5. Семья и семейные ценности
31 августа в дошкольных учреждениях нашей области проводятся «Уроки семьи и семейных ценностей» на основании письма уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. А. Астахова. В нашем детском саду мы уже сейчас месте с родителями готовимся к проведению таких уроков.
Во всех группах 31.08.12г. прошли мероприятия на тему: "Уроки семьи семейных ценностей"
1.
«Добрые семейные дела»
Непосредственно образовательная деятельность.
Воспитатель: Бондарчук Маргарита Викторовна, гр № 5, старшая.
Цель: Сформировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботится о близких, вызвать чувство гордости за свою семью.
Материалы и оборудование: фотовыставка «Моя семья», мяч, корзина, игрушки, чудесный мешочек, картинка.
Ход занятия
Дети, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье?
Дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен?
Вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Кто кому мама?
- Кто кому сын (дочка)?
- Для мамы ты кто?
- А для бабушки?
- Для брата, сестры?
- Кто чем занимается в семье?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других?
- Вы, любите своих близких? Почему?
Воспитатель обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи улыбаются, находятся близко друг к другу, им хорошо вместе.
Воспитатель спрашивает, умеют ли ребята быть ласковыми.
- Как все ласково их зовут дома?
- Покажите, какие бывают выраженные лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение, когда они радуются, когда у них хорошее настроение, когда они сердятся, хмурятся?
Проводится игра с мячом «Назови ласково».
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросит мяч ребёнку и называет любимого члена семьи, например: «Мама» (папа, сестра, брат, бабушка, дедушка). Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать маму ласково (мамочка, мамуля, мамулечка).
Далее воспитатель обращает внимание на корзиночку: «Давайте положим в корзиночку добрые дела, которые делает дома вся семья»
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает каждому ребёнку достать из чудесного мешочка игрушку, назвать добрые дела своей семьи (готовить вкусную еду, ходить в магазин, мыть посуду, стирать бельё, трудиться на даче и т.д.) и положить игрушку в корзиночку.
Воспитатель обращает внимание на картину с изображением семьи птиц (петух, курица, цыплята).
- Как вы думаете, можно сказать, что на этой картине изображена семья? Почему? Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей? Правильно, вы дети говорите, цыплята радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
Пальчиковая игра «Дружная семья».
Дети поочерёдно загибают пальцы в кулачок:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.
- Как хорошо, что у Вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семье бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Литература:
«Занятие по ознакомлению с окружающим миром» О.В. Дыбина стр 11-12
«Занятия в средней группе детского сада» Мозаика-синтез. Москва 2010
«Комплексные занятия» по программе "От рождения до школы"под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, средняя группа стр 41-42.
2.
Конспект занятия на тему "Моя семья".
Провела воспитатель: Золотарёва Наталья Васильевна гр. №1, средняя возрастная.
ØМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад №411 комбинированного вида» Конспект занятия (средняя группа) Тема: «Моя Семья» (изготовление талисмана) Воспитатель Сазонова Анна Сергеевна Новосибирск 2012 г.)
Цель: Расширение представлений детей о своей семье. Задачи: 1.Закреплять у детей представление о членах семьи, формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.); воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения, заботы о членах семьи. 2. Развивать диалогическую речь; закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи. 3.Закрепить навыки лепки, раскатывая пластилин круговыми движениями и расплющивать данную форму между ладонями. 4. Воспитывать у детей желание радовать своих родных результатами своего труда.
Оборудование:столы и стулья (по количеству человек), мяч, пластилин разного цвета, доски для лепки, стеки, фотографии (рисунки) семьи, картинка с изображением божьей коровки.
Методы и приёмы : игровые, словесные, наглядные.
Ход работы:
Дети заходят в группу друг за другом, воспитатель предлагает детям взяться за руки и образовать круг. В о с п и т а т е л ь. “Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся ”. - Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Анна Сергеевна, а ты кто? (как тебя зовут?). Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...). - Здравствуйте, дорогие ребята, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих, я приглашаю поиграть.
