Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»
консультация (старшая группа)

Самоварова Евгения Григорьевна
Художественная литература детям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-razvitie_sposobnostey_d.s.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 96 "КАЛИНКА" Г. УЛАН-УДЭ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»

Выполнила: Самоварова Е.Г

2019 год

Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой.

   Мне хотелось бы сказать, что средствами литературы скорее происходит общее развитие, а не только развитие способностей.

Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с произведениями художественной литературы вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его красоте и богатству. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм.

Сам процесс художественно - речевой деятельности является важным средством нравственного развития и воспитания детей. Под художественно-речевой деятельностью понимают обучение детей пересказу, творческому рассказыванию с целью формирования у детей умения строить связное монологическое высказывание. Ознакомление дошкольников с литературой, художественно – речевая деятельность самих детей способствует формированию нравственного поведения детей.

При ознакомлении детей с художественной литературой надо учитывать их возрастные особенности.

• Для детей младшего дошкольного возраста доступно понимания текста из личного опыта ребенка, когда события следуют друг за другом, при этом дети не всегда понимают переживания и мотивы поступков главного персонажа.

• Дети в среднем дошкольном возрасте устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. Появляется реакция на слово, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

• Детей в старшем дошкольном возрасте интересуют не только поступки героев, но и их мотивы. У детей усложняется понимание литературного героя.

Из этого следует, что умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Основные методы ознакомления с художественной литературой.

• Чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста).

• Рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста).

• Заучивание наизусть.

• Инсценирование (метод вторичного ознакомления с произведением).

В младшем дошкольном возрасте у детей формируют умения отвечать на вопросы, навык совместного слушания. Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров. Педагог сам называет жанр художественного произведения. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для того, чтобы новые слова «сказка»«стихотворение» вошли в речь детей.

 В среднем дошкольном возрасте становится возможным небольшой анализ произведения - это беседа о прочитанном.

 В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам. У них появляется желание слушать произведение вторично. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову.

 Литературный материал можно включить в другие занятия, как на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром можно использовать стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать.

Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, досугов, развлечений. Все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей.

 При организации домашнего чтения педагогу следует дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям. Для этого можно провести индивидуальные консультации, использовать информационные стенды. Им можно посоветовать, гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, побеседовать с ним об уже прочитанной книге. Во время чтения необходимо следить за санитарно-гигиеническим состоянием (правильная осанка, выбор места для чтения). В процессе чтения родителям следует помнить, что во время чтения необходимо активизировать его внимание. Пусть ребенок за взрослым повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Таким образом, следует отметить, что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому роль педагога очень велика в процессе организации детского чтения. Для развития у детей творческих способностей можно предложить им следующие задания: произнести с разной интонацией небольшую фразу или художественный текст (грустно, радостно, удивленно); сказать небольшую фразу с разной силой голоса; прочитать стихотворные строки определенным тоном и заданной тембровой окраской и др.

 У детей 5-го года жизни развитие творческих способностей происходит на специальных занятиях по художественно-речевой деятельности. В старшем дошкольном возрасте игры-драматизации проводятся во время самостоятельной художественно-речевой деятельности детей, обычно во второй половине дня. Дети старшей группы могут драматизировать произведения, как для себя, так и для маленьких зрителей, для своих родителей. К игре-драматизации необходимо подготовить вместе с детьми атрибуты, элементы костюмов. Игру-драматизацию можно проводить два-три раза, каждый раз с новым составом участников. В младших группах педагог сам распределяет роли между детьми. Распределение ролей в старших группах проходит коллективно. Педагог руководит игрой, напоминает и уточняет содержание художественного произведения, следит за точностью образов. Он может взять какую-нибудь роль и себе. В каждой возрастной группе организуется центр речевой активности. Желательно, чтобы это место стало для дошкольников самым интересным и уютным. Основное место в центре речевой активности занимает книжный уголок. Желательно разместить и оборудовать книжный уголок в хорошо освещенном месте групповой комнаты. Книги в нем могут находиться на специальных книжных полках или в шкафу. Рассматривать их лучше всего за небольшими книжными столиками. Здесь можно поинтересоваться и детскими журналами, иллюстрациями художников к литературным произведениям. В книжном уголке можно поместить картины или репродукции к любимому художественному произведению, портрет писателя, которого дети хорошо знают. Вместе с тем книжный уголок становится местом для размещения различных тематических выставок. Организация книжного уголка в каждой группе имеет свои особенности. В младшей группе выставляют хорошо знакомые иллюстрированные художественные произведения, книжки-ширмы, книжки-картинки, наборы предметных картинок. Для детей пятого года жизни, кроме книг, на полках выставляют альбомы с иллюстрациями, фотографиями. Дети могут готовить такие альбомы вместе с педагогом или самостоятельно. В книжном уголке для старших дошкольников количество книг увеличивается. Начиная со старшего дошкольного возраста, вводят дежурства детей по книжному уголку. В обязанности дежурных входит работа по наведению и поддержанию порядка. По желанию детей дежурные выдают книги из книжного шкафа. Если это необходимо, дошкольники занимаются ремонтом книг, их обновлением. Кроме того, в центре речевой активности в групповой комнате необходимо определить пространство, где можно было бы поиграть в различные литературные игры, литературные викторины, осуществить презентации-показы новой книги, сюжетно-дидактические игры по мотивам детской поэзии и прозы, сюжетно-ролевые игры«Библиотека»«Книжная лавка»«Театр»«Концерт», режиссерские игры по мотивам литературных произведений и т. д.

  Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве, формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

С зачатия, с утробы, мама начинает говорить с малышом. Рассказывает стихи, сказки, слушает музыку. Тем самым, ребенок с утробы уже ознакомлен с художественной литературой.

Но, к сожалению сейчас не все мамы так поступают. Раньше детей можно было удивить книжкой, сейчас почти у каждого ребенка планшет, телефон.

Сейчас хочу вам продемонстрировать  методику, которую использую в своей деятельности.

Видеоролик. (Действие происходит на полу)

  • Здравствуйте, дети!

Скажите, ребята кому родители дома читают книжки, поднимите руки. А какие вы любите читать книги?

Сегодня мы с вами поговорим о сказках, сказочных героях.

Для вас сегодня, я принесла волшебный мешочек. А в мешочке нашем сказочные герои, вы должны будете отгадать, кто это.

(достаю героя, описательный рассказ)

А теперь попробуйте, затолкав руку в мешочек, узнать, кто из героев там остался. Сделаю подсказку, в этой сказке девочка была очень вредной, но этот герой все терпел. Правильно «Маша и Медведь».

Он сегодня принес свой волшебный дом.

(звучит из сказки музыка)

Посмотрите, какой красивый дом у него. (Наводящие вопросы задаю)

  • Какое время года?
  • Что в огороде растет, сколько?
  • Фрукты растут в огороде?
  • Какое орудие труда использует в своей работе?
  • Сколько рыбок поймал?
  • Сколько животных, людей?
  • После осени, какое время года?
  • Сколько месяцев в осени, зиме, назовите месяца?
  • Положительный герой?
  • Миша умеет говорить, как он говорит? (рычит – р,р,р – повторяют дети)

Здесь, как вы видите Литературный материал можно включить в другие занятия, как на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром можно использовать стихотворения, загадки; на занятиях по лепке, аппликации и рисованию дети вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать, и самое главное в логопедии.

Посмотрев, вы, наверное, подумали, неужели она это использует на каждом занятии. Конечно же, нет.

Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, досугов, развлечений. Все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей. Так я увидела еженедельную работу Покацкой Н.Ф, как ее родители превращаются в  сказочных героев.

 Так дети лучше воспринимают. В мешок можно положить, например, маски, пальчиковый театр, костюмы для инсценировки книги или мелкие игрушки, с помощью которых ребенок может устроить свой маленький театр, картинки по произведению. Всё это помогает оживить книгу, развивает понимание прочитанного сюжета.

(Надеть маску воспитателю, изобразить из сказки «Кошкин дом» плохую,  хорошую кошку)

 Дети начинают лучше говорить, связная речь у них появляется.  По поступкам  сказочных героев дети делают, такие же поступки.

В своей группе Мазур С.С. начала использовать Мнемотехнику - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

 Речевая активность повысилась, у некоторых детей, начали запоминать стихи, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений. Ребенок, который ругался не хорошими словами начал выражаться культурно.

  • Демонстрация своей игры «Моталка» (индивидуальная работа, показать на примере)

Рефлексия.

-И в заключение предлагаю вам три  листа с изображением предметов: чемодан, мясорубка, мусорное ведро и смайлики.

- Тот, кто считает, что всю полученную информацию возьмет с собой, прикрепит смайлик на чемодан, тот, кто переработает, добавит что – то своё и возьмет с собой, на мясорубку, а тот, кто считает информацию ненужной, отправит смайлик  в мусорную корзину.

- Спасибо всем за внимание и участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой"

В данном материале представлены практические рекомендации для педагогов по рзвитию способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой....

Конспект НОД по развитию связной речи детей через ознакомление с художественной литературой «Рассказывание сказки «Репка» во второй младшей группе

Цель:1. Учить пересказывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске.2. Развиватьдвигательное моделировани...

Консультация для воспитателей «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»

Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников....

«Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой».

Описание работы: в сообщении раскрывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Адресовано воспитателям дошкольного учреждения....

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи в процессе ознакомления с художественной литературой»

Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и...