НОД
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Размоскина Алина Леонидовна

Конспект совместной деятельности педагога и детей  6-7 лет

по теме "Чтение были Л.Н.Толстого "Косточка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alina.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

совместной деятельности педагога и детей 6-7 лет (ООД)

по теме «Чтение были Толстого «Косточка».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Вид (разновидности) деятельности детей: 

– восприятие художественной литературы и фольклора (чтение, обсуждение, декламация),

– изобразительная деятельность (аппликация),

– коммуникативная деятельность (полилог-взаимодействие),

– музыкальная деятельность (восприятие музыки).

Интегрированные виды деятельности: литературно-коммуникативная, музыкально-изобразительная деятельность.

Содержание деятельности детей: (дидактические единицы): 

– представления детей об определении «быль»;

– представления о лжи;

– представления об «умении прощать» друг друга в семье;

– представления о понятии «счастливая семья».

Интегрированная форма: мастерская общения

 Задания для совместной деятельности детей

Задание

(действие и его содержание)

Способ

предъявления задания

Способ презентации детьми

результатов выполнения задания

Послушайте, что о понятии «быль» написано в словаре Ожегова.

Зачитывание определения из словаря

Восприятие информации

Выберите те слова, которые подходят к определению «быль»,  повесьте их на магнитную доску и прочитайте.

Словесная инструкция

Устный ответ

с демонстрацией выбранных карточек

Послушайте быль Л. Толстого «Косточка» и ответьте на вопросы.

Зачитывание вопросов

Устные ответы

на вопросы

Выполняем зарядку «Дружная семья».

Словесная инструкция

Показ движений по словесной инструкции

Составьте коллаж «Моя счастливая семья», используя предложенные символы на шаблоне, покажите друг другу свои работы и назовите символы вашей счастливой семьи.

Словесная инструкция

Устный ответ

с показом выполненной работы

Вспомните пословицы и поговорки о  счастливой семье.

Словесная инструкция

Устный ответ

Послушайте стихотворение о счастливой семье

Словесный

Восприятие информации

Образовательные задачи:

ЗНАНИЯ  

Обобщить представления детей о понятии  «быль».

Формировать у детей представления о ценности внутрисемейных отношений (умении прощать), о понятии «счастливая семья».

ОТНОШЕНИЯ 

Инициировать у детей чувство уверенности в поддержке членами своей семьи, желание говорить правду.

ДЕЙСТВИЯ 

Развивать у детей умение ценить доброе, чуткое отношение членов своей семьи по отношению к себе.

Развивать у детей умение делиться опытом по взаимодействию с членами своей семьи.

Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:

– устное приглашение к участию

2. Материалы для деятельности детей.

Материалы для представления заданий и результатов деятельности:

– магнитная доска,

– столы для изготовления коллажа.

Материалы для преобразования и трансформации:

– карточки со словами (реальность, жизнь, выдумка, превращения, поэтичность, ситуация, случай).

Материальные средства для деятельности детей:

– средства для изготовления коллажа (клей, карточки-символы, шаблоны-сердца на каждого ребенка).

3. Дидактический материал:

– текст были Л. Толстого «Косточка»;

– картинки-символы (сердце, смайлик, цветок, радуга, улыбка, бабочка, солнце, путешествие) для составления коллажа.

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– магнитные доски для команд

- проектор для показа презентации

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Педагог приглашает встать  детей в круг на приветствие с детьми и гостям. С помощью флажков делит на команды.

 Педагог предлагает послушать, как в словаре Ожегова описывается определение «Быль» и зачитывает его.

 Педагог предлагает каждой команде из предложенных карточек со словами выбрать только те, которые подходят к определению «быль» и повесить их на магнитную доску.

Педагог предлагает по очереди представителю каждой команды прочитать выбранные слова.

 Обсуждение и обоснование выбора.

Дети встают в круг.

Дети рассаживаются на стульчики, полукругом. Дети воспринимают информацию из толкового словаря.

Дети  в своих микрогруппах  читают, выбирают карточки, и, вывешивают их на магнитные доски.

Представитель каждой команды поочередно прочитывает выбранные слова.

Содержательно-деятельностный

        Педагог предлагает занять свободные места.

      Педагог рассказывает случай из своей жизни.

Педагог предлагает послушать и посмотреть диафильм по были Л. Толстого «Косточка» и ответить на вопросы.

        Педагог предлагает отдохнуть и  сделаем зарядку «Дружная семья».

        Педагог предлагает составить коллаж «Моя счастливая семья», используя предложенные картинки-символы.

Дети рассаживаются на стульчики, полукругом.

Слушание текста и просмотр диафильма были «Косточка» и ответы на вопросы.

        Дети встают в круг и двигаются под слова стихотворения.

         Изготовление коллажей под музыку

Стихи Р.Рождественского

В исполнении Евгении Зарицкой «Радость Моя»

Оценочно-рефлексивный

Воспитатель предлагает встать в круг, рассмотреть выполненные работы и назвать символы своей «счастливой семьи».

Педагог предлагает вспомнить литературные произведения о счастливой семье.

Педагог зачитывает стихотворение о счастливой семье.

Дети встают в круг, показывают друг другу коллажи и называют символы, используемые в работе.

Дети вспоминают пословицы и поговорки о семье.

Дети прослушивают  стихотворения Марии Лангер  и просматривают слайды к каждой строчке стихотворения «Какая хорошая ваша семья!».

Методы и приемы:

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей),

– демонстрация художественного объекта (толковый словарь),

– словесный (зачитывание текста из словаря).

2. Методы организации и осуществления деятельности: 

словесные (чтение текста):

Косточка Л. Толстой

Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
- Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
- Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

беседа-обсуждение

Вопросы:

  • Назовите героев были.
  • Как вы думаете, почему  именно так называется быль?
  • Как можно назвать поступок Вани? Почему?
  • Почему отец напугал своим рассказом  о косточке своих детей
  • Как вы считаете, какое чувство испытывает Ваня, когда вскрылся обман ? Как вы догадались?
  •  Как вы считаете, родители Ваню простили ? Почему? ( он плакал и ему стыдно)
  • Как вам кажется,  чем закончилась эта история?
  • Чему хотел научить нас автор этого произведения?
  •  Приведите примеры из своей жизни, когда ваши родители простили вас за проступок и поддержали вас?
  • Можно ли сказать о семье Вани, что эта семья счастливая? Почему?
  • практические .

Физ. Минутка.

«Дружная семья» 
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками) 
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте) 
Встанем в круг и по порядку 
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг) 
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить) 
Папа бодро приседает, (присесть и встать) 
Повороты вправо-влево 
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища) 
А я сам бегу трусцой (бег на месте) 
И качаю головой. (наклоны головы вправо-влево)  

3. Методы контроля и самоконтроля:

– коллективный смотр коллажей

- словесный (декламация стихотворения):

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!

Мария Лангер.