Пушкинский день
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Волкова Ольга Борисовна

Задачи:

Социализация – формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоциональные реакции.

Физическая культура и здоровье –  сохранять психическое здоровье детей; создавать эмоционально-благоприятную обстановку на занятии.

 Познание – систематизировать знания детей о сказках А.С.Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта.

Коммуникация – учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя, слушать и понимать заданный вопрос, упражнять детей в грамматическом оформлении высказывания, развивать быстроту и гибкость мышления.

Чтение художественной литературы – воспитывать любовь к книге; приобщать детей к словесному искусству, развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов сказки, развивать интонационную выразительность речи, учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkinskiy_den_6_iyunya.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пушкинский День

Подготовила и провела : воспитатель Волкова О.Б.

Первая половина дня

Утренняя гимнастика на улице:

-разминка( выполняем ходьбу вокруг площадки на носочках, на пятках, при этом руки поднимаем вперед и в стороны);

-основные упражнения ( комплекс 2 Харченко Т.Е.);

-коррегирующая гимнастика;

-дыхательная гимнастика.

Чтение художественной литературы:

-знакомим детей со сказками А.С.Пушкина;

-чтение сказок ( «У лукоморья», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и т.д. );

-прослушивание  аудиосказки «У лукоморья дуб зеленый...» по ролям.

Непрерывная образовательная деятельность области «Коммуникация» воспитателя Волковой О.Б.

Цели: Обобщить знания учащихся о А.С. Пушкина, его творчестве и сказках. Учить мыслить самостоятельно. Развивать память, мышление, внимание. Развивать творческие способности. Прививать любовь к чтению, к книге.

Задачи:

Социализация – формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоциональные реакции.

Физическая культура и здоровье –  сохранять психическое здоровье детей; создавать эмоционально-благоприятную обстановку на занятии.

 Познание – систематизировать знания детей о сказках А.С.Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта.

Коммуникация – учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя, слушать и понимать заданный вопрос, упражнять детей в грамматическом оформлении высказывания, развивать быстроту и гибкость мышления.

Чтение художественной литературы – воспитывать любовь к книге; приобщать детей к словесному искусству, развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов сказки, развивать интонационную выразительность речи, учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования

Демонстрационный материал: Книги-сказки А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и  рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», портрет А.С.Пушкина 

Оборудование и материалы: зал украшен иллюстрациями сказок А. С. Пушкина, макет дуба с золотой цепью и прикрепленными листьями с заданиями, корзинка с предметами из сказок(яблоко, орех, петушок, зеркало, заяц, лебедь, веревка, лошадь и т.д), корзинка с яблоками по количеству участников, портрет А. С. Пушкина, записи фонограмм мелодий(«В гостях у сказки» ,«Полет шмеля», «Марш Черномора»), письмо, силуэты «Золотой рыбки» (в качестве поощрения по итогам каждого задания).

Действующие лица: воспитатель (ведущий), ученый кот.

Ход занятия: У сказки чистая душа

                        Как ручеёк лесной.

                       Она приходит не спеша

                       В прохладный час ночной

                       Родной народ её творец,

                       Народ – хитрец, народ – мудрец,

                       В неё мечту свою вложил,

                       Как золото в ларец.

Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказка передавалась из уст в уста, и шагала она по свету яркая, умная, весёлая. Ребята, а вы любите сказки? Вот сейчас мы и проверим!

Посмотрите на мольберт. Кто изображён на портрете?

Дети: (А.С. Пушкин).

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, которые написал наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Готовы? Тогда в путь. (Звучит музыка «В гостях у сказки» и дети отправляются в путь).

Воспитатель: Посмотрите, какое большое дерево. Кто знает, как оно называется?

Дети: (Дуб).

Воспитатель: Скажу вам по секрету это дерево не простое, а волшебное. Смотрите около него конверт. Давайте вскроем его и прочитаем, что там написано!

(Дорогой друг произнеси слова заклинания и ты оживишь сказочных героев).

