ИКТ-технологии как ресурс деятельности учителя-логопеда
методическая разработка

Кружалина Евгения Васильевна

Цель мастер-класса - познакомитьпедагогов с работой конструктора логопедических игр в в онлайн-сервисе. Раскрыть особенности применения ИКТ-технологий в различных видах деятельности учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_rabote_logopeda.docx30.35 КБ
Файл ikt_madou_72.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 72 «Родничок»

города БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тезисы

мастер-класса

«ИКТ-технологии как ресурс деятельности

учителя-логопеда»

Подготовила:

Кружалина Е.В.,

учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 72.

Апрель 2022г.

                                                                                  Если мы будем учить сегодня так, как мы          

                                                                              учили вчера, мы украдем у наших детей завтра.  Джон Дьюи (американский философ и педагог)

Актуальность использования информационных технологий в работе логопеда

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современная эпоха – это эпоха развития цифровых технологий. Общество активно создает новую информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И педагоги ДОУ не должны оставаться в стороне. В связи с этим использование ИКТ в педагогической, в т.ч. и логопедической, практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда.

            Использование компьютерной техники в образовательном процессе позволяет педагогу творчески  переосмысливать, художественно и эстетично «оформлять»  свои методические идеи:

- делать то, что без компьютера делать сложно;

- делать то, чего не делали раньше (виртуальные экскурсии в лес, парк, музей)

- по- новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Теоретическое обоснование применения ИКТ-технологии

Теоретическое обоснование необходимости использования информационных технологий для развития и обучения детей отражено в исследованиях отечественных ученых.

С. Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором развития ребенка. Д. Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития. Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, С. А. Шапкина, Ю. М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом перехода от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.        

Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным. Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

- Повышение мотивации детей к обучению.

- Активизация познавательной деятельности детей.

- Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

- Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, координация психических процессов (совместная работа слухового, двигательного и зрительного анализаторов).

- Обеспечение психологического комфорта на занятиях.

- Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

Взаимодействие с компьютером вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной деятельности. Данный интерес лежит в основе формирования внимания, памяти и познавательной активности, которые и обеспечивают необходимую психологическую готовность ребенка к школе.

Реализация технологии в коррекционно-образовательном процессе

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда направлено на работу с детьми, педагогами и родителями.

Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-практикумах и тренингах.

Важной частью работы логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации и родительские собрания в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.

В научно-методической деятельности компьютер так же незаменим. С помощью ИКТ осуществляется:

- сохранение необходимой информации;

- построение графиков и диаграмм;

- оформление документации и стендовой информации;

- полноценный обмен информации с коллегами и участие в обсуждениях профессиональных проблем.

Я использую ИКТ в совместной деятельности с детьми на коррекционно-логопедических занятиях в качестве современного  наглядного материала. Еще К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности», но часто возникает проблема, где найти нужный материал, и как лучше его продемонстрировать.  Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает, а  приобретение нового требует  немалых материальных затрат. Кроме того, слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост растения, движение волн, вот идёт дождь, снег. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, голоса животных и птиц; работу транспорта и т. д.).

Работа с детьми предполагает:

- Проведение индивидуальных занятий с помощью специальных компьютерных технологий.

- Проведение познавательно-речевых игр, использование интерактивных логопедических пазлов и тренажеров.

- Проведение фронтальных и подгрупповых занятий с помощью мультимедиа презентаций.

- Компьютер может использоваться для диагностики речевых и психических функций.

Какие требования есть при использовании ИКТ?

Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется использовать компьютерные технологии порционно.

С 1 января 2021 г вступило в силу Постановление «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". В части использования интерактивного оборудования и других ЭСО (электронных средств обучения), Постановление регламентирует использование следующего оборудования в ДОУ:

Время и проведение занятий

- При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет – 5 – 7 минут. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

- Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.

Диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 15,6” (39,6 см), планшета – 10,5” (26,6 см). При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие появление бликов на экране. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Электронные средства обучения  используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

Основной целью введения этих ограничений является сохранение здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.

Использование ИКТ в моей работе с детьми, дают широкую возможность в использовании разнообразных видов деятельности. Наличие компьютера позволяет использовать в работе с детьми специальные обучающие программы, познавательно-речевые игры.

В Интернете есть множество развивающих порталов и образовательных платформ, на которых представлены игры и упражнения для дошкольников, в т.ч. и для детей с нарушениями речи. Среди них есть и широко известные, эффективные, например «Учи.ру», «Мерсибо». Однако применяя на практике эти Интернет-ресурсы, я отметила, что не всегда содержание игр соответствует задачам моих занятий. В этом случае полезным является конструктор речевых игр – программа, в которой педагог может создать упражнение, исходя из задач своего занятия и уровня развития речевых навыков ребенка. Такой Конструктор есть у «Мерсибо» (платный), и тоже имеет свои ограничения в использовании.

От педагогов начальной школы я узнала о  Конструкторе интерактивных заданий Learning Apps и теперь применяю его для создания речевых игр и упражнений для дошкольников 6-7 лет в различных направлениях развития речи и в обучении грамоте.

Практические упражнения и игры в рамках ИКТ-технологии:

Конструктор интерактивных заданий Learning Apps предназначен для поддержки процесса обучения с помощью интерактивных модулей (упражнений).

Основная идея интерактивных заданий, которые могут быть созданы благодаря данному сервису, заключается в том, что воспитанники могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме. Для выбора русского языка в программе необходимо в правом верхнем углу страницы сайта  выбрать пиктограмму с соответствующим флажком. 

Сайт содержит галерею общедоступных интерактивных заданий, созданных пользователями ресурса. Все представленные в сервисе упражнения распределены по учебным предметам, что гораздо облегчает поиск нужного задания.

На главной странице сайта в верхнем левом углу имеются ссылки на рубрики «Что такое LearningApps.org?» и «Показать помощь», перейдя по которым, вы окажетесь на страницах сайта, где можно ознакомиться с основной информацией. Разобраться с функционалом и навигацией сервиса очень просто. Для этого достаточно нажать кнопку «Все упражнения» в верхней части главной страницы, и перед вами откроется список упражнений, созданных и опубликованных другими пользователями.

Для создания и сохранения собственных заданий на сайте необходимо зарегистрироваться. После прохождения процесса регистрации становятся доступными шаблоны, которые помогают создать интерактивное упражнение. Шаблоны предлагаемых упражнений  сгруппированы по функциональному признаку.

Работать с LearningApps можно двумя способами:
1. Самостоятельно сделать приложение, выбрав один из 20 вариантов игровых механик. После этого будет предложено ознакомиться с примерами подобных упражнений, чтобы понять логику задания. Дальше остается только заполнить необходимые поля и загрузить нужные изображения. Все формы снабжены подсказками, так что долго разбираться с ними не придется.

2. Использовать готовые работы других авторов в качестве шаблонов, изменив в них данные на ваши. Иногда изменить готовое проще, чем создавать новое. Проблема лишь в том, что в галерее приложения сгруппированы не по типам, а по темам. Поэтому найти удачный пример упражнения «Найди пару» может занять некоторое время.

После того как упражнение создано, его нужно сохранить и, при желании, сделать общедоступным для пользователей LearningApps. Это значит, что оно появится в разделе «Все упражнения». Создав задание, можно тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей.

Данный сервис универсален по многим причинам.

Во-первых, он имеет очень простой и удобный для пользования интерфейс.

Во-вторых, он предоставляет возможность работать в нём на русском языке

В-третьих, в этом сервисе вы можете создавать разные виды интерактивных упражнений без чьей-либо подсказки, т.к. все подсказки размещены во всех шаблонах упражнений.

В-четвёртых, прежде чем создать новое упражнение, вы можете ознакомиться с примером и сразу же увидеть конечный результат.

В-пятых, даже без регистрации вы можете пользоваться уже созданными вашими коллегами упражнениями, т.к. они находятся в общем доступе.

В-шестых, сервис имеет очень «мягкий» приятный дизайн. Своим «внешним видом» он привлекает пользователей и не разочаровывает их в дальнейшем.

В-седьмых, абсолютно бесплатный и не требует сложной регистрации.

Недостатков у данного интернет-ресурса практически нет. Кроме того, пожалуй, что работать с ним вы можете только в режиме онлайн.

Созданные в данном сервисе работы можно опубликовать на страницах личного сайта (блога), «поделиться» ими в социальных сетях, отправить на них ссылку коллегам и учащимся по электронной почте.

Виды заданий и игр, которые можно использовать с дошкольниками:

  • Найти пару
  • Классификация
  • Хронологическая линейка
  • Простой порядок
  • Ввод текста
  • Пазл “Угадай-ка”
  • Кроссворд
  • Слова из букв
  • Где находиться это?

Анализ применения педагогической технологии:

Использование мною данного опыта в практике показало повышение результативности и эффективности развития всех компонентов речи у детей логопедической группы. Введение ИКТ значительно сократило время для достижения устойчивых положительных результатов в коррекционной работе без перегрузки детей дополнительными занятиями.

Исходя из полученных результатов данного опыта становится очевидным, что использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе является современным продуктивным и актуальным средством развивающего обучения.

Применение данного педагогического опыта может быть рекомендовано к использованию в работе воспитателями, учителями-логопедами, родителями дошкольников. Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его.

Список литературы:

1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2. Горвиц Ю. М. Компьютер и дети / Горвиц Ю. М. // Помоги себе сам. - 1996. - №9.

3. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

4. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.

5. Лынская, М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006.-№ 6.

6. Новоселова С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С. Л. // информатика и образование. - 2010. №2.

7. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М. : Школа-Пресс, 2014.

8. Томилина С. М «Логопедия и интернет». Журнал - «Логопед» №3/2006г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 «Родничок» г. Балаково «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик» Номинация «Методы, приемы, технологии» ИКТ-технологии как ресурс деятельности учителя-логопеда Подготовила: Кружалина Е.В., учитель-логопед 202 2 г.

Слайд 2

Возможности ИКТ в работе педагога ДОУ - делать то, что без компьютера делать сложно; - делать то, чего не делали раньше (виртуальные экскурсии в лес, парк, музей) - по- новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Слайд 5

LearningApps – конструктор игр и упражнений

Слайд 16

Виды заданий и игр, которые можно использовать с дошкольниками: Найти пару Классификация Хронологическая линейка Простой порядок Ввод текста Пазл “Угадай-ка” Кроссворд Слова из букв Где находиться это?

Слайд 17

Виды заданий Простой порядок

Слайд 18

Пазл «Угадай-ка»

Слайд 19

Слова из букв

Слайд 20

Классификация Хронологи-ческая линейка

Слайд 22

Литературные источники и Интернет-ресурсы: 1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2. 2. Горвиц Ю. М. Компьютер и дети / Горвиц Ю. М. // Помоги себе сам. - 1996. - №9. 3. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 4. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007. 5. Лынская , М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006.-№ 6. 6. Новоселова С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С. Л. // информатика и образование. - 2010. №2. 7. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М. : Школа-Пресс, 2014. 8. Томилина С. М «Логопедия и интернет». Журнал - «Логопед» №3/2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

ИКТ-технологии, как ресурс деятельности учителя-логопеда (из опыта работы)

Сегодня общество предъявляет качественно новые требования, к воспитанию и обучению подрастающего поколения – к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования.  Главная за...

Презентация Отчет по самообразованию Тема: «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда»

ПрезентацияОтчет по самообразованиюТема: «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда»...

«Инновационные технологии в практической деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занят...