Логопедический уголок
Барашенкова Елена Александровна. Учитель-логопед. Категория: высшая.
Организованная образовательная деятельность"Коммуникация"Открытый показ по теме:
«Дикие животные наших лесов»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»;
- совершенствование грамматического строя речи
(образование имён существительных с помощью суффиксов: –их, -ух, -иц, -онок, -нок, -ат, - ят);
- употребление в речи предлогов: на, из, из-за, из-под;
- совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
- развитие связной речи;
- развитие общих речевых навыков (чёткости дикции, выразительности речи);
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие творческого воображения, подражательности.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных и их детёнышей,
листы с контурным изображением диких животных наших лесов,
схемы, зубные щётки, цветные карандаши,
костюмы Красной Шапочки и диких животных.
П Л А Н
1. Оргмомент.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла Красная Шапочка. Она приглашает нас в «лесную» сказку. Но, чтобы туда попасть, вам нужно отгадать загадки.
(по ходу выставляются картинки с изображением диких животных).
По деревьям скок да скок
И орешки щёлк да щёлк.
(Белка)
Летом по лесу гуляет
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)
Под соснами, под ёлками
Лежит клубок с иголками.
(Ёжик)
Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
(Заяц)
Хоть верь, хоть не верь,
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
(Лось)
У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней?
(Лиса)
2. Деление слов на слоги.
Логопед: Разделите слова – названия животных на слоги (отхлопывают)
3. Упражнение «Кто с кем пришел?»
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки и скажите «Кто это?».
К нам пришли лесные мамы и их детёныши.
Давайте назовём, кто с кем пришёл. (Белка с бельчатами и т.д.).
4. Упражнение «На водопой»
Логопед: Встаньте дети в круг и представьте, что мы превратились в диких животных:
Как-то раз лесной тропой Дети имитируют походку животных.
Звери шли на водопой:
За мамой лосихой топал лосёнок,
За мамой лисицей топал лисёнок,
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шёл медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой – косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
5. Пальчиковая гимнастика «Белочка»
(со щётками):
Сидит белка на тележке, (круговые движения по ладони)
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке, (поглаживания пальцев, начиная с большого)
Ёжику, лосишке,
Мишке толстопятому,
Заиньке ушастому.
Кому в платок, (Круговые движения по ладони).
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
6. Инсценирование сказки.
Логопед: Красная Шапочка приглашает всех в лес, где происходили такие события:
(показ сказки «Как лосёнку маму искали»).
Инсценировка «Как лосёнку маму искали»
Однажды Красная Шапочка пошла на прогулку в лес. Вышла она на лесную поляну и услышала, что кто-то жалобно плачет. Красная Шапочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не пугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:
- Мама! Мама!
Неожиданно с ветки ёлки спрыгнула белка и спросила:
- Что случилось? Ты потерялся?
- Да, я потерял маму!
- А какая твоя мама? У неё пушистый рыженький хвостик?
- Нет – горько заплакал малыш.
Из-за ёлки вразвалку вышла медведица и сказала:
- Наверно твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
- Нет – продолжал плакать малыш.
Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:
- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.
- Нет – продолжал реветь малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:
- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?
- Нет, нет – зарыдал малыш.
С сопением из норы вылезла лисица.
- Может, у твоей мамы длинная тонкая мордочка? – поинтересовалась она.
- Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами и длинными ушами, да ещё с длинной тонкой мордочкой?
- Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая твоя мама?
- Моя мама – самая красивая. Она коричневая. У неё маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.
- Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы. – Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.
И тут на поляну выбежала встревоженная лосиха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада Красная Шапочка, которая с улыбкой отправилась домой.
7. Упражнение «Подбери схемы»:
Логопед: Пока лесные мамы помогали лосенку, их детёныши (назовите их) пришли в лесную школу. Они принесли с собой лакомства.
Чем питаются бельчонок, ежонок, зайчонок?
Учитель в лесной школе попросил составить схемы своих лакомств. Два малыша справились, а один не справился. Отгадайте, чьи это схемы? (Бельчонка и зайчонка). Давайте поможем ежонку составить схему слова «грибы».
(Дети составляют схемы).
8. Игра «Найди маму».
Логопед: Возьмите карточки. Вы видите на карточках несколько наложенных контурных изображений лесных мам, а рядом – изображение одного детёныша.
Вы должны обвести и раскрасить изображение той мамы, чей детёныш нарисован на вашей карточке. Правильно подберите карандаш для раскрашивания.
