«ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
материал
В данной статье мы рассмотрели плюсы и минусы дистанционного обучения в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
В условиях эпидемиологической ситуации и режима самоизоляции приходится жить и работать по-новому. В данной ситуации изменения коснулись всех и взрослых и детей. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов данного процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.
В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и их родителями в новом формате.
В соответствии с положениями статьи 138 «Кодекса об образовании», родители обязаны сотрудничать с образовательным учреждением, содействуя реализации образовательных целей и задач образования, совместно с педагогическими работниками должны следить за развитием и поведением ребенка и обеспечивать воспитание в семье.
Психологическое и педагогическое р азвитие р ебен ка н е должн о пр ер ываться, ведь р ебен ок – это мален ький исследователь, он активн о р азвивается и, игр ая, позн ает мир .
Дистан цион н ое обр азован ие детей – обр азован ие н а р асстоян ии, без н епоср едствен н ого кон такта с педагогом и др угими детьми, поср едством ин фор мацион н о-коммун икативн ых техн ологий, котор ое дает возможн ость самостоятельн ой р аботы р одителей и их детей по усвоен ию учебн ого матер иала.
Цель дистан цион н ого обр азован ия дошкольн иков - пр едоставлен ие детям возможн ости получить н еобходимые зн ан ия в пер иод самоизоляции н а дому, обеспечен ие качествен н ого усвоен ия обр азовательн ой пр огр аммы.
Дистан цион н ое обр азован ие дошкольн ика заключается в том, что детям и р одителям в доступн ой фор ме пр едлагается учебн ый матер иал, и, н аходясь дома, он и вместе изучают и выполн яют задан ия педагогов. Осн овн ая цель задан ий – закр еплен ие пр ойден н ого матер иала в пр оцессе выполн ен ия
твор ческого задан ия. Получен ие н овых зн ан ий в доступн ой фор ме.
Дистан цион н ые обр азовательн ые техн ологии в дан н ый пер иод вр емен и стали н овым ср едством обучен ия детей, когда пр оизошло измен ен ие р оли и фун кции участн иков педагогического пр оцесса.
Дистан цион н ое обучен ие пр едполагает от р ебен ка н аличие мотивации к получен ию зн ан ий и н авыков. Здесь велика р оль взр ослого – педагогу н еобходимо создать условия для обучен ия, пр едложить матер иал в ин тер есн ой и доступн ой фор ме, чтобы р одители, показав его, смогли заин тер есовать р ебен ка в получен ии зн ан ий и выполн ен ии задан ия и оказать посильн ую помощь. Также дистан цион н ое обучен ие пр едполагает, что большую часть учебн ого матер иала в пр оцессе обучен ия р ебен ок осваивает с помощью р одителей или самостоятельн о (что для р ебен ка-дошкольн ика кр айн е сложн о). Поэтому н е все дети могут пр ин ять участие в выполн ен ии задан ия того или ин ого зан ятия.
Условия пр оведен ия дистан цион н ого обучен ия могут отличаться по р ежиму взаимодействия педагога и обучающегося.
Существуют два вида р ежима:
- Offline - местон ахожден ие и вр емя н е является существен н ым, так как все взаимодействие ор ган изовывается в отложен н ом р ежиме;
- Online – обучающийся с р одителем (закон н ым пр едставителем) и педагог н аходится у автоматизир ован н ого р абочего места.
Давайте р ассмотр им с вами пр облемы обучен ия он лайн . Для пр оведен ия такого обучен ия н еобходима хор ошо ор ган изован н ая площадка для общен ия, техн ические возможн ости, р есур сы. Помимо этого педагог должен хор ошо владеть ин фор мацион н ыми техн ологиями, чтобы полн оцен н о подготовиться и пр овести такую обр азовательн ую деятельн ость.
Существует ещё одн а пр облема он лайн обучен ия - это то, что н а таком зан ятии может пр исутствовать н е более 5-6 дошкольн иков, так как большему количеству детей педагог н е сможет уделить должн ого вн иман ия. Помимо этого н а зан ятии вместе с р ебён ком должен пр исутствовать р одитель или кто-то из взр ослых, так как мален ький р ебён ок н уждается в помощи.
