Рекомендации для родителей по лексической теме "Фрукты"
консультация

Рекомендации для родителей по лексической теме "Фрукты" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednyaya_frukty.doc75.5 КБ
Microsoft Office document icon starshaya_frukkty_.doc75 КБ
Microsoft Office document icon podgotov._frukty.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Московского района

 Санкт- Петербурга

Дистанционная рекомендация воспитателя

Тема недели: «Фрукты»

Возраст: 4-5 лет

Цель: знакомить детей с обобщающим понятием фрукты, названиями основных фруктов, их цветом, формой, вкусом; местом , где они растут.

Содержание

1. Познавательное развитие (Формирование целостной картины мира)

Словарь:

Существительные:яблоко, груша, лимон, апельсин, сад, дерево, фрукты.

Глаголы: собирать, мыть, варить, сушить, резать, есть, очищать, расти, поспевать, срывать.

Прилагательные : сладкий, кислый, вкусный, сочный, круглый, большой, маленький, гладкий, красный, зелёный, жёлтый, мягкий.

Рассмотреть дома с ребенком натуральные фрукты: яблоко, груша, лимон, апельсин, банан.

Сказать , что все это можно назвать одним словом «фрукты».Обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форма, вкус. Показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве). Рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов. Рассказать о том, что фрукты полезны: в них много витаминов.

Посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие фрукты там продают.

«Упражнение для пальчиков»: 

Будем мы варить компот -                     Левую ладонь держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот.                    
указательным пальцем правой руки
                                                                         
«мешают».
Будем яблоки крошить,                          
Загибают пальцы по одному, начиная 

Грушу будем мы рубить,                        с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,                      
Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.

 

2.Речевое развитие:

Загадки:

Он сочен и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Будут кушать все и я.

(апельсин)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

 И маленькие детки.

(яблоко)

Висит шарик с бугорком,

А внутри он с сахарком.

(груша)

В шкуре жёлтой,

Кислый он,

Называется…

(лимон)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(дерево)

В кожуре он золотой,

Весь изогнутый такой Привезён из дальних стран Мягкий, вкусный фрукт…

(банан)

Прочтите ребенку сказку , задайте вопросы.

Яблоко

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

— Крра-крра!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко.

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц  и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело... и побежало.

Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ёжик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

— Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается:

Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул...

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

Все к нему:

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашёл?

— Я! — сказал Заяц.

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул Ёж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...

— Но тут только одно яблоко! — сказали Ёж, Заяц и Ворона.

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

— Как же мы раньше не догадались!

Ёж взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович...

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

В.Сутеев

Вопросы:

Понравилась ли тебе сказка? А кто понравился тебе больше всего?

Расскажи, кто первый нашёл яблоко. А кто сорвал яблоко?

Куда упало яблоко?

Почему Заяц, Ворона и Ёж стали спорить друг с другом?

Кто их спор рассудил? Что предложил Медведь?

Справедливо ли рассудил их спор Медведь?

Кто делил яблоко? Почему и Медведю достался кусочек?

Как ты думаешь, почему звери посчитали, что Медведь их уму-разуму научил?

А как бы ты разделил яблоко: на равные части или кому-нибудь дал бы большую часть?

Игра «Жадина»

Чей это лимон? (мой лимон)

Чьё это яблоко? (моё яблоко)

Чья это груша? (моя груша)

Чей это банан? (мой банан)

Чей это апельсин? (мой апельсин)

Чьи это фрукты? (мои фрукты)

Игра «Купим сок»

Из яблока- яблочный сок;

Из груш- грушевый сок;

Из апельсин- апельсиновый сок;

Из банана- банановый сок.

Игра «Во саду ли, в огороде»

Покажите картинки с изображением фрукта или овоща, а ребенок пусть определит фрукт это или овощ, расскажет, где растет.

Яблоко- это фрукт, растет в саду.

