Проект "Почитали-поиграли"
план-конспект занятия (старшая группа)
События прошедших недель обострили одну из актуальных проблем, с которой сталкиваются 99% мам – это бесконтрольное увеличение экранного времени. Дистанционное обучение, мультики, трансляции концертов и спектаклей, открытые уроки и бесплатные марафоны, мастер-классы, балетные классы и даже онлайн-няни (!).. И вот мы проводим часы с гаджетами в руках. А тем временем, прямо в вашей квартире, доступно то, что способно помочь посмотреть на ситуацию со стороны, подбодрить, увлечь и развлечь даже без электричества. Мы говорим о книгах! И начинаем наш проект «Почитали-поиграли».
- Мы хотим, чтобы у ваших детишек всегда был верный друг и учитель – книга;
- хотим, чтобы чтение книг, было не просто развлечение, но и повод для общения, возможность обучения и личностного роста;
- чтобы Ваши дети в будущем читали с удовольствием и интересом.
Как это сделать???
Очень просто! Читаем книги – и вместе с героями играем и развиваемся.
Предлагаем первое тематическое занятие по книге «Аля, Кляксич и буква А»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palochka-vyruchalochka.docx | 172.65 КБ |
medvezhya_trava.docx | 357.24 КБ |
volk_i_semero_kozlyat.docx | 625.28 КБ |
parad_pugovits.docx | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Сборник тематических игр-занятий
«Почитали-поиграли»
по сказкам:
«Палочка-выручалочка»
«Медвежья трава»
«Волк и семеро козлят»
по книге «Парад пуговиц»
Группа № 5 «Пчелки»
Почитали-поиграли. Сценарий тематического занятия по
сказке «Палочка — выручалочка»
Начали мы с того, что прочитали сказку «Палочка-выручалочка». Потом к нам в гости пришёл маленький ёжик – тренажёр Су-Джок. Я сделала дочке массаж ручек.
Массаж пальчиков тренажером Су-Джок
Шёл ёжик по лесу и встретил зайца. Вдвоём дорога вдвое короче. Идут они вместе, разговаривают (катаем Су-Джок по ладошке круговыми движениями).
Тут заяц споткнулся о палку, рассердился, наподдал её ногой (постукиваем Су-Джоком по ладошке).
А ёжик палку поднял, закинул себе на плечо и пошли они дальше (катим Су-Джок по мизинчику вверх-вниз).
Дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей. И смотрит, что будет делать ёжик. А ёжик воткнул палку в середину ручья, разбежался и перескочил через ручей (перемещаем Су-Джок на безымянный пальчик и катаем по нему).
Удивился зайчик, как ёжик здорово прыгает. А ёжик и говорит: «Это палочка-выручалочка-через-всё-скакалочка мне помогла». Идут дальше. Вышли к болоту. Заяц с кочки на кочку прыгает (берём колечко и начинаем поочередно прокатывать его по всем пальчикам).
Прыг-скок. Прыг-скок. А ёжик позади идёт, палкой дорогу проверяет. Вдруг заяц оступился и провалился в болото. Ёжик протянул ему палочку и вытащил. Идут дальше (начинаем катать Су-Джок по среднему пальчику).
Увидели птенчика, который выпал из гнезда. И здесь пригодилась палочка-выручалочка. Посадили птенчика на кончик палки и достали до самого гнезда. Вошли в дремучий лес (катаем Су-Джок по указательному пальчику).
Вдруг волк выскочил. Задрожал зайчик, побелел от страха, бежать не может, прижался к земле и глаза закрыл. А ёжик не растерялся, размахнулся палочкой-выручалочкой и огрел волка по спине (постукиваем Су-Джоком по ладошке).
Взвыл волк от боли и убежал. Пошли дальше (катаем Су-Джок по большому пальцу вверх-вниз и вокруг него).
Устал зайчик. Совсем сил не осталось. До дома совсем близко, а заяц идти не может. Протянул ёжик палку своему другу, заяц ухватился за неё и идти сразу легче стало. Так и пришли домой, а дома ждала зайца зайчиха с зайчатами (сжимаем Су-Джок в ладошке).
Кстати, Су-Джок терапия очень активно используется логопедами в корректировке речевых нарушений. Массаж с использованием тренажёра помогает стимулировать речевые области в коре головного мозга, что помогает активизировать развитие речи ребенка.
Гимнастика для глаз
Потом мы встретили зайчика, и он предложил нам сделать гимнастику для глазок:
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(Глазки смотрят вверх)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(Глазки смотрят вверх-вниз, вправо-влево)
Ай-да, заинька, умелый! Глазками моргает.
(Моргаем глазками)
Глазки закрывает.
