Азбучные истины для родителей
консультация

Новак Татьяна Михайловна

Азбучные истины для родителей - помогут выбрать правильное направление в речевом развитии ребенка. Содержат в себе интересный и доступный игровой материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuchnye_istiny.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
    развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем- беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи- от 1 до 5-10 минут, при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери. 


Беседа

Взрослым очень интересно

То, что всем давно известно!

«Как зовут?», и «Кем ты будешь?»,

И «Кого ты больше любишь –

Маму, папу или братца?»

Всё не могут разобраться!

А вот завтра я поеду

На беседу

К логопеду!

Он мне скажет:

«Порычи!»

Он попросит:

«Помычи!

Пошипи

И пожужжи!

И язык мне покажи!»

Хорошо пойдёт беседа

У меня и логопеда!

Людмила Фадеева

К двум годам ребенок:

  • Обладает запасом в 200-300 слов
  • Пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями
  • Прислушивается к словам и понимает их значение
  • Любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации
  • Называет предметы, изображенные на картинках
  • Хорошо знает свое имя, произносит его
  • Пользуется словами «да», «нет», «еще»
  • Выражает просьбу словами, а не только жестами
  • Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями)
  • Согласует предмет и действие («машина едет». «я хочу…»)

К трем годам малыш

  • Часто задает вам вопросы
  • Пользуется двух-, трехсловными предложениями
  • Говоря, высказывает свои впечатления, мысли
  • Договаривает звуки, слоги, слова при чтении
  • Имеет словарный запас 1000-1500 слов.

  • Понимает значение простых предлогов и множественного числа
  • Знает время суток
  • Называет два цвета

       К четырем годам

  • Владеет словарем примерно в 1500 слов
  • Начинает употреблять сложные предложения
  • Говорит предложениями из 4-5 слов
  • Задает много вопросов, используется слова «кто?» и «почему?»
  • Использует выражения типа: «Я думаю, что…» и «я надеюсь, что…»
  • Выполняет просьбы и команды, даже, если нужный предмет не находится в поле зрения
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени
  • Правильно произносит звуки

К пяти годам малыш

  • Обладает словарным запасом около 3000 слов
  • Знает свой адрес
  • Пользуется предложениями из 5-6 слов
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
  • Умеет пересказывать
  • Правильно произносит практически все звуки
  • Определяет право-лево у себя, но не у других
  • Знает простые антонимы (большой-маленький; твердый-мягкий)
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
  • Считает до десяти
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны

К шести годам ваш ребенок

  • Обладает словарем около 4000 слов
  • Практически все звуки своего родного языка произнести правильно
  • Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому
  • Помнит и может описать прошедшие событие
  • Пользуется сложными предложениями
  • Употребляет все части речи
  • Использует абстрактные и отвлеченные понятия
  • Рисует, заштриховывает, обводит
  • Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги
  • Различает и дифференцирует звуки речи .

Игры и упражнения для развития речи

  • «Угадай предмет по его признакам».
  • Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный ... (снег).
  • Трескучий, сильный, слабый, январский ... (мороз).
  • Большая, серая, проворная, голодная ... (ворона).
  • Красивый, забавный, смешной, большой, снежный ...(снеговик).
  • Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый ...(воробей).
  • «Отгадай предмет по его действиям».
  • Кружится, падает, тает, вьется, сверкает, искрится ... (снежинка).
  • Трещит, ломается, тает, плывет, намерзает ... (лед).
  • Летает, прыгает, клюет, сидит, тенькает ... (синичка).
  • Охотится, плавает, ныряет, ловит (рыбу), ходит, отдыхает ... (медведь).
  • Играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег) ... (дети).
  • Каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья) ...(ворона).
  •  «Скажи ласково».
  • воробей — воробышек, сова — совушка, снег — снежок, зима — зимушка, ветер — ветерок.
  •  «Скажи, какие?».
  • Птица — птичья, ветер — ветреный, зима — зимний, снег — снежный, мороз — морозный, мех — меховая,  шерсть — шерстяные.
  • «Один — много».
  • Одна птица — много птиц,
  • один воробей — много воробьев,
  •    одна снежинка — много снежинок;
  •     один снеговик — много снеговиков;  одна      метель — много метелей.
  •  «Чья, чей, чьи, чье?».
  • Подобрать как можно больше слов к слову.
  • Моя — синица, ворона, галка, сова, сорока.
  • Мой — снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюлень, олень, морж.
  • Мои — птицы, снежки, снежинки, постройки, игры.
  • «Давай посчитаем».
  • Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10.
  • 1 синица, 2 синицы, .., ... 5 синиц, ..,10 синиц.
  • 1снегирь, 2 снегиря, ..., 5 снегирей, ..,10 снегирей.
  •  «Закончи предложение».
  • На улице потеплело, и ... (мы пошли гулять).
  • Наступила ночь и на небе ... (появилась луна).
  •        «Выдели звук»
  • Выделять первый твердый согласный звук в любых словах («кот», «дом» и т.д.).
  •  Выделять гласные звуки [а], [о], [у] и согласные звуки [м], [с], [х], [р], [ш] в словах; определять место звука в слове.

  •  «Кто больше»
  • Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
  •  «Придумай больше»
  • Взрослый, называя какой-нибудь звук, просит ребенка придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч.

  •  «Красный – белый»
  • Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.
  •  «Кто внимательнее»
  • Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
  • Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
  • «Звенит-«жужжит»»
  • Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж», затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».
  •  «Цепочки слов»
  • Эта игра -  аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?
  •  «Отстукивание слогов»
  • Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

Игры и упражнения

для развития речи

 «Расскажи» (по картинкам).

Что это? Почему? — Это весна, потому, что...

Кто это? Почему? — Это птица, потому, что у нее есть...

 «Какой? Какая? Какое?».

Снег, какой? — Холодный, рыхлый, скрипучий, сырой, белый, грязный, липкий.

Снеговик, какой? — Красивый, забавный, смешной, большой, снежный.

Воробей, какой? — Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый.

 «Что делает?».

Дети — играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег).

Ворона — каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья).

Продавец — продает, взвешивает, заворачивает, показывает.

Снег — кружится, метет, летит, сверкает, блестит, лежит, тает, липнет.

 «Скажи наоборот» (закончить предложение).

Летом дни жаркие, а зимой — ...

Летом день длинный, а зимой — ...

Весной лед на реке тонкий, а зимой — ...

Снег мягкий, а лед — ...

Одни сосульки длинные, а другие — ...

У синицы хвост короткий, а у сороки — ...

Голубь тяжелый, а воробей — ...

 «Назови ласково».

Снег — снежок, снежочек.

Ком — комок, комочек.

Воробей — воробышек, воробьишка.

    Лед — ледок, ледочек.

«Разные магазины».

Магазин, в котором продают хлеб ... (хлебный).

Магазин, в котором продают молоко ... (молочный).

Магазин, в котором продают овощи ... (овощной).

Магазин, в котором продают мебель ... (мебельный).

Магазин, в котором продают продукты ... (продуктовый).

 «Один — много» .

Снеговик — снеговики, сосулька — сосульки, воробей — воробьи, санки — санки, дятел — дятлы, покупка — покупки,  продавец — продавцы, магазин — магазины.

 «Кто в чем?», «Кто на чем?», «Что у кого?»

Мальчик в шубе. Девочка в пальто.

Синица на дереве. Дятел в дупле.

Лопата у мальчика. Лыжи у девочки.

«Выдели звук»

Выделять первый гласный ударный звук в словах, например: Оля, осы, Аня, уши, окна...

Выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 Арт. гимнастику проводят ежедневно в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.

Комплекс упражнений

1. «Улыбка»: удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

  1. 2. «Трубочка»: вытягивание губ вперёд трубочкой;

 3. Чередование положения губ (улыбка – трубочка);

 4. «Окошко»: спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

 5. «Лопатка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 6. «Иголочка»: рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.

7. «Качели»: рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

8. «Часики»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

9. «Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

Игры и упражнения

для развития речи

 «Посмотри и назови».

Что это? — Это снег, снеговик, горка, сосулька...

Кто это? — Это голубь, ворона, синица, дети...

 «Что делает?» (по картинкам).

Повар — варит, жарит, моет, чистит, режет.

Дети на зимней прогулке — лепят, катаются, играют.

Птицы — летают, прыгают, клюют.

 «Скажи, какие?» (по картинкам).

Снег, какой? — Белый?

Ворона, какая? — Черная.

 «Скажи наоборот».

Воробей маленький, а ворона — ... (большая).

Чай горячий, а сок — ... (холодный).

 «Скажи ласково».

Синица — синичка, хвост — хвостик, клюв — клювик, каша — кашка, салат — салатик, суп — супчик.

 «Один — много» (по картинкам).

Тут тарелка — тут тарелки.

Тут снеговик — тут снеговики.

Тут ворона — тут вороны.

Тут магазин — тут магазины. Тут повар — тут повара.

 «Кто где?» (по простым сюжетным картинкам).

   Где дети? — На горке.    

   Где ворона? — На заборе.

   Где птицы? — На кормушке.

Где посуда? — На столе.

Где кастрюля? — На плите.

 «Погреем ручки».

ребенку предлагается сделать глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, щеки не надувать) и медленный плавный выдох через рот, «согревая» сложенные вместе ладони.

Говорить громче, тише, шепотом:

«Крикнем громко-громко, пусть боятся волки», «Будем тише говорить, чтоб медведя не будить», «Скажем, на ушко секрет для подружки».

Повторять за взрослыми рассказы из двух-трех предложений.

Пересказывать простые описательные тексты с опорой на картинку.

Заучивать и проговаривать потешки, стихи.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Законы родительской истины"

Консультация для родителей дошкольных образовательных учреждений...

Азбучные истины - Для Вас, родители!

Истины, которые могут помочь родителям немного задуматься о воспитании своих детей.....

Простые истины. Родителям на заметку

Своему ребёнку...Говорите о своих чувствах - ему это нужно знать.Рассказывайте о чем - либо.Спрашивайте - пусть он знает, что его мнение важно для Вас.Показывайте как и что делать.Выделите время на со...

Читайте детям "Азбучные сказки"

Для знакомства малышей с буквами придуманы разные хитроумные методики. Но нет более эффективного способа стимулировать интерес к чтению и формировать желание научиться читать, чем само чтение – когда ...

Азбучные истины от учителя-логопеда

Помочь ребенку познать окружаюий мир и самого себя...

Азбучные истины

памятка для родителей...