Учебный модуль дополнительного профессионального образования
методическая разработка

Гримова Тамара Михайловна

Взаимодействие с родителями (законными представителями) и сотрудниками

образовательной организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Обоянский педагогический колледж»

Учебный модуль дополнительного профессионального образования  и модуль повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) И СОТРУДНИКАМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Разработчик: преподаватель Гримова Т.М.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации.

  1. Категория слушателей: педагогические работники образовательных учреждений, студенты выпускных групп, осваивающих педагогические специальности.
  2. Цель освоения модуля: формирование умения планировать и осуществлять работу с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации.
  3. Форма обучения: очная л
  4. Освоение модуля предполагает достижение следующего(щих) уровня(ей) квалификации в соответствии с профессиональным стандартом: Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
  5. Образовательные результаты:

Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя:

ПК 1 Владение методами изучения особенностей семейного воспитания и оказания своевременной педагогической помощи семье воспитанника;

ПК 2  Планирование и организация работы с родителями (законными представителями), проведение ее в различных организационных формах;

ПК 3 Организация взаимодействия членов педагогического коллектива и родителей (законных представителей).

  1. Результаты обучения:

В результате освоения модуля слушатель должен приобрести знания и умения, необходимые для овладения перечисленных выше профессиональных компетенций.

Слушатель должен:

Знать:

- основы планирования работы с родителями (законными представителями);

          - содержание и формы работы с семьёй;

      - методы изучения особенностей семейного воспитания;

      - методы и приёмы оказания педагогической помощи семье;

      - формы взаимодействия и организации профессионального   общения с сотрудниками образовательной организации, работающими с группой.

Уметь:

      - планировать, организовывать и проводить работу с родителями (законными представителями) используя разнообразные формы взаимодействия;

    - изучать особенности семейного воспитания дошкольников  и оказывать своевременную педагогическую помощь семье;

   - взаимодействовать с работниками дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.

Владеть:

- опытом организации взаимодействия с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации.

7.Учебный план

№ п/п

Наименование раздела[1]

Всего, час

Аудиторные

занятия

СРС, час.

Промежу-

точная

аттестация, час

из них

теоретические занятия (лекции)

практические  занятия  

1

2

3

4

5

6

7

1.

Методы изучения особенностей семейного воспитания и оказания педагогической помощи семье.

6

2

2

2

2.

Содержание и формы взаимодействия с родителями (законными представителями).

12

4

6

2

3.

Основы профессионально – педагогического общения.

6

2

2

2

Промежуточная аттестация по модулю[2]

4

4

Всего:

28

8

10

6

4

8.Календарный учебный график

Наименование разделов (дисциплин, практик, стажировок, иных видов учебной деятельности)

Объем  нагрузки, ч.

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

Методы изучения особенностей семейного воспитания и оказания педагогической помощи семье.

6

Содержание и формы взаимодействия с родителями (законными представителями).

12

Основы профессионально – педагогического общения.

6

Промежуточная аттестация по модулю

4

9. Организационно–педагогические условия

10.1  Материально-технические условия реализации программы

Вид ресурса[3]

Характеристика ресурса и количество

Аудитория

Кабинет с интерактивной доской, проектором, столами и стульями по количеству слушателей.

Оборудование и программное обеспечение

Учебная, методическая, справочная литература, раздаточный материал, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы слушателей,  материалы для контроля (тесты, электронные тесты, тексты с заданиями и др.)

Канцелярские товары

Бумага А 4, тетради, ручка.

Другое

10.2. Кадровые ресурсы

Вид ресурса[4]

Характеристика[5] ресурса и количество

Руководитель проекта/куратор

Методист. Преподаватель, имеющий высшее образование по педагогической специальности.

Разработчик контента

Группа преподавателей с высшим образованием и опытом работы не менее 5 лет.

Лектор

Преподаватель, имеющий высшее образование по педагогической специальности.

10.3. Учебно-методическое обеспечение программы[6]

Основные источники:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., Академия, 2010.