Капуста-это овощ, растет в огороде.

Игра «Четвёртый лишний»

Лук, капуста, яблоко, помидор

Груша, лимон, яблоко, огурец

Яблоко, свекла, груша, банан

Крыжовник, малина, апельсин, клубника

Игра «Назови ласково»

Яблоко-яблочко, груша, лимон, апельсин, банан.

Игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» 

Завяжите ребенку глаза и предложите узнать фрукт по запаху (используются натуральные фрукты).

Выучите с ребенком  любое произведение:

Считалка

Мы весной сажали сад,

А Семён лежал у гряд.

Вот мы яблоки едим,

А Семёну не дадим.

Нам лентяев здесь не надо!

Выходи Семён из сада!

Потешка

А лады, лады, лады,

Не посажены сады.

А мой Васенька пойдёт,

Он посадит и польёт.

Яблочный пирог

Яблоки румяные,

В них медовый сок!

Испечёт нам мама

Яблочный пирог.

Вкусный и душистый

Выйдет пирожок,

С коркой золотистой-

Съешь его дружок!

Груша

Груша ! Смуглые бока,

Сочная и сладкая!

К груше тянется рука

Танина украдкою,

Словно шепчет Тане груша:

«Ну- ка, съешь меня, Танюша!»

Дополнительный материал для чтения: В. Сутеев «Мешок яблок», русск.нар.сказка «Хаврошечка», Л.Толстой «Сажал старик яблони», И.Токмакова «Яблонька».

3.Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Яблоки на тарелке»

Материалы: пластилин.

Порядок выполнения работы:

1.Разделить пластилин на две части.

2. Большой кусок сплющить пальчиками в лепешку.

3.Аккуратно загнуть края лепешки вверх, чтобы получилась тарелка.

4.Отламывать от второго куска пластилина небольшие кусочки и раскатывать их в колобки- «яблоки».

5.Сложить «яблоки» в тарелку.

Аппликация «Полотенце» Материал: 1/3 листа белой бумаги, две полоски цветной бумаги (3*24), клей с кисточкой, ножницы.

1.Обе полоски сложить три раза, короткая сторона к короткой, сделать линии сгиба.

2.олоски развернуть и расправить.

3.Разрезать их по линиям сгиба на квадратики.

4.Разложить квадратики на белом листе бумаги по периметру и приклеить. (соблюдая симметричность )

4. Познавательное развитие (математика)

Упражнять детей в счете до пяти. Упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника и треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размерами. Вспомнить, что было вчера, сегодня, завтра. Спросите ребенка, какое время года будет после зимы, лета, весны, осени, а потом наобоот, какое время года было до весны, зимы, лета, осени.

Упражнять ребенка в отсчитывании предметов по названному числу. Например, положи на стол три яблока. Ребенок должен положить три яблока. Попросите его пересчитать яблоки и спросите, почему он положил три яблока.

Игра «Сосчитай»

одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок;

один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона,пять лимонов;

один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов;

один апельсин, два апельсина, три апельсина, четыре апельсина, пять апельсинов;

одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

5. Игры малой подвижности 

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

(Идет по кругу.)

Это долька – для ежа.

Это долька – для стрижа.

Это долька – для утят.

Это долька – для котят.

Это долька – для бобра.

(Останавливается.)

Загибает по одному пальцу, начиная с большого, на каждое название животного.)

А для волка – кожура.

(Изображает пасть волка двумя руками.)

Он сердит на нас – беда!!!

(Приседает. Закрывает голову руками.)

Разбегайся, кто куда!

(Убегает.)

