Поиграйте вместе с детьми. Игры на развитие памяти
консультация

Пахомова Наталья Александровна

Память нужно тренировать, а хорошими помощниками в этом станут развивающие игры на развитие памяти. Пособия, направленные на запоминание различной информации, отличаются своей сложностью, поэтому выбирать их стоит исходя из возраста ребенка. Какие игры на развитие памяти считаются лучшими и подходят для малышей в 3 года, а что принесет пользу для ума детям старшего дошкольного возраста, читайте дальше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poigrayte_vmeste_s_detmi_igry_na_razvitie_pamyati.docx221.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пахомова Наталья Александровна,

воспитатель ГБДОУ детский сад №85

Приморского района Санкт-Петербурга

Рекомендации для родителей

Поиграйте вместе с детьми

(игры на развитие памяти)

Игра является основным видом детской деятельности и занимает важную роль в развитии и воспитании ребенка. Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на пустое времяпрепровождение. Они считают, что игра – естественный для ребенка вид деятельности, которой он может заниматься без помощи взрослых. Но важно понимать, что, играя со своим ребенком, родители не только помогают ему познать окружающий мир. Ребенок становится ближе к своим родителям, получает необходимые ему внимание и любовь, что в последствии помогает избежать психологических проблем. Игра создает в семье теплые отношения и основу для позитивных эмоций и впечатлений.

Все понимают, насколько важно для ребенка иметь хорошую память. Ведь она позволяет без труда осваивать школьную программу, показывать отличные результаты в учебе, легко поступить в ВУЗ и стать успешным в профессии. Память нужно тренировать, а хорошими помощниками в этом станут развивающие игры на развитие памяти. Пособия, направленные на запоминание различной информации, отличаются своей сложностью, поэтому выбирать их стоит исходя из возраста ребенка. Какие игры на развитие памяти считаются лучшими и подходят для малышей в 3 года, а что принесет пользу для ума детям старшего дошкольного возраста, читайте дальше.

Особенности детской памяти

Память — это способность психики воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию. Она является основой развития способностей ребенка, условием обучения, приобретения знаний и навыков. Память бывает:

  • эмоциональная — запечатление в мозгу событий, связанных с переживаниями: радостью, страхом, огорчением;
  • двигательная — заучивание различных физических действий формирует у детей ходьбу, бег, письмо; 
  • образная — способность запоминать информацию, полученную с помощью органов чувств. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной и обонятельной;
  • словесно-логическая — направлена на заучивание текстов посредством слухоречевого аппарата.

Развитие каждого вида памяти начинается в определенном возрасте. На первом году жизни ребенок запоминает движения и эмоции. В двухлетнем возрасте у малыша начинает развиваться образная память, и только в 5-6 лет — стартует словесно-логическая. Кроме того, существует два вида сохранения информации: кратковременная и долговременная. Развитие последней принципиально важно для детей младшего школьного возраста. Ведь ребенку надо научиться запоминать материал на уроке и возвращаться к нему на контрольных или при выполнении домашнего задания. 

У детской памяти есть свои особенности. Важно знать, что у детей может быть лучше развита одна из них. Кто-то запросто запоминает информацию, которую записал, но не помнит того, что услышал. Другие эмоционально цитируют диалоги героев мультфильмов, но не могут вспомнить что учитель сказал принести к уроку. У мальчиков лучше развивается двигательная память, а у девочек — образная и долговременная. Для детей одинаково важны любые способы запоминания, поэтому развивать надо все виды памяти и предпочтительно это делать в игровой форме.

Игры, развивающие память

Чтобы игровые занятия оказали эффективную помощь, нужно их выбирать с учетом уровня интеллектуального развития каждого ребенка. Я предлагаю несколько игр, среди которых вы можете выбрать наиболее подходящие для своего малыша.

Собери фигуру

Эта игра направлена на тренировку внимания и зрительной памяти. Она будет интересна для детей разного возраста, как в 2-3 года, так и в 7 лет. Для игры потребуется 10-30 счетных палочек. Один игрок выкладывает из них фигуру (квадрат, треугольник, звезду, елочку и т.д.), дает рассмотреть несколько секунд и закрывает сооруженный предмет листом бумаги. Другой участник должен за этот промежуток времени запомнить конфигурацию и выложить аналогичную. Если в процессе выясняется, что одна палочка пропущена или уложена неверно, это считается ошибкой, и игрок штрафуется. При полном совпадении начисляются очки. В зависимости от возраста ребенка, чтобы ему было интересно, задание усложняется: выкладывается одновременно несколько фигур, уменьшается время запоминания.