Дополнительные источники:

  1. Конституция Российской Федерации – М.: 2013.
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: 2016.
  3. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: 2011.
  4. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др. – М.: 2011.
  5. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В. Взаимодействие воспитателей с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.- Набережные Челны.: 2014.
  6. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  7. Евдокимова Е.С. Технология проетирования в ДОО. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
  8. Козлова А.В.,Дешулина Р.П. Работа с семьей в ДОО: Современные подходы. – 2-е изд.,прераб. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  9. Кузнецов А.Н. Избранные лекции по семейному праву. Саратов.: 2015.
  10. Лазаренко Е.Н. Формы работы дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. – Саратов.: 2016.
  11. Леготкина С.В. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. - СПб.:–2014.
  12. Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно - методическое пособие. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011.
  13. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская – М. : Просвещение, 2015.
  14. Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В., Евстигнеева В.И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.
  15. Содружество детей и взрослых: методический комплекс для детского сада / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  16. Родительское собрание в детском саду. Вопросы и ответы. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  17. Холостова Е.И., Черняк Е.М. Семейное воспитание и социальная работа. – М.: 2014.

11. Оценка качества освоения модуля

11.1 Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулю:

Наименование разделов учебного плана модуля

Тип контроля, форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен).

Технология или методы проведения оценочного мероприятия

Образовательные результаты и результаты обучения, на оценку которых направлено оценочное средство

1.Методы изучения особенностей семейного воспитания и оказания педагогической помощи семье.

Текущий контроль успеваемости

Выполнение практического задания

ПК 1

(З3, З4).

(У2)

2. Содержание и формы взаимодействия с родителями (законными представителями)

Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

ПК 2

(З1, З2)

(У1)

(В1)

3.Основы профессионально – педагогического общения.

Текущий контроль успеваемости

Тестирование

ПК 3

 (З5).

 (У3)

(В1)

Промежуточная аттестация по модулю[7]

Промежуточная аттестация, зачет

Выполнение практического задания (профессиональной деятельности)

Проектирование и презентация проекта совместной деятельности детей, родителей и педагогов

ПК 1, ПК 2, ПК 3

11.2 Примеры оценочных материалов для разделов учебного модуля[8]:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Тема: Методы изучения особенностей семейного воспитания и оказания своевременной педагогической помощи семье.

Задание:

  • Изучить особенности семейного воспитания дошкольника (на примере одной семьи), используя основные методы и приемы: наблюдение, анкетирование, беседы и вспомогательные: выполнение ребенком работы в присутствии родителей, мини – сочинение родителей, рисуночная методика, игровые задания, комментирование картинок, завершение рассказа, неоконченные предложения, анализ творческой деятельности детей и родителей (Приложение №1).
  • На основе проведенного исследования сделать анализ особенностей воспитания ребенка в данной семье, составить паспорт семьи, наметить задачи взаимодействия с семьей (Приложение №2).
  • Разработать конспект и провести консультацию на одну из выявленных проблем.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, их характеристика»:

Задание: Проведение фрагмента родительского собрания нетрадиционной формы (Тема и возрастная группа на выбор слушателя).

Контролируемые знания и умения:

З1-основы планирования работы с родителями (законными представителями);

З2 - содержание и формы работы с семьёй.

У1- планировать, организовывать и проводить работу с родителями (законными представителями) используя разнообразные формы взаимодействия.

В1-опытом организации взаимодействия с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации.

Основные показатели оценки результата:

- соответствие содержания заявленной теме родительского собрания;

- использование разнообразных методов и приемов;

- свободное владение информацией, логика изложения материала;

- активизация родителей;

- убедительность, педагогический артистизм, грамотность речи.

Критерии оценивания выполнения заданий:

 «5»-отлично – Слушатель выбрал современную, актуальную тему родительского собрания, содержание полностью соответствует теме, используются разнообразные методы и приемы, позволяющие решить основную цель данной формы взаимодействия с родителями. Слушатель артистичен, демонстрирует понимание содержания, логически выстраивает беседу, активизирует родителей (волонтеров), речь грамотная и убедительная.

«4»-хорошо» - Выбранная тема недостаточно актуальна, содержание не всегда направлено на решение основной цели собрания. Слушатель использует разнообразные методы и приемы, логически выстраивает беседу с родителями, речь грамотная, но недостаточно убедительная, эмоционален.

«3»-удовлетворительно – Содержание соответствует выбранной теме, но подобранные методы и приемы не позволяют раскрыть ее в полной мере. Слушатель недостаточно владеет информацией, опирается на записи в конспекте, недостаточно убедителен, затрудняется с активизацией родителей (волонтеров).