Используемая литература:

  • «Лексические темы по развитию реч дошкольников. Средняя группа» , Л.В.Лебедева, И.В.Козина. ООО Центр педагогического образования, 2014
  • «Занятия по изобразительной деятельности. Младшая и средняя группы»,  Е.В.Саллинен. Каро, 2009
  • «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Средняя группа» . Г.Я.Затулина. ООО Центр Педагогического образования,2009
  • «Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет», О.А. Новиковская. Паритет 2008.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Московского района

 Санкт- Петербурга

Дистанционная рекомендация воспитателя

Тема недели: «Фрукты»

Возраст: 5-6 лет

Цель: расширять обобщенные представления детей о фруктах; месте их произрастания; способах ухода за фруктовыми деревьями; знакомить с возможными вариантами приготовления фруктов.

Содержание

1. Познавательное развитие (Формирование целостной картины мира)

Словарь:

Существительные: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, абрикос, банан, персик, плод, косточка, кожура, садовод, сад, дерево, ветка, корень, урожай, долька, варенье, сок, компот, повидло, пюре, витамин.

Глаголы:расти, сажать, копать, обрезать, зреть, наливаться, падать, собирать, срывать, пахнуть, выращивать, варить, мыть, сушить, цвести, заготавливать, консервировать, выжимать.

Прилагательные: спелый, сочный, вкусный, сладкий, кислый, румяный, душистый, твердый, мягкий, хрустящий, полезный, ароматный, фруктовый, сливовый, яблочный, грушевый, лимонный, апельсиновый, мандариновый, абрикосовый, банановый, персиковый, овальный, круглый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый.

Расскажите ребенку, что фрукты - это сочные съедобные плоды, растущие в основном на деревьях.

Фруктов очень много. Многие из них растут в наших садах (яблоки, сливы, груши, вишни ). Другие фрукты любят яркий теплый солнечный свет, влагу и растут в южных районах нашей Родины ( апельсины, мандарины, лимоны )

Некоторые фрукты попадают на наш стол из далеких стан , их привозят даже с других континентов ( бананы )

Но все они вкусные, полезные, содержат много витаминов, и мы с удовольствием лакомимся ими.

Прекрасны весной фруктовые сады: бело-розовой дымкой окутаны сливы; душистые крупные цветы раскрылись на яблоневых ветках.

Когда деревья уронят лепестки цветов на землю, на месте цветов образуется твердая зеленая завязь, а из нее со временем вырастет спелый плод.

Но чтобы вырастить в саду ароматные сочные фрукты, садоводу приходится немало потрудиться и весной, и летом, и осенью, и даже зимой.

Русский народ сложил мудрую поговорку : « Каков уход, таков и плод ».

Обратите внимание ребенка на следующие признаки фруктов: цвет, форму, величину, вкус.

По возможности покажите где и как растут фрукты, что из них можно приготовить ( сок, варенье, повидло, джем, компот ).

Спросите , как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Посмотрим, что внутри яблока , разрежте – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые? Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?

Спросите, что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.

«Упражнение для пальчиков»

Сливу я держу в руке,                                Кладут мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке,                                     
Крепко сжимают его.
Отпускаю, разжимаю                                 
Раскрывают ладонь.
И ладошками катаю.                                  
Катают мячик между ладонями.

2.Речевое развитие

Игра «чего нет»

Банан- нет банана

Апельсин- нет апельсина

Мандарин- нет мандарина

Яблоко- нет яблок

Груша- нет груш

Персик – нет персика

Слива- нет слив

Абрикос- нет абрикоса

Лимон –нет лимона

Бананы- нет бананов

Апельсины – нет апельсин

Мандарины- нет мандаринов

Яблоки- нет яблок

Груши- нет груш

Персики-нет персиков

Сливы- нет слив

Абрикосы – нет абрикосов

Лимоны- нет лимонов

Игра «Раскажи о фрукте»:

Составьте с ребенком описательный рассказ о фруктах:

1.Название фрукта.

2.Где растет?

3.Внешний вид ( величина, форма, окраска )

4.Какой вкус ?

5.Что и как можно из него приготовить ?

Прочтите ребенку, задайте вопросы.