Ещё одн ой пр облемой может стать то, что взр ослые н ачин ают слишком активн о помогать р ебён ку, н е давая ему самостоятельн ости или возможн ости совер шить ошибку, чтобы затем испр авить её. Или н аобор от остаются совсем безучастн ыми к пр облемам р ебён ка н е обр ащая н а н его н икакого вн иман ия.
Следующей пр облемой он лайн обучен ия стан овиться то, что одн о и тоже зан ятие педагог должен пр овести н есколько р аз, так как выше было сказан о, что н а зан ятии может пр исутствовать н е более 5-6 детей, а н аполн яемость гр упп в детском саду может быть более 30 детей. Так же н еобходимо н е забывать о том, что в семье может быть н е один р ебён ок, а н есколько детей дошкольн ого или школьн ого возр аста, котор ые тоже должн ы обучаться в это вр емя. Помимо этого р одитель может н аходиться и р аботать н а удалён ке. Из этого вытекают следующие вопр осы: «Как эффективн о ор ган изовать он лайн обучен ие?, Как р аспр еделить вр емя? Как помочь детям? И что для этого н еобходимо?». Все эти вопр осы тр ебуют шир окого обсужден ия в педагогическом сообществе.
Др угой фор мой дистан цион н ого обучен ия является оффлайн , когда педагог делает видеозапись (или видеор олик) обр азовательн ой деятельн ости и отпр авляет его р одителям в кон тактн ую гр уппу или выкладывает в ин тер н ет ( эта фор ма р аботы оказалась более эффективн ой).
В такой фор ме обучен ия тоже есть свои пр облемы, н о их гор аздо мен ьше. Пр облема заключается в том, что всё р авн о н еобходимо участие р одителей или взр ослого, так как в большей степен и такие р олики и видеоматер иалы пр едн азн ачен ы для н их. Эти видеоматер иалы обучают взр ослых как пр авильн о и что н еобходимо сделать с р ебён ком, помогают выполн ять р аботу в пр авильн ой последовательн ости, педагог даёт объясн ен ия и показывает пр иёмы выполн ен ия р аботы.
Так же ещё одн ой пр облемой является то, что педагог должен вн имательн о отн оситься и помн ить о темпе своей р ечи, её чёткости, тембр е и силе голоса, одн овр емен н о н е забывать давать чёткие и пон ятн ые ин стр укции и объясн ен ия для выполн ен ия задан ий и показывать пр авильн ость выполн ен ия действий.
Одн ако пр еимуществом оффлайн обучен ия является то, что он о н е пр ивязан о к кон кр етн ому вр емен и, и р одители посмотр ев видеор олик могут выполн ять задан ия с детьми н е сию мин уту, а в течен ии дн я или даже позже, если н апр имер , р ебён ок болен .
И всё таки общей пр облемой дистан цион н ого обучен ия остаётся взаимосвязь и взаимодействие педагога с р одителями, желан ие р одителей уделять вр емя своему р ебён ку, помогать ему в пр еодолен ии тр удн остей.
Дистан цион н ое обучен ие игр ает большую р оль в обр азовательн ом пр оцессе, позволяет н е пр ер ывать его, н о всё же он о н е может и н е должн о целиком замен ить очн ого обр азован ия и обучен ия, так как личн ое общен ие и взаимодействие очен ь сильн о влияет и р азвивает эмоцион альн ую и коммун икативн ую стор он у обучен ия и воспитан ия дошкольн иков.
В дистан цион н ом обучен ии детей дошкольн ого возр аста есть и мин усы:
- в случае если р одители н е имеют возможн ости, вр емен и или желан ия зан иматься с р ебен ком, то ур овен ь усвоен ия им матер иала будет н е высокий. У детей чаще всего отсутствует самоор ган изация и н ет усидчивости. В момен ты затр удн ен ий детям н еобходима помощь взр ослого, т.е. отсутствует элемен т самокон тр оля.
- отсутствие автор итета р одителя, т.к. мн огие дети воспр ин имают ин фор мацию так, как ее пр еподн осит воспитатель.
- н е все имеют возможн ость дистан цион н о зан иматься, в силу сложн ых матер иальн ых условий, так как н еобходимо специальн ое обор удован ие (компьютер или н оутбук, ин тер н ет), а в телефон е н ет полн ого н абор а фун кций.
- отсутствие общен ия со свер стн иками, когда тер яются н еобходимые н авыки коммун икации и социализации в обществе.
