Картотека игр для сенсорики
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по сенсорному
воспитанию в группе раннего возраста « Улитка»
Сентябрь.
Дидактическая игра: « Какой мяч больше».
Цель: Формировать умение сравнивать однородные предметы по величине.
Материалы: мячи разных размеров большие и маленькие. Кукла большая и маленькая.
Ход игры:
К нам в гости пришли куклы. Большую куклу зовут Таня, а маленькую куклу зовут Маша. Они играли с мячами, и они у них перепутались, давайте поможем им найти свои мячи. Предложить детям собрать в корзину только большие мячи для большой куклы, или только маленькие мячи для маленькой куклы.
Дидактическая игра: « Большой, маленький».
Цель: Развивать умение обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине. Развивать умение понимать слова « большой», « маленький». Учить различать медведей.
Оборудование: фланелеграф, фигурки трех медведей разного размера: большого, среднего и маленького; на каждого ребенка по три квадрата разного размера и цвета.
Ход игры:
Помните сказку про трех медведей. Давайте пойдем к ним в гости. Взрослый привлекает внимание детей к фланелеграфу, где медведи расположены в ряд, но не по порядку.
Как выдумаете, кто из них папа-медведь?
А почему вы так думаете?(потому что, он самый большой)
Где мама-медведица? Какая мама-медведица? (поменьше)
А где Мишутка? Какой он?(самый маленький)
Воспитатель предлагает детям еще раз показать самого большого медведя, медведя поменьше, самого маленького медведя, расставляет их по порядку, проговаривая размер.
А давайте сделаем медведям подарки. У каждого из вас на столе лежат по три коврика. Подумайте, какой коврик вы подарите папе-медведю. Почему? Какого цвета этот коврик?
Какой коврик подарите маме-медведице? Почему? Какого он цвета?
Какой коврик подарите Мишутке? Почему? Какого он цвета?
Сложите свои коврики так, чтобы их удобно было нести. Сначала возьмите самый большой коврик, на него положите коврик, поменьше, а сверху должен лежать самый маленький коврик. А теперь принесите свои коврики медведям. Дети несут коврики к фланелеграфу.
Дидактическая игра: « Разноцветные пирамидки».
Цель: Развивать умение выполнять простые действия ( снимать и нанизывать кольца). Формировать умение правильно ориентироваться на слова « большое колечко», « маленькое колечко».
Оборудование: разноцветная пирамидка из 3-5 колец.
Ход игры.
Воспитатель ставит перед ребенком пирамидку. Обращает внимание, что она цветная. На стержень нанизаны колечки разного цвета: красное, зеленое, желтое, синее и др. Воспитатель побуждает малыша назвать цвет колец. Если малыш затрудняется, взрослый подсказывает, предлагает повторить. Затем просит ребенка собрать цветные колечки по убывающей величине. «Покажи мне самое большое колечко!», - просит взрослый и предлагает опять нанизать его на стержень. Затем из всех оставшихся колец малыш выбирает вновь самое большое и надевает. Надев колечко, ребенок и воспитатель обязательно называют его цвет. Таким образом, собирается вся пирамидка от самого большого до самого маленького колечка. Пирамидка закрывается крышечкой.
Варианты._ Взрослый предлагает собрать пирамидку по-другому: начиная с маленького колечка. Колечки выкладываются цепочкой — от самого маленького до самого большого - и затем последовательно нанизываются на стержень. Воспитатель обращает внимание ребенка на то, что пирамидка получилась другая – «вниз носиком».
Дидактическая игра: « Дом»
Цель: закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятиями "высокий", "низкий", "одинаковые по высоте"; развивать речь и мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность, глазомер.
Оборудование: два комплекта по пять штук матрешек, два комплекта разных по величине домов.
Ход игры:
По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где, же остальные? Что-то там, в середине гремит. Посмотрим, что там есть. Вот, оказывается, где они спрятались. Давайте познакомимся с ними!» каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек. Игра начинается.
Воспитатель выстраивает перед детьми дома разной высоты. Воспитатель рассматривает с детьми дома, предлагает детям показать какой дом большой, а какой маленький. Для сравнения воспитатель выстраивает рядом матрешек, спрашивает одинаковые ли по высоте? По просьбе воспитателя каждый ребенок выбирает себе дом и поселяет в ней матрешку.
Дидактическая игра: « Башня».
Цель: закрепить представления об относительности величины предметов: дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами. Учить строить башню большую и маленькую.
Демонстрационный материал: 3 куба разной величины.
Раздаточный материал: на каждого ребенка по 3 квадрата разной величины, картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.
Ход игры:
Игра №1 Жили - были три братика - зайчика. Звали их: Пушок - самый высокий, Белячок - средний, Шустрик - самый маленький и младший из братьев. Жили зайчики в высокой башне. Самый младший, Шустрик, жил в самом верху на третьем этаже, Белячок на втором, а Пушок - на первом, самом большом этаже. Но как - то раз перепутали зайчики свои этажи и сломали башню, так как не поместились в другой комнате. Плачут зайчики, а что делать, в садик не ходили, не знают, что предметы бывают разной величины. А мои ребятки умные, если чего - то и не знают, то быстро учатся. Сейчас мы вместе построим новую башню для зайчиков и им тоже покажем, как можно построить башню, чтоб больше не ломали свой домик и в размерах предметов умели разбираться. «Дети сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? Ну, иди ты, Даня, Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? Надо чтобы башня была устойчивая, не сломалась от прикосновения. Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик. А теперь какой кубик нам поставит Ваня? (поменьше или средний). Совершенно верно, Ванечка, положи сверху средний кубик. А самый верхний, какой величины? Выходи, Вика, скажи нам, пожалуйста, какой бы ты положила кубик? Правильно, самый маленький кубик. Положи и садись к ребятам за стол.