9. Итог:
- Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?
- Чем мы сегодня занимались?
- Дома расскажите сказку маме и папе и попробуйте нарисовать картинку к ней, а завтра мы будем рассматривать ваши рисунки.
Виноградова Лидия Михайловна. Учитель-логопед. Категория: высшая.
ТВОРЧЕСКО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Использование игр с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики»
Цели проекта:
v Развивать общую и мелкую моторику, используя игры с мячом.
v Развивать умение ориентироваться в пространстве.
v Развивать фонематическое восприятие.
v Закрепить правильное произношение звуков.
v Дифференциация звуков в слогах, словах.
v Обогащать и расширять словарный запас.
v Развивать грамматический строй речи.
Интеграция: физическая культура.
Задачи:
v Отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта и побудить его к общению.
v Освободить детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
v Разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы.
v Развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
v Помочь провести работу над развитием просодических компонентов речи.
v Учить регулировать силу и точность движений.
v Активизировать непроизвольное и произвольное внимание.
v Нормализовать и развивать эмоционально – волевую сферу.
v Развивать глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
v Развивать мышечную силу, которая усиливает обмен веществ, работу важнейших органов – сердца и легких.
Тип проекта: творческо – исследовательский, практико – ориентированный, долгосрочный.
По составу участников: индивидуальный, групповой, коллективный.
Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, члены их семей, инструктор по физической культуре.
Время реализации проекта: с 17 сентября 2012 по 27 марта 2013 г.
Проблема исследования: подготовка детей к школе, профилактика дисграфии и дислексии, развитие речи, физическое развитие детей.
Гипотеза исследования:
Ассоциация логопатологов Санкт –Петербурга и области под руководством президента ассоциации профессора Г.А. Волковой проводила конференцию на тему: «Проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушениями речи» В докладах выступающих прозвучали данные о том, что в последние годы увеличилось количество детей с расстройствами письма и чтения (дисграфия и дислексия).
В настоящее время этими нарушениями страдают 50-60% учащихся массовых школ. Подобные данные заставляют серьезно задуматься об этой проблеме и приложить все усилия, чтобы в полной мере провести работу по предупреждению ошибок чтения и письма у детей с патологией речи.
Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте:
1. Развитая фонематическая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальной формы звукового анализа и синтеза слов).
2. Достаточный уровень сформированности зрительно – пространственных представлений.
3. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).
4. Развитая мелкая ручная моторика.
Актуальность:
Актуальность проведения работы по предупреждению дисграфии и дислексии в дошкольном учреждении возросла всвязи с отсутствием логопедической помощи в школах.
Методы исследования:
Вся работа по предупреждению ошибок чтения и письма у детей строится в соответствии с названными выше предпосылками письма. Исходя из этого, а также из необходимости проводить у наших детей коррекцию различных уровней нарушения движений (по Н.А. Бернштейну) целесообразно распределить игры с мячом по следующим разделам:
1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.
2. Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики.
3. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
4. Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.
5. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи.
Объект исследования:
игры с мячами, представленные в книге Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук «Мяч и речь», изд. «КАРО», Санкт - Петербург, 2003
Содержание практической творческо-исследовательской деятельности по реализации проекта:
Цель: коррекция речевых нарушений, развитие мелкой и общей моторики на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях, используя игры с мячами.
Задача: способствовать тому, чтобы игры с мячами явились необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывали положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Предполагаемые результаты:
Нормализация эмоционально – волевой сферы (особенно для гипервозбудимых детей), развитие глазомера, ловкости, быстроты реакции, точности движений.
Развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, повышение интереса к занятиям, развитие речи во всех ее компонентах.
Игры с мячами на индивидуальных занятиях.
Опираясь на знание уровневой теории организации движений, описанной физиологом Н.А. Бернштейном в его «Очерках по физиологии движений и физиологии активности», можно подобрать игры с мячом для каждого отдельного ребенка.
А. Рубро-спинальный уровень регуляции движений.
При нарушении в деятельности этого уровня у детей наблюдается тремор органов артикуляционного аппарата, кончиков пальцев (в состоянии покоя и при письме).
В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения.
Дети с нарушениями этого уровня отличаются неловкостью, у них возникают трудности во внешней увязке целостного движения, ослабление выразительности движений, мимики, может обедняться голос. Например, при рисовании они затрудняются придерживать лист бумаги, а буквы при письме у них получаются разновысокие.
