Методическая разработка "Сказки о цветах!" 24.03.16г.
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему

Елена Александровна Герасименко

Расширять представления о первоцветах через художественные произведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА «НА ЦВЕТОЧНОЙ ПОЛЯНКЕ»

Летом на солнечной полянке расцвело много разных цветочков. У каждого цветка свой особый, тихий-тихий голосок. Все они радуются солнышку и поют весёлые песенки. Колокольчик, например, поёт такую песенку:

Динь-динь-динь, динь-динь-динь!

В небе ясном — синь-синь-синь!

В тонкой юбке голубой —

Вот нарядный я какой!

У одуванчика своя песенка:

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

Зеленеет вся земля!

В жёлтой шапке я хорош

И на солнышко похож!

А ромашки-сестрички поют хором:

Весёлые сестрички мы

С белыми ресничками,

Жёлтенькими глазками

Смотрим очень ласково!

На цветочную полянку прилетел большой полосатый шмель. Он тоже напевает песенку:

Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

На цветочки я гляжу.

На полянку я лечу.

Сока сладкого хочу!

Шмель подлетел к колокольчику и просит:

— Колокольчик, колокольчик, дай мне сладкого сока!

Колокольчик отвечает:

— Залезай в мою чашечку и попей немножко сока.

Шмель забрался в цветок и спрятался там, как в домике. Одуванчики и ромашки тоже зовут шмеля в гости:

Лети к нам, дяденька шмель, и мы угостим тебя!

Вдруг налетел лёгкий ветерок и стал играть с цветочками. Он раскачивал их тонкие стебельки, словно качели. Было очень весело.

Но вот наступила ночь. На полянку выпорхнула ночная бабочка и сказала, что уже пора спать. Цветы опустили головки, сложили лепестки и заснули. Тихо на полянке. Все спят.

Сказка о цветах

 Я хочу рассказать вам сказку, которая живет в мамином саду. В некотором царстве, Цветочном государстве жила-была хризантема. Весной, когда просыпаются первые жители нашей волшебной страны, она была очень невзрачной и неказистой. Она очень смущалась и боялась даже заговорить с кем-нибудь. Однажды жители Цветочного царства заспорили о том, кто из них краше всех. Первые появились первоцветы: крокусы, подснежники, ландыши. Были они нежные, утонченные и очень хрупкие. На смену им пришли застенчивые ромашки в своих белых платьицах. Но тут выскочили пестрые бархатные маргаритки, которые своими яркими нарядами вскружили всем голову. Когда вышагивали тюльпаны и нарциссы, многие падали в обморок от их красоты. Как они были изящны и неприступны! Пока шел спор, наступило лето. Стало еще тяжелее выбрать самого красивого. Когда расцвела роза-королева цветов, от ее аромата кружилась голова. От пышного цветения флоксов, львиного зева, мальвы, сальвии нельзя было оторвать глаз. А бедная хризантема стояла как гадкий утенок среди такой красоты. И все смотрели на хризантему с жалостью. Но когда наступила осень, и наша хризантема расцвела, все ахнули и не поверили своим глазам. Цветочные жители так и не решили кто из них лучше. И это правильно, потому что каждый хорош по-своему. Сказка о гадком утенке повторилась. В нашем Цветочном царстве нет некрасивых и плохих цветов. Надо верить в себя и набраться терпения!

СКАЗКИ, ПРИДУМАННЫЕ ДЕТЬМИ.

СКАЗКА О  ЦВЕТАХ.

В некотором царстве, Цветочном государстве жили король Тюльпан и королева Ромашка. В один прекрасный день у них родился сын. Они назвали его Подснежник. Его так назвали потому, что он был белый как снег, и зимой с друзьями любил прятаться под снег.

 Когда Подснежник стал взрослым, на царство напала Улитка. Царь приказал своим солдатам прогнать Улитку. Он сам повел их в бой. Подснежник волновался за отца. Он решил вести войско сам. По дороге им встретилась Птица. Подснежник попросил помочь им. Птица согласилась. Она подлетела к Улитке и склевала её.

 С тех пор птицы и цветы стали друзьями.

В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ…

В некотором царстве, Цветочном государстве жили-были царь Василёк и королева Ромашка. У них в Цветочном царстве было так красиво! Во дворце были благородные дамы, кавалеры Пионы и весёлые шуты Коврики. Коврики были такими весёлыми и жизнерадостными: всё кружились , танцевали и радовались солнышку.

