Артикуляционная гимнастика
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Артикуляционная гимнастика89.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Артикуляционная гимнастика – это весело, полезно и интересно»

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика проводится:

- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;

- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

- с родителями дома.

В отечественной логопедии существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Можно выделить наиболее значимые:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными

2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.

3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.

4. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.

5. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.

6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.

Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:

  • выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;
  • упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;
  • вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;
  • комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;
  • проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
  • удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
  • следить за качеством выполнения упражнений;
  • желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
  • не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.

3.Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

4.Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.

5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.

6.Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.

7. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.

8. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

9.Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.

10. Грибок. Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.

Консультация для родителей

Артикуляционная гимнастика дома

https://pp.vk.me/c617424/v617424833/2fdc/cL3027UmQc4.jpg

 Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

  Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

 Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
  • Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические (презентация «Артикуляционная гимнастика дома»).

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

  • «Заборчик»,
  • «Окошечко»,
  • «Трубочка»,
  • «Чашечка»,
  • «Блинчик»,
  • «Иголочка»,
  • «Мостик»,
  • «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Лошадка»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Барабанщик»;
  • «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

И в конце я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:

  1. Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»
  2. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»
  3. Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,
  4. Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,
  5. Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».

Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

Консультация для родителей

«Артикуляционная гимнастика»

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

     Чтобы малыш научился произносить сложные звуки («с», «з», «ш», «ж», «л», «р»), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

     Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

     1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети могут сами научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

     2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

     3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

     4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

     Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала необходимо познакомить ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На первом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза, а затем не менее 5-6 раз.

     Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

     Рекомендации к проведению упражнений:

     - Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

     - Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

     - Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

     - Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите , чтобы они усвоили основные движения.

     - К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

     - В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.  

     - Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжон, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.

     Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Желаем успехов!

СКАЗКА «З О О П А Р К »

 

     Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

БЕГЕМОТИКИ.

     Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был...бегемот. Давай и мы превратимся в бегмотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

   Рот пошире открываем ,

 В бегемотиков играем:

     Широко раскроем ротик,

     Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

                                                                   До пяти считаю я.

 А потом закроем рот –

                                                                    Отдыхоет бегемот  

                                         О.Перова.

ЛЯГУШКИ.

     Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а,ква-а-а. Это были..... Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза

   Подражаем мы лягушкам:

      Тянем губы прямо к ушкам.

   Вы сейчас тяните губки –

                                                                  Я увижу ваши зыбки.

   Мы потянем – перестанем

 И нисколько не устанем.

СЛОН.

   1. Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же.....слон! Давай покажем, какой у слона хобот!

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

     2. Смотрит Язычок на слона,а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слонёнка.

Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать»водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

     Буду подражать слону!

      Губы «хоботком» тяну.

  А теперь их отпускаю

    И на место возвращаю.

ЗМЕЯ.

     Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это...змея. Давай изобразим змею!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее,

       С ней мы будем наравне:

        Высунем язык и спрячем,

    Только так, а не иначе.

ЛОШАДКА.

   Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатится: «Лошадка, покатаешь меня?». А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

А – весёлая лошадка,

   Тёмная, как шоколадка.

             Язычком пощёлкай громко –

                  Стук копыт услышишь звонкий.

РАСЧЁСКА.

    Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами.  «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая » его.

С волосами я дружу,

    Их в порядок привожу.

       Благодарна мне причёска.

        А зовут меня ...(расчёска).

ЧАСИКИ.

    Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Тик-так, тик-так.

      Язычок качался так,

          Словно маятник часов.

             Ты в часы играть готов?

ШАРИКИ.

    Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Описание упражнения: надуть одну щеку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

          Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

     Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

«До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошёл домой.

     Ты помнишь, как вместе с Язычком ходил в зоопарк? Кого Язычок увидел сначала? А потом?  Покажи этих животных.

Указание для взрослых: вы должны следить, чтобы ребёнок выполнял упражнения правильно и чётко, вначале – под счёт взрослого

ПОЕЗД

(игра для развития силы голоса)

     Перед тобой три поезда, которые едут и гудят.

1 . Угадай, какой поезд гудит вот так: ТУ- ТУ-ТУ! (Взрослый гудит очень громко).

Какой поезд гудит вот так: ту-ту-ту! (Взрослый гудит голосом средней силы.)

А какой поезд гудит так: ту-ту-ту? (Очень тихо.)

2. Теперь ты погуди, как поезд, который едет рядом с нами;

 Как поезд, который удаляется от нас;

 Как поезд, который находится очень далеко от нас.

ТРИ МЕДВЕДЯ

(игра для развития высоты голоса).