Игра №2. Мы сейчас посадим зайчиков на выступы башни, пусть идут домой, а посадит их Алина. Иди сюда, солнышко, посмотри на зайчиков. Куда ты посадишь самого большого, Пушка? Молодец, это его комната. А куда поселится Белячок, тоже правильно. Остался один Шустрик - ну иди домой, малыш. Ты же у нас самый маленький. Умница, Алина, садись к ребятам. А теперь обратите внимание на то, что лежит на столах. У вас вместо кубиков - квадраты. Мы будем играть, как будто квадрат - это кубик. А из окошечка кубика выглядывает зайчик. Квадраты тоже разной величины: большой, средний и маленький. На столе сложите из них башенку. Только квадраты надо класть не один на другой, а один над другим. Какой мы возьмем квадрат? Правильно, самый большой. Положите его у нижнего края стола. А какой квадрат мы положим над ним? Правильно, средний. А вверх? Да, самый маленький. Посмотрите устойчивые ли, получились у вас башни? Всем ли зайчикам удобно? Молодцы, хорошо построили башню для зайчиков.
Игра №3. Теперь всем зайчикам хорошо, у каждого есть своя комната. А если вы соедините или поставите рядом все башни, то получится большой городок для зайчиков. Вы так же можете соединить две башни и тогда получиться красивая ограда. Дети играют в квадратики и кубики. Строят башни.
Дидактическая игра: « Собери пирамидку».
Цель: Учить собирать пирамидку из 3-5 колец, убывающих по величине. Соотносить и сравнивать предметы по величине. Развивать речь, мелкую моторику рук.
Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее. Вместе с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и надеть его на стержень (малыш выполняет задание). Далее воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно. Можно собирать различные пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм одного или разного размера и цвета; из предметов возрастающих по величине и т.д.
Дидактическая игра: « Веселые матрешки».
Цель: Формировать у детей умение различать предметы по величине с помощью операции сравнения однородных и разных по величине предметов. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь. Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятиями "большая", "маленькая", "одинаковые".
Материал: два комплекта по пять штук матрешек, два комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов. Если такая игрушка отсутствует, можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов используется самодельный ростомер. Его можно изготовит из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут ставиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке.
Ход игры.
По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где, же остальные? Что-то там, в середине гремит. Посмотрим, что там есть. Вот, оказывается, где они спрятались. Давайте познакомимся с ними!» каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек. Игра начинается.
Сначала матрешки гуляют. Потом их зовут к медсестре измерить рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер. Воспитатель спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая - самая низкая. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружку такого же роста.
Воспитатель ставит на стол башенку из кубов - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.
Дидактическая игра: « Шарики ».
Цель: Познакомить детей с формой предмета: шар. Дать представление о шаре. Учить находить шар среди других предметов.
Материал: Ведерки 2х контрастных цветов красного и желтого цвета, матрешки или другие мелкие игрушки и разноцветные шарики одного размера.
Ход игры:
Зайчата поторопились на прогулку и сложили все игрушки в одно ведерко. А сейчас они хотят разложить игрушки по местам. В желтое ведерко надо положить шарики, а в красное ведерко матрешек.
Дети выполняют задание.
«Что вы положили в желтое ведерко?» (шарики)
«Сколько шариков?» (много)
«Чем похожи шарики?» (формой и размером)
«Что разное у шариков?» (цвет)
Дидактическая игра: « Прокати шарик в ворота»
Цель: Формировать представление о свойствах шара. Развивать мыслительные операции.
Оборудование: шар и куб одного размера и цвета.
Ход игры:
Воспитатель делает ворота из стульев и предлагает одному ребенку шар, другому куб. Просит прокатить эти предметы в ворота. Потом вызывает другую пару детей и просит выбрать предмет, который они будут прокатывать в ворота.
«Как называется этот предмет?» (шар)
«Почему выбрали шар?» (он лучше катится)
«Разве у предметов разный цвет?» (одинаковый)
«Может быть, у предметов разный размер?» (тоже одинаковый)
«Чем же они отличаются?» (формой)
«Почему шар катится, а куб нет?» (шар гладкий, а у куба углы)
Дидактическая игра: « Чудесный мешочек».
Цель: Учить детей находить шар на ощупь среди других предметов. Развивать и накапливать сенсорно-двигательный опыт. Соотносить и сравнивать предметы по форме.
Оборудование: чудесный мешочек, кубик, погремушку, маленький мячик или куклу, машинку, плюшевого зайчика или медвежонка и др.
Ход игры:
Игра № 1. Внимательно рассмотрите с малышом все предметы, назовите и опишите их назначение.
Сложите предметы в мешочек. По очереди на ощупь, не заглядывая в мешочек,
старайтесь угадать и назвать взятый из мешочка предмет.
Игра № 2. Игрок, выбравший предмет в волшебном мешочке, описывает его, не называя. Цель другого
игрока угадать, что именно было вынуто из мешочка.
Игра № 3. Заколдованный мешочек. Чтобы достать все вещи нужно назвать их, не развязывая мешок.
Ребенок ощупывает и называет предмет сквозь мешок. Если игрушка названа верно, она расколдовывается и достается из мешка.
Игра № 4. Классификация. Ребенок раскладывает предметы по форме или назначению на несколько групп, объясняя, по какому признаку производилась группировка. Всего 20 предметов размером от 2 до 4 см.
Дидактическая игра: « Лепка Колобка».
Цель: Закреплять представления о шаре. Совершенствовать умение скатывать шар из пластилина между ладонями круговыми движениями, учить различать желтый цвет, поощрять добавление дополнительных деталей к изделию.
Оборудование: соленое тесто или мягкий пластилин, игрушки шарообразной формы, карточки с изображением геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.
Ход игры:
В какой сказке шарик укатился от бабушки и дедушки в лес? (Колобок)
Давайте сейчас испечем дедушке с бабушкой много колобков. Дети лепят шарики, воспитатель лепит большой шарик.
Давайте покатаем их. Вот какие красивые колобки у вас получились. А мой колобок красивый? Давайте его сфотографируем, разошлем фотографии и поищем родственников колобка.
Дети «фотографируют» колобка. А пока фотографии не готовы, давайте поищем в комнате родственников колобка. Дети ищут предметы круглой формы: мячики, шарики, апельсин и т.д.
А теперь давайте посмотрим, какие фотографии получились. На полу разложены карточки с изображением кругов, треугольников, квадратов. Фотографии рассыпались и перепутались, найдите среди них фотографии колобка.
Дети выбирают карточки, на которых изображен круг.
А как бы выглядели фотографии мячика, шарика, апельсина? (тоже как круг)
Дидактическая игра: «Катится — не катится»
Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом.
Материалы: кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход игры:
Покажите малышу шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогай. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогай их»,
Дайте малышу по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол (или стол), друг на друга, покатить и т, д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.
Дидактическая игра: «Разложи фигурки по домикам» ( игры - вкладыши)
Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
Оборудование: деревянные игры вкладыши с геометрическими фигурами.
Ход игры:
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.
Дидактическая игра: «Почтовый ящик» ( сенсорный стол)
Цели. Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы.
Материалы. Пластмассовая или деревянная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.
Ход игры.
Покажите ребенку коробку с прорезями (3-4 прорези) и геометрические фигуры. Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик».
Объясните малышу, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Раздайте ребенку по одной фигурке и предложите протолкнуть их внутрь почтового ящика.
Эту игру можно проводить многократно, по-разному обыгрывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия.
В дальнейшем используйте игрушки с большим количеством прорезей и фигур (до 5-6).
Дидактическая игра: «Найди такую же фигуру»
Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Материалы. Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты), затем треугольники, овалы, прямоугольники).
Ход игры.
Сначала используя фигуры одного цвета и размера.
Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги».
Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета.
Октябрь
Дидактическая игра : « Фрукты». (муляжи- лимон, банан, яблоко)
Цель: Формировать представления о желтом цвете. Учить называть желтый цвет словом. Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику руку.
Оборудование: муляжи-лимон, банан, яблоко, воспитатель переодетый в бабушку..
Ход игры:
Игра №1 Сообщить, что в гости к детям приехала бабушка. Предложить поздороваться с ней.
Бабушка привезла вам гостинцы.
Покажи, где у бабушки в корзинке яблоко? (Вот яблоко.)
Какого оно цвета? Желтого
Где груша (лимон, банан)? (Вот груша (лимон, банан).)
Игра № 2 « Что это?».
Педагог достает из корзинки по одному фрукту и спрашивает:
— Что это? (Это яблоко. Это груша. Это лимон. Это банан.)
Физкультминутка.
Мы по садику гуляем, | Дети водят хоровод. |
Фрукты с дерева срываем. | Сжимают и разжимают пальчики. |
К дереву мы подойдем, Фрукты с дерева сорвем. | Поднимаются на носки и тянут руки вверх. |
Фрукты с дерева сорвем | Сжимают пальчики. |
И в корзинку отнесем. | Наклоняются вниз. |
Все домой мы отвезем. | Топают ногами. |
Едем, едем мы домой На машине грузовой, | Изображают шоферов, топают ногами. |
Урожай везем большой. | Образуют большой круг, поднимают руки вверх. |
Игра № 3 « Чудесный мешочек».
Спрятать в мешочке яблоко (грушу, лимон, банан). Попросить детей на ощупь угадать, что в мешочке. — Что тут? (Тут яблоко.) И т.д.
Дидактическая игра « Рисование лучики для солнышка».
Цель: Учить замечать следы от карандаша на бумаге, держать карандаш в правой руке, различать желтый цвет, рисовать штрихи и короткие линии, формировать правильную позу при рисовании; формировать интерес к рисованию.
Материалы и оборудование: Карандаши желтого цвета, альбомные листы по числу детей, с заранее нарисованном кругом желтого цвета.
Ход.
Воспитатель подносит ватман, на котором заранее нарисован круг желтого цвета, карандаши желтого цвета.
- Посмотрите ребята, у меня в окошке тоже светит солнышко. Только, мне кажется, чего-то у нашего солнышка не хватает? (Лучиков)
Правильно, солнышко забыло протянуть нам свои лучики. Придется ему напомнить. Сейчас я нарисую лучики.
Солнышко у нас какого цвета? (желтого)
Правильно, и лучики я буду рисовать желтые . Они бывают короткие и длинные .
