Дегаева Наталья Анатольевна

Сайт учителя физкультуры

Все выше и выше.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: спортивные игры

Увлечения: спортивные игры

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: с. Булдыгино, Зубово - Полянский район

Место работы: МБОУ " Булдыгинская СОШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/degaeva-natalya-anatolevna
Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл"

Описание инновационного  педагогического опыта

 учителя физической культуры

МБОУ «Булдыгинская СОШ»

Дегаевой Натальи Анатольевны

1. Актуальность и перспективность

 В настоящее время исключительно большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья школьников. К моменту окончания школы часть выпускников имеет серьезные отклонения в здоровье. Учебные нагрузки не оставляют времени на достаточную двигательную активность. Общеизвестно, что здоровье человека на 50% зависит от образа  жизни. Образ  жизни включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни.
Мы, учителя, в своей работе не можем влиять на первый и второй компоненты, только на стиль жизни. Быть здоровым – естественное стремление человека. Первый, основной признак здорового образа жизни - это регулярная физическая и двигательная активность, поэтому работа по сохранению здоровья учащихся и воспитанию здорового поколения для меня актуальна и значима. Как увлечь детей физкультурой, сформировать потребность и привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? Как со школьной скамьи привить вкус к здоровому образу жизни? Универсальных рецептов нет. Есть только опыт учителей.
    Проблема, над которой я работаю, звучит так: «Формирование устойчивого интереса учащихся к занятиям физической культурой».
Исходя из этого, в процессе комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, я решаю следующие задачи:
•        разъясняю учащимся  положительное влияние физической культуры и, в частности, двигательной активности на организм, которая   способствует подъёму общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма;
•        вырабатываю практические умения и навыки в  процессе формирования гармоничного развития учащихся;
•        формирую положительную мотивацию к занятиям физической культурой;
•        пропагандирую и поощряю желание учащихся стремиться к здоровому образу жизни.
Пути достижения поставленной цели:

Укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;

  • Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;
  • Развитие двигательных качеств;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств;
  • Формирование основ знаний о физической культуре и спорте;
  • Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.

       Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.

Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек.    Не только сохранить здоровье учащихся, но и  привить основы здорового образа жизни –  главная задача учителя.  Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.

  

                                     2.Концептуальность

      Новизна опыта заключается в дополнении в учебный процесс урока новых структурных элементов, разнообразии применяемых средств. Технология опыта предлагает систему конкретных методических приемов, методических рекомендаций по вовлечению учащихся в больший по объему двигательный режим.

 Технология опыта
     Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием «круговой тренировки», обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Наблюдения же показали, что многие учителя понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод. Он несомненно повышает плотность урока, но круговую тренировку с присущей ей особенностям не следует смешивать с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает ее значение.
Термин «круговая тренировка», обозначает иной способ проведения упражнений. В основе организации учеников для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит тот же мелкогрупповой поточный способ. Но должна быть разработана четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено – для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно – методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий четкое формирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее.
       Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8 – 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц – рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и их разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма

                                     3. Наличие   теоретической базы опыта.

Уроки физической культуры планирую в условиях 3-х часовой нагрузки в неделю. В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащемуся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

  Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках внимания уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школы.

 

 4.Ведущая   педагогическая идея.

 За  годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

Осознание этого помогло мне в свое время сделать  для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.

За время педагогической работы у меня  сложилась своя система  форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея  традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура»,  использую активные формы обучения: проектирование,  проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.

            Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.

Сущность  технологии, по которой работаю,  заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей,  строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности обучающихся первой ступени образования, составил подвижные игры по сюжетам народных сказок, мультфильмов, герои которых известны детям. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

На второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при  выполнении упражнений. В процессе учебной  деятельности  ввожу  разные  типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы.  Мною составлены комплексы физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития.

Третья ступень образования – период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому  признакам.

Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны. На каждом уроке  провожу информационные беседы, а в конце учебного года на II и III ступени образования – экзамен по теории физической культуры.

 

5. Оптимальность и эффективность средств.

    Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях желание заниматься спортом – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. В своей работе  применяю разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные уроки  с использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-состязания. На уроках отдаю предпочтение методу круговой тренировки с индивидуальным подходом. Основой этого метода является многократное выполнение определённых движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка её изменения и чередования с отдыхом. На таких уроках у школьников формируется устойчивый навык самоконтроля за деятельностью сердечно - сосудистой системы.

        

6. Результативность опыта

В результате использования вышеописанных подходов в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях мне удалось добиться позитивных результатов , которые отражаются, в первую очередь, во внеурочной деятельности учащихся. Мои ученики принимали участие:

1.      Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов.

2.      Проект  для одаренных детей в социальной сети работников образования.

3.      Международная конкурс – игра по физической культуре « Орленок»

4.      Участие и призовые местав районных соревнованиях.

7. Возможность тиражирования

С опытом моей работы, разработанными уроками, мероприятиями, составленными презентациями, проектами учащихся можно познакомится на моих сайтах

http://www.proshkolu.ru/

"http://nsportal.ru/degaeva-natalya-anatolevna" >

http://www.openclass.ru/node/add/page

http://soc.edurm.ru/content/my.html

 

Директор МБОУ « Булдыгинская СОШ»_______________/ Семина В.В./

 

 

О себе

 

Булдыгинская средняя общеобразовательная школа»

Зубово-Полянского муниципального района

Республики Мордовия

 

   Я закончила в 1999 году Зубово-Полянское педагогическое училище  по специальности «Преподавание в начальных классах». Решением  Государственной  экзаменационной  комиссии  мне  присвоена  квалификация  «учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области физической культуры». Общий  педагогический стаж-14 лет, стаж работы в МБОУ « Булдыгинская СОШ» - 14 лет.

