Игровой проект сюжетно - ролевая игра Семья
проект на тему

Семенищева Ульяна Валерьевна

 Дошкольное детство самый важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает     первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей – дошкольников – игра, в ней закладываются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой проект сюжетно ролевой игры «Семья».

Авторы проекта

Дети, родители и педагоги МБДОУ ЦРР – д/с «Золушка»

Название проекта

сюжетно ролевой игры «Семья».

Вид проекта

игровой

Длительность

краткосрочный

Возрастная группа

Средняя группа 4 - 5 лет

Цель проекта

Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.

Задачи проекта

1. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

2. Учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты

3. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

4. Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах

Гипотеза проекта.

Если дети будут играть в сюжетно-ролевые игры, то разовьется личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность.

Актуальность

  Дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни.   Оптимальной формой  этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и  актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.

   Дошкольное детство самый важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает     первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей – дошкольников – игра, в ней закладываются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

    В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть спутником  детства, составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевой проявления.

        Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят в реальной жизни вокруг себя и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

     Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, мы предусматривали обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений.

Планируемые результаты

1. Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;

2. Формирование  навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;

3. Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

В рамках подготовительного этапа нами была осуществлена диагностика уровня развития творческих способностей детей, наличие игрового опыта, коммуникативных навыков и способностей к самостоятельной игровой деятельности.
Диагностика проводилась с помощью следующих тестов:

Тест «Взятие ребенком на себя роли»
Выявил следующие результаты:
• Стремление большинства детей к основной роли;
• Конфликтные ситуации при распределении ролей;
• Ограниченный набор игровых действий;
• Затруднение с определением «известного правила поведения, отражающего реальное действие и реальные взаимоотношения»;
• Быстрое угасание интереса к принятой роли.

Тест «Устойчивость в подчинении игровому правилу»
Выявил следующие результаты:
Игровое правило не сформулировано, легко трансформируется по желанию детей.

Тест «Особенности сюжетно-ролевой игры»
Выявил следующие результаты:
• Замысел игры в большинстве случаев предлагается воспитателем, редко – инициируется детьми;
• Обсуждение (сговор на игру) происходит скомкано, без словесного формулирования цели игры, ограничиваясь распределением ролей;
• Основное содержание игры – действия с предметами, однообразные манипуляции с игровым оборудованием, несколько игровых действий, имитирующих  бытовые взаимоотношения;
• Небольшое количество сюжетов игр: «Поликлиника», «Шофёры», «Семья», «Магазин»;
• Сюжет представлен несколькими игровыми действиями, без самостоятельного творческого развития;
• Ролевые диалоги между детьми ограничиваются несколькими фразами, превалируют предметные действия;
• Активное использование в игре игрушек, предметов-заместителей,  словесного обозначения предметов-заместителей;
• Результат игры, как правило, не оформлен;
• Привлечение воспитателя в игру, в случае затруднения при дальнейшем развитии сюжета игры.

Основной

Непосредственная реализация проекта в группе:

1. Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми,  их деятельностью (кто, чем, почему занимается.

2. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

  • Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
  • Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
  • Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3. Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

Заключительный

Оформление паспорта проекта, подведение итогов.

Результаты реализации

• Существенное расширение игровых приемов, способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;
• Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
• Самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое  развитие игровой ситуации;
• Успешное включение детей в игру и обыгрываемый выход из игры; стремление к реализации игрового замысла;
• Активная позиция детей по «реалистичности» исполнения роли всеми участниками игры; трансляция «должного» для этой роли поведения игрока;
• Значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре, дополнение игры театрализованными зарисовками детей;
• Очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений; развитие наблюдательности; внимания к окружающей действительности; уважение к результатам чужого и собственного труда
.


Предлагаемые роли

Подготовка к игре

Художественно – продуктивная деятельность.

Образовательная деятельность

Взаимодействие с родителями

Мама, папа, бабушка, дедушка, дети, сестра.

Беседа «Наша дружная семья»; «О маме»; беседы по фотографиям.

Игровая ситуация «Мы едем в зоопарк»; «Скоро премьера»; «Вежливые соседи»; «Письмо маме».

Этюд «Заботливые родители»

Экскурсия в медицинский кабинет.

Дидактические игры «Скажи ласково»; «Семья».

Чтение художественной литературы К. Чуковский «Айболит»; пословицы, поговорки.

Конспект образовательной деятельности «Моя семья»

Изобразительная деятельность «Поздравительная открытка»

Альбом детско – родительских рисунков «Я и моя семья».

Оформление фото выставки «Наша дружная семья»

Мама, папа, продавцы, парикмахеры.

Беседа «Моя семья»; беседы по плакатам профессий; «Моя мамочка такая, как…»

Рассматривание альбомов о семье.

Игровые ситуации  «Помощники»; «Дочки – матери»; «Умеем хозяйничать».

Этюды «Утреннее фото»

Дидактические игры «Кому что нужно для работы»; «Профессия».

Чтение художественной литературы З. Александрова «Мой мишка», русская народная сказка «Курочка и петушок». Загадки

Лепка «Угощение для кукол»

Конспект образовательной деятельности

Тема «Все профессии нужны, все профессии важны»

Изготовление альбомов «прически» для девочек и мальчиков. 

Изготовление «еды» из бумаги, солёного теста (крендели, печенье, сушки, булочки) .

Рассказы родителей о профессиях.

Советы родителям.


Список литературы

  1. Краснокуекова  Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. / Изд. 5-е. Ростов на Дону: Феникс, 2010
  2. Краснощекова  Н. В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста .// Изд. Феникс. 2012. с. 256
  3. Смирнова  Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002, №4. с.70 – 74
  4. Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010
  5. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Игра и произвольность современных дошкольников//Вопросы психологии. 2004, №1. с.91-103