Профессиональная деформация педагога
статья ( группа) на тему
Деформация личности – это изменения, нарушающие ее целостность. Снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности. Когда с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой стороны – изменение, подавление или разрушения структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деформация личности – это изменения, нарушающие ее целостность. | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная деформация педагога
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т.д.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Такая ситуация приводит к профессиональной деформации педагога, т.е. происходит изменения личности профессионала в профессиональной деятельности.
Деформация личности – это изменения, нарушающие ее целостность. Снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности. Когда с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой стороны – изменение, подавление или разрушения структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.
Причины профессиональной деформации:
- Задержанный родительский инстинкт. Синдром «разоренного гнезда» (в 50 лет).
- Стойкость психологических стереотипов. Боязнь поменять коллектив, хотя хорошо: когда человек 1 раз в 3 года что-либо меняет. Приветствуется работа на пол.ставки.
- Необходимость общения старого поколения с младшей возрастной группой.
- Отсутствие видимых результатов своего труда.
- Психологическая незащищенность.
- Ненормированный рабочий день (нельзя работать на 2 ставки, выходить в выходные дни и т. д.)
- Отсутствие культуры отдыха
- Низкая заработная плата
- Низкая увлеченность членов семьи (педагог мало уделяет внимания семье)
- Влияние педагогического стажа на формирование профессиональной позиции педагога:
- Первые пять лет это старт педагогической деятельности, время адаптации выпускника к условиям работы в образовательном учреждении. Положительные стороны: достаточно теоретических знаний, склонен к самоизменениям, открытость новому, сосредоточен на своих возможностях, легко переносит ситуацию оценки его деятельности. Недостатки: недостаточно практических умений, не сформированы профессионально значимые качества личности, не вполне самоопределился в профессиональном плане, часто использует дисциплинарные методы воздействия на детей, в высказываниях преобладают приказы, обращение к детям может быть негативно окрашено, неустойчивость в оценках.
- От 6 до 10 лет происходит стабилизация профессиональной деятельности, формируется профессиональная позиция. Положительные стороны: расширение и совершенствование методов обучения и воспитания, повышается значимость профессиональной деятельности, уменьшается количество конфликтов, связанных с потребностью педагога самоутвердиться в глазах коллег и детей. Недостатки: появляются первые признаки деформации личности.
- С 11 до 15 лет педагоги начинают переживать «педагогический кризис», осознание противоречий между имеющимися возможностями и желанием профессиональных изменений. Положительные стороны: проявляют большой интерес к воспитанникам, умеют наладить конструктивные взаимоотношения с детьми, реже, чем молодые используют требования, угрозы и наказания. Недостатки: возможен стереотипный взгляд на профессиональную деятельность
- От 16 до 20 лет происходит кризис самосознания, между реальным каким я себя представляю, и я идеальным, каким бы я хотел быть. Положительные стороны: увлеченность своим делом, наиболее высокая оценка уровня сформированости профессионально значимых качеств, имеют возможность посвятить себя профессии, так как их дети становятся самостоятельными, достигается определенная стабильность в социально-экономическом плане. Недостатки: может возникнуть снижение профессионализма, формируются защитные механизмы, не всегда готов для контакта с психологом, болезненно воспринимает аттестацию, видя в ней желание, обнаружить профессиональный ошибки, возникновение психологической болезни «синдрома сгорания», невосприимчивость к новому, нарушение отношений партнерства с воспитанниками, психоэмоциональное перенапряжение.
- От 21 до 25 лет - характеризуется сформированностью профессионально значимых качеств педагога. Положительные стоны: расцвет профессионализма, наибольшая увлеченность работой. Недостатки: критичность и настороженность во взаимодействии с другими специалистами, возникновение синдрома эмоционального сгорания, невосприимчивость к новому, нарушение взаимоотношений с коллегами и детьми.
У педагогов высокий процент разводов, больше всего незамужних женщин. При достижении определенного уровня напряжения организм начинает защищать себя, это и проявляется разнообразными симптомами эмоционального выгорания. К ним относятся:
- Депрессивное расстройство
Признаки депрессии:
а) сниженное настроение свыше 14 дней
б) отсутствие интереса и удовольствий
в) хроническая усталость
Дополнительные
а) тревога (постоянная тревога за результат труда)
б) нарушение аппетита (чаще в сторону повышения)
в) познавательное расстройство, снижение памяти и интеллекта.
г) снижение сексуального влечения (не хочется!)
- Нарушение сна, как засыпания, ночные кошмары, сложности пробуждения. Пищевые расстройства – гастропотология, диарея, запоры, злоупотребление отдельными видами продуктов.
- Различные зависимости (алкоголь протекает в скрытой форме)
- наркоманов – нет
- повышенная религиозность
- дачная зависимость
- новая форма зависимости – виртуальная (ЧАТ, интернет, телевизор).
- созависимость (зависимость от других людей)
- Личностные изменения:
а) комплекс «всегда учитель»
б) перфекционизм (всегда делать все хорошо)
в) обеднение профессионального репертуара ( с трудом можно получить новую работу)
г) повышенная эмоциональная черствость.
- Повышенная эмоциональная чувствительность (ходит по трудным детям)
- Утрата интереса к профессиональной деятельности и ее стереотизация
- Уход в болезнь. Педагоги часто и много болеют от нервов
Пути профилактики профессиональной деформации педагога лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе, к собственной жизни.
Можно дать несколько рекомендаций профилактического характера для снятия синдрома выгорания педагога:
- Оценить ситуацию: как изменилось за последнее время отношение к работе, если мысль о ней вызывает раздражение и усталость, пора приминать меры. И не прячьтесь от реальности «Да ничего, просто переутомилась».
- Создать себе комфортные условия работы. Даже милые пустячки, фото на столе, несколько сувениров от близких людей и т.д., помогут избавиться от формализма свойственного многим учреждениям.
- «Уйти в отключку» т.е. давать себе возможность расслабиться. Эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-нибудь приятное. Существует много таких техник и способов – важно подобрать для себя комплекс.
- Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.
- Разговаривать с людьми по пустякам – возможность просто поболтать на отвлеченные темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему занятию.
- Избавиться от боязни ошибаться – достичь полного совершенства все равно не получиться, а пробовать разные варианты необходимо. Задайте себе вопрос: что будет, если я сделаю ошибку, - случится мировая катастрофа?
- Стать заменимыми, пусть начальник заблаговременно готовит тех, кто при необходимости сможет на достойном уровне выполнить эту же работу, надо избавиться от иллюзии, что без вас процесс остановиться. Сочетание ответственности с незаменимостью – путь к выгоранию
- Готовить пути отступления: как только период влюбленности в очередную работу проходит, следует подумать, о потенциальной перемене, хотя бы для того, чтобы избавиться от ощущения мышеловки.
- Синдром выгорания хорош тем, что дает повод задуматься на своем ли ты месте, не затормозилась ли твоя жизнь?
А можно использовать советы зарубежных психологов, в основном предназначенные представительницам прекрасной половины:
- Старайтесь смотреть на вещи оптимистично
- Найдите время, чтобы побыть наедине с собой
- Не позволяйте окружающим, требовать от вас слишком много
- Не старайтесь делать то, что вам на самом деле неприятно
- Не оказывайте слишком большое давление на своих детей
- Старайтесь реже говорить «Я этого не могу сделать»
- Используйте возможность выступить с речью
- Следите за фигурой
- Маленькие радости в ваших руках
Подведем итоги. При проявлении первых признаков профессиональных деформаций и «выгорания» бывает достаточно самопомощи, изучения соответствующей литературы, поддержки близких и грамотных людей. Но предупредить болезнь – всегда легче, чем ее потом лечить! Необходимо проверять себя по тестам, регулярно, хотя бы раз в год проходить психологический тренинг – личностный или профессиональный.
Профессиональных деформаций и «выгорания» можно избежать, но это требует каждодневных целенаправленных усилий.
Каждое утро начинай с девиза «Научи себя быть счастливой!»