Учебный модуль дополнительного профессионального образования
методическая разработка
Взаимодействие с родителями (законными представителями) и сотрудниками
образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_perepodgotovki_modul_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 50.39 КБ |
Предварительный просмотр:
областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Обоянский педагогический колледж»
Учебный модуль дополнительного профессионального образования и модуль повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) И СОТРУДНИКАМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Разработчик: преподаватель Гримова Т.М.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации.
- Категория слушателей: педагогические работники образовательных учреждений, студенты выпускных групп, осваивающих педагогические специальности.
- Цель освоения модуля: формирование умения планировать и осуществлять работу с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации.
- Форма обучения: очная л
- Освоение модуля предполагает достижение следующего(щих) уровня(ей) квалификации в соответствии с профессиональным стандартом: Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
- Образовательные результаты:
Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя:
ПК 1 Владение методами изучения особенностей семейного воспитания и оказания своевременной педагогической помощи семье воспитанника;
ПК 2 Планирование и организация работы с родителями (законными представителями), проведение ее в различных организационных формах;
ПК 3 Организация взаимодействия членов педагогического коллектива и родителей (законных представителей).
- Результаты обучения:
В результате освоения модуля слушатель должен приобрести знания и умения, необходимые для овладения перечисленных выше профессиональных компетенций.
Слушатель должен:
Знать:
- основы планирования работы с родителями (законными представителями);
- содержание и формы работы с семьёй;
- методы изучения особенностей семейного воспитания;
- методы и приёмы оказания педагогической помощи семье;
- формы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательной организации, работающими с группой.
Уметь:
- планировать, организовывать и проводить работу с родителями (законными представителями) используя разнообразные формы взаимодействия;
- изучать особенности семейного воспитания дошкольников и оказывать своевременную педагогическую помощь семье;
- взаимодействовать с работниками дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.
Владеть:
- опытом организации взаимодействия с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации.
7.Учебный план
№ п/п | Наименование раздела[1] | Всего, час | Аудиторные занятия | СРС, час. | Промежу- точная аттестация, час | |
из них | ||||||
теоретические занятия (лекции) | практические занятия | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Методы изучения особенностей семейного воспитания и оказания педагогической помощи семье. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
2. | Содержание и формы взаимодействия с родителями (законными представителями). | 12 | 4 | 6 | 2 | |
3. | Основы профессионально – педагогического общения. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Промежуточная аттестация по модулю[2] | 4 | 4 | ||||
Всего: | 28 | 8 | 10 | 6 | 4 |
8.Календарный учебный график
Наименование разделов (дисциплин, практик, стажировок, иных видов учебной деятельности) | Объем нагрузки, ч. | |||||||
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день | 7 день | ||
Методы изучения особенностей семейного воспитания и оказания педагогической помощи семье. | 6 | |||||||
Содержание и формы взаимодействия с родителями (законными представителями). | 12 | |||||||
Основы профессионально – педагогического общения. | 6 | |||||||
Промежуточная аттестация по модулю | 4 |
9. Организационно–педагогические условия
10.1 Материально-технические условия реализации программы
Вид ресурса[3] | Характеристика ресурса и количество |
Аудитория | Кабинет с интерактивной доской, проектором, столами и стульями по количеству слушателей. |
Оборудование и программное обеспечение | Учебная, методическая, справочная литература, раздаточный материал, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы слушателей, материалы для контроля (тесты, электронные тесты, тексты с заданиями и др.) |
Канцелярские товары | Бумага А 4, тетради, ручка. |
Другое |
10.2. Кадровые ресурсы
Вид ресурса[4] | Характеристика[5] ресурса и количество |
Руководитель проекта/куратор | Методист. Преподаватель, имеющий высшее образование по педагогической специальности. |
Разработчик контента | Группа преподавателей с высшим образованием и опытом работы не менее 5 лет. |
Лектор | Преподаватель, имеющий высшее образование по педагогической специальности. |
10.3. Учебно-методическое обеспечение программы[6]
Основные источники:
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., Академия, 2010.
Дополнительные источники:
- Конституция Российской Федерации – М.: 2013.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: 2016.
- Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: 2011.
- Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др. – М.: 2011.
- Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В. Взаимодействие воспитателей с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.- Набережные Челны.: 2014.
- Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Евдокимова Е.С. Технология проетирования в ДОО. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
- Козлова А.В.,Дешулина Р.П. Работа с семьей в ДОО: Современные подходы. – 2-е изд.,прераб. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
- Кузнецов А.Н. Избранные лекции по семейному праву. Саратов.: 2015.
- Лазаренко Е.Н. Формы работы дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. – Саратов.: 2016.
- Леготкина С.В. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. - СПб.:–2014.
- Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно - методическое пособие. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011.
- Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская – М. : Просвещение, 2015.
- Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В., Евстигнеева В.И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.
- Содружество детей и взрослых: методический комплекс для детского сада / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Родительское собрание в детском саду. Вопросы и ответы. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- Холостова Е.И., Черняк Е.М. Семейное воспитание и социальная работа. – М.: 2014.
11. Оценка качества освоения модуля
11.1 Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулю:
Наименование разделов учебного плана модуля | Тип контроля, форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен). | Технология или методы проведения оценочного мероприятия | Образовательные результаты и результаты обучения, на оценку которых направлено оценочное средство |
1.Методы изучения особенностей семейного воспитания и оказания педагогической помощи семье. | Текущий контроль успеваемости | Выполнение практического задания | ПК 1(З3, З4). (У2) |
2. Содержание и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) | Текущий контроль успеваемости | Контрольная работа | ПК 2(З1, З2)(У1)(В1) |
3.Основы профессионально – педагогического общения. | Текущий контроль успеваемости | Тестирование | ПК 3(З5). (У3) (В1) |
Промежуточная аттестация по модулю[7] | Промежуточная аттестация, зачет | Выполнение практического задания (профессиональной деятельности)Проектирование и презентация проекта совместной деятельности детей, родителей и педагогов | ПК 1, ПК 2, ПК 3 |
11.2 Примеры оценочных материалов для разделов учебного модуля[8]:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Тема: Методы изучения особенностей семейного воспитания и оказания своевременной педагогической помощи семье.
Задание:
- Изучить особенности семейного воспитания дошкольника (на примере одной семьи), используя основные методы и приемы: наблюдение, анкетирование, беседы и вспомогательные: выполнение ребенком работы в присутствии родителей, мини – сочинение родителей, рисуночная методика, игровые задания, комментирование картинок, завершение рассказа, неоконченные предложения, анализ творческой деятельности детей и родителей (Приложение №1).
- На основе проведенного исследования сделать анализ особенностей воспитания ребенка в данной семье, составить паспорт семьи, наметить задачи взаимодействия с семьей (Приложение №2).
- Разработать конспект и провести консультацию на одну из выявленных проблем.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, их характеристика»:
Задание: Проведение фрагмента родительского собрания нетрадиционной формы (Тема и возрастная группа на выбор слушателя).
Контролируемые знания и умения:
З1-основы планирования работы с родителями (законными представителями);
З2 - содержание и формы работы с семьёй.
У1- планировать, организовывать и проводить работу с родителями (законными представителями) используя разнообразные формы взаимодействия.
В1-опытом организации взаимодействия с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации.
Основные показатели оценки результата:
- соответствие содержания заявленной теме родительского собрания;
- использование разнообразных методов и приемов;
- свободное владение информацией, логика изложения материала;
- активизация родителей;
- убедительность, педагогический артистизм, грамотность речи.
Критерии оценивания выполнения заданий:
«5»-отлично – Слушатель выбрал современную, актуальную тему родительского собрания, содержание полностью соответствует теме, используются разнообразные методы и приемы, позволяющие решить основную цель данной формы взаимодействия с родителями. Слушатель артистичен, демонстрирует понимание содержания, логически выстраивает беседу, активизирует родителей (волонтеров), речь грамотная и убедительная.
«4»-хорошо» - Выбранная тема недостаточно актуальна, содержание не всегда направлено на решение основной цели собрания. Слушатель использует разнообразные методы и приемы, логически выстраивает беседу с родителями, речь грамотная, но недостаточно убедительная, эмоционален.
«3»-удовлетворительно – Содержание соответствует выбранной теме, но подобранные методы и приемы не позволяют раскрыть ее в полной мере. Слушатель недостаточно владеет информацией, опирается на записи в конспекте, недостаточно убедителен, затрудняется с активизацией родителей (волонтеров).