Косточка

(быль)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:
— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Л. Толстой

Вопросы:

Что такое «горница»? (Это светлая, красивая комната)

Как ты понимаешь слово «сочла»? (сосчитала)

Что купила мама?

Как вел себя Ваня?

Почему они его интересовали?

Как повел себя Ваня, когда остался в комеате один?

Кто заметил, что одной сливы не стало?

Признался ли Ваня в своем поступке?

В рассказе есть такое выражение «покраснел как рак», что оно означеат? (Ваня стал красного цвета, как вареный рак).

А от чего Ваня покраснел? (Ване стало стыдно).

Почему беспокоился папа?

Почему после слов папы Ваня побледнел? Что, он почувствовал? (Ваня побледнел от испуга, от страха).

Что ответил Ваня отцу?

Почему Ваня заплакал, когда все засмеялись? (Ему стало стыдно за свой поступок).

А как бы ты поступил на месте Вани?

Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как ты ее понимаешь? (Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно об этом узнают).

Загадки:

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый…

(апельсин)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине сладко.

(слива)

Плод душистый и пушистый;

А середка у плода

Словно камень, как тверда!

(персик)

Висит, висит всё лето

Среди зелёных веток.

Ударит гулко оземь,

Когда наступит осень. (яблоко)

Загляни под осень в сад,

Колокольчики висят:

Бронзовые, медные,

Животу не вредные.

(груша)

Апельсина брат меньшой,

Потому как небольшой.

(мандарин)

Игра «В чем много витаминов?» 

Много витаминов в бананах, яблоках и т.д.

(яблоко, груша, гранат, виноград, слива, персик, абрикос, арбуз, дыня, кокос, апельсин, мандарин, лимон, ананас)

Игра «Назови ласково» 

Яблоко — яблочко — яблочки,

груша — грушка — грушки,

лимон —лимончик — лимончики,

апельсин — апельсинчик — апельсинчики,

мандарин — мандаринчик — мандаринчики,

абрикос — абрикосик — абрикосики,

вишня — вишенка — вишенки,

банан — бананчик — бананчики,

дерево — деревце — деревца,

сад — садик — садики,

ветка — веточка — веточки.

Выучите с ребенком  любое произведение:

Я из сада плод принёс:

Спелый, сладкий абрикос.

Абрикос принёс сестре,

Мама сварит ей пюре.

У меня сюрприз для вас-

Смый вкусный ананас.

Ананас раскрою сам,

По куску дам всем гостям.

Я друзей своих встречаю,

Тортом с чаем угощаю.

Положите в чай лимон!

Хоть и очень кислый он,

Чай с лимончиком вкусней

И полезней для детей!

Посади деревце!

Молодое деревце

Посади весной!

Пусть оно оденется

Нежною листвой.

Пусть цветы душистые

Запах льют густой,

Пчёлки золотистые

Сладкий пьют настой.

Пусть созреют вишенки

Алые на нём.

Мы с тобою,Машенька,

Ягодки сорвём!

Дополнительный материал для чтения: К.Ушинский «История одной яблоньки», В.Сухомлинский «Внучка старой вишни», русск.нар. сказка «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», Я.Аким «Яблоко», А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…», Б.Житков «Как яблоки собирают».

3.Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Яблоко на тарелочке». Материалы: пластилин.

1.Разделить пластилин на две части и скатать одну в колобок -  сделать яблоко.

2.Другую часть скатать в колобок и сплющить ее в лепешку - сделать тарелку.

Рисование «Яблоко и груша, виноград».Материалы:1/2 листа бумаги, простой карандаш, акварельные краски, образцы фруктов.

1.Разделить лист бумаги линией приблизительно посередине.

2.На половине листа бумаги акварелью нарисовать большое яблоко и закрасить его половинку одним цветом, а вторую – другим, вливая один цвет в другой.

3.Затем нарисовать кончиком кисти хвостик и два листика.

4.Так же нарисовать грушу.