(Глазки закрываем)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(Прыгаем, как зайчики)
Подвижные игры
После этого дочка решила, что она будет ёжиком, а я зайчиком. И мы пошли в лес, вдруг увидели палку. Я сделала вид, что споткнулась и отбросила палку в сторону. Дочка-ёжик её подобрала. Не бросай, говорит, это палочка-выручалочка, она нам ещё пригодится.
Пошли дальше. Перед нами ручей. Я положила синий платок на полу в виде ручейка. Сначала мы прыгали через него, как зайчики. Потом из палочки-выручалочки сделали мостик и ходили по нему приставным шагом. Такое упражнение является отличной профилактикой плоскостопия. Потом я дала дочке детали от Дженги (можно использовать любые кубики) и предложила построить из них мост. Дочке это задание очень понравилось, и она строила мост с большим удовольствием. Перешли ручей по мостику, и пошли по лесу дальше.
Пришли к болоту. В виде кочек у нас были части от массажного коврика. Если вы хотите с ребенком выучить цвета, то можно использовать разноцветные листы картона; если геометрические фигуры — то соответственно кочки должны быть в виде геометрических фигур. Дочка попрыгала по кочкам, как зайчик. Потом проверила каждую кочку на надёжность, как ёжик. Когда зайчик свалился в болото, дочка вытянула его оттуда с помощью палочки-выручалочки-из-беды-вытягалочки.
Развитие мелкой моторики
Идём дальше. Увидели птенчиков, которые вывалились из гнезда и плачут. Я заранее нарисовала дерево с гнездом и вырезала птенчиков. Птенчиков мы рисовали отпечатками пальчиков, правда, Дочкины отпечатки были слишком маленькие, так что для птенчиков пришлось использовать мои.
Здесь нужно было взять птенчиков и приклеить их на гнездо. Дочка с этим заданием легко справилась. Потом мы покормили птичек. Дочка намазала кормушку клеем и посыпала гречкой. Когда клей подсохнет, остатки гречки можно смахнуть. Шаблон этого задания я взяла из тетрадки «Зима» Е. Ульевой, но подобную картинку можно нарисовать самой или распечатать из интернета. Затем мы проверили, как высоко можно достать руками, и как с помощью палочки.
Музыкальные игры
Пошли дальше, и пришли в тёмный дремучий лес. Чтобы отпугнуть злого волка я предложила дочке устроить палочкой шум-звон.
Положила перед дочкой металлические кастрюльки кверху дном, дала ей деревянную ложку, палочку, включила песенку «Нам не страшен серый волк». Дочка от всей души шумела-гремела, пыталась отбить ритм песни. Но волк не испугался и всё равно прибежал, чтобы съесть зайца.
Тогда мы поиграли вот в такую игру. Зайчик с ёжиком бегали, играли, веселились под музыку, как только я выключала музыку и говорила: «Волк идет, прячьтесь!», зайчик с ёжиком садились на корточки и замирали, волк уходил ни с чем. И так несколько раз. Потом всё же волк ушел окончательно, и мы пошли дальше.
Впереди гора. Зайчик устал, дальше идти не может. Большую диванную подушку я прислонила к дивану. Ёжик забирался в гору с помощью палочки-выручалочки-из-беды-вытягалочки и тащил за собой зайца.
Сенсорное и творческое развитие
Вот заяц пришёл домой. А там его ждет зайчиха с зайчатами. Обрадованная зайчиха угостила нас яблочками, морковкой и капустой. Здесь, при желании, можно завязать ребенку глаза и попросить его угадать фрукты-овощи по вкусу. Или сложить всё в мешочек и угадывать на ощупь.
После того, как мы подкрепились, я предложила дочке сделать ёжика из массы для лепки и семечек. И серую шубку зайчика заменить на белую. Прищепкой прихватила кусочек ваты, и дочка раскрашивала шубку белой краской методом примакивания.
Потом показывала, как ёжик носит на спине яблочки, сама вспомнила сказку «Яблоко», и мы по ролям её разыграли. В заключение нашего занятия мы посмотрели мультик по сказкам Сутеева «Палочка-выручалочка» и «Яблоко», который называется «Две сказки»
Предварительный просмотр:
Почитали-поиграли. Тематическое занятие по сказке «Медвежья трава»
У бабушки мы нашли старинные книги, вот мы и решили эти «старинные книги» почитать, а заодно и сказку обыграть. Взяли первую попавшуюся в книге сказку «Медвежья трава» (хантыйская сказка). Она совершенно не длинная. Но это ведь не мешает придумать что-нибудь интересненькое!
По сюжету жил-был охотник. Пошел он как-то на охоту осенью и не вернулся. Пришла весна. Жена и дети уж и ждать его перестали. И тут охотник возвращается и рассказывает историю, как погнался за медведем, проголодался, поел какой-то травы, которую мишка ел, и уснул у медведя в берлоге. Оказалась, сонная эта медвежья трава. Вот и вся история. А теперь наши игры.