Воспитатель: Ребята давайте произнесём заклинание.

Дети: Да! (все вместе читают заклинание).

«У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом

Идёт на право песнь заводит

На лево сказки говорит…..»

(Появляется Кот).

Кот: Ну и шмякнулся я, ну и мяукнулся, если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье не собрать бы мне косточек. Вот что значит путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава коту Учёному! Мур- р.

(Обращается к детям).

А вы почему меня не хвалите? Думаете легко попасть из Лукоморья прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому коту под силу! У меня получилось, потому, что я самый учёный кот на свете!

Мяу - мур-р! Я приглашаю вас ребята в путешествие по сказкам Пушкина. Прошёл слух в нашей сказочной стране Лукоморье, что уж очень хорошо вы знаете эти сказки. Вот я и хочу проверить правда ли это?

Воспитатель: Ну что же кот учёный давай пригласим всех ребят в путешествие по сказочной стране Лукоморья. Для этого мы разделимся на четыре команды. Сейчас мы узнаем, в какой команде самые умные и находчивые ребята, кто из лучше знает сказки Пушкина. Кот, ты ведь у нас самый умный. Объясни-ка нам, что за листочки на дубе висят?

Кот: это листочки не простые, а волшебные на каждом из них задание для ребят.

Листок №1.

Задание: Какие сказки Пушкина вы знаете?

Ответы детей: («Сказка о рыбаке т рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка  о попе и его работнике Балде»).

Кот: вижу, что вы умные! А  изобразить сказочных героев вы можете? Давайте поиграем в игру «Море волнуется».

Игра «Море волнуется» (Под музыку «Марш Черномора» дети совершают ритмичные движения, когда музыка останавливается, дети принимают позу любого сказочного героя из сказок А.С. Пушкина, выбираются и поощряются самые узнаваемые герои).

Листок № 2.

Задание: Я начну, а вы заканчивайте, дружно хором отвечайте:

1.Снова князь у моря ходит

С синя моря глаз не сводит

Глядь поверх текучих вод

Лебедь белая ……

Дети: (плывёт)

2.У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи …..

Дети: (кругом)

3. Жил старик со своею старухой

У самого синего ….

Дети: (моря)

4. Свет, мой зеркальце, скажи!

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румянее и ….

Дети: (белее)

5. В чешуе, как жар горя

Тридцать три…

Дети: (богатыря)

6. три девицы под окном

Пряли поздно…

Дети: (вечерком)

7. белка песенки поет и

Орешки все грызет,

А орешки не простые

В них скорлупки …

Дети: (золотые)

8. царь с царицею простился

В путь дорогу снарядился

И царица у окна

Села ждать его…

Дети: (одна)

Кот: - Хорошо справились с заданием! Срываем следующий листок.

Листок № 3.

Задание: Посмотрите, что лежит в волшебной корзинке. Определите ребята, из какой сказки эти предметы?

Кот: Ой, как много тут предметов из разных сказок. Погляди, что у Пушкина приметил, очень быстро назови.

Дети: 

яблоко – («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

орех –(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)

петушок – («Сказка о золотом петушке»)

зеркало -(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

заяц – («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

лебедь –Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)

веревка -(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

лошадь -(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Кот: Умницы, какие! Справились с заданием!

Срываем следующий лист.

Лист №4.

Задание: Назовите последовательность превращения князя Гвидона в насекомых (звучит музыка «Полет шмеля»).

Дет: (1 муха,2 шмель, 3 комар). 

Кот: Помните, каким метким стрелком был Гвидон. Интересно посмотреть, какие вы стрелки.

Игра «Меткий стрелок»

(Воспитатель стоит в центре хоровода, в руках у него пустая коробка. У каждого участника в обеих ручках по одному «золотому орешку». По команде  воспитателя начинается игра. Воспитатель, медленно вращаясь, дает возможность каждому ребенку попасть в свою коробку. Причем, играющий должен бросить, только один «золотой орешек», а другой остается у него в руке.

