Консультация "Обучение детей рассказыванию"
статья (старшая, подготовительная группа)

Калугина Ольга Валентиновна

В дошкольном возрасте просто необходимо развивать связную речь. К связной речи относится пересказ, рассказывание по наглядному материалу (по картинкам, по игрушкам, по серии картинок и игрушек) и, конечно же, очень важно научить детей рассказывать без опоры на наглядность. К этой задаче и будет относиться обучение детей рассказыванию на тему из личного опыта. Решение этой задачи важно не только для общего развития ребёнка, но и просто необходимо для подготовки детей к школе и к жизни вообще.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatstsiya_uchim_rasskazyvaniyu.docx14.02 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей рассказыванию

В дошкольном возрасте просто необходимо развивать связную речь. К связной речи относится пересказ, рассказывание по наглядному материалу (по картинкам, по игрушкам, по серии картинок и игрушек) и, конечно же, очень важно научить детей рассказывать без опоры на наглядность. К этой задаче и будет относиться обучение детей рассказыванию на тему из личного опыта. Решение этой задачи важно не только для общего развития ребёнка, но и просто необходимо для подготовки детей к школе и к жизни вообще.
Обучение детей рассказыванию на тему из личного опыта имеет огромное значение:
• Во-первых, ребёнок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании;
• Во-вторых, у ребёнка появляется умение понятно, чётко, связно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

Обучать детей рассказывать по памяти можно уже с того момента, как он начал говорить предложениями. Это примерно происходит от 1,5 до 2 лет, что зависит от индивидуального развития ребёнка. Конечно, рассказ ребёнка 1,5 лет не будет похож на рассказ ребёнка 6 лет, но он ведь только учится. Для развития связной речи малыша и его памяти по — чаще спрашивайте его о тех событиях, которые с ним произошли недавно. Куда он ходил, что видел, что делал на прогулке и т.д. Ведь для ребёнка такого возраста весь мир полон впечатлений и открытий. Побуждайте ребёнка разговаривать с Вами, задавая ему элементарные вопросы, на которые он сможет ответить, обобщайте его ответы связными красивыми предложениями, чтобы у ребёнка был речевой образец для подражания. И не забывайте, что наши дети – это наше с вами отражение.

Существует несколько видов рассказов по памяти:
1. Описание события из личного опыта;
2. Описание события из коллективного опыта;
3. Дидактические игры на описание без наглядного материала.


Основой для этого вида рассказывания является повседневная жизнь ребёнка. Темы для рассказывания из личного опыта берутся из наблюдений, экскурсий, прогулок, праздников, интересных случаев и т.д. «Как мы провели праздник», «Моё любимое время года», «Осенний букет», «Мой лучший друг», «Моя любимая игрушка», «Наши игры», «Как я ходил в театр» и т.д.

Для успешного обучения рассказыванию по памяти ребёнок должен придерживаться некоторых требований:
- Тема и содержание рассказа должны быть близкими опыту ребёнка;
- Чёткость построения предложений;
- Отсутствие лишних деталей;
- Динамичность;
- Ясная концовка;
- Язык повествования должен быть эмоционально приближенным к разговорному.

Методические приёмы обучения ребёнка рассказыванию по памяти:
Рассказ-образец;
Беседа;
Вопросы;
Подсказки;
Указания;
Составление плана;
Составление рассказа по частям;
Оценка детского рассказа.

Это вид рассказа, который опирается на память и воссоздающее воображение ребёнка.

Одним из самых распространённых и эффективных приёмов обучения детей рассказыванию по памяти является рассказ-образец, который составляет взрослый, и который подчиняется ряду требований:
1. В основу рассказа-образца должен быть положен какой-либо случай, представляющий интерес для ребёнка (близкий жизненному опыту и желательно похожий на случай, произошедший с ребёнком);
2. Рассказ-образец должен отличатся чёткой последовательностью событий.
3. Язык рассказа-образца должен быть приближен к разговорному, должен быть кратким, образным, без длинных фраз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

Опыт работы по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8"Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок...

Обучение детей рассказыванию по картине

Презентация предназначена для воспитателей или студентов дошкольных отделений педагогических колледжей  и направлена на формирование знаний в вопросах развития монологической речи дошкольник...

Обучение детей рассказыванию по картине.

Материал из опыта работы учителя-логопеда на тему "Обучение детей рассказыванию по картине."...

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. ВенгераМодель - это схема явления, отражаю...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению детей рассказыванию.«Новости зимнего леса».

Программное содержание. 1.Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить знания о диких животных: знать название, внешний вид, повадки, чем питаются, как спасаются от врагов Развивать ...