- во вр емя дистан цион н ого обр азован ия пр иходится мн ого вр емен и пр оводить за компьютер ом, телефон ом.
Мы ежедн евн о р азр абатывали обучающие зан ятия в соответствии с пр огр аммой и план ом р аботы. Н аша задача состоит в том, чтобы пр едложить р одителям н аиболее р азн ообр азн ые и эффективн ые методы и пр иемы взаимодействия с детьми. Мы стар аемся обеспечить р одителей последовательн ыми ин стр укциями, кар точками, кар тин ами, пр езен тациями, мультфильмами, в соответствии с темами, в фор ме обучающих и р азвивающих зан ятий. Для выполн ен ия твор ческих задан ий пр едоставляли р одителям и детям видео с р азъясн ен иями и пошаговыми этапами выполн ен ия р аботы .
Р одители, в свою очер едь, стар аются р еализовать обр азовательн ые задачи, получен н ые от воспитателя, сотр удн ичают с воспитателем, а также каждый ден ь ин фор мир уют н ас о состоян ии здор овья р ебен ка. Главн ое для р одителей - обеспечивать соблюден ие р ежима дн я, пр иблизительн о такого же, как в детском саду.
Дистан цион н ые обр азовательн ые техн ологии позволят р одителям, пр и помощи педагогов, эффективн о и гр амотн о ор ган изовать деятельн ость детей дома, общен ие детей и р одителей будет более ин тер есн ым и н асыщен н ым. Это позволит детям н е скучать и пр овести с пользой вр емя дома, получить больше вн иман ия, любви и общен ия со стор он ы самых близких ему людей, а р одителям это поможет лучше узн ать своих детей: их ин тер есы, потр ебн ости, желан ия и способн ости.
Вн едр яя дистан цион н ые обр азовательн ые техн ологии в обр азовательн ую деятельн ость дошкольн иков педагоги тем самым пар аллельн о повышают и ур овен ь педагогической компетен тн ости р одителей. Р одители выступают р авн опр авн ыми участн иками обр азовательн ых отн ошен ий, пр имер яют н а себя р оль педагога, н аставн ика. А это в свою очер едь способствует:
- ин дивидуализации обр азовательн ой деятельн ости (р одители вместе с детьми сами выбир ают темп и пор ядок выполн ен ия тех или ин ых задан ий);
- повышен ию ин фор мацион н ой культур ы (р одители и дети воспр ин имают компьютер , н е как игр ушку, а ср едство для получен ия зн ан ий);
- поддер жка очн ого обучен ия (дети, котор ые н аходятся н а самоизоляции, н е отор ван ы от обр азовательн ых отн ошен ий, а могут обучаться в домашн их условиях).
Опыт использован ия дистан цион н ого обр азован ия в ДОУ, безусловн о, н евелик и тр ебует дор аботок. Одн ако хочется вер ить, что опыт такого взаимодействия н е остан ется н евостр ебован н ым после окон чан ия р ежима самоизоляции и поможет в р аботе с детьми, котор ые по каким-либо пр ичин ам н е могут посещать детский сад длительное вр емя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение в нашем детском саду
https://youtu.be/AGo8ASZWEHw - занятие по пластилинографии "Красивая тарелочка", для детей старшего дошкольного возраста....
Дистанционное обучение "Детский сад в онлайн".
Уважаемые родители!В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией новой коронавирусной инфекцией covid 19. В нашем ДОО был организован режим образовательной деятельности с использованием форм эле...
Консультация для родителей по дистанционному обучению в саду
Вы можете проявить себя осознанными, внимательными и понимающими родителями. Вы можете стать для ваших детей источником вдохновения на новые, интересные дела, партнером, другом и союзником в их детско...
Дистанционное обучение - Детские песни о Санкт-Петербурге
Предлагается подбор новых (и не только) детских песен о нашем городе....
Консультация для родителей по дистанционному обучению в саду.
Объяснение правил по дистанционному обучению....
Консультация для родителей по дистанционному обучению в саду
Вы можете проявить себя осознанными, внимательными и понимающими родителями. Вы можете стать для ваших детей источником вдохновения на новые, интересные дела, партнером, другом и союзником в их детско...
Преемственность в содержании обучения детского сада и школы как основа сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников
Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является проблема преемственности. Вопрос об осуществлении преемственности не является новым, однако каждый год данная тема рас...