Игра "Профессии"
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Золотой ключик»
г. Ак-довурак
Дидактическая игра
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Пояснительная записка
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию.
Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким уровнем познавательной деятельности. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании познавательных способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Одной из эффективных педагогических технологий образовательной системы дошкольного образования является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Предлагаем вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Р.Луллия - «Круги Луллия». Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя - Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.
Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для детей от 4-7 лет, по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений и проявлений, создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Данная методика - это игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок.
Основная часть работы с дидактическим пособием - создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.
Для изготовления пособия был взят деревянная доска, разрезан на 2 круга, разного диаметра. К середине крепится болт. На кругах размещены картинки.
Оборудование необходимое для проведения любой игры может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования.
Цель пособия:
- содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений. Нельзя не отметить и универсальность игрового материала, используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре.
Игровые упражнения с детьми по кругам этого пособия решают следующие задачи:
- формируют понятие «признак», знакомит с именами признаков.
- учит восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами.
- развивают навыки фантастического преобразования объектов;
- формируют способность увидеть суть проблемы;
- развивают познавательную активность;
- развивают представления о сенсорных эталонах;
- обогащают активный и пассивный словарь ребенка;
- формируют способность решать проблемные ситуации;
Формы организации образовательной деятельности:
- образовательные ситуации (например, по речевому и познавательному развитию);
- игровые обучающие ситуации;
- самостоятельная игровая деятельность детей.
Можно выделить этапы участия педагога в играх с «кругами»:
- педагог непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно.
- воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи.
- воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в работе с кругами.
- воспитатель осуществляет обучающее руководство познавательными играми и создает условия для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
Назначение
Многофункциональность технологии ТРИЗ «Круги Луллия» заключается в том, что его можно использовать в различных видах детской деятельности и в зависимости от поставленных задач может использоваться в разных возрастных группах.
Предполагаемые результаты:
- повышается познавательное развитие детей;
- речевое развитие, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматичекси правильной речи;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверствниками, становление самостоятельности;
- развитие творческой активности и первичных представлений об объектах окружающего мира.
-физическое развитие: крупная, мелкая моторика обеих рук, координации движения.
Дидактическая игра
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Цель: формировать представление о том, что такое профессия; вызвать интерес к разным профессиям; обогащать словарный запас детей; совершенствовать умение чётко отвечать на поставленные вопросы; воспитывать уважение и значимость к людям разных профессий.
Практическая значимость: данная игра выступает, как средство приобщения детей к культурно-историческим ценностям.
Материал и оборудование: круги Луллия, 12 карточек с изображениями.
1 круг – картинки различных профессий (повар, пожарный, продавец, полицейский, парикмахер и т.д)
2 круг – картинки (колпак, огнетушитель, весы, фен, ножницы и т.д)
Ход игры:
Педагог: Ребята, что такое профессия?
Дети: Профессия – это работа, которую человек делает для людей.
Педагог: А какие вы знаете профессии?
Дети: ответы детей.
Педагог: Сейчас, когда мы живём в большом городе, требуется труд людей разных профессий, для того, чтобы в городе было всё в порядке.
Как вы думаете:
Если бы не было строителей, то…
Если бы не было водителей, то…
Если бы не было парикмахеров, то…
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было учителей, то…
Если бы не было милиционеров, то…
Значит, можно сделать вывод:
Все профессии нужны, все профессии важны!
1 часть. Практическая значимость профессий.
Наугад выбирается по одному показателю с каждого круга и объясняется практическая значимость данного объекта.
- название профессии?
- место работы (где работает?)
- что делает человек данной профессии?
- что ему нужно для работы? (какие предметы)
- какая спецодежда, головной убор? (часть)
Например:
Профессия - повар - ресторан, столовая, кофе - готовит вкусную еду - колпак, костюм повара, посуда, продукты и т.д.
Профессия - полицейский - министерство внутренней безопасности, патрульно-постовая служба полиции - защита населения и охрана общественного порядка - форма, оружие, наручники и т.д. - одежда - полицейская форма, фуражка, специальная обувь, погоны и т.д.
Профессия - пожарный - пожарная часть, тушение и спасание и эвакуация людей при пожарах - специальное оборудование: машина, огнетушитель (пена, вода), противогаз, лестница и т.д. - специальная куртка, комбинезон, обувь.
Профессия - ученый - научно-исследовательских институтах - изучают определенные науки, проводят различные исследования - лабораторное оборудование: микроскоп, колбы, пробирки, весы, измерители, испытательные приборы, маски и т.д. - специальный халат, фартук, перчатки, очки и т.д.
Или использовать вариант игры:
Для чего эти предметы?
Взрослый предлагает называть варианты использования предметов по кругу, чтобы каждый ребенок мог хоть раз ответить первым. Если будут затруднения, взрослый может помогать детям. Принимаются и подсказки других детей.
Дети выбирают на круге один предмет и рассказывают по очереди как его можно использовать. Детям предлагается подумать, пофантазировать и назвать как можно больше вариантов использования предъявляемых предметов.
2 часть. Придумать ответ реального и фантастического плана.
Кем бы ты хотел стать в будущем, когда вырастишь и почему?
Вывод.
Чтобы освоить любую профессию, надо много знать, уметь. А для этого нужно хорошо учиться. Человек должен выбирать ту профессию, которая ему нравится, тогда работа выполняется легко и качественно.
Предполагаемые результаты:
- обогащение словарного запаса;
- формирование умения анализировать и обобщать.
Список использованной литературы:
- Сидорчук Т. А. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ / Т.А Сидорчук, С.В Лелюх // Ребенок в детском саду. - М.: Издательство: АРКТИ, 2019. - 80 с.
- Сидорчук Т.А. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия (Технология Триз) / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. – М.: Издательство: АРКТИ, 2019. - 40 с.
- Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnye-krugi-lulija.html.
- Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/blog/detskiisad/all/2019/10/02/krugi-lulliya.