  1. Вспомни сказку «Три медведя». Как зовут медведя-папу, медведицу-маму и медвежонка?
  2.  Угадай, кто рычит: медведь, медведица или медвежонок? (Взрослый рычит голосом разной высоты. Самый низкий – папа, самый высокий – Мишутка, средний – мама.)
  3. Изобрази, как рычит медвежонок Мишутка, мама-медведица и папа-медведь.
  4. Угадай, кто это говорит:
  • КТО СИДЕЛ НА МОЁМ СТУЛЕ? (низким голосом);
  • Кто сидел на моём стуле? (средним голосом);
  • Кто сидел на моём стуле? (высоким голосом).
  1. Покажи разными голосами (изобрази), как горорят Мишутка, медведь-папа, медведица-мама.

СКАЗКА «ВЕСЁЛАЯ ПРОГУЛКА»

  1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

     2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

     3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

ЁЖИК, ЦВЕТЫ.

  1. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был ... ёжик. Он бегел в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.

Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

  1. Убежал Ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Описание упражнения: вдох через нос – «нюхать» цветок; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

   У меня в иголках шёрстка

   И в норе запасов горстка.

   Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый ёж!

                                    О.Перова.

ФУТБОЛ.

       1. Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол.

Описание упражнения: рот закрыт, кончик языка с напряжением упирается то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

2.Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дольше мяч загонит.

Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.

Во дворе народ толпится.

Там идет футбольный матч.

     И вратарь наш, Генка Спицин,

Пропустить не должен мяч.

                                                               Потому что наблюдает

                                                               За игрою из окна

                                                               Катерина. Всякий знает

                                                               Генке нравится она.

КАЧЕЛИ.

     После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

Описание уоражнения: улыбнуться открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.  

Сели дети на качели

 И взлетели выше ели.

          Даже солнышка коснулись,

        А потом назад вернулись.

ИНДЮК.

     Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была....

        Я – индюк «балды - балда».

Разбегайтесь кто куда.

МЕСИМ ТЕСТО.

     Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давай и мы поможем Язычку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та...; пошлёпать язык губами – пя-пя-пя..; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Тесто мнём. мнём, мнём,

  Тесто жмём, жмём, жмём,

   После скалку мы возьмём,

                                                                 Тесто тонко раскатаем,

   Выпекать пирог поставим.

       Раз , два, три, четыре, пять –

                                                                 Не пора ли вынимать?

                                 О.Перова

БЛИНЧИКИ.

     Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

Испекли блинов немножко,

                                                               Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

                                                               Пригласим к обеду маму.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ.

  1. Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну сторону, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

  1. Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

        Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

  Чтоб варенье с губ убрать,

                                                              Ротик нужно облизать.

ЧАШКА.

     Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

    Вкусных мы блинов поели,

                                                              Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

     Чашку с чаем представляем.

ЧИСТИМ ЗУБКИ.

  1. Попил Язычок чаю из своей красивой чашки,а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!» Перед сном Язычок пошёл умываться и .... правильно, чистить зубки.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами ( рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

  1. После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем!

Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.

Умылся Язычок и пошёл спать.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

КОЛОБОК

(игра для развития высоты и тембра голоса)

  1. Рассмотреть картинку к сказке «Колобок», назвать сказочных героев.
  1. Угадай, кто это говорит. (Взрослый говорит за зайца, медвдя и лису разными голосами.)
  1. А теперь ты сам превратись в зайца, медведя и лису и скажи: «Колобок, колобок, я тебя съем!» разными голосами.

ЛЯГУШКИНА СЕМЕЙКА

(игра для развития речевого слуха)

     На болоте жили лягушки: лягушка-папа, лягушка-мама и маленький лягушонок.

Лягушка-папа квакал вот так: ква-ква.

Лягушка-мама квакала вот так: ква-ква-ква.

А лягушонок пел песенки вот так: ква-ква; ква-ква-ква.

  1. Угадай, кто квакает: папа, мама или лягушонок? (Взрослый изображает лягушку – маму, лягушонка и лягушку – папу.)
  1. А теперь ты сам поквакай: как лягушка-папа, как лягушка –мама, как лягушонок.

СКАЗКА

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯЗЫЧКА.

ЛЯГУШКА И СЛОНИК.

     Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник.

Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Описание упражнения: на «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счёт «два» - сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка - слоник» под счёт «раз-два». Повторить 5-6 раз.

       Раз – лягушка с толстым брюшком,

Два – большой и добрый слон.

                                                         Ежедневно на опушке,

                                                         Посадив её в кадушку,

                                                         Как под душем, ту лягушку

                                                         Поливал из шланга он.

КИСКА СЕРДИТСЯ.

  1. У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку.

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть,а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

  1. Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.

Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

 Выгляни в окошечко –

  Там увидишь кошечку.

    Кошка спинку выгнула,

 Зашипела, прыгнула...

