Проект "Почитали-поиграли"
план-конспект занятия (старшая группа)

Жеравкова Евгения Николаевна

События прошедших недель обострили одну из актуальных проблем, с которой сталкиваются 99% мам – это бесконтрольное увеличение экранного времени. Дистанционное обучение, мультики, трансляции концертов и спектаклей, открытые уроки и бесплатные марафоны, мастер-классы, балетные классы и даже онлайн-няни (!).. И вот мы проводим часы с гаджетами в руках. А тем временем, прямо в вашей квартире, доступно то, что способно помочь посмотреть на ситуацию со стороны, подбодрить, увлечь и развлечь даже без электричества. Мы говорим о книгах! И начинаем наш проект «Почитали-поиграли».

 

- Мы хотим, чтобы у ваших детишек всегда был верный друг и учитель – книга;

- хотим, чтобы чтение книг, было не просто развлечение, но и повод для общения, возможность обучения и личностного роста;

-  чтобы Ваши дети в будущем читали с удовольствием и интересом.

Как это сделать???

Очень просто! Читаем книги – и вместе с героями играем и развиваемся.

Предлагаем первое тематическое занятие по книге «Аля, Кляксич и буква А» 

https://drive.google.com/open?id=1i8F5HtDF-_vCTqvP...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palochka-vyruchalochka.docx172.65 КБ
Файл medvezhya_trava.docx357.24 КБ
Файл volk_i_semero_kozlyat.docx625.28 КБ
Файл parad_pugovits.docx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Сборник тематических игр-занятий 

«Почитали-поиграли»

по сказкам:

«Палочка-выручалочка»

«Медвежья трава»

«Волк и семеро козлят»

по книге «Парад пуговиц»

Группа № 5 «Пчелки»

Почитали-поиграли. Сценарий тематического занятия по

сказке «Палочка — выручалочка»

Начали мы с того, что прочитали сказку «Палочка-выручалочка». Потом к нам в гости пришёл маленький ёжик – тренажёр Су-Джок. Я сделала дочке массаж ручек.

Массаж пальчиков тренажером Су-Джок

Шёл ёжик по лесу и встретил зайца. Вдвоём дорога вдвое короче. Идут они вместе, разговаривают (катаем Су-Джок по ладошке круговыми движениями).

Тут заяц споткнулся о палку, рассердился, наподдал её ногой (постукиваем Су-Джоком по ладошке).

А ёжик палку поднял, закинул себе на плечо и пошли они дальше (катим Су-Джок по мизинчику вверх-вниз).

Дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей. И смотрит, что будет делать ёжик. А ёжик воткнул палку в середину ручья, разбежался и перескочил через ручей (перемещаем Су-Джок на безымянный пальчик и катаем по нему).

Удивился зайчик, как ёжик здорово прыгает. А ёжик и говорит: «Это палочка-выручалочка-через-всё-скакалочка мне помогла». Идут дальше. Вышли к болоту. Заяц с кочки на кочку прыгает (берём колечко и начинаем поочередно прокатывать его по всем пальчикам).

Прыг-скок. Прыг-скок. А ёжик позади идёт, палкой дорогу проверяет. Вдруг заяц оступился и провалился в болото. Ёжик протянул ему палочку и вытащил. Идут дальше (начинаем катать Су-Джок по среднему пальчику).

Увидели птенчика, который выпал из гнезда. И здесь пригодилась палочка-выручалочка. Посадили птенчика на кончик палки и достали до самого гнезда. Вошли в дремучий лес (катаем Су-Джок по указательному пальчику).

Вдруг волк выскочил. Задрожал зайчик, побелел от страха, бежать не может, прижался к земле и глаза закрыл. А ёжик не растерялся, размахнулся палочкой-выручалочкой и огрел волка по спине (постукиваем Су-Джоком по ладошке).

Взвыл волк от боли и убежал. Пошли дальше (катаем Су-Джок по большому пальцу вверх-вниз и вокруг него).

Устал зайчик. Совсем сил не осталось. До дома совсем близко, а заяц идти не может. Протянул ёжик палку своему другу, заяц ухватился за неё и идти сразу легче стало. Так и пришли домой, а дома ждала зайца зайчиха с зайчатами (сжимаем Су-Джок в ладошке).

Кстати, Су-Джок терапия очень активно используется логопедами в корректировке речевых нарушений. Массаж с использованием тренажёра помогает стимулировать речевые области в коре головного мозга, что помогает активизировать развитие речи ребенка.

