Логопедический уголок

Ревнивцева Раиса Михайловна

Знакомимся: "Логопедический уголок"

 

 Барашенкова Елена Александровна. Учитель-логопед. Категория: высшая.

  

Организованная образовательная деятельность
"Коммуникация"
Открытый показ по теме:

«Дикие животные наших лесов»

Цели:

 

Коррекционно-образовательные:

- актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»;

- совершенствование грамматического строя речи

  (образование имён существительных с помощью суффиксов: –их, -ух, -иц, -онок, -нок,   -ат, - ят);

- употребление в речи предлогов: на, из, из-за, из-под;

- совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

- развитие связной речи;

- развитие общих речевых навыков (чёткости дикции, выразительности речи);

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие творческого воображения, подражательности.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитание бережного отношения к природе.

 

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных и их детёнышей,

                            листы с контурным изображением диких животных наших лесов,

                            схемы, зубные щётки, цветные карандаши,

                            костюмы Красной Шапочки и диких животных.

П Л А Н

 

         1. Оргмомент.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла Красная Шапочка. Она приглашает нас в «лесную» сказку. Но, чтобы туда попасть, вам нужно отгадать загадки.

(по ходу выставляются картинки с изображением диких животных).

По деревьям скок да скок

И орешки щёлк да щёлк.        

 (Белка)

Летом по лесу гуляет

Зимой в берлоге отдыхает.    

 (Медведь)

Под соснами, под ёлками

Лежит клубок с иголками.

(Ёжик)

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

(Заяц)

Хоть верь, хоть не верь,

Пробегал по лесу зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

(Лось)

У кого из зверей

Хвост пушистей и длинней?

(Лиса)

         2. Деление слов на слоги.

Логопед: Разделите слова – названия животных на слоги (отхлопывают)

         3. Упражнение «Кто с кем пришел?»

Логопед: Ребята, посмотрите на картинки и скажите «Кто это?».

                 К нам пришли лесные мамы и их детёныши.

                 Давайте назовём, кто с кем пришёл.  (Белка с бельчатами и т.д.).

          4. Упражнение «На водопой»

Логопед: Встаньте дети в круг и представьте, что мы превратились в диких животных:

 

Как-то раз лесной тропой                                       Дети имитируют походку животных.

Звери шли на водопой:

За мамой лосихой топал лосёнок,

За мамой лисицей топал лисёнок,

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шёл медвежонок,

За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

          5. Пальчиковая гимнастика «Белочка»

(со щётками):

Сидит белка на тележке,                (круговые движения по ладони)

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,                          (поглаживания пальцев, начиная с большого)

Ёжику, лосишке,

Мишке толстопятому,

Заиньке ушастому.

Кому в платок,                                  (Круговые движения по ладони).

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

         6. Инсценирование сказки.

Логопед: Красная Шапочка приглашает всех в лес, где происходили такие события:

(показ сказки «Как лосёнку маму искали»).

Инсценировка «Как лосёнку маму искали»

Однажды Красная Шапочка пошла на прогулку в лес. Вышла она на лесную поляну и услышала, что кто-то жалобно плачет. Красная Шапочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не пугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:

- Мама! Мама!

Неожиданно с ветки ёлки спрыгнула белка и спросила:

- Что случилось? Ты потерялся?

- Да, я потерял маму!

- А какая твоя мама? У неё пушистый рыженький хвостик?

- Нет – горько заплакал малыш.

Из-за ёлки вразвалку вышла медведица и сказала:

- Наверно твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

- Нет – продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:

- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

- Нет – продолжал реветь малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:

- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

- Нет, нет – зарыдал малыш.

С сопением из норы вылезла лисица.

- Может, у твоей мамы длинная тонкая мордочка? – поинтересовалась она.

- Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами и длинными ушами, да ещё с длинной тонкой мордочкой?

- Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая твоя мама?

- Моя мама – самая красивая. Она коричневая. У неё маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

- Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы. – Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.

И тут на поляну выбежала встревоженная лосиха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада Красная Шапочка, которая с улыбкой отправилась домой.

          7. Упражнение «Подбери схемы»:

Логопед: Пока лесные мамы помогали лосенку, их детёныши (назовите их) пришли в лесную школу. Они принесли с собой лакомства.

Чем питаются бельчонок, ежонок, зайчонок?

Учитель в лесной школе попросил составить схемы своих лакомств. Два малыша справились, а один не справился. Отгадайте, чьи это схемы? (Бельчонка и зайчонка). Давайте поможем ежонку составить схему слова «грибы».

(Дети составляют схемы).

          8. Игра «Найди маму».

Логопед: Возьмите карточки. Вы видите на карточках несколько наложенных контурных изображений лесных мам, а рядом – изображение одного детёныша.

Вы должны обвести и раскрасить изображение той мамы, чей детёныш нарисован на вашей карточке. Правильно подберите карандаш для раскрашивания.

           9. Итог:

- Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?

- Чем мы сегодня занимались?

- Дома расскажите сказку маме и папе и попробуйте нарисовать картинку к ней, а завтра мы будем рассматривать ваши рисунки.

 

 

 

 

 

 

 

Знакомимся: "Логопедический уголок"

Виноградова Лидия Михайловна. Учитель-логопед. Категория: высшая.

ТВОРЧЕСКО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ

«Использование игр с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики»

Цели проекта:

v    Развивать общую и мелкую моторику, используя игры с мячом.

v    Развивать умение ориентироваться в пространстве.

v    Развивать фонематическое восприятие.

v    Закрепить правильное произношение звуков.

v    Дифференциация звуков в слогах, словах.

v    Обогащать и расширять словарный запас.

v    Развивать грамматический строй речи.

Интеграция: физическая культура.

Задачи:

v    Отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта и побудить его к общению.

v    Освободить детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

v    Разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы.

v    Развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

v    Помочь провести работу над развитием просодических компонентов речи.

v    Учить регулировать силу и точность движений.

v    Активизировать непроизвольное и произвольное внимание.

v    Нормализовать и развивать эмоционально – волевую сферу.

v    Развивать глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

v    Развивать мышечную силу, которая усиливает обмен веществ, работу важнейших органов – сердца и легких.

Тип проекта: творческо – исследовательский, практико – ориентированный, долгосрочный.

По составу участников: индивидуальный, групповой, коллективный.

Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, члены их семей, инструктор по физической культуре.

Время реализации проекта: с 17 сентября 2012 по 27 марта 2013 г.

Проблема исследования: подготовка детей к школе, профилактика дисграфии и дислексии, развитие речи, физическое развитие детей.                                         

Гипотеза исследования:

 Ассоциация логопатологов Санкт –Петербурга и области под руководством президента ассоциации профессора Г.А. Волковой проводила конференцию на тему: «Проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушениями речи» В докладах выступающих прозвучали данные о том, что в последние годы увеличилось количество детей с расстройствами письма и чтения (дисграфия и дислексия).

В настоящее время этими нарушениями страдают 50-60% учащихся массовых школ. Подобные данные заставляют серьезно задуматься  об этой проблеме и приложить все усилия, чтобы в полной мере провести работу по предупреждению ошибок чтения и письма у детей с патологией речи.

Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте:

1.  Развитая фонематическая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальной формы звукового анализа и синтеза слов).

2.  Достаточный уровень сформированности зрительно – пространственных представлений.

3.  Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).

4.  Развитая мелкая ручная моторика.

Актуальность:

     Актуальность проведения работы по предупреждению дисграфии и дислексии в дошкольном учреждении возросла всвязи с отсутствием логопедической помощи в школах.

Методы исследования:

Вся работа по предупреждению ошибок чтения и письма у детей строится в соответствии с названными выше предпосылками письма. Исходя из этого, а также из необходимости проводить у наших детей коррекцию различных уровней нарушения движений (по Н.А. Бернштейну) целесообразно распределить игры с мячом по следующим разделам:

1.  Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.

2.  Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики.

3.  Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.                      

4.  Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.

5.  Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи.

Объект исследования:

 игры с мячами, представленные в книге Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук «Мяч и речь», изд. «КАРО», Санкт - Петербург, 2003

Содержание практической творческо-исследовательской деятельности по реализации проекта:

Цель: коррекция речевых нарушений, развитие мелкой и общей моторики на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях, используя игры с мячами.

Задача: способствовать тому, чтобы игры с мячами явились необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывали положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Предполагаемые результаты:

Нормализация эмоционально – волевой сферы (особенно для гипервозбудимых детей), развитие глазомера, ловкости, быстроты реакции, точности движений.

Развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, повышение интереса к занятиям, развитие речи во всех ее компонентах.

Игры с мячами на индивидуальных занятиях.

Опираясь на знание уровневой теории организации движений, описанной физиологом Н.А. Бернштейном в его «Очерках по физиологии движений и физиологии активности», можно подобрать игры с мячом для каждого отдельного ребенка.

А.  Рубро-спинальный уровень регуляции движений.

При нарушении в деятельности этого уровня у детей наблюдается тремор органов артикуляционного аппарата, кончиков пальцев (в состоянии покоя и при письме).

В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения.

Дети с нарушениями этого уровня отличаются неловкостью, у них возникают трудности во внешней увязке целостного движения, ослабление выразительности движений, мимики, может обедняться голос. Например, при рисовании они затрудняются придерживать лист бумаги, а буквы при письме у них получаются разновысокие.

С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля.

Обеспечивает согласованность движения   с внешним пространством при помощи зрения: осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения, регулирует максимальную целевую точность движения.

При нарушении деятельности этого уровня у детей наблюдаются парезы, нарушение координации движений. Ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадратике, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных движений.

Д. Теменно-премоторный  уровень организации движений.

Обеспечивает пространственную осмысленность движения.

У детей с нарушениями этого уровня страдает не координация движения, а их смысловая организация и реализация (апраксия и диспраксия), ориентировка в пространстве (право, лево), затруднена выработка любого навыка.

Е. Уровень символической организации.

С ним связаны понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей.

В проекте участвовала группа из 17 детей с общим недоразвитием речи второго года обучения. С нарушениями, указанными выше, в группе оказались:   1 ребенок (А), 1 ребенок (В). Им оказывалась дополнительная помощь в виде массажа рук. У других детей не наблюдалось резко выраженных нарушений организации движений.

Оборудование проекта

 

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.  

      Ÿ Составление паспорта проекта.

      Ÿ Подготовка дидактического и речевого материала.

2 этап. Выполнение проекта.

       Ÿ  Разучивание с детьми   игр с мячами.

       Ÿ Применение игр с мячами в различных областях коммуникативной деятельности.

Виды игр

Названия игр

Область их применения

Игры с мячом, направленные 

на развитие мелкой моторики

Комплекс «Разминка»

«Дождик»

«Спираль»

«Машина» и др.

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

     Игры с мячом, направленные

     на развитие ориентировки

     в пространстве

«Попади в ворота»

«Вправо, влево прокати»

«Вдоль цепочки я хожу…»

«Я по стульчику стучу»

и др.

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

     Игры с мячом, направленные

     на формирование правильного

     звукопроизношения

     и развитие фонематических

     процессов

«Гласный звук услышат ушки…»
 «Звуки гласные поем…»

«Поющие мячики»
 « Тихо – громко»

«Мяч передавай, слово называй» и др.

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

     Игры с мячом, направленные

     на обобщение и расширение

     словарного запаса,

     развития грамматического

     строя речи

 

«Логопеду мяч бросай и животных называй»

«Веселый счет»

«Кто может совершать эти движения»

«Скажи ласково»

«Горячий – холодный»

«Один – много» и др.

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

   3 этап. Заключительный.

Подготовка презентации по проекту.

Выводы:

1.                Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2.                Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3.                Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы.

4.                Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

5.                Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

6.                Регулируют силу и точность движения.

7.                Самодвижение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

8.                Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

9.                Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

10.            Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Результаты проекта:

Игры с мячами явились необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывали положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Фотосессия:

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

                             детский  сад  комбинированного  вида  № 21  «Аист»

                                        ТВОРЧЕСКО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ

                                       «Использование игр с мячом для развития речи,

                                         мелкой ручной и общей моторики»

                                        Учитель – логопед:  Л.М. Виноградова 

 2012 - 2013 г.г.


Цели проекта:

  • Развивать общую и мелкую моторику, используя игры с мячом.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Закрепить правильное произношение звуков.
  • Дифференциация звуков в слогах, словах.
  • Обогащать и расширять словарный запас.
  • Развивать грамматический строй речи.

Интеграция: физическая культура.

Задачи:

  • Отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта и побудить его к общению.
  • Освободить детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  • Разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы.
  • Развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  • Помочь провести работу над развитием просодических компонентов речи.
  • Учить регулировать силу и точность движений.
  • Активизировать непроизвольное и произвольное внимание.
  • Нормализовать и развивать эмоционально – волевую сферу.
  • Развивать глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  • Развивать мышечную силу, которая усиливает обмен веществ, работу важнейших органов – сердца и легких.

Тип проекта: творческо – исследовательский, практико – ориентированный, долгосрочный.

По составу участников: индивидуальный, групповой, коллективный.

Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, члены их семей, инструктор по физической культуре.

Время реализации проекта: с 17 сентября 2012 по 27 марта 2013 г.

Проблема исследования: подготовка детей к школе, профилактика дисграфии и дислексии, развитие речи, физическое развитие детей.

                                         

Гипотеза исследования:

 Ассоциация логопатологов Санкт –Петербурга и области под руководством президента ассоциации профессора Г.А. Волковой проводила конференцию на тему: «Проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушениями речи» В докладах выступающих прозвучали данные о том, что в последние годы увеличилось количество детей с расстройствами письма и чтения (дисграфия и дислексия).

В настоящее время этими нарушениями страдают 50-60% учащихся массовых школ. Подобные данные заставляют серьезно задуматься  об этой проблеме и приложить все усилия, чтобы в полной мере провести работу по предупреждению ошибок чтения и письма у детей с патологией речи.

Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте:

  1. Развитая фонематическая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальной формы звукового анализа и синтеза слов).
  2. Достаточный уровень сформированности зрительно – пространственных представлений.
  3. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).
  4. Развитая мелкая ручная моторика.

Актуальность:

     Актуальность проведения работы по предупреждению дисграфии и дислексии в дошкольном учреждении возросла всвязи с отсутствием логопедической помощи в школах.

Методы исследования:

Вся работа по предупреждению ошибок чтения и письма у детей строится в соответствии с названными выше предпосылками письма. Исходя из этого, а также из необходимости проводить у наших детей коррекцию различных уровней нарушения движений (по Н.А. Бернштейну) целесообразно распределить игры с мячом по следующим разделам:

  1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.
  2. Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики.
  3. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.                      
  4. Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.
  5. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи.

Объект исследования:

 игры с мячами, представленные в книге Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук «Мяч и речь», изд. «КАРО», Санкт - Петербург, 2003

Содержание практической творческо-исследовательской деятельности по реализации проекта:

Цель: коррекция речевых нарушений, развитие мелкой и общей моторики на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях, используя игры с мячами.

Задача: способствовать тому, чтобы игры с мячами явились необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывали положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Предполагаемые результаты:

Нормализация эмоционально – волевой сферы (особенно для гипервозбудимых детей), развитие глазомера, ловкости, быстроты реакции, точности движений.

Развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, повышение интереса к занятиям, развитие речи во всех ее компонентах.

Игры с мячами на индивидуальных занятиях.

Опираясь на знание уровневой теории организации движений, описанной физиологом Н.А. Бернштейном в его «Очерках по физиологии движений и физиологии активности», можно подобрать игры с мячом для каждого отдельного ребенка.

А.  Рубро-спинальный уровень регуляции движений.

При нарушении в деятельности этого уровня у детей наблюдается тремор органов артикуляционного аппарата, кончиков пальцев (в состоянии покоя и при письме).

В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения.

Дети с нарушениями этого уровня отличаются неловкостью, у них возникают трудности во внешней увязке целостного движения, ослабление выразительности движений, мимики, может обедняться голос. Например, при рисовании они затрудняются придерживать лист бумаги, а буквы при письме у них получаются разновысокие.

С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля.

Обеспечивает согласованность движения   с внешним пространством при помощи зрения: осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения, регулирует максимальную целевую точность движения.

При нарушении деятельности этого уровня у детей наблюдаются парезы, нарушение координации движений. Ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадратике, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных движений.

Д. Теменно-премоторный  уровень организации движений.

Обеспечивает пространственную осмысленность движения.

У детей с нарушениями этого уровня страдает не координация движения, а их смысловая организация и реализация (апраксия и диспраксия), ориентировка в пространстве (право, лево), затруднена выработка любого навыка.

Е. Уровень символической организации.

С ним связаны понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей.

В проекте участвовала группа из 17 детей с общим недоразвитием речи второго года обучения. С нарушениями, указанными выше, в группе оказались:   1 ребенок (А), 1 ребенок (В). Им оказывалась дополнительная помощь в виде массажа рук. У других детей не наблюдалось резко выраженных нарушений организации движений.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.   

       Составление паспорта проекта.

       Подготовка дидактического и речевого материала.

2 этап. Выполнение проекта. 

         Разучивание с детьми   игр с мячами.

        Применение игр с мячами в различных областях коммуникативной деятельности.

Виды игр

Названия игр

Область их применения

Игры с мячом, направленные  

на развитие мелкой моторики

Комплекс «Разминка»

«Дождик»

«Спираль»

«Машина» и др.

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

     Игры с мячом, направленные

     на развитие ориентировки

     в пространстве

«Попади в ворота»

«Вправо, влево прокати»

«Вдоль цепочки я хожу…»

«Я по стульчику стучу»

и др.

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

     Игры с мячом, направленные

     на формирование правильного

     звукопроизношения

     и развитие фонематических

     процессов

«Гласный звук услышат ушки…»
«Звуки гласные поем…»

«Поющие мячики»
« Тихо – громко»

«Мяч передавай, слово называй» и др.

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

     Игры с мячом, направленные

     на обобщение и расширение

     словарного запаса,

     развития грамматического

     строя речи

«Логопеду мяч бросай и животных называй»

«Веселый счет»

«Кто может совершать эти движения»

«Скажи ласково»

«Горячий – холодный»

«Один – много» и др.

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

   3 этап. Заключительный.

Подготовка презентации по проекту. 

Выводы:

  1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
  2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы.
  4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  5. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  6. Регулируют силу и точность движения.
  7. Самодвижение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
  8. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
  9. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Результаты проекта: 

Игры с мячами явились необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывали положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.



Предварительный просмотр:

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                          детский сад комбинированного вида № 21 «Аист»

Организованная образовательная деятельность

                            Образовательная область «Коммуникация»

                            Открытый показ по теме:

                            « Дикие животные наших лесов»

                             Учитель-логопед: Е.А. Барашенкова

20 ноября 2013 года

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»;

- совершенствование грамматического строя речи

  (образование имён существительных с помощью суффиксов: –их, -ух, -иц, -онок, -нок,                        -ат, - ят);

- употребление в речи предлогов: на, из, из-за, из-под;

- совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

- развитие связной речи;

- развитие общих речевых навыков (чёткости дикции, выразительности речи);

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие творческого воображения, подражательности.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных и их детёнышей,

                            листы с контурным изображением диких животных наших лесов,

                            схемы, зубные щётки, цветные карандаши,

                            костюмы Красной Шапочки и диких животных.

П Л А Н

  1. Оргмомент.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла Красная Шапочка. Она приглашает нас в «лесную» сказку. Но, чтобы туда попасть, вам нужно отгадать загадки.

(по ходу выставляются картинки с изображением диких животных).

По деревьям скок да скок

И орешки щёлк да щёлк.        

 (Белка)

Летом по лесу гуляет

Зимой в берлоге отдыхает.    

 (Медведь)

Под соснами, под ёлками

Лежит клубок с иголками.

(Ёжик)

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

(Заяц)

Хоть верь, хоть не верь,

Пробегал по лесу зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

(Лось)

У кого из зверей

Хвост пушистей и длинней?

(Лиса)

  1. Деление слов на слоги.

Логопед: Разделите слова – названия животных на слоги (отхлопывают)

  1. Упражнение «Кто с кем пришел?»

Логопед: Ребята, посмотрите на картинки и скажите «Кто это?».

                 К нам пришли лесные мамы и их детёныши.

                 Давайте назовём, кто с кем пришёл.  (Белка с бельчатами и т.д.).

  1. Упражнение «На водопой»

Логопед: Встаньте дети в круг и представьте, что мы превратились в диких животных:

Как-то раз лесной тропой                                       Дети имитируют походку животных.

Звери шли на водопой:

За мамой лосихой топал лосёнок,

За мамой лисицей топал лисёнок,

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шёл медвежонок,

За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

  1. Пальчиковая гимнастика «Белочка»

(со щётками):

Сидит белка на тележке,                (круговые движения по ладони)

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,                          (поглаживания пальцев, начиная с большого)

Ёжику, лосишке,

Мишке толстопятому,

Заиньке ушастому.

Кому в платок,                                  (Круговые движения по ладони).

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

  1. Инсценирование сказки.

Логопед: Красная Шапочка приглашает всех в лес, где происходили такие события:

(показ сказки «Как лосёнку маму искали»).

Инсценировка «Как лосёнку маму искали»

Однажды Красная Шапочка пошла на прогулку в лес. Вышла она на лесную поляну и услышала, что кто-то жалобно плачет. Красная Шапочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не пугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:

- Мама! Мама!

Неожиданно с ветки ёлки спрыгнула белка и спросила:

- Что случилось? Ты потерялся?

- Да, я потерял маму!

- А какая твоя мама? У неё пушистый рыженький хвостик?

- Нет – горько заплакал малыш.

Из-за ёлки вразвалку вышла медведица и сказала:

- Наверно твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

- Нет – продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:

- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

- Нет – продолжал реветь малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:

- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

- Нет, нет – зарыдал малыш.

С сопением из норы вылезла лисица.

- Может, у твоей мамы длинная тонкая мордочка? – поинтересовалась она.

- Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами и длинными ушами, да ещё с длинной тонкой мордочкой?

- Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая твоя мама?

- Моя мама – самая красивая. Она коричневая. У неё маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

- Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы. – Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.

И тут на поляну выбежала встревоженная лосиха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада Красная Шапочка, которая с улыбкой отправилась домой.

  1. Упражнение «Подбери схемы»:

Логопед: Пока лесные мамы помогали лосенку, их детёныши (назовите их) пришли в лесную школу. Они принесли с собой лакомства.

Чем питаются бельчонок, ежонок, зайчонок?

Учитель в лесной школе попросил составить схемы своих лакомств. Два малыша справились, а один не справился. Отгадайте, чьи это схемы? (Бельчонка и зайчонка). Давайте поможем ежонку составить схему слова «грибы».

(Дети составляют схемы).

  1. Игра «Найди маму».

Логопед: Возьмите карточки. Вы видите на карточках несколько наложенных контурных изображений лесных мам, а рядом – изображение одного детёныша.

Вы должны обвести и раскрасить изображение той мамы, чей детёныш нарисован на вашей карточке. Правильно подберите карандаш для раскрашивания.

  1. Итог:

- Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?

- Чем мы сегодня занимались?

- Дома расскажите сказку маме и папе и попробуйте нарисовать картинку к ней, а завтра мы будем рассматривать ваши рисунки.