         

Мемори

«Найди пару» — второе название этой настольной игры. В набор входит несколько парных карточек с одинаковым изображением. Ведущий выкладывает их на поверхность лицевой стороной вниз и делает первый ход. Он переворачивает две карточки и показывает их всем игрокам. Если картинки совпали, забирает себе, в противном случае оставляет их на местах, только поворачивцает вновь «рубашкой» вверх. Эти же действия выполняют все участники по очереди, пока все карточки не будут разобраны. Кто собрал большее количество — победитель. Смысл игры Memory заключается в том, что надо запомнить расположение изображений, в тот момент, когда их переворачивают игроки, и открыть две одинаковые картинки, чтобы пополнить свой запас. Есть несколько вариаций этой игры, к примеру, карточки могут располагаться на панели и закрываться фишками. Но любая из моделей связана с открыванием картинок. Игра по праву считается семейной и направлена на улучшение работы мозга и концентрации внимания детей от 4-5 до 10 лет.

мемори  Игра "Запоминайка. В зоопарке" | Купить с доставкой | My-shop.ru   Отзыв о Настольная игра Play the game "Запоминайка" | Компактная игра для  поездок и игр дома.

Пазлы и мозаика

Эти игровые пособия — отличная зарядка для мозга детей самого разного возраста. Они одинаково интересны как ребятишкам, посещающим младшую группу детского сада, так и более старшего возраста. Собирая из разрозненных кусочков единое панно, дети развивают кратковременную память. Пазлы для самых маленьких могут иметь всего 3-4 части, крепления в виде рамки и подсказки, прорисованные на основании. В средней группе детского сада используют более серьезные комплекты, состоящие из 20-30 деталек. Для дошкольников 5-6 лет подойдут пазлы, содержащие более 100 элементов и картинки, соответствующие гендерным интересам. Девочкам можно предлагать панно с изображением принцесс, кукол, забавных зверят, а мальчикам — автомобилей, оружия, роботов. 

Подарок на день рождения: пазлы для детей в АШАН  Пазлы   Олеся Емельянова. Серия дидактических игр-пазлов «Учись, играя!»:  «Профессии». Настольные игры Олеси Емельяновой для дошкольников от 3 лет и  старше. От двух до десяти игроков.   

Что изменилось?

Суть этой игры на развитие памяти у дошкольников достаточно проста. На столе в определенном порядке раскладывают несколько разных игрушек. Ребенок должен запомнить их количество и расположение, для этого ему дают несколько секунд. После того как он отвернется, игрушки меняют местами, а некоторые убирают совсем. Затем предлагают малышу расставить все предметы в первоначальном порядке. Если из 10 предложенных, у младших дошкольников получается вспомнить хотя бы 7 — это отличный результат! Для развития логики можно немного изменить правила. К примеру, дать несколько логических подсказок, рассказать, какого цвета была игрушка, про которую ребенок забыл, или где она располагалась. Также можно подключать тактильное восприятие: завязать малышу глаза и дать ощупать «утерянный» предмет.

Бабушкин чемодан

Хорошим упражнением для развития словесной памяти у старших дошкольников считается игра на запоминание слов. Ведущий начинает первый раунд словами: «Бабушка укладывает в чемодан...коробку», следующий игрок должен повторить эту фразу и добавить к списку еще одно слово, к примеру — расческу. Если кто-то ошибется, поменяет названия предметов местами или пропустит, ему выдают фант и придумывают штрафное задание, обычно смешное. Игра продолжается, пока список не станет настолько длинным, что ни один ребенок не сможет его повторить. Обычно, это 15-20 названий предметов. 

Повторяй за мной

Ведущий показывает несколько движений, а дети должны точно их повторить. Условия можно менять, насколько позволит фантазия: внезапно ускоряться, из группы детей выбирать одного, который должен это сделать, исключить из повторения «запрещенные» элементы. Эту подвижную игру можно превратить в логопедическую, если ребенок будет за взрослым повторять движения языка или губ. Занятие направлено на развитие двигательной памяти. Не стоит забывать, что во время физических упражнений кровь быстрее насыщается кислородом, что позволяет активизировать всю мозговую деятельность. Также важна эмоциональная составляющая такого занятия, ведь движение приносит детям огромное удовольствие.

Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра - Мухаматулина Е.А. | Купить с  доставкой | My-shop.ru   Игры на английском языке для детей: обзор и правила самых популярных  подвижных занятий, советы по проведению, примеры с переводом

Ребенок за несколько лет делает настоящий рывок в психическом развитии. Первоначальное механическое запоминание перерастает в осознанную, произвольную память, увеличивается ее объем. Перед вами стоит задача — помочь малышу максимально развить свои способности. Сделать это будет легче с помощью дидактических игр на память для детей. Ведь ребенок, как губка, впитывает в себя только ту информацию, которая интересно подается.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиграем вместе с детьми!

Рекомендации для родителей.В какие игры можно поиграть с ребёнком дома,на даче,на море, в дороге? Как и чем можно увлечь ребёнка....

Мастер класс «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника».

Цель:Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.Развитие интеллектуальной и творческой активности педагого...

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)...

Консультации для родителей "Поиграйте вместе с детьми": "Игры с мячом"

Данные консультации помогут родителелям в организации  совместного времяпровождения с детьми....

Мастер класс «Поиграем вместе или Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника»

Продолжительность мастер-класса: 45 мин.Целевая аудитория: воспитатели   дошкольных учреждений. Цель:  Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование инновацион...

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)...