 Но однажды все заметили, что у Ковриков поникли головки. Оказалось, что в Цветочном царстве появился сорняк Гумай. Он высасывал у цветов сок, и они погибали. Позвали садовника. Как только он увидел сорняк, он выполол его. А потом садовник полил цветы, и они опять стали красивыми.

 Обрадовались Василек и Ромашка, рассыпали семена. Ветерок разнес семена, и Царство цветов стало еще больше и красивее.

Сказка об одуванчиках.

Взошло весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло гулять по синему небу. Взмахнуло солнышко золотым рукавом. Посыпались золотые пылинки. Засветились на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики. Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. Разгневалась зима. Запорошила снегом весёлые огоньки и ушла на север.

 Так теперь одуванчики сначала в желтом платье щеголяют, а потом белую пушистую шубку надевают.

ЦВЕТОЧНОЕ ГОСУДАРСТВО.

В некотором царстве, Цветочном государстве, у бабушки моей в полисаднике, жили-были красавцы цветы. Один краше другого.

 Как только сходит первый снег, появляются бело-сиреневые подснежники. Они очень воображают, что показываются первыми. Но вскоре пахучие фиалки огорчают их своим появлением, и те вянут.

 А вот и самовлюблённые нарциссы в желтых и белых шляпах на тонких ножках не могут налюбоваться собою. Они даже не замечают скромных, застенчивых и ароматных гиацинтов. Насекомые просто не могут пролететь мимо их прелестного запаха.

 А что это за алые искры вспыхивают то здесь, то там?! Это грациозные тюльпаны! Их невозможно не заметить. Только вот ромашек нисколько не смущают эти яркие красавцы. Они нежные и привлекательные. Немного похожи на маленькие солнышки. От них невозможно отвести взгляд! И, конечно, самая красивая, величавая и ароматная недотрога - роза. Дольше всех она украшает собою цветники. Её видом и ароматом невозможно насладиться.

 Но вот наступают холода и царство цветов засыпает крепким сладким сном до следующей весны.

ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ

Наступила настоящая весна: солнце пригревало с каждым днём все сильнее и сильнее, снег таял, и по оврагам бежали ручьи, на деревьях набухли почки. Ёжик, умывшись и позавтракав морковкой, отправился на прогулку. Погода стояла такая хорошая, что сидеть дома было просто невыносимо. Как только Ёжик вышел, глаза его зажмурились от яркого света, заливавшего всю поляну. Немного пообвыкнув, Ёжик зашагал по тропинке.

Он шёл медленно, ему некуда было спешить и хотелось вдоволь насладиться красотой просыпающейся природы. Он любовался игрой солнечных зайчиков на проталинах, слушал стройный хор капели, смотрел как на поляне медленно, но верно тает снег. Пройдя полянку, Ёжик углубился в лес. В лесу ещё царила зима: стояли сугробы, было прохладно и сыро. В лесу Ёжику не понравилось, и он решил было повернуть обратно, но тут он заметил, что кто-то копошится в сугробе, разбрасывая снег в разные стороны. Ёжику стало интересно, и он подошёл поближе. Каково же было его удивление, когда в сугробе обнаружился Заяц.

- Привет, Заяц! — Крикнул радостно Ёжик. — С наступлением весны тебя!

Заяц с перепугу выскочил из сугроба и бросился к своему домику, но на полпути понял, что его напугал его друг, Ёжик, и вернулся.

- Привет, Ёжик. Ну и напугал же ты меня. Чуть сердце не выскочило.

- Извини,- смутился Ёжик, — я думал, ты меня заметил.

- Нет, я так увлекся, что, наверно, не заметил бы и лисы. Хорошо, что ты пришёл, покараулишь, а как увидишь лису, крикнешь. — Заяц опять нырнул в сугроб и стал копать.

Ёжику стало очень любопытно, и он спросил:

- А что ты делаешь?

- Ищу,- буркнул Заяц.

- Ищешь? А что ты ищешь?

Заяц не сразу ответил, он ещё немного покопался в сугробе, вылез и устало вздохнул:

- И тут нет. Понимаешь, Ёжик, я недавно встретился с Белкой. Мы поболтали, и она сказала, что скоро появятся подснежники.

- Подснежники?

- Да! Это такие цветы, которые растут под снегом. Я так обрадовался, узнав про них, что решил обязательно своей зайчихе подарить … эти подснежники.

- Здорово!- согласился Ёжик.