Такие разные дома
- Итак, ребята. Где жил наш охотник?
— В чуме.
Тут мы вспомнили, что такое чум и какие еще бывают дома. Подойдут любые книги или карточки по теме. Но у нас таких не оказалось, так что мы посмотрели презентацию. А потом потренировали внимание и отыскали тени от разных домов.
И, конечно, же, построили чум, как у охотника. Каркас сделали из палок от швабр. Понадобилось три швабры и скотч. Вместо шкур у нас был плед. Мальчишки с удовольствием забирались в чум, завешивали и отвешивали дверцы и играли в «Ку-ку».
Северное сияние
Невозможно побывать на севере и не посмотреть северное сияние! Так что, пока мальчики сидели в чуме, включила им видео с красотой северного сияния.
— А как оно получается, такое сияние? — спросил старший сын. Обсудили механизм образования сияния. И посмотрели урок по теме в «Шишкиной школе»:
Ну а потом, конечно же, отправились сами делать сияние. Для опыта нам понадобилось растительное масло, подкрашенная вода, и шипучая таблетка. Наливаем в прозрачную ёмкость много масла и немного подкрашенной воды. Мы красили пищевыми красителями, но можно и гуашью. Бросаем туда же таблетку. Всё. Любуемся!
Квест «На охоте»
Герой нашей сказки был охотником. Не мешало бы и нам потренироваться. Для начала с помощью кольцеброса потренировали меткость. Ну, а потом отправились на охоту.
Тут получился небольшой квест по поиску медведя. Я разложила на полу следы мишки, по ним дети дошли до холодильника. Там медведя не нашли, зато нашли его силуэт, а на нем – шифр.
Конец формы
Разгадав шифр, отправились к кровати. Там отыскали коробку с крупами и шарф. С завязанными глазами, на ощупь нашли в крупах следующую подсказку-шифр. Ответ – окно.
На подоконнике – фломастер и привязанная к нему веревка. Второй конец веревки – за окном. Намотали веревку на фломастер – вытащили из-за окна контейнер. В нем – буквы.
Из букв сложили слово ванная. А в ванной детей и ждал медведь! Ура!
Подвижная игра «У медведя во бору»
Но не успели ребята обрадоваться, как мишка набросился на них и стал догонять. Побегали, а потом стали играть в подвижную игру. Дети собирают с пола «ягодки» и говорят: «У медведя во бору грибы ягоды беру. А медведь не спит и на нас рычит». Когда текст заканчивается, дети разбегаются, а медведь их догоняет.
Лекарственные растения
Уф… охотник наш бегал-бегал в сказке и обессилел. Увидел, что медведь ест траву. И тоже решил подкрепиться. Но, травой надо уметь пользоваться. Бывают травы простые, а бывают и ядовитые. Еще бывают лечебные. А какие лечебные травы знаете вы? Тут у нас был познавательный блок. Посмотрели видео для детей про лечебные травы:
Потом поиграли в мяч. Бросая мяч, называли лекарственное растение. Кто больше назовет, тот и победил.
Опыт с чесноком
Ну а после – отправились изучать свойства нашего любимого лекарственного растения – чеснока. Нам понадобилось несколько зубчиков чеснока и уксус. Опускаем чеснок в уксус, немного ждем – и он зеленеет. Дело в том, что в чесноке содержится медь. И под действием уксусной кислоты, чеснок окрасился. Однако есть много сортов чеснока и не все они окрашиваются. Окрашиваются только те, которые содержат большое количество меди. Так что перед началом опыта, лучше проверить ваш чеснок на окрашиваемость самостоятельно.
Затем мы раздавили несколько зубчиков в чеснокодавке и смазали соком две картонки. Картонки склеились! Это происходит от того, что в чесноке содержатся растительные белки и углеводы и они очень липкие.
В берлоге
Далее наш охотник наткнулся на берлогу. Мы тоже отправились ее искать. Сначала мальчишки сделали берлогу из одеяла, но потом перебрались в гамак для спорткомплекса. Там же и полакомились мёдом – любимым угощением мишки. Вспомнили, кто еще спит зимой и как вообще звери проводят зиму. Посмотрели презентацию по теме.
Волшебные сновидения
И тут нашего охотника бросило в сон. А пока он спал, мы занялись творчеством – представили, что же снится охотнику и под расслабляющую музыку рисовали гуашью сны охотника.
Фантазёры
Всю зиму охотник проспал в берлоге. Интересно, а чем же в это время занимался медведь, который оставил свою берлогу? Здесь мальчишкам было предложено сочинить историю про мишку, который так и не уснул в своей берлоге. Сочиняли по принципу – каждый по предложению.
