Рекомендации для родителей по речевому развитию "Игры на звуковую культуру речи"
консультация (младшая группа)

Актуальность данной рекомендации заключается в том, что речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка, формирование ребенка как личности напрямую связано с развитием речи. Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И дома должны быть так же созданы необходимые условия, как и в дошкольном учреждении. Педагоги и родители показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры. В данной рекомендации мы рассмотрим игры на звуковую культуру речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_po_rechevomu_razvitiyu.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

 «Детский сад комбинированного вида № 70 «Берёзка»

  РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

«игр на звуковую культуру речи»

 (младший дошкольный возраст)

Подготовила

Воспитатель Сульдина М.В.

Актуальность данной рекомендации заключается в том, что речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка, формирование ребенка как личности напрямую связано с развитием речи. Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И дома должны быть так же созданы необходимые условия, как и в дошкольном учреждении. Педагоги и родители показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры. В данной рекомендации мы рассмотрим игры на звуковую культуру речи.

 «Дудочка»

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

Ход: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес cобирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Родители повторяют поочередно звуки кукушки, после них ребенок, так же со вторым звукосочетанием дудочки.

«Лягушка»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Родитель с ребенком поочереди будут то большой, то маленькой лягушкой. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (ребенок с родителем имитируют, что плавают, и громко квакают). Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (ребенок с родителем имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Игра повторяется несколько раз.

«Пускание кораблика»

Цель: Учить ребенка длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Ход: В центре на столе стоит таз с водой. Ребенок, сидя на стульчике, дует на кораблики, произнося звук ф или п. Родитель предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» — дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.) Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф ребенок не надувал щеки; чтобы ребенок произносил звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

 «Угадай игрушку»

Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Ход: Родитель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат.(Можно заменить картинками и звуковой записью). Затем родитель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а ребенок распознает, чему принадлежат разные звуки.

 «Слоник»

Цель: Активизация мышц губ.

Ход: Ребенок сидят, лицом к родителю. Он показывает им картинку, на которой нарисован слон и говорит: «Видишь, какой у слоника хоботок. Давай попробуем вытянуть губки хоботком (ребенок вытягивает губы при сжатых челюстях). А теперь наши слоники  будут «пить воду» своими хоботками ( при вдохе пьют воду). Набрали воды, а теперь «побрызгали себя водичкой». При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя пропускание воды.

«Ветерок»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Ребенок берет листочек за нитку, держит его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом ребенок отдыхает и повторяет упражнение еще 3 раза.

«Далеко – близко»

Цель: укреплять артикуляционный и голосовой аппарат ребенка, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука ф; учить ребенка умеренно громко (и с повышенной громкостью) произносить звукосочетания (аф-аф, фу-фу), обращать их внимание на то, что при произнесении аф-аф следует широко открывать рот; учить определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко — близко) и использовать в речи соответствующие слова.

Ход: Родитель показывает ребенку небольшую игрушечную собаку. Предлагает послушать, как лает собака (аф-аф-аф). Объясняет, что, когда собака лает, она широко открывает пасть (повторно воспроизводит звукоподражание). Далее ребенок произносят его.

Собака подходит к берету (или панаме), лежащему на столе, и пытается влезть в него. Родитель грозит собаке пальцем и строго говорит: «Фффу, ффу, нельзя!» Собака еще раз пытается влезть в берет. Ребенок повторяет запрет (3—4 повторения).

Д.И. «Киска, брысь!»

Цель: Совершенствовать навык ходьбы на месте,

навык заканчивать движение с окончанием текста.

Ход:

Киска, киска, киска, брысь!      ребенок грозит пальчиком

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,                шагает на месте

Через киску упадет!                  

 Бах!                                                    приседает

Методические рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку ребенка, для улучшения которой необходимо  поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано - ребенок приседает.

«Кто позвал»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход: Родитель: это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Родитель раскладывает на стол картинки с изображением животных и птиц. Детеныши «гуляют» (травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Родитель произносит крик животного или птицы. Ребенок выбирает изображение из лежащих на столе и произносит звуки детеныша которого позвала мама.

«Эхо»

Цель: Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.

Ход: Родитель говорит:          

         Мы в лес пойдем,

        Грибов найдем,

        Ребят мы громко позовем: Ау! Ау! Ау!

        Никто не отзывается,

        Лишь эхо откликается.

Ребенок после этого говорит очень тихо: АУ, АУ, АУ. Потом меняются ролями.