Психогимнастика. Дети стоят в кругу с воспитателем. В о с п и т а т е л ь. - Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение. - А если они сердятся, хмурятся? Дети показывают мимикой выражения лица. Образовательная деятельность с детьми. Дети садятся на стулья в игровой. В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите на эту фотографию (рисунок) показываю рисунок. Как вы думаете, кто эти люди? Как можно назвать их одним словом? (Семья.) Да, конечно, это семья. - Здесь не только мама, папа и ребенок, но и еще двое взрослых. Кто они? (Дедушка и бабушка.) У кого из вас большая семья? (Дети отвечают с уточнениями воспитателя.) С кем вы живете? (Ответы детей.) - Посмотрите, какие лица у взрослых и детей на этой фотографии? (Приветливые, улыбчивые.) - Как вы думаете, взрослые в семье заботятся друг о друге? Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?» Дети встают в круг Дети договаривают: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я) ходит на работу - шьет – зарабатывает деньги - проверяет уроки – ходит в магазин за покупками - учит уроки – готовит пищу - ухаживает за цветами – вытирает пыль - моет посуду – убирает в доме – гладит – играет – стирает – читает - мастерит – В о с п и т а т е л ь. -Молодцы, ребята!!! Теперь мы все знаем, кто и что делает в вашей семье! Создание талисмана для семьи. Лепка божьей коровки. Дети садятся за столы. В о с п и т а т е л ь. - Ребята, я хочу задать вам такой вопрос, а вы знаете, что такое талисман? (ответы детей) - Талисман – это такой волшебный предмет, который защищает или приносит удачу. Вот одним из таких талисманов является Божья Коровка!
Рассматривание картинки. - Божьих коровок знает каждый. Их просто невозможно не заметить, ведь они такие яркие, что сразу улучшается настроение. А еще божьих коровок называют "солнышко". Если на тебя село "солнышко", то точно повезет, а еще у него можно спросить какая будет погода - Божьи коровки являются древнейшим символом счастья и удачи. - Талисман с изображением божьих коровок всегда приносил удачу. И чем больше было черных пятнышек на спинке этого насекомого, тем сильнее был талисман. - Ребята, а вы бы хотели слепить таких волшебных божьих коровок, чтобы приносили счастье и удачу вашим семьям? (Ответы детей) - Пусть и в вашем доме, поселится божья коровка, сделанная, ребята, вашими руками. Она обязательно принесет вашей семье счастье и удачу. Ну а прежде чем мы начнем лепить и создавать наши талисманы, давайте разомнем наши пальчики! Физминутка (на местах) этот пальчик - дедушка этот пальчик - бабушка этот пальчик - папочка этот пальчик - мамочка ну, а этот пальчик - я - вместе дружная семья Показ образца, раздача материала для лепки. Лепим. Подведение итогов.
В о с п и т а т е л ь. - Ребята, что мы сегодня нового узнали и что делали? (Ответы детей). - Молодцы ребята!
Какие красивые талисманы у вас получились! (рассматриваем работы) пусть эти замечательные божьи коровки поселятся в каждой вашей семье! Спасибо за работу!
3.
Конспект комплексного занятия подготовительной группы, на тему: «Когда семья вместе, то и душа на месте».
Воспитатель: Алырчикова Зоя Филипповна, 4 гр. подготовительная.
Задачи: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. Воспитывать желание заботится о близких, активизировать словарь на основе углублённых знаний детей о своей семье. Развивать коммуникативные навыки: вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предварительная работа: работа с иллюстрациями по теме: «Моя семья».
Средства: песенный репертуар – «Солнечный круг» сл. Л Ошанин, муз. А. Островского, альбомные листы, карандаши, фломастеры, краски, кисти.
Ход занятия.
Сейчас, дети, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:
Пять да пять - разные братцы,
Так все вместе и родятся,
Если вскопают грядку –
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать?
– А как вы догадались, что это пальчики?
– Куда прячутся пальчики зимой?
– Ребята, а вы любите играть с пальчиками?
Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка».