Гимнастика для глаз

Потом мы встретили зайчика, и он предложил нам сделать гимнастику для глазок:

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(
Глазки смотрят вверх)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(
Глазки смотрят вверх-вниз, вправо-влево)
Ай-да, заинька, умелый! Глазками моргает.
(
Моргаем глазками)
Глазки закрывает.
(
Глазки закрываем)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(
Прыгаем, как зайчики)

Подвижные игры

После этого дочка решила, что она будет ёжиком, а я зайчиком. И мы пошли в лес, вдруг увидели палку. Я сделала вид, что споткнулась и отбросила палку в сторону. Дочка-ёжик её подобрала. Не бросай, говорит, это палочка-выручалочка, она нам ещё пригодится.

Пошли дальше. Перед нами ручей. Я положила синий платок на полу в виде ручейка. Сначала мы прыгали через него, как зайчики. Потом из палочки-выручалочки сделали мостик и ходили по нему приставным шагом. Такое упражнение является отличной профилактикой плоскостопия. Потом я дала дочке детали от Дженги (можно использовать любые кубики) и предложила построить из них мост. Дочке это задание очень понравилось, и она строила мост с большим удовольствием. Перешли ручей по мостику, и пошли по лесу дальше.

Пришли к болоту. В виде кочек у нас были части от массажного коврика. Если вы хотите с ребенком выучить цвета, то можно использовать разноцветные листы картона; если геометрические фигуры — то соответственно кочки должны быть в виде геометрических фигур. Дочка попрыгала по кочкам, как зайчик. Потом проверила каждую кочку на надёжность, как ёжик. Когда зайчик свалился в болото, дочка вытянула его оттуда с помощью палочки-выручалочки-из-беды-вытягалочки.

Развитие мелкой моторики

Идём дальше. Увидели птенчиков, которые вывалились из гнезда и плачут. Я заранее нарисовала дерево с гнездом и вырезала птенчиков. Птенчиков мы рисовали отпечатками пальчиков, правда, Дочкины отпечатки были слишком маленькие, так что для птенчиков пришлось использовать мои.

Здесь нужно было взять птенчиков и приклеить их на гнездо. Дочка с этим заданием легко справилась. Потом мы покормили птичек. Дочка намазала кормушку клеем и посыпала гречкой. Когда клей подсохнет, остатки гречки можно смахнуть. Шаблон этого задания я взяла из тетрадки «Зима» Е. Ульевой, но подобную картинку можно нарисовать самой или распечатать из интернета. Затем мы проверили, как высоко можно достать руками, и как с помощью палочки.

Музыкальные игры

Пошли дальше, и пришли в тёмный дремучий лес. Чтобы отпугнуть злого волка я предложила дочке устроить палочкой шум-звон.

Положила перед дочкой металлические кастрюльки кверху дном, дала ей деревянную ложку, палочку, включила песенку «Нам не страшен серый волк». Дочка от всей души шумела-гремела, пыталась отбить ритм песни. Но волк не испугался и всё равно прибежал, чтобы съесть зайца.

Тогда мы поиграли вот в такую игру. Зайчик с ёжиком бегали, играли, веселились под музыку, как только я выключала музыку и говорила: «Волк идет, прячьтесь!», зайчик с ёжиком садились на корточки и замирали, волк уходил ни с чем. И так несколько раз. Потом всё же волк ушел окончательно, и мы пошли дальше.

Впереди гора. Зайчик устал, дальше идти не может. Большую диванную подушку я прислонила к дивану. Ёжик забирался в гору с помощью палочки-выручалочки-из-беды-вытягалочки и тащил за собой зайца.

Сенсорное и творческое развитие

Вот заяц пришёл домой. А там его ждет зайчиха с зайчатами. Обрадованная зайчиха угостила нас яблочками, морковкой и капустой. Здесь, при желании, можно завязать ребенку глаза и попросить его угадать фрукты-овощи по вкусу. Или сложить всё в мешочек и угадывать на ощупь.

После того, как мы подкрепились, я предложила дочке сделать ёжика из массы для лепки и семечек. И серую шубку зайчика заменить на белую. Прищепкой прихватила кусочек ваты, и дочка раскрашивала шубку белой краской методом примакивания.

Потом показывала, как ёжик носит на спине яблочки, сама вспомнила сказку «Яблоко», и мы по ролям её разыграли. В заключение нашего занятия мы посмотрели мультик по сказкам Сутеева «Палочка-выручалочка» и «Яблоко», который называется «Две сказки»



Предварительный просмотр:

Почитали-поиграли. Тематическое занятие по сказке «Медвежья трава»

У бабушки мы нашли старинные книги, вот мы и решили эти «старинные книги» почитать, а заодно и сказку обыграть. Взяли первую попавшуюся в книге сказку «Медвежья трава» (хантыйская сказка). Она совершенно не длинная. Но это ведь не мешает придумать что-нибудь интересненькое!

По сюжету жил-был охотник. Пошел он как-то на охоту осенью и не вернулся. Пришла весна. Жена и дети уж и ждать его перестали. И тут охотник возвращается и рассказывает историю, как погнался за медведем, проголодался, поел какой-то травы, которую мишка ел, и уснул у медведя в берлоге. Оказалась, сонная эта медвежья трава. Вот и вся история. А теперь наши игры.