5. На ½ листе бумаги нарисовать большой овал- силуэт кисти винограда- светлой краской.

6.Весь овал зарисовать кружочками- виноградинами более темной краской.

7.Ещё более темной краской сделать мазки внизу каждой виноградины.

8.Кончиком кисти нарисовать хвостик.

Аппликация «Осенний урожай» Материал:клей с кисточкой, ножницы, большой лист бумаги, карандаши.

1. Аккуратно вырезать яблоко и грушу, виноград.

2.На листке бумаги нарисовать блюдо и украсить его различными узорами.

3.Наклеить фрукты на блюдо, формируя композицию.

4. Познавательное развитие (математика)

Упражнять детей в счете до десяти.

Повторите дни недели и части суток, времена года.

Спросите ребенка, сколько надо взять карандашей разного цвета, если вы назовете число 5? Пусть ребенок пересчитает карандаши каждого цвета и скажет, сколько их всего.

Нарисуйте на листе бумаги круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Спросите, какая фигура лишняя и почему? (лишний круг, так как у него нет углов, а у остальных есть).

Покажите ребенку одно яблоко и спросите, как разделить его на две равные части?

Спросите, что больше целое яблоко или его половинка?

Игра «Сосчитай»

Сосчитай от 1 до 10:

Яблоко- одно яблоко, два яблока…

Вишня-

Слива

Апельсин-

Мандарин-

Банан-

5. Игры малой подвижности 

Семена деревьев в землю уронили,

(ребенок присаживается на корточки)

А дожди осенние семена полили.

(показывает указательными пальчиками дождик)

Поднялись росточки,

(поднимается на ножки, «вырастает»)

Превратились в сад,

Тянут руки- ветви прямо до небес.

(тянет руки вверх, становитсяна цыпочки)

Ветер их качает, шелестит листвой.

(качает руками над головой)

Сад наш – друг хороший,

Ванин, Петин, мой!

(показывает руками в стороны и на себя)

Используемая литература:

  • «Лексические темы по развитию реч дошкольников. Старшая группа» , Л.В.Лебедева, И.В.Козина. ООО Центр педагогического образования, 2014
  • «Занятия по изобразительной деятельности. Старшая  и подготовительная группы»,  Е.В.Саллинен. Каро, 2009
  • «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа» .  Г.Я.Затулина. ООО Центр Педагогического образования,2009
  • «Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет», С.В.Бойкова. Каро 2010
  • «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда», И.А.Михеева, С.В.Чешева. Каро 2009
  • «Логопедические скороговорки и считалки», Т.А.Куликовска. Издательство Гном, 2018



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Московского района

 Санкт- Петербурга

Дистанционная рекомендация воспитателя

Тема недели: «Фрукты »

Возраст: 6-7 лет

Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о фруктах и месте их произростания, о труде взрослых в садах. Уточнять: в чем польза фруктов; что из них готовят. Закреплять понятие плоды и плодовые деревья.

Содержание

1. Познавательное развитие (Формирование целостной картины мира)

Словарь:

Существительные: фрукт, урожай, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, абрикос, банан, виноград, персик, хурма, ананас, гранат, киви, грепфрут, манго, плод, косточка, кожура, сад, дерево, сажанец, яблоня, долька, варенье, компот, повидло, пюре, желе, витамин, инструмент, тяпка, лопата, грабли, лейка, корзина, вредитель, садовод.

Глаголы: расти, сажать, выращивать, копать, белить, обрезать, зреть, наливаться, пахнуть, собирать, срывать, варить, мыть, сушить, заготавливать, консервировать, выжимать.

Прилагательные: фруктовый, садовый, плодовый, спелый, зрелый, сочный, вкусный, сладкий, кислый, румяный, душистый, твердый, мягкий, хрустящий, аппетитный, полезный, ароматный, сливовый, яблочный, грушевый, лимонный, апельсиновый, банановый, виноградный, персиковый, гранатовый, овальный, круглый, оранжевый, фиолетовый.

Расскажите ребенку, что существует очень много самых разных фруктов по всему миру. Фрукты очень вкусные и полезные. Они сладкие, потому что в них есть особый сахар. Большую часть фруктов можно есть сырыми. Из них также готовят компот, варенье, желе, мармелад… А ещё фрукты можно сушить. Тогда они съеживаются и стоновятся ещё слаще.

Из многих фруктов выжимают сок. Если смешать фрукты с молоком или мороженым, то получится молочный коктейль.

Фрукты растут на плодовых деревьях в саду.Человека который ухаживает за садом называют садовник. Рассакажите как появляется дерево. Сначало сажают зернышко в землю.из него появляется росток. Из ростка- молодое деревце. Деревце зацветает и появляются плоды.чтобы деревцо приносило плоды за ним надо ухаживать, защищать от вредителей, рыхлить землю около дерева, опрыскивать, подрезать старые ветки.

Расскажите, что есть такие сады, где растет много фруктовых деревьев. А ухаживают за ними садовники. В период уборки урожая в саду работае много людей, техники, которые убирают урожай и отправлюят в магазины и склады. А мы приходим в магазин и покупаем их.

Посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие фрукты там продают.

«Упражнение для пальчиков»

Знают взрослые и дети:                         Сжимают и разжимают пальцы.
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,                              Загибают по одному пальцу, начиная
Абрикосы, мандарины,                         с мизинца.
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.

2.Речевое развитие:

Загадки:

Кто этот важный господин?

Он не лимон, не апельсин,

Заморский горьковатый фрукт.

Ребята, это же…

(грейпфрут)

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий ...

(ананас)

Фрукт ворсисто- бархатистый

Снимешь шкурку сладко- кислый.

С наружи с картофелем схож.

Внутри на крыжовник похож?

(киви)

Надорвали край рубашки-

Вниз посыпались стекляшки.

Не собрать их всех назад.

Что за плод такой…

(гранат)

Для начинки пирога

Подайдет нам курага.

А какой сушеный плод

Курагой народ зовет?

(абрикос)

Фрукт сей любят обезьянки,

С ним компот я видел в банке.

Это фрукт на букву «м»,

Я его сегодня съем.

(манго)

Выучите с ребенком любое произведение:

Считалка

Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо града!

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Сливы спелые висят,

Синим, сливовый стал сад.

Сливы слева, сливы справа,

Собирает сливы Слава.

Я у тетушки Марфуши

Ел черешни, вишни, груши.

А у тетушки Марьяши

Кушал шанежки и каши.

Ела Алла алычу

И сказала: «Не хочу!»

Алыча кисла была,

Алла яблоко взяла.

Варя варенье варила в кастрюле,

Куклы- подружки без Вари уснули.

Скучно подружкам без Вареньки было.

Варя в кастрюле варенье варила.

Ваза с фруктами

Высокая ваза стоит на столе.

Играют лучи в голубом хрустале.

Положим мы в вазу душистый банан-

Подарок далёких тропических стран.

Добавим лимон, апельсин, мандарин.

И после обеда мы фрукты съедим!

Игра «Магазин» 

Ребенок  «покупает» в магазине продукты и комментируют:

Сок - Я покупаю апельсиновый сок

(мандарин, виноград, ананас, слива, яблоко, груша, лимон)

Компот - Я покупаю вишнёвый компот

(яблоко, слива, груша, гранат, абрикос, персик)

Желе, повидло - Я покупаю грушевое повидло

(яблоко, апельсин, мандарин, банан, ананас, вишня, гранат,

дыня, арбуз, лимон)

Игра «Составить предложение из слов»

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Груша , расти, сад, в.

Банан, тарелка, лежать, на.