«2»-неудовлетворительно – тема не соответствует содержанию, нет понимания преподносимого материала, использованные методы и приемы не позволяют решить основную цель родительского собрания. Слушатель затрудняется в активизации родителей (волонтеров), не проявляет эмоционального отношения к участникам мероприятия.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Вариант 1.

Задание 1. Международные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям разработанные ЮНИСЕФ под эгидой ООН: 1_____________________________________________2________________________________

Задание 2. Выберите правильный ответ:  Семейный кодекс был создан с целью______________________________________

А) для увеличения количества семей;

Б) определения количества членов семей;

В) упорядочивания норм и отстаивания прав членов семьи.

Задание 3. Дайте определение: Высший нормативный правовой акт Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой___________________________________________

Задание 4. Выберите правильный ответ: Дата принятия Конституции РФ_____________________

А) 15.12 1993.

Б) 12.12.1997.

В) 12.12.1993.

Задание 5. Выберите правильный ответ: Основная задача взаимодействия дошкольной организации, с семьей обозначенная ФГОС ДО_____________________________________

А) Следить за исполнением своих обязанностей родителями;

Б) Заниматься с детьми, следить за их развитием пока родители работают;

В) «Повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Задание 6. Выберите правильные ответы: Функции семьи:______________________________

а) притягательная; б) воспитательная; в) доказательная; г) репродуктивная; д) технологическая; е) социальная; ж) экономическая; з) перцептивная; и) коммуникативная; к) досуговая; л) совместная; м) хозяйственно – бытовая.

Задание 7. Дайте определение стилям родительского воспитания:

Свободный (бросающий)___________________ Амбивалентный «чистый лист»________________

Навязчивый___________________Социализирующий________________Помогающий___________

Задание8. Выберите правильные ответы: К методам изучения семьи и семейного воспитания относятся_______________________________________________________________

а) личный пример; б) наблюдение; в) анкетирование; г) конспектирование; д) интервьюирование;

е) беседа; ж) поощрение; з) психолого – педагогический тренинг; и) напоминание; к) выполнение ребенком в присутствии родителей определенного практического задания; л) написание мини – сочинения «Мой ребенок»; м) рассматривание картин; н) рисуночная методика; о) метод игровых заданий; п) анализ творческой деятельности; р) методика комментирования картинок; с) указания; т)педагогический эксперимент.

Задание 9. Дайте определение: процесс адаптации ребенка к окружающему миру, познание и воспроизведение знаний и норм поведения в обществе людей называется_____________________

Задание 10. К какой форме взаимодействия дошкольной организации с родителями относятся:__________________________________________________________________________

Беседы, консультации, посещение семьи воспитанника, общение с родителями по телефону, переписка с родителями, почта доверия, индивидуальные блокноты, гость группы, доброволец группы, индивидуальные поручения.

Задание 11. Смоделируйте профессионально – педагогическое общение воспитателя с сотрудниками ДОО в первой половине дня по заданному алгоритму.

Режимные моменты

С кем взаимодействует

Мотив (по поводу чего)

Форма взаимодействия

Стиль общения

Вариант 2.

Задание 1. Законодательный акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации______________________________________________________________________

Задание 2. Выберите правильный ответ: В какой главе Семейного кодекса говорится о том, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания  должны исключать жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию детей_________________________

А) 2;

Б) 22;

В) 12;

Г) 18.

Задание 3. Выберите правильные ответы для определения отличия прав детей от прав взрослых: Правоспособность________________________________________________________________

Дееспособность__________________________________________________________________

А) иметь все права предусмотренные Конституций РФ с рождения;

Б) иметь все права предусмотренные Конституций РФ с момента совершеннолетия.

Задание 4. Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО_______________________________________

Задание 5. Сформулируйте определение «Семья»______________________________________

Задание 6.Выберите правильные ответы: В чем проявляется специфика современной семьи_____________________________________________________________________________

а) непонимании друг друга; б) демократическом стиле родительского воспитания; в) неприязнью к родителям супруга; г) основой супружеского союза является любовь; д) семейная система является достаточно открытой (легко вступить в брак, легко – развестись); е) неподчинение нравственным законам; ж) изменения состава семьи от расширенной к нуклеарной; з) увеличение числа разводов; и) диспропорция продолжительности жизни мужчин и женщин; к) увеличение бедных семей; л) увеличение количества несовершеннолетних родителей; м) рост преступлений на семейно – бытовой почве; н) рост неблагополучных семей; о) увеличение бездетных семей.

Задание 7. Выберите правильные ответы: Основные задачи семейного воспитания__________

а) создавать максимальные условия для роста и развития ребенка; б) развлекать, чтобы не капризничал; в) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим; г) отучать от плохого поведения; д) стать социально – экономической и психологической защитой ребенка; е) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; ж) развивать умение четко выполнять распоряжения взрослых людей; з) воспитывать чувство собственного достоинства и ценности собственного «Я».

Задание 8. Дайте определение: способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать, обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье – это______________________________________________

Задание 9. К какой форме взаимодействия дошкольной организации с родителями относятся:__________________________________________________________________________

Родительское собрание (групповое и общее), открытые занятия для родителей, дни открытых дверей, родительские конференции, диспуты родителей, круглые столы, декада семьи, семейные праздники выходного дня, вечера вопросов и ответов, попечительский совет, коммуникативные  тренинги, педагогический совет с участием родителей, педагогический консилиум.

Задание 10. Выберите правильные ответы: Должностные обязанности помощника воспитателя включают:

а) проведение занятий с детьми (НОД); б)проведение своевременной уборки всех помещений группы; в) проветривание и дезинфекционную обработку посуды; г) привитие детям культурно -  гигиенических навыков; д) совместное с воспитателем одевание и раздевание детей; е) подготовка к занятию совместно с воспитателем и уборка по окончанию; ж) проведение утренней гимнастики; з) отслеживание чистоты белья; и) отслеживание мебели и оборудования, в случае неисправности подача заявки; к) осуществление доставки питания в закрытой посуде с пищеблока в специальной одежде; л) проведение работы с родителями; м) мытье окон 2 раза в год; м) организация и проведение прогулки.

Задание 11. Смоделируйте профессионально – педагогическое общение воспитателя с сотрудниками ДОО во второй  половине дня по заданному алгоритму.

Режимные моменты

С кем взаимодействует

Мотив ( по поводу чего)

Форма взаимодействия

Стиль общения

По каждому варианту допустимое пороговое значение - 10 баллов. Максимальная оценка в баллах – 34.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО МОДУЛЮ (ЗАЧЕТ)

Задание. Разработка совместного проекта воспитателя, детей и родителей, оформление этапов и его результатов с применением ИКТ для выступления с презентацией о проекте на родительском собрании.

Цель: демонстрация умения планировать совместную проектную деятельность воспитателя, детей и родителей и презентовать этапы и результаты проектной деятельности на родительском собрании.

Описание объекта: совместная проектная деятельность воспитателя, детей и родителей.

Лимит времени на выполнение задания: 2 часа 30 мин.

Лимит времени на представление задания: 5 мин.

Последовательность выполнения задания:

1.Разработать совместный проект для всех участников образовательного процесса.

2.Оформить паспорт проекта по предложенной схеме.

3.Создать презентацию этапов и результата проектной деятельности с применением ИКТ.

4.  Подобрать содержание для оформления презентации в соответствии с темой и возрастом детей.

5.Подобрать материалы и программное обеспечение для реализации задуманного

6.Выполнить элементы оформления презентации.

7.Оформить презентацию.

8.Сообщить о завершении работы.

Ожидаемый результат:

1.Оформленный паспорт проекта для всех субъектов образовательного процесса ДОО в соответствии с заданной темой (на бумажном носителе).

2. Презентация этапов и результата проектной деятельности для всех субъектов образовательного процесса ДОО с применением ИКТ, оформленный в соответствии с заданной темой с учетом подачи для аудитории родителей детей дошкольного возраста.

