птичка», «У меня дома пчела»; Я. Сегель. «Как я был обезьянкой»; Н. Сладков. «Неслух»; Е. Чарушин. «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Лисята», «Воробей». Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу—Короткий Хвост»; М. Михайлов. «Думы». С. Козлов. «Как ослику приснился страшный сон», «Зимняя сказка»; М. Москвина. «Что случилось с крокодилом»; Э. Мошковская. «Вежливое слово»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Г. Остер. «Одни неприятности», «Эхо», «Хорошо спрятанная котлета»; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; В. Степанов. «Лесные звезды»; Г. Цыферов. «В медвежачий час» (главы из книги); В. Чирков. «Что натворило «Р»; |
Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги) (в сокр.), пер. с норв. Л. Брауде.
Для заучивания наизусть. «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Ю. Кушак. «Олененок»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Н. Пикулева. «Пять котят спать хотят...»; Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читаем детям, читаем вместе с детьми.
Читаем детям, читаем вместе с детьми....
Консультация для родителей “Читаем детям, читаем вместе с детьми»
Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти помет...
Консультация "Читайте детям, читайте с детьми"
Как правильно выбрать книгу для ребёнка? С чего начинается знакомство с литературой? Как воспитать интерес к чтению книг? На эти и другие вопросы Вы получите ответы в данной консультации....
Читаем детям, читаем вместе с детьми!
Консультативный материал для родителей...
Что читать и как читать детям старшего возраста.
Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно,...
Статья "Читаем детям,читаем вместе с детьми"
Роль книги в воспитании детей незаменима. Ребёнок раннего возраста пока ещё только слушатель, порой пассивный, чтобы ребёнок стал активным слушателем, взрослому необходимо приложить много усилий,эмоци...