«Паровоз»

Цель: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей.

Ход: Чух, чух, пыхчу,

Пыхчу, ворчу.

Стоять на месте

Не хочу.

Колесами стучу, верчу,

Садитесь скорее,

Прокачу: чух, чух!

Ребенок стоит за родителем, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуты в коленях.

Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.

Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку ребенка, а так же следить, чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив ребенку выйти из вагона погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!

«Волшебный кубик»

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход.

Ребёнок вместе с родителем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Родитель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход: Родитель произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Ребенок, услышав звук у, делают соответствующие движения.

 «Скажи как я»

Цель. Развитие речевого внимания.

Ход: Родитель говорит, а ребенок внимательно слушает, и повторяет.

Да-да-да -в речке теплая вода.

Ду-ду-ду — я по улице пойду.

То-то-то — есть у нас лото.

«Большой и маленький молоточки»

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

Ход: Родитель стучит в большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (ребенок повторяет звукосочетание 5-6 раз). Давайте забьем гвоздь большим молотком… Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком… Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (Родитель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

 «Эй!»

Цель: Составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков.

Ход: У всех членах семьи в руках игрушки. Ребенок водящий. Каждый игрок по очереди должен окликнуть водящего. Водящий называет окликнувшего и говорит, что у того в руках, например: «Это папа. У папы коричневый мишка».

Игру можно проводить и без игрушек. При этом водящий ребенок должен назвать какую-либо деталь или детали внешнего вида позвавшего игрока. Например: «Это Света. У Светы розовое платье и красный бант».

«Тик – так»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Родитель предлагает послушать, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак…».

- Давайте заведем большие часы (ребенок повторяет соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются ребенком 5-6 раз) .

- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (ребенок каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

 «Сорока»

Цель игры. Учить ребенка слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Ход игры. Родитель указательным пальцем делает круговые движения по ладони другой руки ("варит кашку"), приговаривая:

Слова:

Сорока, сорока,

Сорока - белобока

Кашу варила.

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости на двор -

Кашу на стол.

Этому на тарелочке,

Этому на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому ничего не дала

Ты дров не таскал,.

Ты воды не носил

Ты каши не варил.

Вот тебе ложечка -

Свари сам себе кашку.

Тут пень, тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Движения:

Родитель и ребенок «варят кашку» вместе.

Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.

Большой палец не загибается.

При повторении игры родитель предлагает ребенку помогать произносить потешку. После слов "этому" делает паузу, а ребенок заканчивают фразу: "на блюдечке", "в чашечке", "в мисочке".

«Сделай то, что покажу»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Родитель по очереди воспроизводит четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи. Родитель: Идут слоны, они топают ногами очень громко (ребенок громко произносит звукосочетание «топ-топ-топ», повторяет его 3-4 раза. — Идут медведи, они топают потише (ребенок повторяет звукосочетание 3-4 раза немного потише). — Идут поросята, они топают еще тише… — Идут ежики, они топают очень тихо… — Пошли слоны (ребенок идет по комнате, топает и громко произносит звукосочетание). Такая же работа проводится с другими животными. Затем ребенок выбирает роль по своему выбору, и игра повторяется.

 «Скажи, что слышишь?»

Цель: Развитие фразовой речи, обогащение словаря.

Ход: Родитель предлагает ребенка закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали ( щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д). Ребенок должн ответить целым предложением. Игру можно проводить на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации для родителей по речевому развитию детей

Материалы позволяют родителм четко представлять,что и в какой год жтзни может говорить Ваш ребенок,чем интересоваться и как ему помочть правильно говорить....

Рекомендации для родителей по речевому развитию детей

Материал для родителей по развитию речи дошкольников...

Рекомендации для родителей по речевому развитию слепого ребенка

Рекомендации для родителей по речевому развитию слепого ребенка...

рекомендации для родителей по речевому развитию детей

Слышим и правильно произносим звукиВоспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте одна из главнейших задач, стоящая перед педагогами и родителями.Чтобы ребенок правильно произносил все звуки ему...

Рекомендации для родителей по речевому развитию ребенка раннего возраста.

В работе рассматривается роль родителей в пропедевтике и в своевременном выявлении нарушений речи у детей раннего возраста....

Рекомендации для родителей по речевому развитию

Материалы позволяют родителям четко представлять, что и в какой год жизни может говорить ребенок, чем интерисоваться и как ему помочь правильно говорить....