3. Демонстрация презентации аудитории родителей (волонтеры с актерской задачей, озвучивающие для участника в ходе презентации заранее сформулированные вопросы (30%) по презентации)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

№п/п

Наименование

Баллы

Оценка паспорта проекта

1

Содержание паспорта проекта соответствует методическим требованиям

0,25

2

Практическая значимость проекта выделена

0,25

3

Выделена проблема, на решение которой направлена проектная деятельность

0,25

4

Проблемный вопрос сформулирован методически грамотно

0,25

5

Отражены все этапы проектной деятельности

0,25

6

Цель проекта конкретна

0,25

7

Продукт проектной деятельности соответствует цели проекта

0,25

8

Задачи проекта соответствуют цели

0,25

9

Цель проекта реализована

0,25

10

Задачи  проекта реализованы

0,25

11

Определена самостоятельная деятельность детей по созданию  и реализации проекта

0,25

12

Ресурсы проекта определены (информационные, человеческие, финансовые, материально-технические)

0,25

Оценка презентации проекта

13

Презентация оформлена в едином стиле или на

едином фоне

0,25

14

В презентации использовано два-три базовых цвета

0,25

15

Заголовки в презентации оформлены в едином стиле

0,25

16

Анимационные эффекты соответствуют деловому стилю презентации

0,25

17

Единство стиля (рисунков, фотографий)

0,25

18

Наличие кнопок перемещения по слайдам или гиперссылок

0,25

19

В презентации отсутствуют орфографические ошибки

0,25

20

Цвет шрифта и цвет фона  контрастируют (текст  хорошо читается), но не режет глаза

0,25

21

При оформление презентации используются схемы, графические элементы Smart Art

0,25

22

В презентации отсутствуют рисунки не несущие смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления

0,25

23

Оформление слайда не  отвлекает внимание от его содержательной части

0,25

24

В презентации отражены цель и задачи проекта

0,25

25

В презентации отражен продукт проекта

0,25

26

В презентации отражены результаты деятельности детей

0,25

27

В презентации отражены результаты деятельности родителей

0,25

28

В презентации отражены основные этапы работы над проектом

0,25

29

Тип шрифта для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana)

0,25

Оценка выступления

30

Выступление содержит полную характеристику проекта

0,25

31

Выступление не повторяет текст презентации

0,25

32

Устное выступление участника логично

0,25

33

Понимание сущности вопроса и адекватность ответов

0,25

34

Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов

0,25

35

Аргументированность, убедительность при ответе на вопросы

0,25

36

Грамотность речи

0,25

Максимальное количество баллов – 9

Слушатель считается успешно прошедшим промежуточную аттестацию по модулю, если набрал не менее 6 баллов

Приложение №1.

Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.

Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание.

Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения "Мой ребенок". Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, педагог может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методы и приемы воспитания.

Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: "Рисуй так, как тебе хочется". Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.

Педагог обращает внимание на такие детали:

1) как расположены члены семьи;

2) насколько они удалены друг от друга;

3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;

4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;

5) кто выше ростом, а кто ниже;

6) кто большой по размерам, а кто — маленький;

7) кто в каких красках нарисован.

Что можно узнать при раскодировании рисунка?

1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.

2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.

3.Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.

4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.

5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.

6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.

Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие волнующие вопросы: "Как распознать, что тревожит ребенка?", "Как дети воспринимают нас и наши отношения?", "Какими мы видим самих себя и наших детей?", "Как выявить скрытый конфликт в семье?" и др.

Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.

Игра "Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?". Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:

Мальчик разбил чашку

дергает кошку за хвост

Мальчик бьет мальчика

несет мамину сумку

Мальчик держит цветок

подает бабушке лекарство

Мальчик чистит ботинки

выносит мусор в мусоропровод

Мальчик убирает постель

поливает цветы и т. п.

Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:

- отношение взрослых к ребенку;

- согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;

- ценности семьи;

-стиль семейных отношений.

Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать "Что нарисовано?" и "озвучить" нарисованное ("Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?", "Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?"). Ребенок рассказывает о картинке и "проявляет" свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.

Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке) «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким братиком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, он увидел ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама..." Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).

Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. "Если я упаду или ударюсь, то мама...", "Если я плохо мою руки, то папа...", "Если у мамы болит голова, то мы с папой...", "Мама хвалит меня, если я...", "Бабушка огорчается, когда я..." и т. д.

Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).

Анкета для родителей.

1.Укажите пол и возраст вашего ребенка:_______________________

2. Укажите пол и возраст других детей в семье___________________

3.Состав семьи:

а) полная___________

б) неполная_________

4.Состоите ли вы в браке?

