Обучение речи дошкольников с нарушением слуха
консультация (средняя, старшая группа)

Судницына Наталья Владимировна

Обучение воспроизведения услышанного в различном темпе с соблюдением ритма и интонации. Различение речи на основе её слушания.

В материале изложены различные методы и приемы в работе с детьми с нарушение слуха дошкольного возраста. Так же приведены примеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_d._s_nar._sluhom_doklad_k_prezentatsii.docx8.15 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с нарушением слуха (к презентации).

Обучение воспроизведению услышанного в различном темпе с соблюдением ритма и интонации. Различение речи на основе её слушания.

4 – работа над ритмико-интонационной стороной речи.

5 – долгота

6 – слитность

7 –темп произнесения (видео)

8 – стихи

9 – сила

10 – высота (видео с мишкой)

11 – 12 – ритмическая структура речи

13 – подбор слова к ритму

14 – фразы к ритму

15 – интонационная сторона речи (видео по серии картинок)

16 – работа над словом

17– над фразой (видео)

18 - работа с текстами

19 –20 – 21 -  работа воспитателя

22 – с родителями

Формирование произносительных навыков у глухих дошкольников происходит на базе их развивающегося слуха и при участии зрения (т.е. при слухо-зрительном восприятии), что принципиально расширяет возможности детей в усвоении произношения при подражании речи взрослых.

Исходной единицей в обучении произношению является слово, так как именно оно – основная единица языка и в нем реализуются все стороны произношения. Обычно дошкольники усваивают воспроизведение слова при подражании речи взрослых, воспринимаемой слухо-зрительно или на слух. В этом случае они овладевают в первую очередь словом как слого-ритмической структурой, а также усваивают в нем произнесение ряда звуков. Этому также способствует широкое использование фонетической ритмики. Детям предлагают для подражания различные виды движений, сочетающиеся с произнесением фраз, словосочетаний, слов, слогов и звуков. Фонетическая ритмика способствует формированию у глухих дошкольников ритмико-интонационной структуры слова и фразы, более естественной, слитной, ритмичной речи.

Детям предлагают для подражания различные движения, сопровождаемые произнесением слов, слогов или звуков. Например, быстрая и медленная ходьба гуськом сопровождается произнесением слогосочетания па-па-па в темпе, соответствующем темпу движения; хлопки в ладоши сопровождаются произнесением слогосочетания та-та-та (также в раз­личном темпе); при плавном разведении рук в стороны детей учат произносить звук а (кратко и долго) и т.п.

Задача педагога – научить детей воспроизводить максимально точно не только само движение, но и его характер: энергичный, резкий и плавный, одноразовый или повторяющийся (например, хлопнуть в ладоши один раз или много). От того, насколько дети овладеют этим умением, во многом зависит не только эффективность использования фонетической ритмики в качестве методического приема, но и то, насколько в дальнейшем речь детей будет естественна, слитна, ритмична и выразительна.

Недостаточно научить детей правильно произносить изолированные слова. Следует формировать у них умение воспроизводить фразу: слитно, на одном выдохе, при необходимости членя ее на синтагмы, сохраняя правильное воспроизведение входящих в нее слов, с учетом взаимовлияния соседствующих. На материале фразы дети овладевают элементами интонации.

Работа над фразой тесно связана с формированием выразительной речи, речевой интонации. При этом нужно соблюдать следующие условия:

-речь взрослых должна быть богато интонированной;

 необходимо создавать и использовать различные ситуации, в которых разнообразные эмоции можно выразить междометиями: ай-ай-ай! Ой! Ах! Ура! и т.п.;

-проводить специальные упражнения, в которых используются противопоставленные интонации, например: ДА? Нет! Да! Нет. – Ты!;

- использовать речевой материал с ярко выраженным интонационным рисунком: видио;

- проводить речевые игры, предполагающие движение голоса по высоте и интенсивности: видио с мишкой.

  Эти упражнения способствуют формированию слитной речи, с изменением темпа, силы и высоты голоса; выражению в устной речи эмоционального состояния, отношению к объекту высказывания Это способствует тому, чтобы самостоятельная фразовая речь детей становилась все более естественной  выразительной.

Работа над словом

Под правильным воспроизведением слова подразумевается слитное произнесение с соблюдением звуко-слогового состава, ударения, орфоэпических норм. Система работы над словом охватывает различные стороны его фонетического оформления – звуко-слоговую и ритмическую структуру, орфоэпию и темп.

При работе над словом используются такие виды работ, как воспроизведение слов по подражанию, чтение с разложением на части, чтение без разложения на части, называние картинок, ответы на вопросы и т.д.