С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля.
Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения: осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения, регулирует максимальную целевую точность движения.
При нарушении деятельности этого уровня у детей наблюдаются парезы, нарушение координации движений. Ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадратике, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных движений.
Д. Теменно-премоторный уровень организации движений.
Обеспечивает пространственную осмысленность движения.
У детей с нарушениями этого уровня страдает не координация движения, а их смысловая организация и реализация (апраксия и диспраксия), ориентировка в пространстве (право, лево), затруднена выработка любого навыка.
Е. Уровень символической организации.
С ним связаны понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей.
В проекте участвовала группа из 17 детей с общим недоразвитием речи второго года обучения. С нарушениями, указанными выше, в группе оказались: 1 ребенок (А), 1 ребенок (В). Им оказывалась дополнительная помощь в виде массажа рук. У других детей не наблюдалось резко выраженных нарушений организации движений.
Оборудование проекта
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
Составление паспорта проекта.
Подготовка дидактического и речевого материала.
2 этап. Выполнение проекта.
Разучивание с детьми игр с мячами.
Применение игр с мячами в различных областях коммуникативной деятельности.
Виды игр | Названия игр | Область их применения |
Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики | Комплекс «Разминка» «Дождик» «Спираль» «Машина» и др. | Индивидуальные Подгрупповые Фронтальные |
Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве | «Попади в ворота» «Вправо, влево прокати» «Вдоль цепочки я хожу…» «Я по стульчику стучу» и др. | Индивидуальные Подгрупповые Фронтальные |
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов | «Гласный звук услышат ушки…» «Поющие мячики» «Мяч передавай, слово называй» и др. | Индивидуальные Подгрупповые Фронтальные |
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи
| «Логопеду мяч бросай и животных называй» «Веселый счет» «Кто может совершать эти движения» «Скажи ласково» «Горячий – холодный» «Один – много» и др. | Индивидуальные Подгрупповые Фронтальные |
3 этап. Заключительный.
Подготовка презентации по проекту.
Выводы:
1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы.
4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
5. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
6. Регулируют силу и точность движения.
7. Самодвижение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
8. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
9. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Результаты проекта:
Игры с мячами явились необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывали положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Фотосессия:
____________________________________________________________________________________________________________________________
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 21 «Аист»
ТВОРЧЕСКО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Использование игр с мячом для развития речи,
мелкой ручной и общей моторики»
Учитель – логопед: Л.М. Виноградова
2012 - 2013 г.г.
Цели проекта:
- Развивать общую и мелкую моторику, используя игры с мячом.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Закрепить правильное произношение звуков.
- Дифференциация звуков в слогах, словах.
- Обогащать и расширять словарный запас.
- Развивать грамматический строй речи.
Интеграция: физическая культура.
Задачи:
- Отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта и побудить его к общению.
- Освободить детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
- Разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы.
- Развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
- Помочь провести работу над развитием просодических компонентов речи.
- Учить регулировать силу и точность движений.
- Активизировать непроизвольное и произвольное внимание.
- Нормализовать и развивать эмоционально – волевую сферу.
- Развивать глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивать мышечную силу, которая усиливает обмен веществ, работу важнейших органов – сердца и легких.
Тип проекта: творческо – исследовательский, практико – ориентированный, долгосрочный.
По составу участников: индивидуальный, групповой, коллективный.
Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, члены их семей, инструктор по физической культуре.
Время реализации проекта: с 17 сентября 2012 по 27 марта 2013 г.
Проблема исследования: подготовка детей к школе, профилактика дисграфии и дислексии, развитие речи, физическое развитие детей.
Гипотеза исследования:
Ассоциация логопатологов Санкт –Петербурга и области под руководством президента ассоциации профессора Г.А. Волковой проводила конференцию на тему: «Проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушениями речи» В докладах выступающих прозвучали данные о том, что в последние годы увеличилось количество детей с расстройствами письма и чтения (дисграфия и дислексия).
В настоящее время этими нарушениями страдают 50-60% учащихся массовых школ. Подобные данные заставляют серьезно задуматься об этой проблеме и приложить все усилия, чтобы в полной мере провести работу по предупреждению ошибок чтения и письма у детей с патологией речи.
Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте:
- Развитая фонематическая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальной формы звукового анализа и синтеза слов).
- Достаточный уровень сформированности зрительно – пространственных представлений.
- Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).
