Картотека игр по конструированию для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека игр
по конструированию
для детей старшего дошкольного возраста
Карточка № 1 «Дострой дом»
Дидактическая задача:
Учить передавать симметричное строение дома, ориентируясь на его половину, замечать различия в деталях.
Материал:
Карточки с изображением половинок домов разной архитектуры и цвета, стенные блоки с окнами или дверьми разной формы и величины, и половинки крыш. Карточки с контурным изображением целых домов и свободные карточки такой же величины, разделенные линией пополам.
Описание игры:
Ведущий распределяет играющих на две команды и предлагает сесть за стол напротив друг друга. На общий поднос кладет стенные блоки для всех домов и половинки крыш. Каждому ребенку дают картинку с изображением одной половины дома, а другая изображена контурно (все дома разной архитектуры). Нужно самостоятельно собрать вторую половину дома. Затем поменяться "местами" друг с другом, и закончить "строительство" дома своего партера, так чтобы дом получился симметричным.
Карточка № 2 «Есть у тебя или нет?»
Дидактическая задача:
Учить детей узнавать знакомые по форме предметы наощупь.
Материал:
Две муфточки; два набора предметов простой формы (шарик, яблоко, груша, яйцо, лимон, пирамидка, кубик, кирпичик и др.); коробка.
Описание игры:
Первый играющий не называет деталь, а описывает ее. Например: «У меня деталь, в которой две стороны – треугольники, а три стороны – прямоугольники». Второй играющий называет деталь и ищет ее в своей муфточке. После этого оба игрока достают детали и проверяют правильность решения задачи.
Карточка № 3 «Обводилки»
Дидактическая задача:
Знакомить детей с возможностью геометрических фигур «превращаться» в различные предметы.
Развитие воображения. Развития словаря.
Подготовка руки к письму.
Материал: Геометрические фигуры. Цветные карандаши.
Описание игры:
Воспитатель рассказывает детям какую-нибудь историю или сказку (тема выбирается педагогом). Затем детям дается геометрическая фигура (или несколько), предлагается обвести ее и дорисовать так, чтобы получился герой истории или предмет.
Примечании:
Игра может быть использована во всех возрастных группах.
Карточка № 4 «Архитектор»
Дидактическая задача:
Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.
Материал:
Полоски разной длины (до 10 градаций); лист бумаги, простой карандаш.
Описание игры:
Вариант 1
Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой. Вариант 2
Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям нарисовать план лестницы, не трогая полосок. Затем, предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану.
Карточка № 5 «Узнай, что изменилось?»
Дидактическая задача:
Упражнять детей в правильном определении
пространственного расположения предметов: справа, слева,
впереди, сзади, сбоку, около и др. Развивать
наблюдательность, активное запоминание. Закреплять
название геометрических фигур или строительных деталей.
Материал:
Геометрические фигуры или детали деревянного
конструктора; Петрушка; ширма.
Содержание игры:
Дети помогают Петрушке разобраться, где стоят
предметы. За ширмой предметы меняются местами. Называют изменение в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка.
Усложнение:
Увеличивается количество деталей; меняется
местами более двух предметов.
Карточка № 6 «Узнай предмет»
Дидактическая игра:
Узнавать схематично изображенный предмет. Строить предмет из деталей строителя; составлять из геометрических фигур.
Материал:
Схематичные изображения различных предметов; геометрические фигуры; строительные детали
Содержание игры:
Вариант 1
Ребенку показать картинку со схематично изображенным предметом. Ребенок называет предмет, говорит из каких геометрических фигур его можно составить и составляет .
Вариант 2
Ребенок узнает схематично изображенный предмет и строит его из деталей строителя, самостоятельно подбирая необходимые детали.
Карточка № 7
«Что такой длины? Ширины? Высоты?»
Дидактическая задача:
Учить детей обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные её параметры – длину, ширину, высоту.
Материал:
Полоски разной длины.
Содержание игры:
Взрослый загадывает какой – нибудь предмет (например: стол) и делает узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов в группе с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту и следующий, измерив его ширину.
Карточка № 8 «Горячо – холодно»
Дидактическая задача:
Закреплять у детей название деталей деревянного конструктора. Развивать связную речь.
Материал:
Детали конструктора; матрешка.
Содержание игры:
Рассмотреть с детьми детали, поставить их так, чтобы они были хорошо видны и, чтобы к ним можно было подойти. В. – сегодня мы поиграем в игру «Горячо – холодно». Выберем водящего. Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку за какую – нибудь деталь. Если он увидит за какой деталью матрешка, то должен назвать её, и только после этого её можно будет взять. Мы будем помогать водящему, если он ушел далеко – скажем: «Холодно», если близко – «Тепло», если совсем близко – «Горячо». Ведущего выбирают считалкой. Количество деталей зависит от возраста и степени подготовленности детей.
Карточка № 9
«Найди постройку по описанию»
Дидактическая задача:
Учить находить постройку по описанию; развивать наблюдательность; учить описывать постройку, не называя её; воспитывать выдержку.
Материал:
Готовые постройки (можно использовать объемные схемы); игрушка Буратино.
Содержание игры:
Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривает постройки. При этом воспитатель обращает внимание, из каких деталей состоит постройка, как они расположены относительно друг друга, какие есть функциональные части, для чего этот предмет нужен.
– Сейчас мы с Буратино загадаем одну из построек, и Буратино вам про нее расскажет. Назовет загаданную постройку тот, на кого укажет Буратино. Буратино описывает постройку – дети угадывают.
Карточка № 10 «Счастливый остров»
Дидактическая задача:
Развитие воображения. Умение работать в команде.
Закрепление названий геометрических фигур.
Материал:
Разноцветные геометрические фигуры и их части.