Игра  «Скажи наоборот»

-Персик большой, а абрикос маленький;

-у яблока семечек много, а у сливы одна — косточка;

-апельсин круглый, а банан длинный;

-лимон кислый, а персик сладкий;

-апельсин больше, а мандарин меньше.

Игра «Составь предложение»

Покажите ребенку три фрукта и задайте вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Ребенок овечает : «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу» и т. д.

ИграРассказ-сравнение «Огурец и персик» 

Учить детей самостоятельно составлять рассказ.

«Огурец — это овощ, а персик — это фрукт. Огурец растет в огороде на грядке, а персик — в саду на дереве. Огурец овальный, зеленый, твердый. А персик круглый, желто-красный, мягкий. У огурца внутри семечки, а у персика — большая косточка. Огурец и персик полезные, потому что они питают и очищают организм».

Составьте  рассказ, сравнив другие овощи и фрукты.

Игра «Исправь ошибки»

Скажите, что пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

«Здравствуйте, дети!

Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.

Топтыжка» 

Игра «Вопрос  на  засыпку!»

Чего  в  саду  больше – яблок  или  яблонь?

Чего на дереве меньше яблок или листьев? 

Что больше, целый апельсин или одна долька?

Прочтите ребенку сказку, задайте вопросы.

Лапотная яблоня

В одной деревне жил мужик. Звали его Емелей. Как-то посадил он в огороде яблоньку и стал ждать, когда на ней вырастут румяные наливные яблочки.

А яблонька знай себе вверх тянется, и ни цветков ни яблок на ней нет и нет.

Пошел однажды Емеля на ярмарку, а когда назад возвращался, попал ногой в лужу и промочил лапти.

Пришел мужик домой, повесил сушиться лапти на яблоневую ветку да и забыл о них.

Прошла осень, зима, а весной на той ветке, что отогнулась вниз под тяжестью лаптей, раскрылись душистые цветы. Закружились над ними работницы-пчелки.

Осенью созрели на той ветке сладкие сочные яблоки. А на других ветках плодов не было.

Смекнул мужик, что яблоки хорошо растут на отогнутых ветках, собрал яблоки, а потом сплел несколько пар лаптей да и повесил их на каждую яблоневую ветку.

Следующей весной вся яблоня стояла в цвету, а осенью крестьянин собрал богатый урожай.

Как-то поздней осенью ехал на охоту барин мимо той деревни и увидел, что на одной яблоне ни листьев нет, ни яблок, только на каждой ветке лапти висят. Приказал слуге позвать хозяина той удивительной яблони.

Вышел Емеля к барину, тот его и спрашивает: «Скажи-ка, мужичок, почему у тебя на яблоне лапти висят?»

Емеля решил подшутить над барином и отвечает: «Это, батюшка-барин, яблоня такого сорта особенного — "лапотная" называется. На ней и яблоки, и лапти растут. Я из яблок компот деткам варю, а лапти на базаре продаю, — тем и живу — не тужу!»

Барин еще больше удивился. Приехал в свое имение, позвал садовника и рассказал тому о «лапотной» яблоне.

А садовник только посмеивается.

— Ну чего смешного? Говори, в чем дело?

Объяснил садовник барину, что яблоки лучше созревают на отогнутых ветках, потому что больше солнышка им достается.

Барин на Емелю не рассердился, шутки он понимал, и даже похвалил его: «Сметливый мужичок!»

Вопрсы:

Что посадил Емеля?

Что он повесил на яблоневую ветку?

Что произошло с этой веткой?

Почему на ней выросло много яблок?

Кто обратил внимание на чудесную «лапотную» яблоню?

Что сказал садовник барину?

Дополнительный материал для чтения: Б. Житков «Баштан», Сад» (из книги «Что я видел»), Г.Сапгир «Садовник», В.Сухомлинский «Пахнет яблоками», Л.Воронкова «Грушевое яблочко», И.Крылов «Лиса и виноград», Е.Пермяк «Смородинка», Дж.Родари «Чиполлино».

