Сценарий родительского собрания в старшей группе Тема: «Возрастные особенности детей 5-6 лет. Здоровая семья: нравственные аспекты»
презентация к уроку (старшая группа)

Лилия Анатольевна Кириллова

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка дошкольника. Воспитание 5-летних детей является качественной новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего возраста, нельзя упускать эти возможности. Успехи ребёнка в школе во многом зависят оттого, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.

Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit.sobranie_v_st.gruppe_no11.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания в старшей группе

Тема: «Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Здоровая семья: нравственные аспекты»

Дата: декабрь 2021 года

Форма проведения: онлайн-конференция

Участники: воспитатели, родители (законные представители) детей группы

Ответственные: воспитатели

Цель: формирование понимания необходимости совершенствования нравственных отношений в семье.

Задачи:

- познакомить родителей (законных представителей) с задачами ООП ДО и возрастными особенностями воспитанников старшего дошкольного возраста;

- подвести родителей (законных представителей) к пониманию того, что нужно видеть успехи и неудачи своего ребенка, помочь ему развиваться в его собственном темпе;

- способствовать воспитанию активного отношения к своей семье, умения правильно выявлять и оценивать свою гражданскую сущность, чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в семье.

Ход родительского собрания:

1.  ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

(Слайд1)

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня на собрании «Возрастные особенности детей 5-6 лет», которое будет проходить в дистанционной форме. Вот и стали ваши дети на год взрослее и перешли в старшую группу. Желаем вам мудрости, сил, терпения и, конечно же, здоровья!

(Слайд 2)

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка дошкольника. Воспитание 5-летних детей является качественной новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего возраста, нельзя упускать эти возможности. Успехи ребёнка в школе во многом зависят оттого, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.

Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

На сегодняшний день мы работаем по основной образовательной программе дошкольного учреждения. Рабочая программа группы разработана в соответствии с ООП ДО и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса детей 5-6 лет.

(Слайд 3)

Цели программы заключаются в:

  повышении социального статуса дошкольного образования;

 обеспечении государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечении государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;

 сохранении единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

(Слайд 4)

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам. Развиваются добрые чувства, эмоциональная отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении. Воспитывается культура поведения.

Познавательное развитие

Развивается интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях. Дети учатся обследовать объекты, установление причинно-следственные связи, сравнение по разным основаниям, классифицировать. Развивается умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам). Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей. Развиваются представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства.

Речевое развитие

Происходит развитие монологической формы речи, стимулирование речевого творчества детей. Обогащается словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей. Развивается умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. Развитие понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Художественно – эстетическое развитие

Активизируется проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям). Развивается художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик

на проявления красоты окружающего мира, произведения искусства, собственные творческие работы. Развивается представления о жанрово-видовом разнообразии искусства.

Физическое развитие

Развиваются у детей физические качества: координацию, гибкость, общую выносливость, быстроту реакции, скорость одиночных движений, максимальную частоту движений, силу. Формируются представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья

Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Слайд 5

Возраст 5 – 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребёнок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о назначении гигиенических процедур, закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий.

Слайд 6

Формируются социальные представления морального плана. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны.

Слайд 7,8,9

Расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно- следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Возрастают возможности памяти, более устойчивым становится внимание.

Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов. Совершенствуется связная, монологическая речь.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, события и т.п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Рисование – любимое занятие старших дошкольников.

Слайд 10 (фото играющих детей)

Возрастает потребность в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Всё более ярко проявляется предпочтение к определённым видам игр. Их репертуар разнообразен и включает в себя сюжетно-ролевые, режиссёрские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями. Равноправное общение с взрослыми поднимает ребёнка в своих глазах, помогает почувствовать своё взросление и компетентность.

Слайд 11 Достижения ребенка к концу шестого года жизни:

  • Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.

• Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие.

• Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения.

• Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального

состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.

• Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений.

• Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении, делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей. Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой.

• Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.

• Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

• Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями. Проявляет интерес к физическим упражнениям.

• Ребенок правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.

• Самостоятельно выполняет основные культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать.

• Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.

• Проявляет интеллектуальную активность, проявляется принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными

способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует.

• Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.

• Знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности.

• Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.

• Имеет некоторые представления о природе родной страны достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах. Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира.

• Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за

растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

• Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей.

• Стремится к мирному разрешению конфликтов. Может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

2. ИФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Была разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. На основе этой стратегии было рекомендовано разработать Программу воспитания. Наше дошкольное учреждение разработало программу воспитания с учетом всех рекомендаций. Рабочая программа воспитания определяет содержание и организацию воспитательной работы с детьми и является обязательным компонентом основной образовательной программы нашего дошкольного учреждения. Одним из основных направлений воспитательной работы в ДОУ является Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества, которые лежат в основе социального направления воспитания.

Именно семья является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки. 

Мы часто слышим слова – нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. Насколько нравственными, добрыми, порядочными будут ваши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании нравственности играет главную роль.

Джордж Бернард Шоу сказал: «Если у двух человек есть по одному яблоку, и они обменяются ими, у них опять окажется по одному яблоку. Но если у двух человек есть по одной идее и они обменяются ими, у каждого будет уже по две идеи».

«Здоровый человек - не тот, кто свободен от проблем, а тот, кто умеет обращаться с ними». Если перефразировать это высказывание, можно сказать, что здоровая семья - это та, которая умеет обращаться со своими проблемами и не делает из них трагедии. Вы, конечно, понимаете, что термин «здоровый» подразумевает и физическое, и нравственное здоровье. Сегодня мы поговорим о нравственности здоровой семьи.