(Разгибаем из кулака пальцы и сопровождаем движения текстом на левой и правой руке.)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья.
– О чем же эта игра?
– О семье.
– Что такое семья?
«Семья, когда живут вместе; в доме все живут дружно; Семья – самое дорогое, что есть у человека, где любят, заботятся друг о друге».
– У каждого из нас есть мама и папа. Это наши родители. У каждого из нас есть мама и папа. Это наши родители. У них есть свои папа и мама – это дедушки и бабушки. Но у бабушки и дедушки были свои папа и мама, а у тех – свои: Их было много. И жили они давно. Они являются нашими предками.
– А в вашей семье кто самый старший?
– А кто самый маленький, самый любимый?
– Как вас ласково называют в семье?
(Зайка, солнышко, дочка, сынуля и т. д.)
– Почему взрослые вас так называют? (Потому, что любят!)
– А сейчас послушайте песенку. А кто знает слова, подпевайте. (Дети водят хоровод и выполняют движения. Звучит песня «Солнечный круг» сл. Л Ошанин, муз. А. Островского).
– Расскажите, какая у вас мама? (красивая, добрая, милая, заботливая, нежная, ласковая, любимая…)
– Вот как много красивых, добрых слов можно сказать о своих мамах! А теперь послушайте, что сказал один мальчик о своей маме:
«На ярмарке в толпе заблудилось дитя. Бегает. Плачет. Ищет маму. Люди его спрашивают:
- Какая она, твоя мама?
Мальчик ответил, сквозь слёзы:
– Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».
– Согласитесь ли вы с этим мальчиком?
– Как, одним словом мы можем назвать папу и маму? (Родители).
– Подумайте и скажите, за что Вы любите своих родителей?
(Мама заботится обо мне - варит, убирается; папа всё ремонтирует; меня родители любят и я их тоже. Мы вместе играем, у нас все дружные, поэтому я их люблю.)
Физкультминутка.
– Мы немного отдохнём! Вставайте в круг:
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
– Сейчас поиграем в игру: «Скажи кто?»
– Каждый из нас когда-то родился.
– Кто дал нам жизнь?
– Кто заботился о нас?
– Кто учил делать первые шаги, поддерживал, что бы ни упали?
– Кто вытирал нам слёзки, гладил ушибы, лечил в болезнях?
– Кто самые родные наши и близкие?
– Мама и папа!
– А как вы можете порадовать родителей?
Сейчас поиграем в игру: «Угадай-ка-выбор». Выберите те дела, которыми можете порадовать родителей:
– Убирать за собой посуду.
– Разбрасывать одежду по всем стульям.
– Мыть свою тарелку.
– Оставлять после себя грязную посуду на столе.
– Чистить зубы.
– Ходить грязнулей.
– Заправлять кровать
– Оставлять кровать неприбранной.
– Замечать, когда мама и папа устали.
– Не замечать ничего вокруг.
– Хорошими и добрыми делами можете порадовать всегда своих родителей.
А в этой игре Вы должны угадать и досказать слово.
Игра «Доскажи словечко»
– Много, много окон в нём
Мы живём в нём. Это…. (дом)
– На каток ушла с утра
Мая младшая… (сестра)
– Усевшись важно на окошко
Ласково мурлычет кошка
Угостить её должны,
Ведь бабушка печёт… (пирожки)
– На день рожденье Кате
Мама сшила… (платье)
– Мама, папа, брат и я
Вместе дружная… (семья)
– Молодцы, дети! Отгадали все загадки. Мои искренние пожелания вам всем, чтобы вы никогда не огорчали своих родителей, слушались и помогали бы всегда вашим родителям, близким и родным.
Литература: «Добрый мир. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья» - книга3, автор: Л. Л. Шевченко.
4.
Воспитатель: Сорокина Ольга Владимировна, 6 гр. средняя.
Программное содержание:
Познакомить детей с названиями старинных колыбелек, люлек. Продолжать знакомить с русским фольклором: колыбельные песни, приговорки, пестушки. Приобщить детей к духовной культуре русского народа; Заинтересовать в знакомстве с русским фольклором (колыбельные песни, приговорки, пестушки); Воспитывать гуманные чувства, любовь к ближнему.