Содержание игры:
Педагог определяет тему. Дети совместно создают
постройку. Постройка должна соответствовать характеру
темы.
Карточка № 11 «Отгадай что построено?»
Дидактическая задача:
Развивать приём синтеза через анализ предложенных построек.
Нужно: из трёх изображений замков, состоящих из разных фигур, раскрасить только тот, который состоит из предложенных фигур.
Карточка № 12 «Разные дома»
Дидактическая задача:
Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета. Материал:
Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др. Содержание игры:
Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Воспитатель показывает детям первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им.
Карточка № 13 «Угадай - ка»
Дидактическая задача:
Обучение детей при анализе предмета придерживаться определенного плана, т.е. последовательной постановки серии вопросов сначала общего характера – о назначении предмета, его внешнем облике в целом, затее более конкретных – о частях предмета, их особенностях и строении.
Материал:
Набор рисунков, изображающих различные предметы, постройки (избушка на курьих ножках, самолет, качели, ледяной дворец, мост и др.)
Содержание игры:
Картинки расположены перед детьми. Он будет отгадывать предмет, который дети выберут сами из нескольких изображенных на картинках. Взрослый задает вопросы, а дети отвечают только «да» или «нет». Вопросы могут быть примерно такими: «Это обычный предмет? – Нет. Это сказочный предмет? – Да. Он служит для передвижения? – Нет. В нем живут? – Да. Он на курьих ножках? – Да. Это изба бабы Яги? – Да».
Карточка № 14 «Построй по модели»
Дидактическая задача:
Учить детей строить конструкции по готовой модели. Материал:
объемные модели, строительный конструктор.
Содержание игры:
Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной группы конструируют по изображенным нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.)
Карточка № 15 «Создай схему»
Дидактическая игра:
Развитие логического мышления дошкольников.
Материал:
плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.
Содержание игры:
Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание расчленитъ данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.
Карточка № 16«Моделирование по схеме»
Дидактическая задача:
Обучение детей моделированию по схеме.
Материал:
карточки с изображением геометрических
фигур и схем сооружений, строительные детали.
Содержание игры:
Детям предлагают две карты: на одной
изображены геометрические фигуры, на другой - схемы
сооружений. Дается задание - отобрать по схеме
необходимые фигуры и приступить к моделированию.
Задание можно усложнить, предложив вместо
геометрических фигур строительные детали.
Карточка № 17 «Ошибки в узоре»
Дидактическая задача:
Развитие логического мышления детей.
Материал:
Карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание игры:
На карточке изображен узор из геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть его и найти ошибки, нарушающие симметричность узора. После чего задают вопросы: «Из каких фигур составлен узор? Сколько фигур?»
Карточка № 18 «Составь из палочек»
Дидактическая задача:
Упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек. Материал: счетные палочки.
Содержание игры:
Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек. 1 «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек». 2 «Составь два равных треугольника из пяти палочек». …
Карточка № 19 «Найди ошибку»
Дидактическая задача:
Развитие логического мышления детей.
Материал:
карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание игры:
Детям предлагают карточку, на ней изображены геометрические фигуры, внутри которых геометрическое тело. Причем одна из граней геометрического тела должна иметь форму фигуры, на которой нарисовано тело. Необходимо найти ошибку в изображении.
Карточка № 20«Роботы»
Дидактическая задача:
Развитие логического мышления детей.
Материал: карты с изображением роботов.
Содержание игры:
На карте нарисованы роботы, собранные из
строительных деталей. Детям предлагают ответить на
вопросы воспитателя
Карточка № 21 «Меняясь местами»
Дидактическая задача:
Развитие памяти и логического мышления детей.
Материал:
листы бумаги, строительные детали, фломастеры.
Содержание игры:
Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали, поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается.
Карточка № 22«Что изменилось»
Дидактическая задача:
Развитие логического мышления детей.
Материал:
строительные детали.
Содержание игры:
Перед ребенком расставляют строительные детали.
Просят запомнить, сколько их и как они стоят.
Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые).
Затем дошкольник отмечает, что изменилось.
Карточка № 23 «Разрежь и сложи»
Дидактическая задача:
Развитие воображения и логического мышления детей. Материал:
плотная бумага, ножницы.
Содержание игры:
Детям предлагают вырезать из плотной бумаги любую геометрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по размеру частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность установить закономерность: чем больше получается частей, тем труднее сложить фигуру, но зато можно больше создать новых образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам поменяться вырезанными фигурками.
Карточка № 24 «Моделирование»
Дидактическая задача:
Развитие воображения и логического мышления детей. Материал:
плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши.
Содержание игры:
Предложите детям моделировать с помощью бумажных геометрических фигур, нарисованные ими или выполненные в технике аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и использовать их для конструирования данных объектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по конструированию для детей старшего дошкольного возраста
Лего-конструирование в детском саду....
Картотека игр " Лего- конструирование" для детей старшего дошкольного возраста
В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам....
Картотека игр: «ЛЕГО-конструирование» для детей старшего дошкольного возраста
Занятия по конструированию являются мощнейшим стимулом развития внимания и памяти дошкольников, фантазии и воображения, логического и абстрактного мышления, творческой активности и дружелюбия....
Картотека игр: «Лего-конструирование» для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр: «Лего-конструирование» для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека игр по конструированию для детей старшего дошкольного возраста
В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам....
Картотека игр: «Лего-конструирование» для детей старшего дошкольного возраста
Использования лего-конструирования в ДОУ – приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству. В процессе такого вида деятельности ребенок приобщаетс...
Картотека игр: «ЛЕГО-конструирование» для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр: «ЛЕГО-конструирование» для детей старшего дошкольного возраста...