Русская народная культура
Опубликовано 14.09.2012 - 20:26 - Ревнивцева Раиса Михайловна
Воспитатель: высшей категории, логопедической группы, МДОУ ДСКВ №21 "Аист"
Исаева Надежда Васильевна.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры – очень интересная и в то же время нелегкая задача воспитания. Система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Ребенок в игре получает хорошее настроение, радость, бодрость, ведет к укреплению здоровья.
Самые любимые игры для детей – те, где нужно словить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность: «Гуси – гуси», «Кот и воробьи». Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакций, выдержки («Совушка», «День – ночь», «Заморожу»).
Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и движений. Детям фольклор близок и интересен, и мы воспитателя ми или помогаем, приобщаясь к фольклору, играть и играть, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. А игры родителей и детей с использованием потешек, приговорок и др. жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.
При покачивании ребенка:
«Ходит Сон по лавочке
В красненькой рубашечке,
А Сониха по другой -
Сарафанец голубой.
Они вместе идут, дрему Катеньке несут».
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Например, «Ладушки»
Ладушки – ладушки,
Где были? – у бабушки
(хлопать в ладоши)
У нашей бабушки
На столе оладушки
(поочередно хлопать одной ладонью сверху по другой).
И с малиной пирожок
(хлопать ладонями – чашечками)
Ну-ка съешь его дружок.
(протянуть руки вперед – в стороны).
Этот пальчик - дедушка
Это пальчик – бабушка - ( пригибаем пальцы к
Этот пальчик - папенька ладони)
Этот пальчик - маменька
Этот пальчик – это я (пошевелить)
А это – (руки вперед с расстопыр. пал.)
Вся моя семья (прижать кулак к груди и обе ладони прижать к груди).
Заклички – обращенная к явлениям природы (солнцу, ветру, снегу, дождю, деревьям, радуге).
Солнышко, солнышко
Выгляни в окошечко
Твои детки плачут
По камушкам скачут.
Прохор в сугробе
Барахтался, барахтался
Не выбарахтался.
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
Сшит колпак не по – колпаковски.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие – то смешные стороны во внешности ребенка, в его поведении.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Где блины – тут и мы
Где оладьи – тут и ладно.
Шел медведь к броду – бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок, уж он кис, кис, кис,
Вылез, высох. Встал на колоду
Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок…
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Напр: «Уля и Филя». Или еще:
- Мы с тобой шли? – Шли!
- Кожух нашли? – Нашли!
- Я тебе его дал? – Дал!
- Ты его взял? – Взял!
- А где же он? – Что?
- Кожух! – Какой?
- Да такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Кожух нашли? – Нашли!
И опять все сначала.
Развлечение в средней группе «Сорока - белобока»
Воспитатель: высшей категории, логопедической группы, МДОУ ДСКВ №21 "Аист" Исаева Надежда Васильевна.
Программное содержание:
• продолжать знакомить детей с произведениями малых фольклорных форм – потешками;
• учить понимать переносное значение образных выражений;
• формировать выразительность и точность речи, чувство ритма, внятно проговаривать слова;
• расширять кругозор детей;
• учить слушать и слышать друг друга;
• вызвать у детей положительные эмоции;
• воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Предварительная работа:
чтение потешек; заучивание их наизусть; рассматривание иллюстраций к потешкам.
Материал:
различная атрибутика, игрушки, пиктограммы, фланелеграф.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребятки, есть у меня одна добрая знакомая. Вы её тоже знаете.
Я расскажу одну историю про неё, а вы мне поможете.
Её зовут Белобока… Не совсем так, а как?
Дети: Сорока – Белобока.
Воспитатель: Однажды вечером сороке - белобоке скучно было, и решила она завтра пораньше встать, приготовить угощение да гостей позвать. Легла она спать. Спит себе, уже и солнышко взошло, а она всё не просыпается: ведь часов у неё нет.
Хорошо Петушок выручил – такой молодец! Давайте вспомним про него потешку.
Дети: Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь
Голосисто поешь
Деткам спать не даёшь?
Ку – ка – ре- ку!!!
Воспитатель: Услышала Сорока Петушка, вскочила. Сколько дел! Не справиться одной! Увидела Курочку - рябушечку, попросила водицы принести. Как она просила?
Дети: Курочка – рябушечка
Куда идешь? – На речку.
Курочка – рябушечка
За чем идешь? – За водой.
Курочка – рябушечка
Зачем тебе вода?
- Цыплят поить.
Они пить хотят
На всю улицу пищат:
- Пи – пи – пи!
Принесла Курочка водицы и стала Сорока кашу варить.
Дети: Сорока – белобока кашку варила
На порог скакала, гостей созывала.
Гости услыхали
Быть обещали.
Первой пришла Кисонька.
Что спросила у неё Сорока?
Дети: Кисонька – Мурысонька
Ты где была? – На мельнице.
Кисонька – Мурысонька
Что там делала? – Муку молола.
Кисонька – Мурысонька
С кем прянички ела? – Одна.
Не ешь одна! Не ешь одна!
Воспитатель: А сейчас ребятки
Все на ножки становитесь
И в кружочек соберитесь
Вместе ручками помашем
Вместе и споем, и спляшем.
Дети встают по кругу.
Пальчиковая игра «Котята» авт. Железнова.
У нашей кошечки есть десять котят (медленно сгибаем и разгибаем пальцы).
Сейчас все котята по парам стоят (прижаты пальцы и ладони друг к другу).
Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых, два маленьких самых и самых красивых (не разжимая ладоней постукиваем пальцами друг об друга).
Воспитатель: Устали котята, хотят отдохнуть.
Музыка: Релаксационное упражнение «Котята спят». Представьте, что вы маленькие котята и хотите спать. Найдите удобное место, свернитесь клубочком, закройте глазки. Вы отдыхаете, вам спокойно, хорошо, дышите легко и свободно.
Вы проснулись, развернулись, потянулись и снова в деток превратились. И в группу вернулись.
Хорошо отдохнули. У вас хорошее бодрое настроение. Улыбнитесь друг другу.
Затем в гости пришел Медвежонок.
Мишка покажет, как умеет рычать (Э – низким голосом). Если Мишка далеко – звук «Э» тихо, а если близко звук «Э» - громко.
Давайте мы с Мишкой прогуляемся по лесу:
«Мишка косолапый
По лесу идет
Шишки собирает
Песенки поет.
Шишка отскочила
Прямо Мишке в лоб
Мишка рассердился
И ногою-топ!»
(движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ой, ребятки, кто это под кустом сидит? Догадайтесь!
«Комочек пуха
Длинное ухо
Прыгает ловко
Любит морковку». (Зайчик)
Конечно, это зайчик. А у него что-то в лапках. Ой, это загадки для вас.
Воспитатель достает иллюстрации к сказкам, сопровождая отрывками из сказок.
1. « Тянут – потянут
А вытащить не могут». (Репка)
2. « Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушел!». (Колобок)
3. « Сяду на пенёк,
Съем пирожок». (Маша и медведь)
Вот какие дети молодцы, все загадки отгадали.
Воспитатель: А теперь дети, нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с Сорокой и её гостями.
Упражнение «Какое у меня настроение?».
На фланелеграфе выставляю пиктограммы: веселую и грустную.
Воспитатель: Возьмите картинку (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению; помощь при выполнении: дети прикрепляют картинки к фланелеграфу.
Прощание: Дети встают в круг, хлопая в ладоши, напевают:
Отдохнули, поиграли
И совсем мы не устали
Скоро мы придем опять
Будем вместе мы играть.
Угощение от Сороки – белобоки.