Воспитатель показывает, как можно нарисовать короткие и длинные лучики.
-Вот какое красивое солнышко у меня получилось. У вас в окошках солнышко тоже без лучиков. Помогите солнышкам приобрести лучики.
Дети рисуют лучики на индивидуальных заготовках
(листочки с нарисованным солнышком без лучиков).
В процессе рисования воспитатель помогает тем детям, которые затрудняются рисовать. Хвалит всех детей, комментируя сделанное: «Какой длинный лучик! А этот лучик короткий».
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Дидактическая игра: « Спрячь мышку».
Цель: Формировать у детей умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.
Оборудование. Плоскостные домики из картона основных цветов, посередине квадрат белого цвета с изображением мышки. Квадраты тех же цветов –дверцы. Большая резиновая игрушка – кошка.
Ход игры.
Педагог раскладывает цветные квадраты- домики с изображением мышек. Показывает на одной картинке как « прячется мышка», когда окошечко закрывается дверцей-квадратиком такого же цвета.
При повторном проведении игры педагог использует домики других цветов, располагая их в ряд и в случайном порядке.
Дидактическая игра : « Прокати шар и куб в ворота ».
Цель: Продолжать формировать представление о свойствах шара и куба. Развивать мыслительные операции.
Материалы: Кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход игры
Покажите малышу шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогай. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогай их»,
Дайте малышу по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол (или стол) дугу- ворота, ножки от стульчика тоже могут быть воротами, и предложить покатить в ворота. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.
Дидактическая игра: « Рисование дождика».
Цель: Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер);рисовать палочки- прямые вертикальные линии; развивать зрительное восприятие пространства; познакомить детей с синим цветом; формировать интерес к изобразительной деятельности.
Материалы. Карандаши или фломастеры синего или голубого цвета ; листы бумаги для рисования формата А4 с заготовками ( по количеству детей) ;в верхней части листа нарисована туча синего цвета.
Ход рисования:
Вот какой дождь идет на улице! Он намочил все деревья, кустарники. На земле образовались лужи. Слышите, как стучит в наши окошки дождь? Как дождь стучит? (кап-кап). Гулять в такую погоду нельзя, сразу намокнешь и простудишься. А вот для растений - деревьев, травы, цветов дождь очень нужен.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей
Только нас не замочи
Зря в окошко не стучи
Брызни в поле гуще
Станет травка гуще!
- Дождик капнул на ладошку-
Кап-кап, кап!
На цветок, и на дорожку-
Кап, кап, кап!
Застучал по крыше он-
Кап, кап, кап!
И раздался чистый звон-
Кап, кап, кап!
Ребята, а давайте мы дождик нарисуем! Хотите? (Хотим)
Рисование дождика
Посмотрите, на моей картинке цветочки, травинки так ждут дождя. Туча уже нависла над моим лужком, а дождя так и нет. И вот одна капля, втора (рисую на мольберте штрихи), и, посмотрите, какой сильный пошел дождь! А на ваших листочках трава и цветы все еще ждут дождя.
Во время процесса рисования контролируют приемы работы, активизируют деятельность детей, приговаривая: « Вот одна капелька, другая…кап-кап-кап. И вот уже сильный дождь пошел, а теперь все слабее кап-кап-кап».
В конце рассматриваем все рисунки с детьми.
- Посмотрите, а зайчик улыбается, и предлагает нам поиграть.
Светит солнышко с утра,
Значит, нам гулять пора.
Кап, кап, кап!- дождик по дорожке!
Прячьтесь дети под зонтом дождь осенний переждем!
Дидактическая игра: « Игрушки. (один- много)».
Цель: Формировать понятия «один» — «много». Закрепить обобщающее понятие «игрушки». Закрепить понимание и использование в речи существительных единственного и множественного числа в именительном падеже. Учить произносить фразу из 2—3 слов. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать умения слушать слова логопеда, выполнять простые инструкции, бережно относиться к игрушкам.
Оборудование: корзина, игрушки.
Ход игры.
Сообщить детям, что к ним в гости пришли игрушки. Показать игрушки по одной, спросить:
- Что это? (Это мяч. Это кубик. И т.д.)
Показать детям корзинку с кубиками (шариками), спросить:
— Сколько кубиков (шариков)? (Много.)
Показать один кубик (шарик), спросить у каждого ребенка:
— Сколько кубиков (шариков)? (Один.)
Игра № 2 «Найди и назови».
Разложить перед детьми игрушки, спросить:
— Покажи, где один мяч (одна машина, одна кукла, один кубик и т.д.)? (Вот один мяч (одна машина, одна кукла, один кубик и т.д.).)
— Покажи, где много мячей (машин, кукол, кубиков и т.д.)? (Вот много мячей (машин, кукол, кубиков и т.д.).)
— Скажи, сколько это мячей? (Показать один мяч.) (Это один мяч.) И т.д.
— Скажи, сколько это мячей? (Показать много мячей.) (Это много мячей.)
И т.д.
Игра №3 «Скажи, сколько?».
Предложить каждому ребенку:
— Возьми один кубик.
При затруднении дать ребенку один кубик. Затем спросить каждого ребенка:
— Сколько у тебя кубиков? (У меня один кубик.)
После этого показать детям коробку, в которой много кубиков, и сказать:
— У меня много кубиков. Тут же спросить:
— Сколько это кубиков? (Это много кубиков.)
Игра №4 «Один — много».