«2»-неудовлетворительно – тема не соответствует содержанию, нет понимания преподносимого материала, использованные методы и приемы не позволяют решить основную цель родительского собрания. Слушатель затрудняется в активизации родителей (волонтеров), не проявляет эмоционального отношения к участникам мероприятия.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
Вариант 1.
Задание 1. Международные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям разработанные ЮНИСЕФ под эгидой ООН: 1_____________________________________________2________________________________
Задание 2. Выберите правильный ответ: Семейный кодекс был создан с целью______________________________________
А) для увеличения количества семей;
Б) определения количества членов семей;
В) упорядочивания норм и отстаивания прав членов семьи.
Задание 3. Дайте определение: Высший нормативный правовой акт Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой___________________________________________
Задание 4. Выберите правильный ответ: Дата принятия Конституции РФ_____________________
А) 15.12 1993.
Б) 12.12.1997.
В) 12.12.1993.
Задание 5. Выберите правильный ответ: Основная задача взаимодействия дошкольной организации, с семьей обозначенная ФГОС ДО_____________________________________
А) Следить за исполнением своих обязанностей родителями;
Б) Заниматься с детьми, следить за их развитием пока родители работают;
В) «Повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Задание 6. Выберите правильные ответы: Функции семьи:______________________________
а) притягательная; б) воспитательная; в) доказательная; г) репродуктивная; д) технологическая; е) социальная; ж) экономическая; з) перцептивная; и) коммуникативная; к) досуговая; л) совместная; м) хозяйственно – бытовая.
Задание 7. Дайте определение стилям родительского воспитания:
Свободный (бросающий)___________________ Амбивалентный «чистый лист»________________
Навязчивый___________________Социализирующий________________Помогающий___________
Задание8. Выберите правильные ответы: К методам изучения семьи и семейного воспитания относятся_______________________________________________________________
а) личный пример; б) наблюдение; в) анкетирование; г) конспектирование; д) интервьюирование;
е) беседа; ж) поощрение; з) психолого – педагогический тренинг; и) напоминание; к) выполнение ребенком в присутствии родителей определенного практического задания; л) написание мини – сочинения «Мой ребенок»; м) рассматривание картин; н) рисуночная методика; о) метод игровых заданий; п) анализ творческой деятельности; р) методика комментирования картинок; с) указания; т)педагогический эксперимент.
Задание 9. Дайте определение: процесс адаптации ребенка к окружающему миру, познание и воспроизведение знаний и норм поведения в обществе людей называется_____________________
Задание 10. К какой форме взаимодействия дошкольной организации с родителями относятся:__________________________________________________________________________
Беседы, консультации, посещение семьи воспитанника, общение с родителями по телефону, переписка с родителями, почта доверия, индивидуальные блокноты, гость группы, доброволец группы, индивидуальные поручения.
Задание 11. Смоделируйте профессионально – педагогическое общение воспитателя с сотрудниками ДОО в первой половине дня по заданному алгоритму.
Режимные моменты | С кем взаимодействует | Мотив (по поводу чего) | Форма взаимодействия | Стиль общения |
Вариант 2.
Задание 1. Законодательный акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации______________________________________________________________________
Задание 2. Выберите правильный ответ: В какой главе Семейного кодекса говорится о том, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания должны исключать жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию детей_________________________
А) 2;
Б) 22;
В) 12;
Г) 18.
Задание 3. Выберите правильные ответы для определения отличия прав детей от прав взрослых: Правоспособность________________________________________________________________
Дееспособность__________________________________________________________________
А) иметь все права предусмотренные Конституций РФ с рождения;
Б) иметь все права предусмотренные Конституций РФ с момента совершеннолетия.
Задание 4. Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО_______________________________________
Задание 5. Сформулируйте определение «Семья»______________________________________
Задание 6.Выберите правильные ответы: В чем проявляется специфика современной семьи_____________________________________________________________________________
а) непонимании друг друга; б) демократическом стиле родительского воспитания; в) неприязнью к родителям супруга; г) основой супружеского союза является любовь; д) семейная система является достаточно открытой (легко вступить в брак, легко – развестись); е) неподчинение нравственным законам; ж) изменения состава семьи от расширенной к нуклеарной; з) увеличение числа разводов; и) диспропорция продолжительности жизни мужчин и женщин; к) увеличение бедных семей; л) увеличение количества несовершеннолетних родителей; м) рост преступлений на семейно – бытовой почве; н) рост неблагополучных семей; о) увеличение бездетных семей.
Задание 7. Выберите правильные ответы: Основные задачи семейного воспитания__________
а) создавать максимальные условия для роста и развития ребенка; б) развлекать, чтобы не капризничал; в) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим; г) отучать от плохого поведения; д) стать социально – экономической и психологической защитой ребенка; е) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; ж) развивать умение четко выполнять распоряжения взрослых людей; з) воспитывать чувство собственного достоинства и ценности собственного «Я».
Задание 8. Дайте определение: способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать, обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье – это______________________________________________
Задание 9. К какой форме взаимодействия дошкольной организации с родителями относятся:__________________________________________________________________________
Родительское собрание (групповое и общее), открытые занятия для родителей, дни открытых дверей, родительские конференции, диспуты родителей, круглые столы, декада семьи, семейные праздники выходного дня, вечера вопросов и ответов, попечительский совет, коммуникативные тренинги, педагогический совет с участием родителей, педагогический консилиум.
Задание 10. Выберите правильные ответы: Должностные обязанности помощника воспитателя включают:
а) проведение занятий с детьми (НОД); б)проведение своевременной уборки всех помещений группы; в) проветривание и дезинфекционную обработку посуды; г) привитие детям культурно - гигиенических навыков; д) совместное с воспитателем одевание и раздевание детей; е) подготовка к занятию совместно с воспитателем и уборка по окончанию; ж) проведение утренней гимнастики; з) отслеживание чистоты белья; и) отслеживание мебели и оборудования, в случае неисправности подача заявки; к) осуществление доставки питания в закрытой посуде с пищеблока в специальной одежде; л) проведение работы с родителями; м) мытье окон 2 раза в год; м) организация и проведение прогулки.
Задание 11. Смоделируйте профессионально – педагогическое общение воспитателя с сотрудниками ДОО во второй половине дня по заданному алгоритму.
Режимные моменты | С кем взаимодействует | Мотив ( по поводу чего) | Форма взаимодействия | Стиль общения |
По каждому варианту допустимое пороговое значение - 10 баллов. Максимальная оценка в баллах – 34.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО МОДУЛЮ (ЗАЧЕТ)
Задание. Разработка совместного проекта воспитателя, детей и родителей, оформление этапов и его результатов с применением ИКТ для выступления с презентацией о проекте на родительском собрании.
Цель: демонстрация умения планировать совместную проектную деятельность воспитателя, детей и родителей и презентовать этапы и результаты проектной деятельности на родительском собрании.
Описание объекта: совместная проектная деятельность воспитателя, детей и родителей.
Лимит времени на выполнение задания: 2 часа 30 мин.
Лимит времени на представление задания: 5 мин.
Последовательность выполнения задания:
1.Разработать совместный проект для всех участников образовательного процесса.
2.Оформить паспорт проекта по предложенной схеме.
3.Создать презентацию этапов и результата проектной деятельности с применением ИКТ.
4. Подобрать содержание для оформления презентации в соответствии с темой и возрастом детей.
5.Подобрать материалы и программное обеспечение для реализации задуманного
6.Выполнить элементы оформления презентации.
7.Оформить презентацию.
8.Сообщить о завершении работы.
Ожидаемый результат:
1.Оформленный паспорт проекта для всех субъектов образовательного процесса ДОО в соответствии с заданной темой (на бумажном носителе).
2. Презентация этапов и результата проектной деятельности для всех субъектов образовательного процесса ДОО с применением ИКТ, оформленный в соответствии с заданной темой с учетом подачи для аудитории родителей детей дошкольного возраста.
3. Демонстрация презентации аудитории родителей (волонтеры с актерской задачей, озвучивающие для участника в ходе презентации заранее сформулированные вопросы (30%) по презентации)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
№п/п | Наименование | Баллы |
Оценка паспорта проекта | ||
1 | Содержание паспорта проекта соответствует методическим требованиям | 0,25 |
2 | Практическая значимость проекта выделена | 0,25 |
3 | Выделена проблема, на решение которой направлена проектная деятельность | 0,25 |
4 | Проблемный вопрос сформулирован методически грамотно | 0,25 |
5 | Отражены все этапы проектной деятельности | 0,25 |
6 | Цель проекта конкретна | 0,25 |
7 | Продукт проектной деятельности соответствует цели проекта | 0,25 |
8 | Задачи проекта соответствуют цели | 0,25 |
9 | Цель проекта реализована | 0,25 |
10 | Задачи проекта реализованы | 0,25 |
11 | Определена самостоятельная деятельность детей по созданию и реализации проекта | 0,25 |
12 | Ресурсы проекта определены (информационные, человеческие, финансовые, материально-технические) | 0,25 |
Оценка презентации проекта | ||
13 | Презентация оформлена в едином стиле или на едином фоне | 0,25 |
14 | В презентации использовано два-три базовых цвета | 0,25 |
15 | Заголовки в презентации оформлены в едином стиле | 0,25 |
16 | Анимационные эффекты соответствуют деловому стилю презентации | 0,25 |
17 | Единство стиля (рисунков, фотографий) | 0,25 |
18 | Наличие кнопок перемещения по слайдам или гиперссылок | 0,25 |
19 | В презентации отсутствуют орфографические ошибки | 0,25 |
20 | Цвет шрифта и цвет фона контрастируют (текст хорошо читается), но не режет глаза | 0,25 |
21 | При оформление презентации используются схемы, графические элементы Smart Art | 0,25 |
22 | В презентации отсутствуют рисунки не несущие смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления | 0,25 |
23 | Оформление слайда не отвлекает внимание от его содержательной части | 0,25 |
24 | В презентации отражены цель и задачи проекта | 0,25 |
25 | В презентации отражен продукт проекта | 0,25 |
26 | В презентации отражены результаты деятельности детей | 0,25 |
27 | В презентации отражены результаты деятельности родителей | 0,25 |
28 | В презентации отражены основные этапы работы над проектом | 0,25 |
29 | Тип шрифта для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana) | 0,25 |
Оценка выступления | ||
30 | Выступление содержит полную характеристику проекта | 0,25 |
31 | Выступление не повторяет текст презентации | 0,25 |
32 | Устное выступление участника логично | 0,25 |
33 | Понимание сущности вопроса и адекватность ответов | 0,25 |
34 | Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов | 0,25 |
35 | Аргументированность, убедительность при ответе на вопросы | 0,25 |
36 | Грамотность речи | 0,25 |
Максимальное количество баллов – 9
Слушатель считается успешно прошедшим промежуточную аттестацию по модулю, если набрал не менее 6 баллов
Приложение №1.
Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.
Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание.
Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения "Мой ребенок". Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, педагог может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методы и приемы воспитания.
Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: "Рисуй так, как тебе хочется". Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.
Педагог обращает внимание на такие детали:
1) как расположены члены семьи;
2) насколько они удалены друг от друга;
3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;
4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;
5) кто выше ростом, а кто ниже;
6) кто большой по размерам, а кто — маленький;
7) кто в каких красках нарисован.
Что можно узнать при раскодировании рисунка?
1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.
2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.
3.Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.
4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.
5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.
6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.
Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие волнующие вопросы: "Как распознать, что тревожит ребенка?", "Как дети воспринимают нас и наши отношения?", "Какими мы видим самих себя и наших детей?", "Как выявить скрытый конфликт в семье?" и др.
Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.
Игра "Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?". Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:
Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:
- отношение взрослых к ребенку;
- согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;
- ценности семьи;
-стиль семейных отношений.
Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать "Что нарисовано?" и "озвучить" нарисованное ("Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?", "Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?"). Ребенок рассказывает о картинке и "проявляет" свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.
Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке) «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким братиком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, он увидел ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама..." Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).
Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. "Если я упаду или ударюсь, то мама...", "Если я плохо мою руки, то папа...", "Если у мамы болит голова, то мы с папой...", "Мама хвалит меня, если я...", "Бабушка огорчается, когда я..." и т. д.
Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).
Анкета для родителей.
1.Укажите пол и возраст вашего ребенка:_______________________
2. Укажите пол и возраст других детей в семье___________________
3.Состав семьи:
а) полная___________
б) неполная_________
4.Состоите ли вы в браке?
а) официальный________
б) гражданский_________
в) разведены___________
г) вдовствуете__________
5. Этот брак для вас:
а) первый______________
б) повторный___________
6.Укажите возраст:
а) отца_________________
б) матери_______________
7. Образование:
а) отца_________________
б) матери_______________
8. Профессия:
а) отца_________________
б) матери_______________
9. Сколько лет в браке:_____
10. Проживают ли родители мужа, жены с вами?_____
11. Жилищные условия:
а) отдельная квартира___________
б) свой дом____________________
в) комната в общежитии__________
г) съемная квартира______________
12. Кто главный воспитатель в вашей семье:
а) отец__________________________
б) мать__________________________
в) бабушка_______________________
г) дедушка_______________________
13. К какому типу относится ваша семья:
а) патерналистская (глава мужчина)________
б) прагматическая (глава тот, кто лучше ориентируется в современной ситуации и принимает правильные решения)________________________
в) консенсусная (решения принимаются совместно)________
г) утилитаристская (кто вносит больший вклад в семейный бюджет)_____
14. К какой модели благосостояния относится ваша семья:
а) средства позволяют не только удовлетворять потребности, но и организовывать самостоятельную экономическую деятельность (богатые)_____________
б) средств достаточно для обеспечения высокого уровня жизни и приумножения капитала (состоятельные)___________________
в) средств достаточно для удовлетворения потребностей, образования детей, организации отдыха (обеспеченные)____________________
г) средств достаточно на повседневные расходы и в случае необходимости для укрепления здоровья (малообеспеченные)________________
д) минимальные средства для поддержания жизни ( неимущие)_______________
15. Случаются конфликты в вашей семье, как часто:_________________________
16. Причины конфликтов:
а) материальные трудности______________________
б) пьянство, наркомания одного из супругов________
в) неспособность одного из супругов нести ответственность за семью____________
г) несовместимость характеров_____________________
д) свой вариант ответа_____________________________
17. На основе каких знаний, вы воспитываете ребенка:
а) читаю специальную литературу____________________
б) пользуюсь современными средствами коммуникации ( интернет)______________
в) консультируюсь со специалистами__________________
г) смотрю телевизионные передачи, слушаю радио______________
д) опираюсь на свой жизненный опыт_________________________
е) действую по аналогии, как воспитывали меня в родительском доме_____________
ж) свой вариант ответа________________________________________
18. Укажите ценные качества, которые вы хотите воспитывать в ребенке____________
19. Все ли вам удается в воспитании ребенка:___________________________________
20. Что мешает вам правильно воспитывать ребенка:
а) ничего не мешает________________
б) несогласованность действий между взрослыми__________
в) отстраненность супруга от воспитания_________________
г) недостаток воспитательного опыта____________________
д) трудности в выборе методов воздействия_______________
е) собственная неуравновешенность______________________
ж) свой вариант ответа__________________________________
21. Как проводите свободное время с ребенком:___________________________________________
22. Каких воспитательных навыков не хватает:
а) умение строить бесконфликтное взаимоотношение с ребенком____________________________
б) создавать условия для содержательного совместного общения с ребенком__________________
в) понимать мотивы детского поведения_________________________________________________
г) справляться с собственным напряжением______________________________________________
23. Какой стиль взаимоотношений в вашей семье:
а) строгость________________________________
б) строгость с уступчивостью_________________
в) добиваемся результата лаской_______________
г) свой вариант ответа________________________
24. Как вы поступаете, если ребенок не слушается, грубит, не выполняет ваших требований_____
____________________________________________________________________________________
25. С кем из взрослых ребенок обычно советуется:_________________________________________
26. За что вы хвалите своего ребенка:____________________________________________________
27.Чем и за что поощряете ребенка:______________________________________________________
28. В какие игры играете вместе:________________________________________________________
29. Кого чаще всего ребенок просит с ним поиграть:________________________________________
30. Есть в вашей семье традиции, какие:__________________________________________________
31. Знаете ли вы, с кем дружит ваш ребенок, с кем любит играть на детской площадке:___________________________________________________________________________
32. Каким, по вашему мнению, должно быть взаимодействие семьи и дошкольного учреждения:_________________________________________________________________________
Приложение №2.
ПАСПОРТ СЕМЬИ.
1.Важнейшие сведения о «семье:
- состав семьи;
- образование родителей и других членов семьи;
- профессии родителей и членов семьи;
- увлечение (хобби) родителей.
II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:
-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);
-характер отношений (изменчивый, противоречивый);
- позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).
III. Цель и задачи семейного воспитания детей.
IV. Приоритеты семьи в воспитании детей:
- здоровье, здоровый образ жизни;
- раннее образование детей;
- развитие нравственных качеств;
- развитие умственных способностей.
V. Особенности семейного воспитания:
- степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;
- степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);
- отсутствие целенаправленного семейного воспитания.
VI. Организация совместных форм деятельности в семье:
- вовлечение детей в общие семейные дела;
- разобщенность родителей и детей в семейных делах;
- отстранение детей от семейных дел;
- дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.
VII. Отношение семьи к дошкольной организации:
- степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);
- все воспитательные функции перекладывают на дошкольную организацию.
VIII. Уровень педагогической культуры родителей:
- наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;
- ограниченность в психолого-педагогических знаниях;
- негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.
Приложение №3.
Тематическая консультация.
Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить. Беседа – это диалог, а консультация призвана дать знания родителям по интересующим их проблемам.
Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2-3 раза в год). Продолжительность консультации может составлять 30-40 мин. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей, беседами с разными членами семьи, обращениями за помощью родителями.
Эта форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспекты воспитания и обучения их ребенка, а с другой – получить от родителей важную для себя информацию. В ходе консультации необходимо поддерживать атмосферу открытого обсуждения, предоставлять семьям возможность свободно высказываться о том, что их волнует, а также просить сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье. Все усилия по созданию атмосферы доверия могут оказаться тщетными, если станет известно, что какая-то доверительная информация получила огласку. Педагог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности полученных сведений.
Консультации должны отвечать ряду требований.
- Педагог должен проявить искреннюю заинтересованность в развитии ребенка.
- Рекомендации и советы педагога должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка.
- Каждая консультация должна давать родителям что-то новое, расширять их педагогические знания.
- Педагог должен умело использовать приемы пассивного и активного слушания, убеждающего воздействия.
- Нельзя пытаться мимоходом разрешать сложные вопросы воспитания ребенка. Лучше пригласить родителей для серьезного разговора в другое время, когда педагог, подготовившись, сможет дать исчерпывающий ответ.
- Прежде чем что-то посоветовать родителям, необходимо постараться тщательно изучить вопрос: почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов учреждения. Если вопрос родителей выходит за рамки компетенции педагога, то консультацию должен провести соответствующий специалист.
[2] Зачёт или экзамен
[3] При отсутствии требования к наличию ресурса соответствующая строка удаляется.
[4] Перечень участников зависит от штатного расписания конкретной ПОО. Здесь приводится примерный список.
[5] Характеристика может включать требования к образованию, опыту работы и т.п.
[6] Здесь приводится список литературы, рекомендуемой слушателям для освоения программы, и интернет-источников, содержащих полезную информацию.
[7] Указать форму промежуточной аттестации: экзамен, зачёт.
[8] Приводятся примеры контрольно-измерительных материалов, примеры решений, требования к содержанию заданий по выбору разработчиков модуля для всех оценочных средств, применяемых для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности
Результаты дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности применяются:...
"Примерная документация инструктора по физической культуре дошкольной образовательной организации Ярославской области" Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образован
Информационно-методические материалы включают в себя примерную документацию инструктора по физической культуре, структурированную по ч...
График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования
План самообразовательной деятельности воспитателя ДОУпо теме: «Развитие речи детей через средства устного народного творчества"»...
1.2. Дополнительное профессиональное образование
В рамках реализации дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях ХМАО-Югры в 2018 году прошла курсы повышения квалификации "Методика преподавания шахмат для шк...
1.3. Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности
По результатам дополнительного профессионального образования мною разработана и реализуется программа ДПОУ проведения занятий по обучению детей игре в шахматы "Белая ладья" http://ds54.edu-...
Учебный модуль дополнительного профессионального образования и модуль повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих
Использование интерактивных технологий и оборудования в образовательном процессе в ОО...
1.2. Соответствие дополнительного профессионального образования профилю, полученному в межаттестационный период, профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе
1.2. Соответствие дополнительного профессионального образования профилю, полученному в межаттестационный период, профилю профессиональной деятельности, стратегическим...