"Комплекс оживления" как основное новообразование периода раннего младенчества
учебно-методический материал
Новорожденность является самым первым периодом жизни только появившегося на свет человека. Это тот период в жизни ребенка, который помогает ему плавно перейти от биологического типа развития к социальному. Обладая целым рядом сложных врожденных рефлексов, ребенок не имеет ни одной сложившейся формы поведения, и, кроме того, полностью зависим от взрослого человека. Огромную роль в этот период жизни малыша играет «комплекс оживления» - вопрос об этой первой попытке общения ребенка со взрослым актуален и на сегодняшний день.
Комплекс оживления представляет собой своеобразную двигательную реакцию, которую ребенок способен выражать по отношению к взрослому уже с третьей недели своей жизни. Впервые это понятие было сформулировано еще в двадцатые годы 20-го века, психологом Н.М. Щелевановым.
Появляясь на свет, ребенок входит в так называемый «этап новорожденности», который представляет собой период времени от его рождения и до достижения им месячного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_ozhivleniya.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему:
«Комплекс оживления» как основное новообразование периода раннего младенчества»
Новорожденность является самым первым периодом жизни только появившегося на свет человека. Это тот период в жизни ребенка, который помогает ему плавно перейти от биологического типа развития к социальному. Обладая целым рядом сложных врожденных рефлексов, ребенок не имеет ни одной сложившейся формы поведения, и, кроме того, полностью зависим от взрослого человека. Огромную роль в этот период жизни малыша играет «комплекс оживления» - вопрос об этой первой попытке общения ребенка со взрослым актуален и на сегодняшний день.
Комплекс оживления представляет собой своеобразную двигательную реакцию, которую ребенок способен выражать по отношению к взрослому уже с третьей недели своей жизни. Впервые это понятие было сформулировано еще в двадцатые годы 20-го века, психологом Н.М. Щелевановым.
Появляясь на свет, ребенок входит в так называемый «этап новорожденности», который представляет собой период времени от его рождения и до достижения им месячного возраста.
Ребенок, все существование которого до рождения проходило в вегетативно физиологическом ритме и относительной постоянности, попадая в резко противоположные условия внешнего мира, насыщенного яркими цветами и незнакомыми людьми, перепадами температур и громкими звуками, испытывает сильнейший стресс, и именно поэтому этап новорожденности принято называть кризисным. Родителям важно понимать, что младенец нуждается в ношении на руках, ведь он привык к теплу и комфорту в мамином животе, к размеренному стуку ее сердца, и таким образом он может удовлетворить свою самую главную потребность – потребность в безопасности. Не секрет, что первый месяц жизни ребенка, этап новорожденности – самый сложный период в его жизни. Важно окружить младенца заботой и спокойствием, ни в коем случае не взаимодействовать с ним слишком активно и не торопить его развитие.
Только что родившийся младенец, тем не менее, обладает рядом врожденных рефлексов, которые, с одной стороны, обеспечивают его организму способность адаптироваться к условиям окружающей среды и сохраняются на всю оставшуюся жизнь, а с другой – атавистичны, имеются у ребенка лишь на протяжении первого года жизни, а затем утрачиваются. Однако, нельзя утверждать, что основой для развития человеческой психики и для формирования более сложных реакций служат именно рефлексы. Скорее, наоборот, у ребенка, в отличие от животного, гораздо меньше различных врожденных форм поведения.
Комплекс оживления играет огромную роль в правильном развитии ребенка. Он включает в себя такие реакции ребенка, как:
- реакцию замирания в течение первых нескольких секунд взаимодействия с объектом или предметом;
- улыбку, с помощью которой ребенок способен выражать свою радость;
- зрительное концентрирование на объекте внимания, а если ребенок контактирует со взрослым, то может смотреть ему прямо в глаза;
- различные движения, которые выражают интерес малыша, например такие, как движения головой или руками, вскидывание ножек;
- вокализацию, то есть голосовые реакции младенца, которыми тот обращает внимание взрослого на себя. Это могут быть гуление, различные вскрикивания.
Все эти составляющие комплекса оживления свидетельствуют о нормальном развитии ребенка и должны проявляться в совокупности. Фокусироваться на предметах окружающего мира младенец научится уже спустя месяц жизни, он может начать с интересом рассматривать лица людей и научиться различать звуки, среди которых он особенно будет выделять голос мамы. По прошествии еще нескольких недель, ребенок способен соединять разные действия в целый образ, реагируя на него положительными эмоциями.