   . В настоящее время, работаю в 5- 11 классах, веду  учебные занятия  по государственным программам ( комплексная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов ( авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич и др).Недельная  нагрузка составляет 21 час + 25 % воспитательной работы       ( 2 секции ОФП).

       Своевременно  прохожу курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В 2011 году  повысила свою квалификацию на  курсах  в ГБОУ «МРИО» по  программе  «Актуальные вопросы теории и методики преподавании физической культуры и ОБЖ», а  в 2007-2008 учебном году  прослушаны курсы повышения квалификации  в ГОУДПО (ПК) С «МРИО» по  проблеме «Внедрение в учебный процесс здоровье сберегающих технологий в процессе преподавания физкультуры и ОБЖ».

 Строю  свои занятия с учетом  знания  возрастных  и психологических  особенностей. Для каждой  группы  учащихся, имеющих свою медицинскую группу здоровья,   создаюсвой комплекс общеразвивающих упражнений, позволяющих компетентно дозировать физическую нагрузку учащимся с разными физическими возможностями; обучение ведется  с использованием  современных  педагогических технологий, в том числе с использованием ИКТ .  Работаю в соответствии с современными требованиями, владею формами  и методами активного обучения, использую на уроках групповую и индивидуальную работу с учащимися.

На уроках хороший  психологический климат, все учащиеся чувствуют себя  комфортно и активно выполняют задания учителя.  В итоге  среди учащихся  нет неуспевающих, нормативы сдают все учащиеся. Уровень обученности  по физической культуре, составляет 100%; процент качества знаний от  85%     до   95%.

Со своими  воспитанниками  принимаю активное участие  в проведении недели физической культуры, систематически  участвуем  в   районных олимпиадах по физической культуре, соревнованиях районного и республиканского уровней. Мои ученики  не раз занимали призовые места  в районных соревнованиях. А так же устраиваем товарищеские встречи с учениками с соседних школ по разным видам спортивных соревнований.

. Призовые места в районных соревнованиях.

 

               Год

                   Ф.И.О

Класс

            Вид соревнований

                  Место

2010

Аткин Олег

9

Районный турнир по жиму штанги приз ветерана войны В.И. Слезкина

                    2

2010

Сазанов Виктор

9

Районный турнир по подтягиванию на приз ветерана войны В.И. Слезкина

                     3

2011

Петашкина Екатерина

10

Первенство района по легкой атлетике на приз главы администрации Зубово – Полянского муниципального района С.С. Сурдина

                     1

2011

Дегаева Мария

6

Первенство района по легкой атлетике на приз главы администрации Зубово – Полянского муниципального района С.С. Сурдина

                    3

2011

Футбольная команда МБОУ «Булдыгинская СОШ»

 

Районные соревнования по футболу в честь памяти А. Таминкина

                    3

2012

Илькин Денис

7

Первенство района по легкой атлетике на приз главы администрации Зубово – Полянского муниципального района С.С. Сурдина

                   2

2012

Дегаева Мария

7

Первенство района по легкой атлетике на приз главы администрации Зубово – Полянского муниципального района С.С. Сурдина

                   3

2012

Ляшин Владислав

9

Первенство Зубово- Полянского муниципального района по лыжным гонкам.

                  3

2012

Андреева Валерия

9

Первенство Зубово- Полянского муниципального района по лыжным гонкам.

                   2

2012

Футбольная команда МБОУ «Булдыгинская СОШ»

 

Районные соревнования по футболу в честь памяти А. Таминкина

                  3

2013

Дегаева Ольга

5

Легкоатлетический забег в честь летчика космонавта героя России, уроженца Зубово – Полянского района В.Н. Дежурова.

                  2

2013

Петашкин Иван

6

Легкоатлетический забег в честь летчика космонавта героя России, уроженца Зубово – Полянского района В.Н. Дежурова.

                 3

 

А так же,  я ,  участвовала в 2013 году в Международном конкурсе – игре по физической культуре « Орленок» и имеюдвух призеров –лауреатов.

 

Ф.И участника

Класс

Место

Сандаров Михаил

6

Лауреат

Андреева Валерия

9

Лауреат

 

 

 

 

 

  Я всегда в поиске, постоянно занимаюсь повышением профессионального уровня изучаю новинки методической литературы. С опытом моей работы, презентациями можно познакомится на моих сайтах и страничках.

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 "Настольная книга учителя физкультуры"- моя любимая книга. Часто пользуюсь интернетом. скачиваю много материала.

Мои достижения

 Занимаю с учащимися призовые районные места. Сама заняла в 2013 году второе место по району по лыжным гонкам.

Моё портфолио

В своем электронном портфолио мне хочется поделиться разработками уроков, мероприятиями, презентациями и другими наработками, которые накопились у меня за годы работы в школе.

При подготовке к уроком стараюсь использовать интернет-сайты, ищу что-нибудь новое, еще не использованное в работе. Надеюсь, что мой опыт будет интересен коллегам.

 

Мои публикации:
Внеклассная работа
Классное руководство
Материалы для родителей
Материалы к аттестации
Физкультура и спорт
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио