Дошкольная дидактика Я.А.Коменского
презентация на тему
1. Биография и философские воззрения Я.А. Коменского
2. Педагогическое учение Коменского. «Великая дидактика» - первое научное обоснование педагогической теории
2.1 Структура и содержание «Великой дидактики»
2.2 Дидактика как теория обучения
2.3 Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества
2.4 Основные категории педагогики Коменского
2.5 Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому
Заключение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дошкольная дидактика Я.А.Коменского | 621.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фридрих Фребель родился 21 апреля 1782 г. в Тюрингии. Он рано осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Фребель занимался теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд “К нашему немецкому народу”. Начиная с 1820 г. в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу “Воспитание человека — главный труд", в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах .
Детский сад Ф. Фребеля «ВОЗВРАЩЕННЫЙ РАЙ» ДЕТИ ВОСПИТАТЕЛЬ братья и сестры ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать
Детский сад по Фребелю — «возвращенный рай». Фребель видел своей целью воспитание свободного, думающего и действующего человека, помогал раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Для наилучшего результата каждому ребенку необходим специальный, соответствующий именно его задаткам, склонностям и дарованиям подход, который поможет развить в ребенке самостоятельность, уверенность в себе и ответственность за себя. Огромную роль в воспитании детей Фребель отводил именно матери: «Хорошая связь “мать — дитя” — ключ к гармоничному развитию». Фребель всегда подчеркивал необходимость сильной эмоциональной связи матери и ребенка как основы любого воспитания. Забота и игра необходимы. Ребенок нуждается в любви, помощи и внимании взрослого, особенно мамы.
Теория развития ребенка Фребель , воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. Он полагал, что педагогике Песталоцци недоставало философского обоснования, и пришел к решению о необходимости преодолеть эмпиризм Песталоцци и построить свою систему на прочном философском фундаменте. Впоследствии Фребель писал: “Если из моей системы вынуть общее мировоззрение, то система падает. Она стоит, пока цементируется моей “философией”. Мир, по его мнению, состоит из двух единых и вместе с тем противоположных начал — материи и духа, имеющих, однако, общее божественное начало. Основу философии Фребеля составляло идеалистически трактуемое понятие о единстве вселенной и ее многообразии, о существовании всеобщего, единого для всего мироздания, но в каждом отдельном случае специфически проявляющегося закона, который он назвал “законом единства в многообразии”. На основе этого закона он построил свою систему воспитания в детском саду. На ребенка, как и вообще на человека, Фребель смотрел как на носителя божественной сущности, как на существо, развивающее в себе божественное начало. Идеализм Фребеля проявлялся и в его утверждении, что деятельность и поведение ребенка обусловлены врожденными инстинктами.
3 закона воспитания Ф. Фребеля 1. Самораскрытие божественного начала в душе человека. 2. Поступательное развитие человека. 3. Закон природосообразности . Фребель считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание должно руководствоваться самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, почему необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений.
Главные принципы его системы 1. Для маленького ребенка жизнь заключается в игре 2. Детям врожденно чувство общественности 3. Пристрастие маленьких детей к рассказам, а также их любовь к животным 4. Любовь детей к пению и цветам. Он дал им песни и сад с грядками цветов, за которыми они сами ухаживают 5.Фребель горячо любил детей, верил в их непорочность и наказание не вводил в детский сад
Педагогика и методика воспитания в детском саду Фребель считал, что ребенок по своей природе добр, открыт и благороден. Недобрым и закрытым его делают прежде всего воспитание и дурное влияние окружающего общества. И главная задача воспитания— не испортить врожденной и позитивной природы ребенка. «Дитя— существо деятельное, творящее,— писал он. Дело воспитателя— охранять и побуждать действия ребенка, но не определять их». Один из важнейших принципов педагогической системы Фребеля — необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Огромное значение для физического развития ребенка имеют, считал Фребель , разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.
Игра и шесть «даров» Фребеля Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества. Материалом для детских игр (или игрушек) стали простые и недорогие предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Он считал, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. И чем проще игрушка, тем шире спектр возможных игровых действий.
Шесть «даров» Фребеля мяч кубик, разделенный на восемь плиток небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков куб, разделенный на восемь кубиков кубик, разделенный на двадцать семь кубиков, разделеные еще на части: на плитки, по диагонали
Фридрих Фребель создал первый проект детского сада как формы общественного воспитания, разработав обширную, детальную, почти законченную систему дошкольного воспитания. Заслуга Фребеля в том, что он разработал и целую серию подвижных игр для детей, построенных на основе подражания явлениям природы, животным, деятельности людей (например, игры в бабочку, в цветы, в звезды, венки, «Лисица ходит кругом», «Кошки – мышки»). Все игры его сопровождались исполнением песенок. Их написал сам Фребель и даже выпустил сборник. Невысокую художественную ценность и примитивизм песенок автор понимал и неслучайно призывал читателей воспользоваться его идеями для составления более совершенных стихов и мелодий.
Несмотря на то, что теория детской игры, как и вся педагогическая система Фребеля , строится на религиозно-мистической основе, именно он наиболее обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, что посредством игры ребенок развивается не только физически, но и духовно - вводится в жизнь, развивает свои органы чувств, усваивает социальные нормы поведения. К.Д. Ушинский. Н.И. Пирогов, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова , П.Ф. Каптерев , П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий , Л.К. Шлегер , подвергая критике философские основы педагогической системы Фребеля - авторитарность, догматизм, педантизм, религиозность, тем не менее не отрицали и положительных сторон его теории, подчеркивали его вклад в развитие дошкольной педагогики. В наше время, время переоценки ценностей, следует вновь вернуться к изучению и освещению педагогических идей зарубежных и русских педагогов прошлого.