Предварительная работа:познакомить со словами люлька, пестушки; со старинными русскими именами; элементами русской одежды.
Ход занятия:
Дети встречают в группе гостей. Воспитатель, одетый в старинный русский сарафан входит в группу со словами:
Воспитатель: Добрый день, детушки-касатушки!
Подойдите, не стесняйтесь.
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Дети встают вокруг воспитателя. Воспитатель обращает внимание на свой наряд.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая я нарядная. Скажите, а что на мне надето?
(Ответы детей.) Правильно, сарафан. Раньше люди сами шили себе одежду. Одежду украшали кружевом, тесьмой, «рюшей», пуговицами, вышивкой. Прислушайтесь, ребята, кажется, кто-то плачет. Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим.
Дети и воспитатель подходят к люльке.
Кто это у нас плачет,
Не получит калачик,
Кто это у нас ревет,
Не получит сухарек.
Воспитатель берет куклу на руки.
Цыть, цыть, не плачь
Несет котик калач.
Недалечко, на мостике
Несет калач на хвостике.
Воспитатель: Ребята, это плакала девочка. А как вы думаете, почему она плакала?
Ответы детей. Она услышала наши голоса и захотела, чтобы её взяли на ручки.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как в старину могли эту девочку звать?
Дети перечисляют женские имена.(Марфушенька, Настенька, Марьюшка).
Воспитатель: Её зовут Марьюшка. Ребята, наша Марьюшка хочет с вами поиграть.
Игра «Потягушки»
Игра проводится 2 раза. Воспитатель, держа куклу в руках вместе с детьми, показывает движения, при этом произнося слова:
На кота – потягушки,
На дитя – порастушки. (Поочередное вытягивание рук вверх)
С гуся вода – С дитя – вся худоба. (Движения рук вверх и вниз с наклоном до пола)
Наденем сапожки
Это – с правой ножки,
Это – с левой ножки. (Стоя, ноги врозь, поочередные наклоны к носкам ног.)
Топ-топ-топатушки!
Пляшут зайки на опушке.
Пляшут лапки и хвосты.
Что стоишь? Пляши и ты! (Прыжки: ноги врозь, ноги вместе.)
Воспитатель: Она ведь маленькая и, наверное, устала. Как вы думаете, как помочь Марьюшке успокоится?
Ответы детей. Правильно, её надо положить в колыбельку и покачать.
Воспитатель кладёт куклу в колыбельку и качает.
Воспитатель: Ребята, скажите, а где спит наша Марьюшка?
Дети: в люльке, в колыбельке, в кроватке.
Воспитатель: Правильно, а ещё в старину колыбельку называли зыбкой или люлькой. Она легко качалась, "кланялась”, как маленькая лодочка, плывущая пореке. Зыбки, люльки в крестьянских избах подвешивались на гибком месте – к потолку. Положит мама ребеночка в люльку, качнет её раз – другой, а сама в это время пряжу прядет. Ребята, скажите, а из какого материала сделана люлька?
Ответы детей.( из дерева)
Воспитатель: А ещё в старину люльки делали из прутьев и дерева. А как вы думаете, кто в деревне делал люльки?
Люльки делали мастера - - люлечники, которые делали их не только с умением, но и с любовью. В семьях победнее отцы и дедушки делали люльку сами.
Воспитатель: Ой, наша Марьюшка снова заплакала. Как выдумаете, что надо сделать, чтобы Марьюшка уснула? Правильно, ей надо спеть колыбельную песенку. Ребята, а как нужно спеть колыбельную песенку, чтобы Марьюшка не испугалась? Дети: тихим голосом, ласково.
Дети положа руки под щечку "спят”, сидя на стульчиках, воспитатель поет колыбельную.
Ай, ну-ну-ну, котик
Засни маленький ребенок.
Ай ну-ну два кота
Серенькие оба.
Идите к нам ночевать,
Нашу Марьюшку качать.