Разложению подвергаются в основном слова с трудными стечениями звуков, для предотвращения наиболее распространенных ошибок: призвуков в стечениях согласных, пропусков одного из согласных, их перестановки.

Педагог берет табличку с написанным словом и в присутствии детей разрезает ее в месте стечения согласных. Части таблички кладет на некотором расстоянии друг от друга и предлагает ребенку прочитать слово. Если первый согласный в стечении фрикативный или смычно-проходной, то в момент произнесения звука (протяжного) первая часть таблички подтягивается ко второй и слово читается дальше без паузы. Если первый согласный смычный или слитный (аффриката), то удобнее подтянуть последующую часть. После того как слово по частям прочитано без ошибок, части таблички соединяют и слово прочитывается вновь. Если ребенок вновь не может воспроизвести слово правильно, то оно опять делится на части.

Работа над фразой

Данная работа включает формирование у детей слитного произношения слов в синтагмах, в небольших фразах, членение больших фраз на синтагмы с помощью пауз, выделение логического ударения, соблюдение надлежащего темпа произношения фраз, а также, по возможности, и изменение основного тона голоса в соответствии с той или иной интонацией. Кроме этого, дети должны реализовать во фразе все те навыки звуковоспроизведения, которыми они овладели на материале слогов, слогосочетаний и слов.

Значительную помощь оказывает в работе над фразой фонетическая ритмика. Движения, сопровождающие речь, приобретают характер плавного дирижирования. На одно движение произносится короткая фраза или синтагма. Отдельные слова берут тогда, когда отрабатывается интонация.

Среди речевых упражнений, используемых для формирования навыка произнесения фразы, можно выделить такие упражнения, которые построены на ограниченном звуковом материале. Они направлены на то, чтобы дети учились произносить большой по объему речевой материал и не испытывали при этом затруднений в звуковоспроизведении. Это упражнения типа Па, ма. Папа, ма. Папа, мама. Па, ма. Мама тут, мама там, мама, мама тут и там. 

Используется фразовый материал, подобранный по фонетическому принципу:

В лесу темно,

Тише, мыши,

Все спят давно.

Кот на крыше,

Одна сова не спит -

А котята еще выше.

На суку сидит.

В качестве упражнений могут быть различные стихи, которые дети разучивают к праздникам.

(Для того чтобы речь детей была интонированной, нужно соблюдать следующие условия:

речь взрослых должна быть богата интонационно;

необходимо создавать и использовать различные ситуации, в которых манеры общения можно выразить междометиями: Ай-й-яй! Ой! Ах! Ура! и т.п.;

проводить специальные упражнения, в которых используются противоположные интонации, например: Да? Нет! Да; Я? Нет, ты!; )

использовать речевой материал с ярко выраженным интонационным рисунком:

Дождик, дождик – ай-я-яй!

Ой-ё-ёй!

Зонтик, зонтик – дай! дай! дай!

Как высоко!

проводить речевые игры, предполагающие движения голоса по высоте и интенсивности:

Идет папа-медведь.

ТОП-ТОП-ТОП,

Идет мама-медведь.

Топ-топ-топ,

Идет маленький мишка.

Топ-топ-топ-топ. И т.д.

Глухие дети, обладая теми или иными произносительными навыками, часто не реализуют их в речи. Вместе с тем одной фиксации внимания ребенка на произношении с помощью инструкции "Говори хорошо!" порой бывает достаточно, чтобы значительно повысить разборчивость их речи. Это свидетельствует о большой важности систематического контроля за фонетической стороной речи. Такой контроль должен иметь разную степень требовательности в зависимости от возраста детей и их умений. У самых маленьких нужно поощрять любую попытку к говорению и меньше делать замечаний, иначе можно отбить у детей желание говорить.

В работе педагога и воспитателей должна существовать преемственность. Им необходимо знать фонетические возможности каждого ребенка, следить за появлением у него новых произносительных навыков и за их реализацией в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.

В статье  раскрыты  психологические аспекты  процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха...

Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.

В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...

Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.

В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...

Конспект занятия по развитию речи дошкольников с нарушением слуха по теме: Части лица.

Конспект по развитию речи в средней группе дошкольников с нарушением слуха. Тема: "Части лица"....

Развиваем речь дошкольника с нарушением слуха

      Ребенок, с недостатками слуха, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи, имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его ...

Применение интеллект-карт для развития речи дошкольников с нарушением слуха на занятиях учителя-дефектолога

Речь дошкольников с нарушением слуха характеризуется низким словарным запасом, нарушением звукопроизношения, аграмматизмами, неумением последовательно и связно построить фразу. Одной из главных задач ...