3.Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Виноград» .Материал: пластилин.

1. Отломить от куска пластилина небольшие кусочки и скатать их в колобки.

2.Слепить их вместе в виде виноградной кисти и сделать «хвостик»- листочек.

Рисование «Компот на зиму»

Материалы: лист бумаги, простой карандаш, ножницы, акварельные краски, кисточка.

1. Сложить лист А4 попалам в длину.

2.Нарисовать горлышко банки и закруглить ее формы вверху и внизу.

4.Вырезать банку.

5.Простым карандашом нарисовать фрукты.

6.Аккуратно раскрасить акварелью, стараясь не выходить за линии рисунка.

4. Познавательное развитие (математика)

Упражнять детей в счете до десяти и обратно.

Вспомните времена года , части суток, дни недели, пусть ребенок назовет их попарядку.

Предложите ребенку найти в комнате предметы похожие на круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию.

Положите на тарелку 8 яблок и попросите ребенка сосчитать их.

Скажите, что вам нужно 9 яблок. Как же нам сделать так, чтобы было 9 яблок?

(Добавить 1 яблоко)

Сколько стало яблок?

Сколько добавили яблок?

Как получилось 9 яблок?

Игра «Сосчитай-ка»

Предложите ребенку посчитать следующие словосочетания от 1 до 10:

Одно маленькое яблоко, два маленьких яблока...

Слова: кислый лимон, желтый банан, большой гранат.

5. Игры малой подвижности 

Мы вчера в саду гуляли.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Мы смородину сажали.

(Изображают, как копают яму и сажают в нее куст)

Яблони белили мы

Известью, белилами.

(Движение правой рукой вверх вниз)

Починили мы забор.

(Имитируют удары молотком).

Завели мы разговор:

(В центр выходит один ребенок.Стоят лицом в круг. Ведут диалог)

«— Ты скажи, садовник наш.

Что ты нам в награду дашь?

— Дам в награду

Слив лиловых, груш медовых.

Самых крупных спелых яблок.

Вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших).

Используемая литература:

  • «Лексические темы по развитию реч дошкольников. Подготовительная  группа» , Л.В.Лебедева, И.В.Козина. ООО Центр педагогического образования, 2014
  • «Занятия по изобразительной деятельности. Старшая  и подготовительная группы»,  Е.В.Саллинен. Каро, 2009
  • «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная  группа» .  Г.Я.Затулина. ООО Центр Педагогического образования,2009
  • «Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет», С.В.Бойкова. Каро 2010
  • «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда», И.А.Михеева, С.В.Чешева. Каро 2009
  • «Времена года. Комплексные занятия для детей 4-7 лет», Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева. Творческий центр 2008
  • «Развитие монологической речи детей 6-7 лет». А.А.Гуськова. Волгоград 2011.  
  • «Фрукты . Какие они?» Т.А.Шорыгина. Москва 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по лексической теме: «Школа. Школьные принадлежности»

Рекомендации логопеда для родителей по формированию у детей с ОНР лексико-грамматических категорий....

Рекомендации для родителей по лексической теме "Ранняя весна"

Задания, загадки, стихи и вопросы для родителей  по теме "Ранняя весна"...

Методические рекомендации для родителей по лексическим темам.

Методические рекомендации для родителейпо лексическим темам. СЛОВАРЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ(Составлен по материалам учителя-логопеда Н.В.Соколовой) Блок №1. «Мир растений» Тема «Фрукты»Существ...

Методические рекомендации для родителей по лексической теме: «Одежда»

Данные рекомендации предназначены для  закрепления материала по лексическим темам, отработанным с детьми на занятиях в детском саду и  формирования всех грамматических категорий у ребенка до...

Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт"

Данный материал предназначен для родителей, кторые могут закреплять дома знания детей по лексической теме "Транспорт" (2 младшая группа от 3 до 4 лет)...