Работа с мнемотаблицами.
методическая разработка
С большим интересом я приняла участие в Веб-семинаре "Инновационные образовательные технологии как фактор успешной социализации детей с ОВЗ". В мероприятии приняли участие 94 педагога из 14 детских садов.
Девиз мастер класс по теме "Мнемотехника" звучит так:
Послушай - ты узнаешь!
Посмотри - ты поймешь!
Сделай - ты научишься!
Дети с с тяжёлыми нарушениями речи – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с тяжёлыми нарушениями речи(ТНР) отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность.Мнемотехника,начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Мнемотехника" | 13.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме: «Использование приемов мнемотехники
в работе с детьми ТНР».
Цель: ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.
Задачи:
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации по использованию мнемотехники при заучивании текста, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, педагогам - работающим с детьми дошкольного возраста по развитию памяти и всех компонентов речи.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления об использовании методики мнемотехника в коррекционной работе с детьми ТНР.
- внедрения в образовательный процесс методики работы по мнемотехнике.
Ход мастер - класса:
Девиз мастер - класса звучит так:
Послушай - ты узнаешь!
Посмотри - ты поймешь!
Сделай - ты научишься!
Дети с с тяжёлыми нарушениями речи – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с тяжёлыми нарушениями речи(ТНР) отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность.
У детей с ТНР существуют следующие проблемы:
-нарушение звукопроизношения,
-бедный словарный запас,
-неспособность грамматически правильно построить предложение, бедная диалогическая речь.
Главной задачей развития связной речи ребенка с тяжёлыми нарушениями речи является совершенствование монологической речи.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:
-пересказ литературных произведений,
-составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы,
-создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений,
-а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ.
При развитии речи детей с ТНР, вполне обоснованно использование творческих методик, технологий. Одной из таких методик является мнемотехника -
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
-Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи;
-Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы;
-Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
-Развитие творческих способностей, фантазий;
-Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит команду «запомнить». Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемоника (греч. — искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К.называет эту методику сенсорно-графическими схемами:
Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями;
Глухов В.П. – блоками-квадратами;
Большева Т.В. – коллажем;
Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- кодирование в образы, – знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
- запоминание (соединение двух образов);
- запоминание последовательности;
- закрепление в памяти. – замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов.
Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемоквадраты,так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам.
Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.
Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.
Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное - букв, цифр, предметов).
Мнемотаблицы используют для:
-Заучивания стихов, загадок, пословиц;
-Пересказа текстов;
-Составления описательных рассказов;
Для заучивания чистоговорок и скороговорок по автоматизации звуков.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью,то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Этапы работы с мнемотаблицами
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.
4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно
Если на первоначальном этапе обучения детям даётся готовая мнемотаблица, то в последующем, ребёнок может сам с помощью пиктограмм, символов составить для себя план пересказа. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. При этом пересказывают сказку совместно с взрослым (на ранних этапах, сами дети, прибегая к незначительной помощи.
Размер мнемотаблиц делают различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.
Для младшего возраста - таблицы на 4, на 9 клеток
. Для среднего возраста - таблицы на 9, на 16 клеток.
Для детей старшего возраста - таблицы на 16, на 25 клеток.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
Описательная загадка: Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить. (картофель). Технология составления мнемотаблицы та же.
На занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, достаточно схематичного изображения отдельных частей.
Мнемотехника повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способность к замещению и пространственному моделированию. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, «зашифровывая» придуманные фразы.
Графическое воспроизведение мнемотаблиц доступно детям и способствует развитию мелкой моторики рук.
Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.
Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:
-при составлении рассказа;
при заучивании стихотворения;
-пересказа сказки.
В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с ТНР наблюдаются следующие результаты:
-дети активнее работают на занятиях,
-охотнее пытаются повторить за педагогом текст,
-некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы.
Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников
Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....
Консультация для родителей: Как работать с мнемотаблицей
Консультация для родителей:Как работать с мнемотаблицей...
Методические рекомендации в индивидуальной работе с мнемотаблицами.
Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. На определенном этапе процесса ав...
МЕТОДИКА РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ
(пособие для воспитателей ДОУ)...
Работа по мнемотаблицам
Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание; заучивание стихов, потешек развивает слуховую память; обыгрывание ...
Перспективное планирование работы по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование работы по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста....
Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта проблема становится особенно значимой. Главной и о...