Важным новообразованием комплекса оживления можно считать именно установление осознанного зрительного контакта с малышом, ведь до достижения ребенком возраста около полугода, он не способен отличать лица родителей от других.
Если ребенок здоров и развивается соответственно своему возрасту, то комплекс новорожденности у него наблюдается в полном объеме. Не стоит торопить этот процесс, давая ребенку слишком яркие и броские игрушки или включая музыку. Многие родители с нетерпением ждут того момента, когда ребенок впервые посмотрит им в глаза или обратит на них свое внимание, но стоит просто запастись терпением, не вызывая эмоциональные реакции насильно. Можно много и часто разговаривать с малышом, быть рядом с ним, это поспособствует более быстрому появлению у младенца комплекса оживления.
При достижении ребенком трех-четырех месяцев, уже начинает ярко проявляться эмоциональная двигательная реакция, а по окончанию этого периода времени она утрачивается, уступая место более сложным моделям поведения. Комплекс оживления трансформируется в такие сложные формы поведения, которые основаны на каждых отдельных реакциях
Некоторые дети, к сожалению, в этом возрасте могут испытывать недостаток общения. Это зачастую приводит к печальным последствиям для малыша – появление комплекса оживления задерживается, и, следовательно, формируются отклонения в его выражении. Комплекс оживления может слабо проявляться, носить реактивный характер, либо выражаться лишь частично. Поэтому при диагностике уровня формирования ситуативно-личностного общения, специалисты главную роль отводят наличию у ребенка комплекса оживления. Здесь важно отметить, что какие-либо отклонения в формировании или выражении у младенца комплекса оживления могут свидетельствовать о различных серьезных нарушениях в его развитии. С другой стороны, возможна и обратная ситуация, когда именно наличие каких-либо неврологических проблем может задерживать появление комплекса оживления. Обычно, эмоциональная реакция возникает у ребенка при появлении в поле его зрения матери или взрослого человека, который осуществляет за ним уход.
Если комплекс оживления долгое время не появляется у ребенка, следует показать малыша врачу и тщательно его обследовать, ведь это может свидетельствовать о серьезных нарушениях психики малыша, таких как задержка психического развития или аутоиммунный синдром.
Говоря об окончании периода комплекса оживления, стоит упомянуть такой физиологический критерий, как слуховое и зрительное сосредоточение на определенном раздражителе. Со стороны медицины, важным критерием является достижение младенцем веса, в котором он был рожден, что свидетельствует о его здоровом развитии.
На сегодняшний день все еще не утихают споры о том, можно ли считать комплекс оживления дифференцированной эмоциональной реакцией младенца на различные раздражители внешнего мира, либо же комплекс оживления представляет собой ни что иное, как простейший, не поддающийся осмыслению, рефлекс.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что комплекс оживления у ребенка это ни что иное, как попытка младенца взаимодействовать с окружающим миром и людьми. Именно поэтому комплекс оживления – один из самых важных показателей нормального психического и физического развития ребенка.
Список использованной литературы
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968 с. 29
2. Валлон А. Психологическое развитие ребёнка. М., Просвещение, 1997, с. 24
3. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
4. Петровский А.В. психология развивающейся личности/ Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. с. 310.
5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные особенности периода адаптации в ДОУ
Прзентация подготовлена для демонстрации на родительском собрании в ясельной группе. Состоит из 9 слайдов и содержит информацию об особенностях адаптации ребенка в дошкольном учреждении....
Особенности освоения основных движений детьми раннего возраста
•«Для укрепления тела и содействия его росту природа имеет свои средства, которым никогда не следует противодействовать. Не нужно принуждать ребенка оставаться на месте, когда ему хочется ходить. Пуст...
Основные новообразования дошкольного возраста. Кризис 3 лет.
Консультация для педагогов....
Статья "Основные кризисные периоды дошкольного детства"
Статья "Основные кризисные периоды дошкольного детства"...
Возрастные особенности и основные новообразования детей раннего и дошкольного возраста
Презентация возрастные особенности и основные новообразования детей раннего и дошкольного возраста....
Комплекс гимнастик на летний период (старшая группа)
Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности. Задачи: - создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнк...
Презентация для педагогов "Возрастные особенности и основные новообразования детей раннего и дошкольного возраста"
В раннем и дошкольном возрасте темп развития ребенка является таким и именно этот период имеет важное значение для физического и психического развития ребенка...