а) официальный________

б) гражданский_________

в) разведены___________

г) вдовствуете__________

5. Этот брак для вас:

а) первый______________

б) повторный___________

6.Укажите возраст:

а) отца_________________

б) матери_______________

7. Образование:

а) отца_________________

б) матери_______________

8. Профессия:

а) отца_________________

б) матери_______________

9. Сколько лет в браке:_____

10. Проживают ли родители мужа, жены с вами?_____

11. Жилищные условия:

а) отдельная квартира___________

б) свой дом____________________

в) комната в общежитии__________

г) съемная квартира______________

12. Кто главный воспитатель в вашей семье:

а) отец__________________________

б) мать__________________________

в) бабушка_______________________

г) дедушка_______________________

13. К какому типу относится ваша семья:

а) патерналистская (глава мужчина)________

б) прагматическая (глава тот, кто лучше ориентируется в современной ситуации и принимает правильные решения)________________________
в) консенсусная (решения принимаются совместно)________

г) утилитаристская (кто вносит больший вклад в семейный бюджет)_____

14. К какой модели благосостояния относится ваша семья:

а) средства позволяют не только удовлетворять потребности, но и организовывать самостоятельную экономическую деятельность (богатые)_____________

б) средств достаточно для обеспечения высокого уровня жизни и приумножения капитала (состоятельные)___________________

в) средств достаточно для удовлетворения потребностей, образования детей, организации отдыха (обеспеченные)____________________

г) средств достаточно на повседневные расходы и в случае необходимости для укрепления здоровья (малообеспеченные)________________

д) минимальные средства для поддержания жизни ( неимущие)_______________

15. Случаются конфликты в вашей семье, как часто:_________________________

16. Причины конфликтов:

а) материальные трудности______________________

б) пьянство, наркомания одного из супругов________

в) неспособность одного из супругов нести ответственность за семью____________

г) несовместимость характеров_____________________

д) свой вариант ответа_____________________________

17. На основе каких знаний, вы воспитываете ребенка:

а) читаю специальную литературу____________________

б) пользуюсь современными средствами коммуникации ( интернет)______________

в) консультируюсь со специалистами__________________

г) смотрю телевизионные передачи, слушаю радио______________

д) опираюсь на свой жизненный опыт_________________________

е) действую по аналогии, как воспитывали меня в родительском доме_____________

ж) свой вариант ответа________________________________________

18. Укажите ценные качества, которые вы хотите воспитывать в ребенке____________

19. Все ли вам удается в воспитании ребенка:___________________________________

20. Что мешает вам правильно воспитывать ребенка:

а) ничего не мешает________________

б) несогласованность действий между взрослыми__________

в) отстраненность супруга от воспитания_________________

г) недостаток воспитательного опыта____________________

д) трудности в выборе методов воздействия_______________

е) собственная неуравновешенность______________________

ж) свой вариант ответа__________________________________

21. Как проводите свободное время с ребенком:___________________________________________

22. Каких воспитательных навыков не хватает:

а) умение строить бесконфликтное взаимоотношение с ребенком____________________________

б) создавать условия для содержательного совместного общения с ребенком__________________

в) понимать мотивы детского поведения_________________________________________________

г) справляться с собственным напряжением______________________________________________

23. Какой стиль взаимоотношений в вашей семье:

а) строгость________________________________

б) строгость с уступчивостью_________________

в) добиваемся результата лаской_______________

г) свой вариант ответа________________________

24. Как вы поступаете, если ребенок не слушается, грубит, не выполняет ваших требований_____

____________________________________________________________________________________

25. С кем из взрослых ребенок обычно советуется:_________________________________________

26. За что вы хвалите своего ребенка:____________________________________________________

27.Чем и за что поощряете ребенка:______________________________________________________

28. В какие игры играете вместе:________________________________________________________

29. Кого чаще всего ребенок просит с ним поиграть:________________________________________

30. Есть в вашей семье традиции, какие:__________________________________________________

31. Знаете ли вы, с кем дружит ваш ребенок, с кем любит играть на детской площадке:___________________________________________________________________________

32. Каким, по вашему мнению, должно быть взаимодействие семьи и дошкольного учреждения:_________________________________________________________________________

Приложение №2.

ПАСПОРТ СЕМЬИ.

1.Важнейшие сведения о «семье:

- состав семьи;

- образование родителей и других членов семьи;

- профессии родителей и членов семьи;

- увлечение (хобби) родителей.

II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:

-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);

-характер отношений (изменчивый, противоречивый);

- позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).

III. Цель и задачи семейного воспитания детей.

IV. Приоритеты семьи в воспитании детей:

- здоровье, здоровый образ жизни;

- раннее образование детей;

- развитие нравственных качеств;

- развитие умственных способностей.

V. Особенности семейного воспитания:

- степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;

- степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);

- отсутствие целенаправленного семейного воспитания.

VI. Организация совместных форм деятельности в семье:

- вовлечение детей в общие семейные дела;

- разобщенность родителей и детей в семейных делах;

- отстранение детей от семейных дел;

- дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.

VII. Отношение семьи к дошкольной организации:

- степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);

- все воспитательные функции перекладывают на дошкольную организацию.

VIII. Уровень педагогической культуры родителей:

- наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;

- ограниченность в психолого-педагогических знаниях;

- негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.

Приложение №3.

Тематическая консультация.

Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить. Беседа – это диалог, а консультация призвана дать знания родителям по интересующим их проблемам.

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2-3 раза в год). Продолжительность консультации может составлять 30-40 мин. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей, беседами с разными членами семьи, обращениями за помощью родителями.

Эта форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспекты воспитания и обучения их ребенка, а с другой – получить от родителей важную для себя информацию. В ходе консультации необходимо поддерживать атмосферу открытого обсуждения, предоставлять семьям возможность свободно высказываться о том, что их волнует, а также просить сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье. Все усилия по созданию атмосферы доверия могут оказаться тщетными, если станет известно, что какая-то доверительная информация получила огласку. Педагог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности полученных сведений.

Консультации должны отвечать ряду требований.

  1. Педагог должен проявить искреннюю заинтересованность в развитии ребенка.
  2. Рекомендации и советы педагога должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка.
  3. Каждая консультация должна давать родителям что-то новое, расширять их педагогические знания.
  4. Педагог должен умело использовать приемы пассивного и активного слушания, убеждающего воздействия.
  5. Нельзя пытаться мимоходом разрешать сложные вопросы воспитания ребенка. Лучше пригласить родителей для серьезного разговора в другое время, когда педагог, подготовившись, сможет дать исчерпывающий ответ.
  6. Прежде чем что-то посоветовать родителям, необходимо постараться тщательно изучить вопрос: почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов учреждения. Если вопрос родителей выходит за рамки компетенции педагога, то консультацию должен провести соответствующий специалист.


[2] Зачёт или экзамен

[3] При отсутствии требования к наличию ресурса соответствующая строка удаляется.

[4] Перечень участников зависит от штатного расписания конкретной ПОО. Здесь приводится примерный список.

[5] Характеристика может включать требования к образованию, опыту работы  и т.п.

[6] Здесь приводится список литературы, рекомендуемой слушателям для освоения программы, и интернет-источников, содержащих полезную информацию.

[7] Указать форму промежуточной аттестации: экзамен, зачёт.

[8] Приводятся примеры контрольно-измерительных материалов, примеры решений, требования к содержанию заданий по выбору разработчиков модуля для всех оценочных средств, применяемых для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности

Результаты дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности применяются:...

График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования

План самообразовательной деятельности  воспитателя ДОУпо теме: «Развитие  речи детей через средства устного народного творчества"»...

1.2. Дополнительное профессиональное образование

В рамках реализации дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях ХМАО-Югры в 2018 году прошла курсы повышения квалификации "Методика преподавания шахмат для шк...

1.3. Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности

По результатам дополнительного профессионального образования мною разработана и реализуется программа ДПОУ проведения занятий по обучению детей игре в шахматы "Белая ладья" http://ds54.edu-...

Учебный модуль дополнительного профессионального образования и модуль повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих

Использование интерактивных технологий и оборудования в образовательном процессе  в ОО...

1.2. Соответствие дополнительного профессионального образования профилю, полученному в межаттестационный период, профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе

1.2. Соответствие дополнительного  профессионального образования  профилю, полученному в  межаттестационный период,  профилю профессиональной  деятельности, стратегическим...