Когда полный круг пройден, воспитатель останавливает игру и «судит» — кто остается играть дальше. Когда пройден полный второй круг – остаются только «меткие стрелки».

Затем коробка опустошается, и игра продолжается до определения самого  меткого стрелка, как Гвидо)н.

Кот: К кому первому обратился Елисей, когда искал царевну?

Дети: (солнцу).

Кот: А к кому во второй раз?

Дети: (к месяцу)

Кот: Кто же ребята был третьим?

Дети: (ветер).

Кот:- Молодцы! Я назову сейчас животных, а вы выберете тех из них, которые помогали Балде обхитрить чертей.

Дети: (Заяц, коза, слон, лиса, лошадь).

Кот: Ай да молодцы! Все выполнили правильно! Я еще не видел ребят умнее и смекалистее вас. Срываем еще листок с нашего дуба.

Лист №5.

Задание: Мы с ведущей будем вам движениями показывать эпизод из сказки. А вы должны отгадать, откуда он и назвать персонажей.

Кот - тянет невод из моря.

Дети: («Сказка о рыбаке и рыбке», а персонаж - старик).

Воспитатель  - изображает белку щелкающую орешки.

Дети: («Сказка о царе Салтане», а персонаж – белка).

Кот – изображая Гвидона, натягивает стрелу.

Дети: («Сказка о царе Салтане», а персонаж - Гвидон).

Воспитатель - изображает Балду, дающего щелчок в лоб.

Дети: («Сказка о попе и о работнике его Балде», а персонаж - Балда).

Кот: Все, все хватит! Дети знают сказки  Пушкина! Но я срываю следующий лист.

Лист №6.

Кот:- Вспомните все числа, которые встречаются в сказках Пушкина.

Дети: (33 богатыря, 7 богатырей, 3 девицы, 3 щелчка, 3 раза забрасывал невод, 3 раза летал князь Гвидон к царю Салтану, 9 месяцев ждала царица царя, 30 витязей, 30 лет и 3 года жили старик со старухой).

Кот:- Молодцы ребята! Так весело мы с вами провели время. Как мне у вас понравилось. Вы такие умные, любознательные, хорошо знаете сказки моего любимого Александра Сергеевича. Я так подружился с вами, что не хочется и назад в Лукоморье возвращаться. А в подарок  даю вам корзину спелых, сочных яблок.

Воспитатель: Дети давайте проводим нашего гостя и  подарим ему наши рисунки по сказкам Пушкина. Пусть кот передаст их всем жителям волшебной страны Лукоморье!

Кот: Спасибо! Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок! До свиданья, до сказочных встреч!

Заключительное слово воспитателя:

Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С. Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.

Вторая половина дня:

Художественно-эстетическое развитие:

Задачи:

- помогаем детям создавать несложную композицию по сюжету знакомой сказки;

- развивать чувство формы и композиции.

Предварительная работа.

Рассматривание изображений (иллюстраций в книжке). Чтение загадок и стихотворений.

Материал: Белый лист бумаги на каждого ребенка, акварельные краски, поролоновая губка, кисти №6 и №3, шаблоны рыбок, стенд с иллюстрациями.

Ход занятия:

Дети входят под музыку.

Воспитатель: - Ребята! Давайте мы с вами вспомним, с помощью чего мы умеем рисовать? (Ответы детей: трубочкой, зубной щеткой, ладошкой, пальчиками, картошкой)

Воспитатель: - Молодцы! А сегодня на нашем занятии по рисованию наши краски будут вести себя не так, как всегда; они будут расплываться, растекаться, выходить за границы нашего рисунка. Необыкновенная мягкость красок, получение новых цветов прямо на рисунке сделают вашу работу удивительно интересной. Вы почувствуете себя немного волшебниками. Сегодня мы будем с вами рисовать по мокрому листу.

- А что это такое – рисование по мокрому листу? Главным инструментом сегодня станет губка – небольшая, поролоновая. Мы смочим ею наш лист. Работу надо выполнять быстро, легким движением, рука движется свободно, губка еле касается листа.