- Здорово то оно здорово, но вот уже седьмой сугроб разрываю, а подснежников и нет!

- Ну и что,- невозмутимо произнёс Ёжик,- не найдешь сегодня, найдешь завтра или, когда снег весь растает.

- В том-то вся и трудность, — Заяц вздохнул так печально, что чуть не заплакал,- я был так рад, узнав про подснежники, что тут же рассказал про них зайчихе и пообещал сегодня их ей подарить. Она так обрадовалась, так обрадовалась … , — и тут Заяц горько заплакал.

-.

Нехорошо обещать то, в чём не уверен,- заметил Ёжик, — но слезами горю не поможешь, пошли искать твои подснежники. Где они могут быть?

- Если они растут под снегом,- начал рассуждать Заяц, успокоившись,- то и искать их надо там, где много снега. А снег сейчас остался только в лесу.

- Тогда пошли!- Скомандовал Ёжик.- Нечего терять время.

Друзья целый день искали подснежники. Они перерыли все сугробы в окрестности, но так ничего и не нашли.

 Возвращаясь домой, Ёжик, чтобы как-то успокоить Зайца, спросил:

- А, может, Белка ошиблась? Может, нет никаких подснежников?

- Не знаю,- вздохнул заяц, — как я теперь зайчихе в глаза смотреть буду? — печалился он, проходя по белой опушке леса.

Ёжик шел за Зайцем.

- Странно,- заметил Ёжик,- утром тут было очень мало снега, а сейчас вся опушка снова белая, словно снегопад прошел.

- Не зна-а-аю, — словно сам с собой разговаривал Заяц,- что я скажу. Она, думаю, очень расстроится, узнав, что я её обманул.

- Но ты же обманул не специально, а по незнанию,- возразил Ёжик.

- Какая разница, — только вздохнул косой.

Друзья дошли до домика Зайца. В это время подул ветерок и разогнал облака. На небе взошла полная луна. При ярком свете луны Ёжик с Зайцем увидели зайчиху. Она сидела на пороге дома и радостно улыбалась. Полуприкрытые глаза её светились счастьем, а уши застенчиво свисали на плечи. Вокруг зайчихи было полным полно подснежников. Вся поляна и опушка леса были усыпаны белыми цветами.

- Спасибо, — обронив слезу счастья, сказала Зайчиха,- такого подарка я и не ожидала!

Ёжик с Зайцем огляделись по сторонам и увидели, что вся опушка леса покрыта ковром из маленьких белых цветочков. Они шли по ним и даже не заметили этого.

- И я не ожидал, — засмеялся Заяц от радости, поняв, что пока он в лесу искал цветы, подснежники распустились вокруг его дома.

- Я тоже очень удивлен, — согласился Ёжик.

- Пойдемте, — сказала Зайчиха, вставая, — я напою вас чаем с малиной, а то вы промерзли наверно, целый день на улице.

Незадачливые охотники за цветами, шутя и смеясь, направились в дом Зайца. Они ещё долго сидели, вспоминая, как искали подснежники в сугробах, и пили при этом чай, любуясь в окошке видом на поляну, покрытую первыми цветами весны.

ВОЛШЕБНИК.

Когда-то давным-давно все травы были зелёненькие, одинаковые. А на высокой горе жил Волшебник. И было у него много разных цветов. Как-то собрались все травки и решили попросить у Волшебника цветы. И вот пришел к ним ясным ранним утром Волшебник с огромным букетом. Травки бросились к нему. Каждая хотела получить подарок поярче. Волшебник всех успокоил и для каждой нашёл подходящий цветок. Весенние травы получили голубые и жёлтые цветы. Летние травы - самые разноцветные: розовые, синие, красные, фиолетовые. Каждая получила по цветку.

И когда в руках Волшебника не осталось ничего, из леса вышел Папоротник. Ему пришлось долго ползти через лесные чащи, но уж очень он хотел тоже цвести. «Ах, какая досада!» - сказал Волшебник и горестно развёл пустыми руками. Вдруг случилось неожиданное: ожил перстень на руке у Волшебника. На него упал последний зелёный луч заходящего солнца. С радостным волнением подал Волшебник этот цветок Папоротнику и сказал: «Он не простой, а волшебный. И будет распускаться лишь раз в году, в самую короткую ночь. А кто увидит этот цветок, будет счастлив. И кому удастся увидеть последний зелёный луч заходящего солнца, тому будет богатство и удачу.