Семья – совсем как маленькая вселенная; создать хорошую здоровую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Как следует управлять семьей - тут и наука, и искусство, и даже особое ремесло.

Как же сделать так, чтобы ваш ребенок и почувствовал и понял, что такое нравственность. А от этого уже перешел к самой жизни по ее нравственным принципам?

Ведь именно такими хотят видеть своих детей родители. Но одного родительского желания для этого мало. От того и далеко не все дети вырастают честными и отзывчивыми, добрыми и справедливыми. Причин для этого вполне достаточно. На кого-то оказывают материально-бытовые условия жизни семьи. Кто-то попадает под отрицательное влияние духовно-нравственных интересов членов семьи. Сказывается в большой мере занятость родителей на работе и дома.

 Семейное воспитание – вопрос на простой. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания. Однако если вы обладаете знаниями и умеете применять их на практике, делаете правильный выбор мер воздействия на ребенка, если условия семейного воспитания находятся на должном уровне, если вы обладаете таким качеством, как терпение, и вам свойственно чувство ответственности за судьбы своих детей, то это поможет вам, и формировать личность ребенка в детстве, и оказать влияние на его нравственное развитие в последующие годы.

Если вы чувствуете, что некоторые вопросы воспитания ребенка идут «как-то не так», найдите в себе мужество оглянуться, признать свои недоработки, взвесить все, найти время и силы для исправления своих ошибок. Поговорите с ребенком, не оставляйте его один на один с такими простыми, с высоты своего возраста, и такими важными для него проблемами. Найдите, за что его похвалить. Ведь вы не думаете, что ласка и одобрение нужны только малышам.

Не забывайте о великой силе родительского примера в формировании нравственности детей. Родительское желание, чтобы дети поступали правильно, велико. Но всегда ли они сами поступают так, как нравоучительно говорят об этом детям? Если нет, то таким образом они дают своим детям яркий пример безнравственности, потому что зачастую говорят одно, думают другое, делают третье. Важно дать ему все необходимые сведения о последствиях его безнравственного поступка или пагубного пристрастия. И самим быть добрым примером того хорошего, о чем вы говорите, в чем вы убеждаете своего ребенка.

Необходимо организовывать жизнь ребенка так, чтобы его поступки, вся его деятельность были направлены на получение ощущения значимости и необходимости моральных требований для человека. Благодаря своей деятельности он сможет открыть мир этих требований. И сможет реализовать их во взаимоотношениях с другими людьми.

Труд для себя должен постепенно переходить в помощь членам семьи. Ребенок растет, и требования к результатам его труда должны возрастать тоже. Задания усложняются, а поручений становится больше. Необходимо объяснять ребенку, что это в порядке вещей. Спокойно расскажите, как выполнить тот или иной вид домашней работы. Вселите уверенность в том, что он справиться. Не забудьте сказать доброе слово, если даже результаты не в полной мере соответствуют вашим ожиданиям. Лучше, когда поручения не разовые, а постоянные и когда они соответствуют характеру ребенка. Ребенок должен иметь постоянное трудовое поручение, и лучше, если оно будет им выполняться успешно и заслужит одобрения. Но не забывайте, что детей надо обучать трудовой деятельности, а не покрикивать на них, если, что-то у него не получается. Демонстрация ваших родительских трудовых навыков, общие трудовые дела семьи воспитывают трудолюбивых людей, людей с высоким чувством долга и ответственности.

И еще одно теплое человеческое чувство воспитывается в доброжелательной атмосфере родительского дома – это доброта. Ваш ребенок взрослеет. И вы уже своим примером семейных взаимоотношений, отношений к близким, знакомым, друзьям, другим людям развиваете у него стремление самому делать добро. Учите своих детей сочувствовать и сопереживать, уметь разделить с людьми и радость, и горе, защищать добро от зла. Пусть ваши дети узнают, что быть добрым и милосердным – это значит осуществлять любовь к людям не на словах, а на деле.

Дети, как правило, очень болезненно переживают несправедливость. Ту несправедливость, то зло, с которым мы столкнулись в детстве, и пережитую в связи с этим трагедию души, душевную травму мы помним всю жизнь. Иногда это накладывает существенный отпечаток на всю дальнейшую жизнь и наши поступки, отношение к другим людям. Поэтому учите детей житейской мудрости, рассказывайте им о том, что в жизни не всегда так гладко и правильно, как нам бы этого хотелось.

Итак, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:

Любовь и взаимное уважение.

Взаимопонимание и взаимовыручка.

Ценность и личная значимость каждого члена семьи.

Участие каждого члена семьи в её жизни – труд, отдых, учёба.

Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Каждому из вас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Мы надеемся, что ваш дом будет тёплым, солнечным, уютным.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

 «Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царит взаимопонимание, доверие, и тепло, это настоящее счастье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Формирует у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.                                ...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Формирует у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.                                ...

Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет»

Конспект родительского собрания в младшей группеТема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет»...

Сценарий родительского собрания в средней группе Тема: «Возрастные особенности детей пятого года жизни. Роль семьи и детского сада в оздоровлении детей»

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.Задачи: рассмотреть возрастные  особенности детей пятого года жизни; раскрыть вопрос о роли семьи и детского сада в оздоровлении детей; спос...

Родительское собрание в старшей группе «Радуга». «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ...

Сценарий родительского собрания в средней группе Тема: «Возрастные особенности детей пятого года жизни. Роль семьи и детского сада в оздоровлении детей»

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.Задачи: рассмотреть возрастные  особенности детей пятого года жизни; раскрыть вопрос о роли семьи и детского сада в оздоровлении д...