А у нас Марьюшка маленька
Она спать раденька. – Ну вот, кажется наша девочка уснула.
А у меня есть для вас подарок. Я вам подарю маленьких куколок. В такие куклы играли крестьянские дети давным-давно, в прошлом веке, очень давно.
Воспитатель раздает детям куклы и просит назвать их старинными именами. Теперь есть у вас и куколки, и зыбки. Давайте уложим их спать и споем им колыбельную песню.Дети садятся на коврик, качают колыбельки и поют:
Ай, баю, баю, баю,
Сидит барин на краю.
Он не беден, не богат,
У него много ребят,
Все по лавочкам сидят
Кашку масляну едят.
Кашка масляная,
А ложка крашеная,
Ложка гнётся, Сердце бьётся, душа радуется,
Ай, баю, баю, баю,
Ай, баю, баю, баю.
Воспитатель: Ну, вот и ваши детки уснули. Пока они спят, давайте погуляем.
Дети кладут кукол на стол и идут одеваться на прогулку.
Используемая литература:
1.Вакуленко. Е. Г. «Народная культура России».
2.«Введение в историю России» М. В. Мирук., Т. А. Науменко.
5.
Конспект комплексного занятия в старшей группе по нравственно – патриотическому воспитанию
«Неразлучные друзья – взрослые и дети»
Воспитатель: Завьялова Наталья Борисовна
Программное содержание: сформировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, вызвать чувство гордости за свою семью. Учить проявлять чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением О. Дриза; активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье.
Учить рисовать фигуру человека, передавать форму частей, строение, различие в величине фигуры взрослого и ребёнка.
Материал:фотографии, листы для рисования, карандаши.
Содержание организованной деятельности:
Организационный момент. Дети вместе с воспитателем встают в круг.
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Сегодня в нашей группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье?
Дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображён.
Воспитатель задаёт наводящие вопросы как кого зовут, в каком месте фотографировались.
Воспитатель: Дети. А вы заметили, что все дети. Когда рассказывали о своей семье, улыбались? Кто догадался, почему?
Обобщение ответов детей: Потому что дети любят всех в своей семье; когда мама и папа рядом, всегда хорошее настроение, радость.
Пальчиковая игра«Дружная семья».
Дети поочерёдно загибают пальчики в кулак.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья.
Воспитатель показывает иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц (кошка с котятами, птица с птенцами). Семьи есть не только у людей, но и у животных и птиц. Как вы думаете, можно назвать, что на этих картинках изображена семья? Животные и птицы радуются, когда находятся в своей семье. Родители заботятся о детёнышах, защищают их.
Дети, а кто в вашей семье заботятся о детях? Как заботятся? А как вы помогаете взрослым? /Ответы детей/.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого оно.
Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют. У нас своя погода тут.
Улыбнётся ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло.
Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама. Скажите самые хорошие слова о маме. Какая она?
Заботливая, нежная, красивая, ласковая.
Как вы называете своего папу? Папочка, папуля.
Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете. Потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, любовь друг к другу. Народ сложил много пословиц о семье.
Воспитатель читает пословицы о семье:
При солнышке тепло, при матери - добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Воспитатель: Дети, а что вы хотели пожелать своей семье?
Пальчиковая гимнастика: дети загибают пальчики
Знаю я, что у меня дома дружная семья:
Это – мама, это – я, это – бабушка моя.
Это – папа, это – дед.
И у нас разлада нет.
Воспитатель: а теперь с вами нарисуем свою семью. Кто кого хочет: себя с мамой, папой, у кого есть сестрёнка, братик, бабушку, дедушку.
Итог: Сегодня мы с вами поняли, что семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У вас получились интересные рисунки. Я хочу пожелать вам, чтобы в вашей семье всегда были любовь и дружба.
Использованная литература:Лободина Н. В. «Комплексные занятия». Издательство « Учитель» 2011г.
6.
Воспитатель: Курятникова Нина Алексеевна, 2гр. подготовительная, логопедическая.