. ДВЕ ФИАЛКИ

М.Скребцова

Разбудила как-то днем одна душистая фиалочка фиалку ночную. Очень ей понять хотелось, почему ночная фиалочка на все другие фиалки не похожа.

Спрашивает она ее:

— Почему ты, сестрица, на нас не похожа? Платьице у тебя совсем другое. На толстом зеленом стебле у тебя белые цветы в кисточку собраны, а у нас по одному цветочку на тоненьком стебельке. Наши цветочки, словно глазочки с лепестками-ресничками в разные стороны, а твои — с верхней и нижней губой и длинным шпорцем. Характер у тебя тоже не наш, не фиалковый. Мы в травке прячемся, а ты выше всех свой стебель поднимаешь. Но больше всего меня интересует, почему ты днем спишь, а ночью благоухаешь? Ты все интересное пропускаешь! Каждый день весна лес чем-то удивительным одаривает.

Отвечает ей ночная фиалка:

— Если все будут ночью спать, кто станет кормить ночных лесных бабочек? Для ночных насекомых должны расти ночные цветы. К тому же, сестрица, ночью в лесу чудес не меньше: весна ведь на ночь спать не ложится. Кроме того, я и не из фиалковой семьи вовсе, а из семейства орхидей. Мы с тобой, фиалочка, душистостью схожи, вот люди за запах душистый и назвали меня ночной фиалкой. Сама весна меня лесными духами ночи величает.

Так что не мешай мне, сестрица, спать, силы для ночи набираться. Шмели, пчелы, мухи да бабочки — давно меня днем не будят, берегут мой сон. Чтобы не спутали они мои белые цветочки с какими-то другими цветами, днем я стараюсь не пахнуть.

Нечего сказать фиалке душистой, поняла она, что у каждого цветочка — свое лесное счастье.

Если увидите в лесу белые цветочки ночной фиалки, собранные в длинную кисточку, не удивляйтесь, что не подлетают к ним насекомые. У этого цветочка жизнь по своим собственным часам расписана.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

- Как вы думаете, чья лесная жизнь легче и интереснее: фиалки ночной или фиалки душистой? Какие еще цветы ночью не спят?

КТО ЗЕМЛЮ УКРАШАЕТ

А.Лопатина

Давным-давно Земля наша была пустынным и раскаленным небесным телом, не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю, рассыпал он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой.

Солнышко принялось согревать Землю, Вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, потому что вокруг них расстилалась только серая однотонная земля, а других красок не было. Тогда Бог повелел разноцветной Радуге-дуге подняться над землей и украсить ее.

С тех пор Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает она над землей и смотрит, красиво ли Земля украшена.

Вот полянки в лесу. Похожи одна на другую, как сестры-близняшки. Они и есть сестры. У всех один лес-батюшка, у всех одна земля-матушка. Сестры-полянки надевают каждую весну цветные платья, красуются в них, спрашивают:

— Я ль на свете всех белее?

— Всех румяней?

— Голубее?

Первая полянка вся белая от ромашек.

На второй, солнечной поляне, расцвели маленькие звездочки-гвоздички с красными искринками в серединках, и стала вся полянка румяно-розовая. На третьей, окруженной старыми елями, распустились незабудки, и стала полянка голубым-голубая. Четвертая — сиреневая от колокольчиков.

И вдруг видит Радуга-дуга черные раны-пожарища, серые вытоптанные пятна, развороченные ямы. Кто-то порвал, пожег, вытоптал разноцветное платье Земли.

Просит Радуга-дуга Красоту небесную, Солнце золотое, Дожди чистые помочь земле залечить раны, сшить Земле новое платье. Тогда посылает Солнце на землю золотые улыбки. Небо шлет Земле голубые улыбки. Радуга-дуга дарит Земле улыбки всех цветов радости. А Красота небесная превращает все эти улыбки в цветы и травы. Ходит она по Земле и украшает Землю цветами.

Снова начинают улыбаться людям разноцветные полянки, луга и сады. Вот это голубые улыбки незабудок — для верной памяти. Вот это золотистые улыбки одуванчиков — для счастья. Красные улыбки гвоздичек — для радости. Сиреневые улыбки колокольчиков и луговой герани — для любви. Каждое утро встречает Земля людей и протягивает им все свои улыбки. Берите люди.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

- Какие улыбки дарят земле разные цветы, деревья и травы? Какие из этих улыбок вам больше всего нравятся и почему?

- Как вы думаете, какой цвет на земле чаще всего встречается?

- Если бы вы были на месте Радуги, в какие краски и оттенки вы бы все на земле окрасили?

- Как вы думаете, могут ли на самом деле улыбки трав, деревьев и цветов остановить войны и разруху?

- Кто еще, кроме Радуги-дуги, землю украшает?

- Как ее украшают ветер, звезды, дождь, снег, зори, закаты, облака, времена года?

 Каким бы стал мир, если бы все люди земле свои улыбки дарили?

 - Во время прогулки по лесу или лугу всмотритесь внимательно в разные цветы, травы и деревья и постарайтесь понять, о чем они думают. О чем, по-вашему мнению, напоминают людям те или иные цветы?

ПЕРЕЛЕСКА

Как-то нарвала девочка в лесу букетик синих перелесков-подснежников. В лесу было холодно и сыро. Снег еще не сошел. Пожалела девочка цветочки нежные на хрупких ножках и говорит:

— Поторопились вы из земли выбиться, вот и зябните сейчас. Хоть и оделись ваши коричневые ножки в пушок теплый, но сами вы такие беззащитные, не справиться вам с холодами! Отнесу-ка я вас домой.

Так и сделала девочка. Дома она поставила свои цветочки в банку с водой. Но скоро заметила, что цветочки головки повесили и чахнуть стали.

Расстроилась девочка, заплакала. Вдруг слышит голосок:

— Не плачь. Сейчас уже поздно плакать. Мы, перелески, только в лесу расти можем. Крепко-накрепко мы с землей связаны. Корешки наши зимой под снегом не спали, они бутоны к весне растили. Стали бутоны наши крепкими, выносливыми, вот и расцвели мы голубенькими цветочками.

Удивилась девочка, наклонилась над цветочками и спрашивает:

— Разве не зябко вам было в лесу на ветру сыром?

Отвечает один из цветочков:

— Конечно, было холодно. Но кто-то должен весну-красну встретить. Если увидит она, что не встречает ее никто, и приходить не захочет. Вот мы и торопимся вылезти из-под снега. На то мы и подснежники. Весна всегда радуется, когда нас видит. От весенней радости воздух сразу теплым становится, мы и согреваемся.

— Простите меня, перелески, — попросила девочка, — что я вам весну встретить помешала.

Отвечают перелески:

— Мы не обиделись на тебя, весна ведь только началась. Наши сестрицы-перелески скоро зацветут по всем перелескам. Недаром нам имя Перелески дано. Так что есть кому весну-красну встретить.

После этого случая девочка перелески больше не собирала, но часто приходила ими полюбоваться и расспрашивала их обо всем.

— Хороши ваши голубые цветочки, перелески, но вот листья ваши вам совсем не подходят, такие они грубые и пятнами покрыты, — говорила девочка.

— Листья наши — труженики великие, — отвечали перелески. — Они выросли в прошлом году и все лето солнышкино тепло впитывали, в корневище запасы собирали. Потом зиму целую под снегом провели, помогали корневищу бутоны наши вырастить. Не удивительно, что они так выглядят. Как только мы отцветем, старые листья молодые листочки сменят. Поначалу они пушком нежным покрыты, но вскоре станут гладкими, чтобы получше солнышкино тепло впитывать, побольше запасов собирать.

С тех пор девочка каждую весну к перелескам приходила, и их тоненькие голоски радостно звенели:

— Привет тебе, девочка, от весны-красны!

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

- Что нового о перелесках вы узнали из этой сказки?

- Какие чувства вызывают в вашей душе первые весенние цветы?

- Как вы думаете, чем люди могут травам и цветам помочь? Чем, в свою очередь, цветы и травы могут помочь человеку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Садовые цветы"

Помогает в стихотворной форме познакомить детей с садовыми цветами....

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей  дошкольного возраста посредством    тренировки систем4. Виды восприятия и новообразования5. Восприятие формы, величин...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ. 1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей  дошкольного возраста посредством    тренировки систем4. Виды восприятия и новообразования5. Восприят...

Учебно-методическое пособие "Полевые цветы"

Презентация способствует закреплению у детей представлений о полевых цветах с помощью загадок....

Методическая разработка. Учим цвета. Создание игры из подручных материалов

Игра предназначена детям младшего дошкольного возраста, будет интересна всем, кто любит детей и умеет в любой работе открыть в ребенке творческие способности.Назначение: данный материал реко...