- Развитая мелкая ручная моторика.
Актуальность:
Актуальность проведения работы по предупреждению дисграфии и дислексии в дошкольном учреждении возросла всвязи с отсутствием логопедической помощи в школах.
Методы исследования:
Вся работа по предупреждению ошибок чтения и письма у детей строится в соответствии с названными выше предпосылками письма. Исходя из этого, а также из необходимости проводить у наших детей коррекцию различных уровней нарушения движений (по Н.А. Бернштейну) целесообразно распределить игры с мячом по следующим разделам:
- Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.
- Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики.
- Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
- Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.
- Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи.
Объект исследования:
игры с мячами, представленные в книге Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук «Мяч и речь», изд. «КАРО», Санкт - Петербург, 2003
Содержание практической творческо-исследовательской деятельности по реализации проекта:
Цель: коррекция речевых нарушений, развитие мелкой и общей моторики на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях, используя игры с мячами.
Задача: способствовать тому, чтобы игры с мячами явились необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывали положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Предполагаемые результаты:
Нормализация эмоционально – волевой сферы (особенно для гипервозбудимых детей), развитие глазомера, ловкости, быстроты реакции, точности движений.
Развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, повышение интереса к занятиям, развитие речи во всех ее компонентах.
Игры с мячами на индивидуальных занятиях.
Опираясь на знание уровневой теории организации движений, описанной физиологом Н.А. Бернштейном в его «Очерках по физиологии движений и физиологии активности», можно подобрать игры с мячом для каждого отдельного ребенка.
А. Рубро-спинальный уровень регуляции движений.
При нарушении в деятельности этого уровня у детей наблюдается тремор органов артикуляционного аппарата, кончиков пальцев (в состоянии покоя и при письме).
В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения.
Дети с нарушениями этого уровня отличаются неловкостью, у них возникают трудности во внешней увязке целостного движения, ослабление выразительности движений, мимики, может обедняться голос. Например, при рисовании они затрудняются придерживать лист бумаги, а буквы при письме у них получаются разновысокие.
С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля.
Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения: осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения, регулирует максимальную целевую точность движения.
При нарушении деятельности этого уровня у детей наблюдаются парезы, нарушение координации движений. Ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадратике, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных движений.
Д. Теменно-премоторный уровень организации движений.
Обеспечивает пространственную осмысленность движения.
У детей с нарушениями этого уровня страдает не координация движения, а их смысловая организация и реализация (апраксия и диспраксия), ориентировка в пространстве (право, лево), затруднена выработка любого навыка.
Е. Уровень символической организации.
С ним связаны понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей.
В проекте участвовала группа из 17 детей с общим недоразвитием речи второго года обучения. С нарушениями, указанными выше, в группе оказались: 1 ребенок (А), 1 ребенок (В). Им оказывалась дополнительная помощь в виде массажа рук. У других детей не наблюдалось резко выраженных нарушений организации движений.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
Составление паспорта проекта.
Подготовка дидактического и речевого материала.
2 этап. Выполнение проекта.
Разучивание с детьми игр с мячами.
Применение игр с мячами в различных областях коммуникативной деятельности.
Виды игр | Названия игр | Область их применения |
Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики | Комплекс «Разминка» «Дождик» «Спираль» «Машина» и др. | Индивидуальные Подгрупповые Фронтальные |
Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве | «Попади в ворота» «Вправо, влево прокати» «Вдоль цепочки я хожу…» «Я по стульчику стучу» и др. | Индивидуальные Подгрупповые Фронтальные |
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов | «Гласный звук услышат ушки…» «Поющие мячики» «Мяч передавай, слово называй» и др. | Индивидуальные Подгрупповые Фронтальные |
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи | «Логопеду мяч бросай и животных называй» «Веселый счет» «Кто может совершать эти движения» «Скажи ласково» «Горячий – холодный» «Один – много» и др. | Индивидуальные Подгрупповые Фронтальные |
3 этап. Заключительный.
Подготовка презентации по проекту.
Выводы:
- Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
- Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
- Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы.
- Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
- Регулируют силу и точность движения.
