Методические рекомендации для педагогов по влиянию художественной литературы на эмоциональную культуру дошкольников
учебно-методический материал по художественной литературе на тему
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов.
Традиционно литература как вид искусства используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в литературных произведениях даются не только образцы правильного литературного языка, но и образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения морально-этических норм. Подробный их анализ и правильная оценка делают литературу основой духовного и нравственного развития личности.
Кроме того, сам процесс художественно-речевой деятельности является важным средством нравственного развития и воспитания детей. Под художественно-речевой деятельностью понимается обучение детей пересказу фольклорных и литературных произведений, творческому рассказыванию с целью формирования у детей умения строить связное монологическое высказывание. При этом дошкольников учат для воплощения художественного замысла использовать в собственной речи изобразительно-выразительные средства художественных текстов (эпитеты, метафоры, синонимы и т.д.). А также ознакомление дошкольников с литературой, художественно-речевая деятельность самих детей (совместный пересказ или по малым подгруппам, составление коллективного рассказа) способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей, т.к. такая деятельность предполагает умение договориться между собой, оказать помощь друг другу в случае затруднений, уступить в чем-то.
С художественной точки зрения произведения детской литературы богаты изобразительно-выразительными средствами языка. Для выражения своих замыслов авторы используют метафоры, эпитеты, аллегории, опираются на грамматические основы образности речи, выражающиеся в использовании разнообразных стилистических средств (построении разных типов предложений, изменении традиционного порядка слов в предложении и др.). В содержательном аспекте тексты, предназначенные для детей, сюжетные, имеют четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий. Персонажи произведений обладают ярко выраженными чертами характера, а мотивы их поступков понятны детям. Во всем этом выражается художественный компонент детской литературы. Другим компонентом, характеризующим ее специфику, является литературный компонент, сущность проявлений которого заключается в разнообразии жанров литературных произведений, с которыми педагоги знакомят детей. Дошкольникам не только представляют произведения, относящиеся к различным жанрам (народный эпос, авторские прозаические и поэтические произведения), но и раскрывают их жанровую принадлежность, формируют представления о специфических чертах того или иного жанра:
сказок, рассказов, стихотворений.
С учетом специфики детской литературы О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской был определен круг детского чтения и рассказывания. В него входят несколько групп произведений:
- произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы;
- произведения русской и зарубежной классической литературы; |
Основными методами ознакомления с художественной литературой являются следующие: |
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста. В связи с этим неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту. Если книга разделена на небольшие главы, иллюстрации рассматриваются после чтения каждой части. |
|
Муниципальное образовательное учреждение комбинированного вида
детский сад № 5 «Солнышко»
Методические рекомендации для педагогов по влиянию
художественной литературы на эмоциональную культуру дошкольников
Подготовила и провела:
Березина Д.Б.
Малоярославец, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие дошкольников»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...
методические рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой
Данный материал раскрывает методы и премы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой....
"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...
Влияние художественной литературы на всестороннее развитие дошкольников.
Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. Краткое описания работы по приобщению детей к художественной литературе....
Проект №3 «Влияние художественной литературы на формировании личности дошкольника»
ЦЕЛЬ ДАННОГО ПРОЕКТА:Развивать познавательную активность, любознательность, общую культуру и эрудицию детей, через знакомство с художественной литературой.ЗАДАЧИ: Развивать устную речь, приобщать к уч...
Статья "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников"
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений....
Консультация для педагогов "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников".
Художественная литература - универсальное средство развития речи, поэтому ознакомление с художественной литературой имеет особое значение в системе развивающего и коррекционного обучения в логопедичес...