Такие разные дома

- Итак, ребята. Где жил наш охотник?

— В чуме.

Тут мы вспомнили, что такое чум и какие еще бывают дома. Подойдут любые книги или карточки по теме. Но у нас таких не оказалось, так что мы посмотрели презентацию. А потом потренировали внимание и отыскали тени от разных домов.

И, конечно, же, построили чум, как у охотника. Каркас сделали из палок от швабр. Понадобилось три швабры и скотч.   Вместо шкур у нас был плед. Мальчишки с удовольствием забирались в чум, завешивали и отвешивали дверцы и играли в «Ку-ку».

Северное сияние

Невозможно побывать на севере и не посмотреть северное сияние! Так что, пока мальчики сидели в чуме, включила им видео с красотой северного сияния.

— А как оно получается, такое сияние? — спросил старший сын. Обсудили механизм образования сияния. И посмотрели урок по теме в «Шишкиной школе»:

Ну а потом, конечно же, отправились сами делать сияние. Для опыта нам понадобилось растительное масло, подкрашенная вода, и шипучая таблетка. Наливаем в прозрачную ёмкость много масла и немного подкрашенной воды. Мы красили пищевыми красителями, но можно и гуашью. Бросаем туда же таблетку. Всё. Любуемся!

Квест «На охоте»

Герой нашей сказки был охотником. Не мешало бы и нам потренироваться. Для начала с помощью кольцеброса потренировали меткость. Ну, а потом отправились на охоту.

Тут получился небольшой квест по поиску медведя. Я разложила на полу следы мишки, по ним дети дошли до холодильника. Там медведя не нашли, зато нашли его силуэт, а на нем – шифр.

Конец формы

Разгадав шифр, отправились к кровати. Там отыскали коробку с крупами и шарф. С завязанными глазами, на ощупь нашли в крупах следующую подсказку-шифр. Ответ – окно.

На подоконнике – фломастер и привязанная к нему веревка. Второй конец веревки – за окном. Намотали веревку на фломастер – вытащили из-за окна контейнер. В нем – буквы.

Из букв сложили слово ванная. А в ванной детей и ждал медведь! Ура!

Подвижная игра «У медведя во бору»

Но не успели ребята обрадоваться, как мишка набросился на них и стал догонять. Побегали, а потом стали играть в подвижную игру. Дети собирают с пола «ягодки» и говорят: «У медведя во бору грибы ягоды беру. А медведь не спит и на нас рычит». Когда текст заканчивается, дети разбегаются, а медведь их догоняет.

Лекарственные растения

Уф… охотник наш бегал-бегал в сказке и обессилел. Увидел, что медведь ест траву. И тоже решил подкрепиться. Но, травой надо уметь пользоваться. Бывают травы простые, а бывают и ядовитые.  Еще бывают лечебные. А какие лечебные травы знаете вы? Тут у нас был познавательный блок. Посмотрели видео для детей про лечебные травы:

Потом поиграли в мяч. Бросая мяч, называли лекарственное растение. Кто больше назовет, тот и победил.

Опыт с чесноком

Ну а после – отправились изучать свойства нашего любимого лекарственного растения – чеснока. Нам понадобилось несколько зубчиков чеснока и уксус. Опускаем чеснок в уксус, немного ждем – и он зеленеет. Дело в том, что в чесноке содержится медь. И под действием уксусной кислоты, чеснок окрасился. Однако есть много сортов чеснока и не все они окрашиваются. Окрашиваются только те, которые содержат большое количество меди. Так что перед началом опыта, лучше проверить ваш чеснок на окрашиваемость самостоятельно.

Затем мы раздавили несколько зубчиков в чеснокодавке и смазали соком две картонки. Картонки склеились! Это происходит от того, что в чесноке содержатся растительные белки и углеводы и они очень липкие.

В берлоге

Далее наш охотник наткнулся на берлогу. Мы тоже отправились ее искать. Сначала мальчишки сделали берлогу из одеяла, но потом перебрались в гамак для спорткомплекса. Там же и полакомились мёдом – любимым угощением мишки. Вспомнили, кто еще спит зимой и как вообще звери проводят зиму. Посмотрели презентацию по теме.

Волшебные сновидения

И тут нашего охотника бросило в сон. А пока он спал, мы занялись творчеством – представили, что же снится охотнику и под расслабляющую музыку рисовали гуашью сны охотника.

Фантазёры

Всю зиму охотник проспал в берлоге. Интересно, а чем же в это время занимался медведь, который оставил свою берлогу? Здесь мальчишкам было предложено сочинить историю про мишку, который так и не уснул в своей берлоге. Сочиняли по принципу – каждый по предложению.

Ну а в конце помогли-таки мишке вернуться в берлогу. Провели медведя по лабиринту (использовали печатный материал)



Предварительный просмотр:

Почитали-поиграли. Как обыграть сказку

«Волк и семеро козлят»

Развитие мелкой моторики

Я сделала картинки–проводилки (мелкая моторика):

Волку нужно помочь добраться до медведя–кузнеца. Затем пройти до дома козы. А в конце убежать в лес. А козленку дойти до капусты, потом до дома. И в конце добежать до мамы козы.

Интеллектуальное развитие

Весело провели время за игрой «Помоги маме козочке одеть козлят» (интеллектуальное развитие):

С утра, по просьбе козы одевали ее детишек: девочкам надо было подобрать сарафан под цвет ведерка, а мальчикам – рубашку под цвет шортиков.

Сенсорное развитие

Придумала игру «Накорми козочку» (сенсорное развитие + мелкая моторика):

Нужно было собрать на полянке ягодки да цветочки и накормить козочку. Наша поляна была сделана из густого киселя, а ягодами да цветочками были пуговицы. Сыночек с удовольствием собирал ягодки и разминал в руках кисель, накормил не только козочку, но и сам с удовольствием отправлял кисель в рот. В общем, игра оказалась вкусной и полезной.

Творческое развитие

Чтобы волк не смог проникнуть в дом к козлятам, мы решили, установить как можно больше замков на дверь. А замки оказались не только очень надежными, но и красивыми. Техникой «размазывания» сделали замки, после чего украсила их рожками – цветочками, трубочками, ракушками. А заодно и дверь разрисовала. Теперь козлята под защитой.

Интеллектуальное развитие

Я вырезала фрагменты сказки и сделала кубики. Дети с удовольствием крутят кубики, ищут детальки для картинки

Вот как опасно маленьким козлятам оставаться одним в лесу! Поэтому им лучше жить на ферме. А еще с ними могут жить коровы, поросята, овечки! К готовым фигуркам животных прикрепляем прищепки–ножки и составляем их в коробку. Можно насыпать в нее крупу и спрятать разную еду для животных.

Начало формы

Конец формы

Еще можно по очереди демонстрировать каждое животное и спрашивать, как кто говорит. Для самых маленьких просто снимать или надевать ножки–прищепки.

Поиграли в очень интересную игру «Помоги козленку спрятаться» 

Что нужно:

  • плотная бумага / картон, принтер / карандаши;
  • зубочистка / спичка / трубочка / коктейльная палочка;
  • шило, чтобы проделать дырочки;
  • коробка.

Подготовка:

  1. Распечатать или нарисовать предметы, за которыми козленок будет прятаться. Желательно выбрать объекты с разными характеристиками. Я выбрала дерево (высокое, узкий ствол), куст (высокий, широкий), камень (широкий, низкий), траву (низкая, широкая, но травинки узкие). Хотя бы один из объектов должен скрывать козленка полностью.
  2. Нарисовать или распечатать козленка и приделать к нему зубочистку или спичку.
  3. Сделать из коробки полянку: вертикально наклеить вырезанные объекты. За объектами проделать с помощью шила несколько дырочек.

Все, можно играть!

Ребенок играет козленком, а мама волком. Козленок поет песенку: «Я козленок – серый бок, по полянке прыг–скок». Волк говорит: «Слышу козленка, сейчас я его поймаю». Ребенок прячет козленка, просовывая его в дырочку. А дальше приходит волк и ищет козленка, например: «Ага, ствол у дерева слишком узкий, я вижу твои копытца».

Детям играть понравилось, сначала прятали за все объекты на полянке, а потом  стали прятать козленка в саму коробку.

Математические игры

Сделала игру «Домик для козочки и козлят» для закрепления порядкового счета.

У каждого козленка свое окошечко с цифрой, всего 7 окошечек. Открывали, закрывали окошки, показывала, где козленок один, а где козленок 5 и так далее.

Логика

Сделала паззл «Портрет козочки» 

 Необходимые материалы:

  • распечатанное/нарисованное изображение козы;
  • картон, клей;
  • ножницы;
  • при необходимости разукрасить рисунок – фломастеры, карандаши, краски

Я распечатала козочку, так как принтер черно–белый, разукрасила красками и фломастерами, наклеила на картон и разрезала по основным частям.

Когда по сценарию игры по сказке волк стал хорошим и добрым, он признался, что тайно проник в дом Козы и козлят, украл портрет мамы Козы и порвал его на мелкие части, чтобы козлята забыли, как выглядит их мама, и открыли дверь Волку…) А теперь, когда он стал хорошим, он принес все кусочки портрета обратно и попросил козлят (с помощью Олеси) их собрать вместе, чтобы вернуть портрет на место.


Предварительный просмотр: