Азбучные истины для родителей
консультация
Азбучные истины для родителей - помогут выбрать правильное направление в речевом развитии ребенка. Содержат в себе интересный и доступный игровой материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuchnye_istiny.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Азбучные истины
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
развитие ребенка. - Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
- Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем- беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи- от 1 до 5-10 минут, при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Беседа
Взрослым очень интересно
То, что всем давно известно!
«Как зовут?», и «Кем ты будешь?»,
И «Кого ты больше любишь –
Маму, папу или братца?»
Всё не могут разобраться!
А вот завтра я поеду
На беседу
К логопеду!
Он мне скажет:
«Порычи!»
Он попросит:
«Помычи!
Пошипи
И пожужжи!
И язык мне покажи!»
Хорошо пойдёт беседа
У меня и логопеда!
Людмила Фадеева
К двум годам ребенок:
- Обладает запасом в 200-300 слов
- Пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями
- Прислушивается к словам и понимает их значение
- Любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации
- Называет предметы, изображенные на картинках
- Хорошо знает свое имя, произносит его
- Пользуется словами «да», «нет», «еще»
- Выражает просьбу словами, а не только жестами
- Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями)
- Согласует предмет и действие («машина едет». «я хочу…»)
К трем годам малыш
- Часто задает вам вопросы
- Пользуется двух-, трехсловными предложениями
- Говоря, высказывает свои впечатления, мысли
- Договаривает звуки, слоги, слова при чтении
- Имеет словарный запас 1000-1500 слов.
- Понимает значение простых предлогов и множественного числа
- Знает время суток
- Называет два цвета
К четырем годам
- Владеет словарем примерно в 1500 слов
- Начинает употреблять сложные предложения
- Говорит предложениями из 4-5 слов
- Задает много вопросов, используется слова «кто?» и «почему?»
- Использует выражения типа: «Я думаю, что…» и «я надеюсь, что…»
- Выполняет просьбы и команды, даже, если нужный предмет не находится в поле зрения
- Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени
- Правильно произносит звуки
К пяти годам малыш
- Обладает словарным запасом около 3000 слов
- Знает свой адрес
- Пользуется предложениями из 5-6 слов
- Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
- Умеет пересказывать
- Правильно произносит практически все звуки
- Определяет право-лево у себя, но не у других
- Знает простые антонимы (большой-маленький; твердый-мягкий)
- Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
- Считает до десяти
- Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны
К шести годам ваш ребенок
- Обладает словарем около 4000 слов
- Практически все звуки своего родного языка произнести правильно
- Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому
- Помнит и может описать прошедшие событие
- Пользуется сложными предложениями
- Употребляет все части речи
- Использует абстрактные и отвлеченные понятия
- Рисует, заштриховывает, обводит
- Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги
- Различает и дифференцирует звуки речи .
Игры и упражнения для развития речи
- «Угадай предмет по его признакам».
- Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный ... (снег).
- Трескучий, сильный, слабый, январский ... (мороз).
- Большая, серая, проворная, голодная ... (ворона).
- Красивый, забавный, смешной, большой, снежный ...(снеговик).
- Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый ...(воробей).
- «Отгадай предмет по его действиям».
- Кружится, падает, тает, вьется, сверкает, искрится ... (снежинка).
- Трещит, ломается, тает, плывет, намерзает ... (лед).
- Летает, прыгает, клюет, сидит, тенькает ... (синичка).
- Охотится, плавает, ныряет, ловит (рыбу), ходит, отдыхает ... (медведь).
- Играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег) ... (дети).
- Каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья) ...(ворона).
- «Скажи ласково».
- воробей — воробышек, сова — совушка, снег — снежок, зима — зимушка, ветер — ветерок.
- «Скажи, какие?».
- Птица — птичья, ветер — ветреный, зима — зимний, снег — снежный, мороз — морозный, мех — меховая, шерсть — шерстяные.
- «Один — много».
- Одна птица — много птиц,
- один воробей — много воробьев,
- одна снежинка — много снежинок;
- один снеговик — много снеговиков; одна метель — много метелей.
- «Чья, чей, чьи, чье?».
- Подобрать как можно больше слов к слову.
- Моя — синица, ворона, галка, сова, сорока.
- Мой — снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюлень, олень, морж.
- Мои — птицы, снежки, снежинки, постройки, игры.
- «Давай посчитаем».
- Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10.
- 1 синица, 2 синицы, .., ... 5 синиц, ..,10 синиц.
- 1снегирь, 2 снегиря, ..., 5 снегирей, ..,10 снегирей.
- «Закончи предложение».
- На улице потеплело, и ... (мы пошли гулять).
- Наступила ночь и на небе ... (появилась луна).
- «Выдели звук»
- Выделять первый твердый согласный звук в любых словах («кот», «дом» и т.д.).
- Выделять гласные звуки [а], [о], [у] и согласные звуки [м], [с], [х], [р], [ш] в словах; определять место звука в слове.
- «Кто больше»
- Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
- «Придумай больше»
- Взрослый, называя какой-нибудь звук, просит ребенка придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч.
- «Красный – белый»
- Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.
- «Кто внимательнее»
- Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
- Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
- «Звенит-«жужжит»»
- Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж», затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».
- «Цепочки слов»
- Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?
- «Отстукивание слогов»
- Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.
Игры и упражнения
для развития речи
«Расскажи» (по картинкам).
Что это? Почему? — Это весна, потому, что...
Кто это? Почему? — Это птица, потому, что у нее есть...
«Какой? Какая? Какое?».
Снег, какой? — Холодный, рыхлый, скрипучий, сырой, белый, грязный, липкий.
Снеговик, какой? — Красивый, забавный, смешной, большой, снежный.
Воробей, какой? — Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый.
«Что делает?».
Дети — играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег).
Ворона — каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья).
Продавец — продает, взвешивает, заворачивает, показывает.
Снег — кружится, метет, летит, сверкает, блестит, лежит, тает, липнет.
«Скажи наоборот» (закончить предложение).
Летом дни жаркие, а зимой — ...
Летом день длинный, а зимой — ...
Весной лед на реке тонкий, а зимой — ...
Снег мягкий, а лед — ...
Одни сосульки длинные, а другие — ...
У синицы хвост короткий, а у сороки — ...
Голубь тяжелый, а воробей — ...
«Назови ласково».
Снег — снежок, снежочек.
Ком — комок, комочек.
Воробей — воробышек, воробьишка.
Лед — ледок, ледочек.
«Разные магазины».
Магазин, в котором продают хлеб ... (хлебный).
Магазин, в котором продают молоко ... (молочный).
Магазин, в котором продают овощи ... (овощной).
Магазин, в котором продают мебель ... (мебельный).
Магазин, в котором продают продукты ... (продуктовый).
«Один — много» .
Снеговик — снеговики, сосулька — сосульки, воробей — воробьи, санки — санки, дятел — дятлы, покупка — покупки, продавец — продавцы, магазин — магазины.
«Кто в чем?», «Кто на чем?», «Что у кого?»
Мальчик в шубе. Девочка в пальто.
Синица на дереве. Дятел в дупле.
Лопата у мальчика. Лыжи у девочки.
«Выдели звук»
Выделять первый гласный ударный звук в словах, например: Оля, осы, Аня, уши, окна...
Выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Арт. гимнастику проводят ежедневно в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.
Комплекс упражнений
1. «Улыбка»: удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
- 2. «Трубочка»: вытягивание губ вперёд трубочкой;
3. Чередование положения губ (улыбка – трубочка);
4. «Окошко»: спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;
5. «Лопатка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
6. «Иголочка»: рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.
7. «Качели»: рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
8. «Часики»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
9. «Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.
Игры и упражнения
для развития речи
«Посмотри и назови».
Что это? — Это снег, снеговик, горка, сосулька...
Кто это? — Это голубь, ворона, синица, дети...
«Что делает?» (по картинкам).
Повар — варит, жарит, моет, чистит, режет.
Дети на зимней прогулке — лепят, катаются, играют.
Птицы — летают, прыгают, клюют.
«Скажи, какие?» (по картинкам).
Снег, какой? — Белый?
Ворона, какая? — Черная.
«Скажи наоборот».
Воробей маленький, а ворона — ... (большая).
Чай горячий, а сок — ... (холодный).
«Скажи ласково».
Синица — синичка, хвост — хвостик, клюв — клювик, каша — кашка, салат — салатик, суп — супчик.
«Один — много» (по картинкам).
Тут тарелка — тут тарелки.
Тут снеговик — тут снеговики.
Тут ворона — тут вороны.
Тут магазин — тут магазины. Тут повар — тут повара.
«Кто где?» (по простым сюжетным картинкам).
Где дети? — На горке.
Где ворона? — На заборе.
Где птицы? — На кормушке.
Где посуда? — На столе.
Где кастрюля? — На плите.
«Погреем ручки».
ребенку предлагается сделать глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, щеки не надувать) и медленный плавный выдох через рот, «согревая» сложенные вместе ладони.
Говорить громче, тише, шепотом:
«Крикнем громко-громко, пусть боятся волки», «Будем тише говорить, чтоб медведя не будить», «Скажем, на ушко секрет для подружки».
Повторять за взрослыми рассказы из двух-трех предложений.
Пересказывать простые описательные тексты с опорой на картинку.
Заучивать и проговаривать потешки, стихи.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Законы родительской истины"
Консультация для родителей дошкольных образовательных учреждений...
Консультация для родителей "ЗАКОНЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ИСТИНЫ"
Советы родителям...
Азбучные истины - Для Вас, родители!
Истины, которые могут помочь родителям немного задуматься о воспитании своих детей.....
Простые истины. Родителям на заметку
Своему ребёнку...Говорите о своих чувствах - ему это нужно знать.Рассказывайте о чем - либо.Спрашивайте - пусть он знает, что его мнение важно для Вас.Показывайте как и что делать.Выделите время на со...
Читайте детям "Азбучные сказки"
Для знакомства малышей с буквами придуманы разные хитроумные методики. Но нет более эффективного способа стимулировать интерес к чтению и формировать желание научиться читать, чем само чтение – когда ...
Азбучные истины от учителя-логопеда
Помочь ребенку познать окружаюий мир и самого себя...
Азбучные истины
памятка для родителей...