Ну а в конце помогли-таки мишке вернуться в берлогу. Провели медведя по лабиринту (использовали печатный материал)
Предварительный просмотр:
Почитали-поиграли. Как обыграть сказку
«Волк и семеро козлят»
Развитие мелкой моторики
Я сделала картинки–проводилки (мелкая моторика):
Волку нужно помочь добраться до медведя–кузнеца. Затем пройти до дома козы. А в конце убежать в лес. А козленку дойти до капусты, потом до дома. И в конце добежать до мамы козы.
Интеллектуальное развитие
Весело провели время за игрой «Помоги маме козочке одеть козлят» (интеллектуальное развитие):
С утра, по просьбе козы одевали ее детишек: девочкам надо было подобрать сарафан под цвет ведерка, а мальчикам – рубашку под цвет шортиков.
Сенсорное развитие
Придумала игру «Накорми козочку» (сенсорное развитие + мелкая моторика):
Нужно было собрать на полянке ягодки да цветочки и накормить козочку. Наша поляна была сделана из густого киселя, а ягодами да цветочками были пуговицы. Сыночек с удовольствием собирал ягодки и разминал в руках кисель, накормил не только козочку, но и сам с удовольствием отправлял кисель в рот. В общем, игра оказалась вкусной и полезной.
Творческое развитие
Чтобы волк не смог проникнуть в дом к козлятам, мы решили, установить как можно больше замков на дверь. А замки оказались не только очень надежными, но и красивыми. Техникой «размазывания» сделали замки, после чего украсила их рожками – цветочками, трубочками, ракушками. А заодно и дверь разрисовала. Теперь козлята под защитой.
Интеллектуальное развитие
Я вырезала фрагменты сказки и сделала кубики. Дети с удовольствием крутят кубики, ищут детальки для картинки
Вот как опасно маленьким козлятам оставаться одним в лесу! Поэтому им лучше жить на ферме. А еще с ними могут жить коровы, поросята, овечки! К готовым фигуркам животных прикрепляем прищепки–ножки и составляем их в коробку. Можно насыпать в нее крупу и спрятать разную еду для животных.
Начало формы
Конец формы
Еще можно по очереди демонстрировать каждое животное и спрашивать, как кто говорит. Для самых маленьких просто снимать или надевать ножки–прищепки.
Поиграли в очень интересную игру «Помоги козленку спрятаться»
Что нужно:
- плотная бумага / картон, принтер / карандаши;
- зубочистка / спичка / трубочка / коктейльная палочка;
- шило, чтобы проделать дырочки;
- коробка.
Подготовка:
- Распечатать или нарисовать предметы, за которыми козленок будет прятаться. Желательно выбрать объекты с разными характеристиками. Я выбрала дерево (высокое, узкий ствол), куст (высокий, широкий), камень (широкий, низкий), траву (низкая, широкая, но травинки узкие). Хотя бы один из объектов должен скрывать козленка полностью.
- Нарисовать или распечатать козленка и приделать к нему зубочистку или спичку.
- Сделать из коробки полянку: вертикально наклеить вырезанные объекты. За объектами проделать с помощью шила несколько дырочек.
Все, можно играть!
Ребенок играет козленком, а мама волком. Козленок поет песенку: «Я козленок – серый бок, по полянке прыг–скок». Волк говорит: «Слышу козленка, сейчас я его поймаю». Ребенок прячет козленка, просовывая его в дырочку. А дальше приходит волк и ищет козленка, например: «Ага, ствол у дерева слишком узкий, я вижу твои копытца».
Детям играть понравилось, сначала прятали за все объекты на полянке, а потом стали прятать козленка в саму коробку.
Математические игры
Сделала игру «Домик для козочки и козлят» для закрепления порядкового счета.
У каждого козленка свое окошечко с цифрой, всего 7 окошечек. Открывали, закрывали окошки, показывала, где козленок один, а где козленок 5 и так далее.
Логика
Сделала паззл «Портрет козочки»
Необходимые материалы:
- распечатанное/нарисованное изображение козы;
- картон, клей;
- ножницы;
- при необходимости разукрасить рисунок – фломастеры, карандаши, краски
Я распечатала козочку, так как принтер черно–белый, разукрасила красками и фломастерами, наклеила на картон и разрезала по основным частям.
Когда по сценарию игры по сказке волк стал хорошим и добрым, он признался, что тайно проник в дом Козы и козлят, украл портрет мамы Козы и порвал его на мелкие части, чтобы козлята забыли, как выглядит их мама, и открыли дверь Волку…) А теперь, когда он стал хорошим, он принес все кусочки портрета обратно и попросил козлят (с помощью Олеси) их собрать вместе, чтобы вернуть портрет на место.