Рассердилась киска –

 Не подходите близко!

ПАРУС.

     Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Лодочка под парусом по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

МАЛЯР.

     Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

Я сегодня утром встал

                                                                И поселок не узнал:

           Каждый столб и каждый дом

   Был покрашен маляром.

                 Если хочешь жить, как в сказке,

        Позови на помощь краски!

ГРИБ.

     Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко.

Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, преложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Под берёзой,у дорожки

            Гриб растёт на толстой ножке.

         Мимо мы пройти не сможем,

          Гриб в лукошко мы положим.

ДЯТЕЛ.

  1. Насобирал Язычок полную корзину грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгалю

  1. Потом дятел стал стучать по- другому: «Д-дд, Д-дд...»(выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 секунд.
  1. А потом вот так: «дд-Д, дд-Д....».Выполнять 10-15 секунд.

Дятел на стволе сидит,

   Клювом по нему стучит.

         Стук да стук, стук да стук –

   Раздаётся громкий звук.

КОМАРИК.

     Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошёл. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

                                                               Прилетает по ночам,

Не даёт заснуть он нам:

        Зло звенит, над ухом вьётся,

 Только в руки не даётся.

ГАРМОШКА.

     Не поймал Язычок комарика и грустный пошёл дальше. Вдруг он слышит весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку.

     Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (см. упр. «Гриб»). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

       Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

                                                               Язычок не отпускаем,

  Только ротик открываем.

      Раз, два, три, четыре,  пять,

    Нам не трудно повторять!

                                                              О.Перова.

ЗАВЕДИ МОТОР.

  1. Сыграл зайчик свою весёлую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.

Описание упражнения: улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын..» (сначала медленно, потом все быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.

  1. А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН-дын-дын, ДЫН-дын-дын...» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.

Помог Язычок зайчику мотор завести, и поехали они к зайчику на огород поливать капусту.

                                                               По шоссе машина мчит,

                                                                     Во все стороны рычит.

За рулём лихой шофёр,

              «Дын-дын-дын» - гудит мотор.

           Ну, давай поможем зайке:

     Заведём скорей мотор.

        И до солнечной лужайки

                                                                     Довезёт его шофёр.

       По ухабам серый зайка -

                   «Дын-дын-дын» - летит вперёд,

                                                                     И успеет на лужайке

   Прополоть он огород.

СКОРОГОВОРКИ

Дед Данила делил дыню:

Дольку Диме, дольку Дине.

Дом у дуба,

Дуб у дома.

Дудку дал Додону дед,

Дед, которому 100 лет.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тут и там топает гиппопотам.

За гиппопотамом по пятам

Топает гиппопотам.

Топает гиппопотам тут и там.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

(С, СЬ).

У маленького Сани сани едут сами.

Сухой сук нёс барсук

(Нёс барсук сухой сук).

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

Съел Слава сало

Да сала было мало.

На горе на горке

Лежит сырок

С красивой красной коркой.

Сорок сорок

В короткий срок

Съели сырок.

Сидит Алеся с печки ноги свеся,

Алеся, не смейся, а на печи грейся.

( Ш ).

Маша шила для мартышки

Шубу, шапку и штанишки.

На окошке крошку-мошку

Ловко ловит лапой кошка.

Кукушка купила ушат,

Решила купать кукушат.

Шестнадцать шли мышей

И шесть нашли грошей.

У крошки матрёшки

Пропали серёжки.

Серёжки Серёжка

Нашёл на дорожке.

Слушали старушки,

Как куковали кукушки на опушке.

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке – кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Справа от дорожки –

Заросли морошки.

Я сверну с дорожки –

Наберу морошки.

Три избушки у речушки,

Над избушками – пичужки.

( Л, ЛЬ).

Кот молоко лакал,

А Витя булку в молоко макал.

Колпак под колпаком,

Под колпаком колпак.

Свёкла у Фёклы сохла и мокла,

Мокла и сохла, пока не засохла.

Пилит Филипп полено из лип,

Затупил пилу Филипп.

(Р, РЬ).

Трое трубачей трубят в трубы.

У Кондрата куртка коротковата.

Боря Ире дал ириску,

Ира Боре барбариску.

Тридцать три старушки в ряд

Тараторят, говорят.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

Три сороки- тараторки

Тараторили на горке.

Три сороки – три трещётки

Потеряли по три щётки:

Три – сегодня, три – вчера,

Три – ещё позавчера.

Играл Егорка с Игорьком,

Скатился с горки кувырком.

Белые бараны били в барабаны.

Без разбора били, лбы себе разбили.

Варвара варенье доваривала,

Ворчала и приговаривала.

Сорока с вороной спорила,

Тараторила, тараторила,

Ворону переспорила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...