— Покажите один пальчик. Сколько пальчиков? (Один.)
— Покажите много пальчиков. Сколько пальчиков? (Много.) Затем взрослый предлагает детям показать, сколько пальчиков он
назовет:
— Один. (Ребенок показывает один пальчик.)
— Много. (Ребенок показывает все пальчики на руках.)
Дидактическая игра: « Построить домик или башню из кубиков синего цвета».
Цель: Учить детей запомнить правильную последовательность действий, чтобы он взял один кубик, поставил его, затем взял крышу и поставил ее на кубик, а не наоборот. Продолжать знакомиться с синим цветом.
Оборудование: кубики синего цвета.
Ход игры.
Воспитатель вносит коробку с кубиками и говорит, что медведи прислали им подарок. Посмотрите, что в коробке. Сколько кубиков? (много)
Давайте поиграем в кубики. (раздает детям по комплекту кубиков)
Кубики у вас одинаковые или разные? После ответов детей воспитатель уточняет, что кубики одинаковые по цвету и по размеру. Давайте построим из этих кубиков устойчивую башенку.
Дети строят башенки. Если ребенок построил неустойчивую башенку, воспитатель, коснувшись ее, нарушает равновесие и говорит, что упала, потому что она неустойчивая, просит подумать малыша, как сделать устойчивую башенку. Если ребенок не догадывается сам, то воспитатель подсказывает. Когда малыши построили башенки, воспитатель спрашивает, какой кубик поставили вниз?(большой)
Какой взяли следующий ?такой же.
Какой поставили сверху? Такой же.
Дидактическая игра «Красная башенка»
Цель: Учить детей выделять цвет предметов, выбирать из группы предметы нужного цвета, составлять группы предметов одного цвета.
Оборудование: (котенок или медвежонок), разноцветные кубики.
Ход игры.
К детям приходит маленький щенок (котенок или медвежонок) . Щенок просит малышей построить для него домик красного цвета. На столе лежат кубики красного, желтого и синего цвета. Воспитатель дает каждому ребенку по одному красному кубику и предлагает помочь щенку. Но чтобы получилась башенка, ребенок должен выбрать еще несколько кубиков красного цвета.
Когда дети справятся с заданием, воспитатель спрашивает детей: «Какого цвета твоя башенка?»
Щенок подходит к башенкам, радуется и хвалит малышей.
Играя в следующий раз, дети строят башенки из кубиков других цветов.
Дидактическая игра «Строители».
Цель: Учить выделять цвет предметов, тренировать умение сравнивать предметы по цвету, объединять их в группы по цвету. Продолжать знакомить с красным цветом.
Оборудование: грузовые машины, строительный материал.
Ход игры:
Детям предлагается побыть строители. В одном месте строится городок из кубиков красного цвета, в другой стороне — из кубиков зеленого(синего, желтого) цвета. Между городами лежат кубики красного и зеленого (синего, желтого) цвета. Малыши на машинах развозят стройматериал на место строительства. Воспитатель спрашивает каждого малыша: «какого цвета твой домик?», «какого цвета кубики ты выбрал?», «Почему?»
Дидактическая игра « Подбери чашку к блюдцам».
Цель : Закреплять у детей представления об основных цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины).
Оборудование: Кукла, цветные чашки и блюдца такого же цвета.
Ход игры.
Педагог показывает чашку и говорит: «Какого цвета чашка? (зеленая )
Предлагает детям найти блюдце такого же цвета. Какого цвета блюдце?
Далее дети самостоятельно подбирают чашки к блюдцам, называя их цвет.
Дидактическая игра « Найди пару». « Подбери по цвету варежки»
Цель: закрепить знания детей о цвете предметов, учить различать и называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий; соотносить по цвету , формировать умения определять и называть величину предметов; развивать речь и мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность, глазомер.
Оборудование: силуэты варежек основных цветов ( красные, синие, зеленые, желтые): больших и маленьких
Ход игры:
№1. Воспитатель заметила, что перепутаны все варежки, предлагает детям найти пару одного цвета.
№2 Воспитатель предлагает детям, найти перепутанные маленькие и большие варежки. Разделить их на пары.
Дидактическая игра: « Знакомство с зеленом цветом. Покажи и скажи».
Цель: Учить узнавать и находить зеленый цвет. Закрепить понятие «зеленый цвет». Учить согласовывать прилагательное «зеленый» с именами существительными мужского рода. Развивать внимание, мышление, моторные навыки.
Оборудование: большой грузовик, маленькие игрушки и картинки с изображением предметов зеленого, красного и желтого цветов, бумага, зеленые фломастеры, наборное полотно или магнитная доска.
Ход игры.
Рассмотреть с детьми игрушки, которые привез грузовик (мячи, шарики и кубики красного, желтого и зеленого цветов).
- Посмотрите, как много игрушек привез нам грузовик. Доставать из грузовика игрушки и спрашивать детей:
- Что это? (Это мячи. Это шарики. Это кубики.)
Упражнение «Покажи и скажи».
- Где зеленый мяч? (Вот зеленый мяч.)
- Где зеленый шарик? (Вот зеленый шарик.)
- Где зеленый кубик? (Вот зеленый кубик.)
Дидактическая игра: « Парные картинки»
Цель: Учить узнавать и находить зеленый цвет. Закрепить понятие «зеленый цвет». Учить согласовывать прилагательное «зеленый» с именами существительными мужского рода. Развивать внимание, мышление, моторные навыки.
Оборудование:4 пары картинок с изображением предметов, различающихся только цветом (самолет, грузовик, флажок, домик и т.п.).
Ход игры.
Выкладывать по одной картинке, предлагая детям найти ей пару:
— Какой это самолет? (Это желтый (зеленый) самолет.)
— Какой это грузовик? (Это красный (зеленый) грузовик.) И т.д.
Рисование «Зеленый шарик».
Раздать детям листочки бумаги и фломастеры. Предложить нарисовать зеленый шарик. При необходимости оказывать детям индивидуальную помощь.
После выполнения задания спросить каждого ребенка:
— Какой у тебя шарик? (У меня зеленый шарик.)
Дидактическая игра: « Грибы» ( один, много)
Цель: Закрепить понятия «один», «много». Закрепить признаки осени. Формировать фразу с предлогом У и словами «один», «много». Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать навыки культуры общения.
Оборудование: листочки из бумаги, корзинка, муляжи грибов, два ежа, картинка «Осень. Грибы».
— Посмотрите, к нам в гости пришли ежи. Предложить детям поздороваться с гостями.
— Что они нам принесли? (Корзинку с грибами, картинку.)
Работа с сюжетной картинкой.
Рассмотреть с детьми картинку «Осень. Грибы», задать вопросы:
— Какое это время года? (Это осень.)
— Что делают Таня и Ваня? (Таня и Ваня собирают грибы.)
— Сколько грибов собрали дети? (Дети собрали много грибов.)
Упражнение «Один — много».
Раздать детям по одному грибу, спросить каждого:
— Сколько у тебя грибов? (У меня один гриб.) Предложить детям сложить все грибы в корзинку.
— Сколько у нас грибов? (У нас много грибов.)
Дидактическая игра: « Много, мало, один».
Цель: Учить детей сравнивать количество предметов, используя слова: «много», «мало», «один». Вызвать у детей интерес к дидактическим игрушкам, желание играть с ними. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умения не отвлекаться при выполнении задания.
Оборудование: игрушка - мишка, кукла, мешочек с кубиками, 2 мисочки.
Ход игры
Приглашаю детей посмотреть, какие игрушки стоят у меня на столе.
- Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе. Правильно игрушки. А какие игрушки стоят у меня на столе?
Дети называют игрушки.
- Правильно ребятки, это мишка и кукла. А куклу зовут Катя.
- Как зовут куклу?
Ответы детей.
Ставлю перед игрушками по миске.
- Ребята, что я поставила перед игрушками?
Ответы детей.
Показываю детям мешок с кубиками и говорю:
- У меня в мешочке много кубиков, а у Кати и мишки нет ничего.
- Ребята, сколько кубиков у меня в мешочке?
Ответы детей.
- А сколько у Кати и мишки?
Ответы детей.
Сейчас я насыплю им кубиков.
Насыпаю в миску кукле много кубиков, а мишке 2 – 3 кубика.
- Посмотрите, дети, у Кати много кубиков, а у мишки мало.
- Сколько кубиков у Кати?
- А у мишки сколько?
Ответы детей.
- Надо, чтобы Катя с мишкой поделилась. (Пересыпаю кубики)
- Теперь у мишки стало много кубиков, а у Кати мало.
- Скажите, сколько стало кубиков у мишки? А сколько у Кати?
Ответы детей.
- Мишка, поделись кубиками с детьми.
Наклоняюсь к мишке и спрашиваю: «Мишка, ты кому хочешь дать свои кубики?» После паузы говорю детям:
- Мишка хочет дать кубики Сереже!
- Сережа, возьми кубики у мишки. Теперь у тебя кубиков много, а у мишки нет ничего.
- Сережа, сколько у тебя кубиков? А сколько у мишки?
Ответ ребенка.
- Дай мишке один кубик.
- Сколько кубиков ты дал мишке?
Ответ ребенка.
- Сережа, сколько у тебя кубиков?
- Правильно много. А у мишки?
- Правильно один.
- Сережа, мишка поделился кубиками с тобой, а ты с кем хочешь поделиться?
С Настей? Хорошо.
- Оставь себе один кубик, а остальные дай Насте.
- Сколько кубиков ты оставил себе? А сколько ты дал Насте?
Ответ ребенка.
Таким образом, дети делятся кубиками, оставляя себе по одному, при этом, отражая в речи свои действия. В конце игры они возвращают все кубики кукле и мишке. Игрушки благодарят детей и уходят.
Ноябрь
Дидактическая игра: « Подбери по цвету цветы ».
Цель: учить называть словом основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый, белый, развивать мелкую моторику рук , учить находить вкладыш цветка по цвету и вставлять в свою рамку, вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
Оборудование: Карточки с вырезанными контурами цветов фигур, цветы такого же цвета и размера.
Ход игры.
Детям раздают карты с вырезанными контурами фигуры.
Педагог берет любой цветок, обводит ее пальцем и спрашивает: «Что это ? Какого она цвета? У кого есть такой цветок? Далее берет следующий цветок и так продолжает показывать все цветы по основным цветам, пока дети не закроют все окошечки. Дети выкладывают фигуры в вырезанные контуры.
Дидактическая игра: « Одень Мишку».
Цель: Развивать логическое мышление, речь, учить называть основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Развивать мелкую моторику рук , учить находить вкладыш одежды по цвету и вставлять в свою рамку, вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь).
Оборудование: Медведи с вырезанными контурами одежды: кофты и штанов, вкладыши одежды по основным цветам: синий, красный, зеленый, желтый.
Ход игры:
Детям раздают карты с вырезанными контурами одежды медведей.
Педагог берет кофту синего цвета, обводит ее пальцем и спрашивает: «Что это ? Какого она цвета? У кого есть такого цвета медведь? Далее берет следующую кофту, и так продолжает показывать все вещи по основным цветам, пока дети не закроют все окошечки. Дети выкладывают фигуры в вырезанные контуры.
Дидактическая игра: « Что изменилось?»
Цель: Учить понимать слова, обозначающие пространственные отношения предметов: близко, далеко.
Оборудование: зайчик и лисичка, домик.
Ход игры.
На столе у воспитателя слева домик, а справа 2 игрушки: зайчик и лисичка. Они находятся на разных расстояниях от домика. Выясняют. Кто ближе, кто дальше от домика. Дети закрывают глаза, а педагог переставляет игрушки. Открыв глаза, дети говорят, кто теперь дальше и кто ближе от домика. Упражнение повторяют 2-3 раза.
Дидактическая игра: «Что находится в группе».
Цель: Учить понимать слова, обозначающие пространственные отношения предметов: близко, далеко.
Ход игры.
Воспитатель предлагает сказать что и где находится в группе.
Где стоят наши стульчики? Далеко или близко?
Где стоят наши игрушки от нас? Далеко или близко?
Дидактическая игра: « Посади грибочки».
Цель: Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету.
Материал. Четырехцветные столики с грибочками: 2 двухцветных столика составляются вместе продольными сторонами. 20 грибков 4 цветов перемешиваются произвольно.
Ход занятия.
Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель предлагает каждому ребенку «посадить» грибочки двух цветов. Одни и те же столики поворачиваются различными сторонами. Дети по 3—4 раза выполняют задание с разными сочетаниями цвета. Так, составив столик красного и синего цвета со столиком желтого и зеленого цвета, одному ребенку предлагают разместить красные и синие грибки. После того как ребенок разместит материал в соответствии с заданным цветом, воспитатель дает задание отобрать и разместить красные и зеленые грибки. После перед ребенком ставится задача отобрать грибки желтого и зеленого цвета, и, наконец, последний поворот дает ребенку возможность упражняться в группировке и размещении грибков желтого и синего цвета. Второй ребенок в это время выполняет задание с предметами зеленого и желтого, затем желтого и синего, далее синего и красного и в конце красного и зеленого цвета.
При выполнении задания детьми воспитатель вопросами, указаниями помогает им самостоятельно исправить ошибки: «У тебя все грибки правильно «посажены»?», «Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»
Дидактическая игра « Налил-вылил».
Цель: Учить понимать простейшие слова, характеризующие количество: пустой, полный.
Оборудование: 2 тазика, стаканчик.
Ход игры.
Воспитатель предлагает из одного тазика перелить стаканчиком воду, когда вода в тазике кончится, сказать что таз пустой.
Тема: «Игры-вкладыши» (геометрические фигуры)
Цель: Закреплять умение группировать объекты по величине, обучать детей соотносить разнородные предметы по величине, осуществляя выбор из 2 величин одинаковой формы.
Материал. 6—8 решеток с большими и малыми отверстиями и комплектами соответствующих вкладышей. В каждой решетке имеется 4 больших и 5 маленьких отверстий.
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям решетку с большими и маленькими круглыми отверстиями, затем большие и маленькие круглые вкладыши. Поясняет, что в решетке есть разные окна, большие и маленькие, вкладыши тоже разного размера и ими можно закрыть все, окна: большими — большие, маленькими — маленькие. Воспитатель размещает по одному большому и маленькому вкладышу в соответствующих гнездах. Далее взрослый обращает внимание детей на то, что если вкладыш окажется не на своем месте, то окно будет закрыто плохо. После показа и объяснения педагог приглашает к своему столу по одному всех детей и предлагает каждому взять большой вкладыш, закрыть им соответствующее отверстие. Затем дает ребенку маленький вкладыш и снова предлагает закрыть окно, но теперь уже другой величины. Потом воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Одни дети размещают в соответствующих отверстиях большие и маленькие круги, другие оперируют с большими и маленькими квадратами, третьи — с овалами, четвертые — с прямоугольниками, пятые — с треугольниками. При дифференцированном подходе младшие дети вначале размещают круглые вкладыши, которые входят в гнезда легко. Только потом этим детям дается другой материал. Более старшим детям воспитатель сразу может предложить для размещения в отверстиях большие и маленькие квадраты или прямоугольники, где требуется не только соотнесение по величине, но и пространственное соотнесение углов и сторон разнородных предметов: вкладышей и отверстий. Тем детям, которые затрудняются при вкладывании квадрата в квадратное отверстие, воспитатель помогает: взяв своей рукой руку ребенка, поворачивает предмет до совмещения углов и сторон. Детям, разместившим вкладыши одной разновидности, предоставляется возможность выполнить задание еще раз, но уже с другим материалом. Так, если ребенок вначале размещает круглые вкладыши разной величины, то ему можно предложить квадратные вкладыши, затем треугольные или прямоугольные.
Дидактическая игра: « Пустой-полный» ( игры с песком)
Цель: Учить понимать простейшие слова, характеризующие количество: пустой, полный.
Оборудование: ведерки, совочки.
Ход игры.
Предложить детям насыпать совочком песок в ведерко-ведерко какое? Полное. Высыпать песок из ведерка-ведерко какое? Пустое.
Дидактическая игра: « Знакомство с геометрической фигурой- кругом».
Цель: Познакомить детей с кругом. Учить подбирать предметы, ориентируясь по форме, показу и словесному обозначению. Закреплять знание цвета и формы.
Материал: солнышко, мешочек, картинки (солнышко, карусель, обруч), предметы: руль, резинка для волос, колечко, клубок, часы, орехи.
Ход игры:
Ребята, давайте встанем в круг. Посмотрите, какой у нас круг большой получился. Похож он на солнышко (Показ солнышка). А внутри нашего круга-солнышка, что вы видите? (Обруч). Похож он на карусель? (Показ карусели).
Сейчас мы на нашей карусели покатаемся.
Далее проводится подвижная игра "Карусели".
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом бегом, бегом, да кругом, кругом, кругом
Тише, тише не спешите, карусель остановите,
Раз, два, раз, два вот и кончилась игра. (Два раза)
Воспитатель. На какую фигуру похожа наша карусель?
Дети. На круг.
Воспитатель. Нарисуйте пальчиком в воздухе круг. Вот он какой.
Воспитатель. В волшебном мешочке есть предмет, узнать о котором вам поможет моя загадка:
Ну конечно это он
Ни конца и ни начала
Ни углов и ни сторон (шар)
Посмотрите, как много у меня шаров. Какого они цвета?
Дети. Желтого.
Воспитатель. Возьмите по шарику. Проведите по нему пальчиками. У шариков нет ни углов, ни начала как в загадке. А теперь толкните шар ладошкой.
Игровое упражнение "Прокати шар".
Воспитатель. Что он сделал?
Дети. Покатился.
Воспитатель. Почему он покатился? Потому, что он имеет форму круга.
3 часть. Ребята, как вы думаете, какие предметы могут быть похожи на круг, имеют круглую форму?
У меня в коробке есть такие предметы. Демонстрация предметов (руль, резинка для волос, колечко, клубок, часы, орехи и др.)
Дидактическая игра «Разложи фигурки по домикам»
Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета (круги, квадраты), затем треугольники, овалы, прямоугольники, по 5-10 шт. каждой формы); небольшие коробочки.
Ход игры
Разложите перед ребенком разноцветные фигурки и расставьте в ряд коробочки, количество которых соответствует количеству фигур, предлагаемых для сортировки. Предложите малышу разложить по коробкам-домикам фигурки. Начните выполнять задание: «Давай разложим фигурки по коробочкам. В эту коробку складывай все квадраты. А в эту коробку складывай все круги. Вот так». Пусть ребенок продолжит раскладывать фигуры.
Сначала лучше предлагать ребенку фигурки одного размера. Количество фигур можно увеличивать, постепенно добавляя треугольник, прямоугольник, овал. В конце игры проверьте содержимое каждой коробочки. При необходимости помогите ребенку исправить ошибки: «В этой коробке все квадраты. А в этой коробке все круги. А что здесь делает квадратик? Наверно, он заблудился… Давай переложим его в другую коробочку».
Дидактическая игра «Найди лишнюю фигурку»
Цели. Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты), затем треугольники, овалы, прямоугольники; по 5—10 шт. каждой формы.
Ход занятия
Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме (например, 3 круга и 1 квадрат). Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру; которая отличается от других по форме».
Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.
Дидактическая игра « Найди круглый предмет»
Цель: Учить находить предметы круглой формы среди других предметов. Развивать мыслительные операции: анализ и сравнение. Обогащать словарь детей.
Оборудование: таблицы с четырьмя клеточками. В первой клетке нарисован круг, остальные клетки пустые. Предметные картинки, среди которых должны быть предметы круглой формы.
Ход игры
Однажды зайчата остались одни дома и так расшалились, что разбросали из шкафа все вещи. Но скоро вернутся заяц с зайчихой. Заволновались зайчата, придут сейчас родители и будут ругаться. Надо вещи по шкафам разложить. Давайте поможем зайчатам. Надо в пустые клеточки – ящики положить предметы круглой формы. Воспитатель просит малышей обвести нарисованный круг в первой клеточке пальчиком. «Какие предметы нам надо найти?» (круглые). Воспитатель объясняет, что нужно взять картинку и обвести предмет пальчиком, чтобы определить круглый ли он. Когда дети справятся с заданием, воспитатель предлагает рассказать зайчатам, какие предметы дети положили в пустые клеточки: Круглые часы, круглый стол, круглый шарик, круглая тарелка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по сенсорике
Когда мы приобрели тренажеры, встал вопрос о том, как их использовать на занятиях с пользой для ребят. Изучив немногочисленную литературу, мы пришли к выводу, что целесообразней будет организовать отд...
Картотека игр по сенсорике для детей 2-3 лет
дидактические игры для детей дошкольного возраста...
Картотека игр по сенсорике для детей 2-3 лет
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста....
Картотека игр по сенсорике для детей младшего возраста
В картотеке представлены дидактические иры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста....
Картотека игр по сенсорике
игры...
Картотека игр по сенсорике для детей 2-3 лет
игра_это неотъемлемая часть жизни каждого ребенка...
Картотека игр по сенсорике
Дидактическая игра «Волшебные прищепки»Цель: научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет ,развивать мелкую моторику пальцев рук у детей...