- И так, если уж мы с вами захотели почувствовать волшебство, то и это место пусть будет волшебным, удивительным, сказочным. Я прочитаю отрывок из сказки, а вы ее отгадайте.

«Жил старик со своею старухой

у самого синего моря»

Дети: Сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Воспитатель: Они жили в ветхой землянке, старик ловил неводом рыбу, старуха пряла пряжу. Дед был добрый, старуха спокойная и в доме у них был мир и согласие. И природа была спокойная – голубое небо и море спокойное. А какого цвета море?

Дети: Синего.

Воспитатель: Как узнала старуха о великом чуде, что старик поймал золотую рыбку, дурачиной мужа обозвала и послала его к золотой рыбке.

«Вот пошел он к синему морю,

помутилось синее море»

Нет больше покоя в природе, все волнуется. Значит и в рисунке должны присутствовать какие краски?

Дети: Темно-синие, фиолетовые, черные.

Воспитатель: Все старухины желания исполнила золотая рыбка, но старуха не успокаивается, захотела быть владычицей морскою.

«Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперек слова молвить.

Вот идет он к синему морю,

Видит на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют».

Воспитатель: Ребята, а что такое буря?

Дети: Грозное небо, волны грохочут и очень страшно.

Воспитатель: Это значит, зло торжествует победу над добром. И в Цветовой палитре моря преобладают темные краски. А вам, ребята, какое море больше нравится?

Дети: Спокойное, синее, нежное, тихое.

Воспитатель: И в этом спокойном море жила добрая золотая рыбка. Жила она не одна. Кто еще жил в ее подводном царстве?

Дети: Осьминоги, крабы, водоросли, ракушки.

Воспитатель: Какой краской будем рисовать спокойное тихое море?

Дети: Голубой.

Воспитатель: А рыбку, какой краской?

Дети: Желтой, оранжевой.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмем шаблоны рыб и обведем их на наш альбомный лист. Посмотрите, как я буду рисовать море. Губкой смачиваю лист бумаги слева на право быстрыми движениями. Широкой кисточкой провожу линию сверху листа, и краска растекается вниз, еще провожу линию и т. д. А вы проведите полоску и поднимите лист вертикально. Чуть-чуть подсохнет краска, и будем рисовать водоросли. Водоросли мы будем рисовать уже знакомым нам методом – раздувание трубочкой.

Воспитатель: А теперь мы возьмем тонкую кисть и начнем рисовать золотую рыбку.

(пока дети рисуют, играет музыка)

Анализ:

Все работы положили на пол.

Воспитатель: Какое огромное и спокойное синее море. И обитатели подводного царства спокойно передвигаются в море среди зеленых водорослей. И оттого, что море мирное, спокойное и золотых рыбок стало много, а не одна, и все они такие яркие, красивые, что по рисункам чувствуется, что в подводном царстве торжествует победу добро.

И у старухи со стариком в доме мир и согласие. Старик также ловит рыбу, а старуха прядет пряжу.

И все еще только начинается, и вся еще сказка впереди….

Оформление выставки детских рисунков

«Любимые герои "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина».

Прогулка:

- рисование на асфальте цветными мелками любимых героев из сказок А.С.Пушкина;

- подвижные игры («Петушок», «Во саду ли, в огороде... »)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Пушкинский день в детском саду"

Информационно - творческий проект "Пушкинский день в детском саду" охватывает все возрастные группы детского сада....

Проект "Пушкинский день"

Необходимо помочь детям открыть мир литературы, заложить эмоционально-чувственную основу их литературного образования с помощью произведений А.С.Пушкина....

Пушкинский день. День русского языка.

Ох, лето красноеОх, лето красное! любил бы я тебя,Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.Ты, все душевные способности губя,Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;Лишь как бы напоить, да осв...

Пушкинский день России ( День русского языка).

Обобщить знания учащихся о А. С. Пушкина, его творчестве и сказках....