- Самодвижение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
- Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Результаты проекта:
Игры с мячами явились необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывали положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 21 «Аист»
Организованная образовательная деятельность
Образовательная область «Коммуникация»
Открытый показ по теме:
« Дикие животные наших лесов»
Учитель-логопед: Е.А. Барашенкова
20 ноября 2013 года
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»;
- совершенствование грамматического строя речи
(образование имён существительных с помощью суффиксов: –их, -ух, -иц, -онок, -нок, -ат, - ят);
- употребление в речи предлогов: на, из, из-за, из-под;
- совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
- развитие связной речи;
- развитие общих речевых навыков (чёткости дикции, выразительности речи);
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие творческого воображения, подражательности.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных и их детёнышей,
листы с контурным изображением диких животных наших лесов,
схемы, зубные щётки, цветные карандаши,
костюмы Красной Шапочки и диких животных.
П Л А Н
- Оргмомент.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла Красная Шапочка. Она приглашает нас в «лесную» сказку. Но, чтобы туда попасть, вам нужно отгадать загадки.
(по ходу выставляются картинки с изображением диких животных).
По деревьям скок да скок
И орешки щёлк да щёлк.
(Белка)
Летом по лесу гуляет
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)
Под соснами, под ёлками
Лежит клубок с иголками.
(Ёжик)
Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
(Заяц)
Хоть верь, хоть не верь,
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
(Лось)
У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней?
(Лиса)
- Деление слов на слоги.
Логопед: Разделите слова – названия животных на слоги (отхлопывают)
- Упражнение «Кто с кем пришел?»
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки и скажите «Кто это?».
К нам пришли лесные мамы и их детёныши.
Давайте назовём, кто с кем пришёл. (Белка с бельчатами и т.д.).
- Упражнение «На водопой»
Логопед: Встаньте дети в круг и представьте, что мы превратились в диких животных:
Как-то раз лесной тропой Дети имитируют походку животных.
Звери шли на водопой:
За мамой лосихой топал лосёнок,
За мамой лисицей топал лисёнок,
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шёл медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой – косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
- Пальчиковая гимнастика «Белочка»
(со щётками):
Сидит белка на тележке, (круговые движения по ладони)
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке, (поглаживания пальцев, начиная с большого)
Ёжику, лосишке,
Мишке толстопятому,
Заиньке ушастому.
Кому в платок, (Круговые движения по ладони).
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
- Инсценирование сказки.
Логопед: Красная Шапочка приглашает всех в лес, где происходили такие события:
(показ сказки «Как лосёнку маму искали»).
Инсценировка «Как лосёнку маму искали»
Однажды Красная Шапочка пошла на прогулку в лес. Вышла она на лесную поляну и услышала, что кто-то жалобно плачет. Красная Шапочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не пугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:
- Мама! Мама!
Неожиданно с ветки ёлки спрыгнула белка и спросила:
- Что случилось? Ты потерялся?
- Да, я потерял маму!
- А какая твоя мама? У неё пушистый рыженький хвостик?
- Нет – горько заплакал малыш.
Из-за ёлки вразвалку вышла медведица и сказала:
- Наверно твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
- Нет – продолжал плакать малыш.
Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:
- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.
- Нет – продолжал реветь малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:
- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?
- Нет, нет – зарыдал малыш.
С сопением из норы вылезла лисица.
- Может, у твоей мамы длинная тонкая мордочка? – поинтересовалась она.
- Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами и длинными ушами, да ещё с длинной тонкой мордочкой?
- Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая твоя мама?
- Моя мама – самая красивая. Она коричневая. У неё маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.
- Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы. – Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.
И тут на поляну выбежала встревоженная лосиха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада Красная Шапочка, которая с улыбкой отправилась домой.
- Упражнение «Подбери схемы»:
Логопед: Пока лесные мамы помогали лосенку, их детёныши (назовите их) пришли в лесную школу. Они принесли с собой лакомства.
Чем питаются бельчонок, ежонок, зайчонок?
Учитель в лесной школе попросил составить схемы своих лакомств. Два малыша справились, а один не справился. Отгадайте, чьи это схемы? (Бельчонка и зайчонка). Давайте поможем ежонку составить схему слова «грибы».
(Дети составляют схемы).
- Игра «Найди маму».
Логопед: Возьмите карточки. Вы видите на карточках несколько наложенных контурных изображений лесных мам, а рядом – изображение одного детёныша.
Вы должны обвести и раскрасить изображение той мамы, чей детёныш нарисован на вашей карточке. Правильно подберите карандаш для раскрашивания.
- Итог:
- Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?
- Чем мы сегодня занимались?
- Дома расскажите сказку маме и папе и попробуйте нарисовать картинку к ней, а завтра мы будем рассматривать ваши рисунки.