Методическая разработка «Мой успешный проект»
Методическая разработка «Мой успешный проект»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_moy_uspeshnyy_proekt.docx | 413.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Мамонтёнок»
Мухаматуллина Юлия Раисовна
Воспитатель
Методическая разработка «Мой успешный проект»
Салехард
2021-2022
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Камешки Марблс – сокровище детства» |
Вид проекта | Творческий |
Тип проекта | Практико-ориентированный |
По характеру контактов | Внутри ДОО |
По времени проведения | Долгосрочный |
Участники проекта | Педагоги, воспитанники старшей группы «Звездочки», их родители |
Проблема проекта | Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, поэтому работа рук способствует психическому успокоению, развитию познавательных процессов и речевому развитию. Важность этого вызвала необходимость целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через игры и упражнения с камешками Марблс. |
Цель проекта |
|
Задачи проекта |
|
умения сопоставлять, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.
| |
Ожидаемый результат |
|
Эффективность проекта |
|
Формы работы |
|
Методы работы |
|
| |
Технологии |
|
ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ
Прогноз негативных результатов | Способы коррекции |
Недостаточная методическая подготовка педагогов. | Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, консультаций. Самообучение. |
Дефицит методических материалов и методических пособий. | Ресурсы интернет-пространства, приобретение методической литературы и методических пособий, создание картотеки игр и упражнений. |
Негативное реагирование родителей на нововведения. | Дифференцированный подход к семье. Система ознакомительных бесед и родительских собраний, индивидуальная работа. Нематериальное стимулирование семей, активных участников проекта грамотами, дипломами, благодарностями за активное участие. |
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях все более актуальным становится нахождение методов, способствующих усвоению большого объема информации. Эти методы нацелены на развитие способностей: думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Проектный метод в детском саду - один из важнейших компонентов в организации образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Игра - это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений. Познание человеком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия.
Процесс обучения не может проходить без игры, ведь вся жизнь ребенка – игра. В детской игре развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции. Незаменимое влияние оказывают пальчиковые игры на речевое и умственное развитие ребёнка. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Поэтому работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми.
Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием шариков Марблс и камешков кабошонов (декоративных камешков).
Камешки Марблс – это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребностям детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.
В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.
Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: I. Подготовительный этап (информационно-аналитический).
Цель: раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта. Определение темы, актуальности, проблемы, цели и задач проекта; обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; привлечение родителей к участию в проекте.
II этап — основной (практический)
Цель: реализация задач воспитательно-образовательного процесса. Работа осуществляется по пяти образовательным областям в непосредственно – образовательной, совместной деятельности.
Полученные во время занятий знания, умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни, обогащается развивающая предметно-пространственная среда.
Планирование игровой деятельности по областям
Образовательная область | Содержание |
Познавательное развитие | Беседы «Почему нельзя брать камень в рот». Цель: формирование знаний техники безопасности при работе с камешками. Коллективные игры «Разбери по цвету, форме, размеру, текстуре». Цель: развивать умения различать цвета, формы, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усваивать названия цвета. Развивать мелкую моторику рук. Игра «Выложи по контуру». Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук. Экспериментальная деятельность «Удивительные камешки «Марблс» Цель: познакомить детей с камешками (твердые, гладкие, тяжелые, прозрачные). Математический диктант. Цель: закрепление понятий «лево – право», «верх – низ». Д/И «Найди, сосчитай» |
Цель: ориентировка на листе бумаги в клетку. Развитие устойчивого внимания. Активизация мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики. «Цифры» картотека Марблс». Цель: знакомить с цифрами; обучать прямому и обратному счёту в пределах 10; соотносить число и количество; развивать зрительное восприятие. | |
Речевое развитие
| Игра «Сочинялки». Цель: Формирование представлений о построении связного предложения. «Опиши картинку». Цель: учить детей описывать, что изображено на картинке. «Назови картинку и найди гласный звук». Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова. «Найди камешку место». Цель: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание. Д/И «Волшебные камешки». Цель: развитие навыков звукового анализа слов, развитие мелкой моторики. Д/И «Волшебный мешочек». Цель: учить согласовывать слово-предмет и слово-признак. Расширять словарный запас детей. Пальчиковые игры «Лабиринт», «Ходилки», см. картотеку игр и упражнений «Волшебные камешки» (приложение) ЧХЛ П. Бажов «Серебряное копытце», «Белоснежка и семь гномов». Цель: учить слушать, следить за сюжетом. Показать красоту камней. |
Социальнокоммуникативное развитие | Игра «Камешек настроения». Цель: создание ситуации выбора. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Игра «Разбери по цвету». Цель: учить детей договариваться о совместной деятельности. С/Р игра «Строители» (замещение щебенки камешками Марблс). Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре строители умения действовать в коллективе. С/Р игра «Магазин» (замещение леденцов камешками Марблс). Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре магазин умения действовать в коллективе. С/Р игра «Больница» (замещение лекарств камешками Марблс) Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре умения действовать в коллективе. С/Р игра «Ателье. Дом мод» (замещение декора для платья камешками Марблс) Цель: учить украшать платье элементами декора. С/Р игра «Кондитер» (замещение продуктов камешками Марблс). Цель: учить создавать кондитерские изделия посредством использования камешков. Релаксация с камешками «Волшебный сон». Цель: стабилизация психических процессов, снятие напряжение, учить под музыку расслабляться. |
Физическое развитие | Игра «Кто больше соберет?» Цель: развивать двигательную |
активность детей, быстроту реакции.
Эстафета «Перенеси в корзинке только красные камешки».
Цель: развитие ловкости и координации движений.
Эстафета «Перенеси в ложке все камешки». Цель: развитие ловкости и координации движений.
Художественно Придумай картинку по теме «Осень» Цель: развитие эстетическое развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков». Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме».
Складывание узоров по образцу. Цель: формирование позитивных установок к различным видам творчества
Рисование камешками Марблс. Цель: развивать
творческую активность детей
Придумай картинку по теме «Осень». Цель: развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Рисование на манке (песочном столе). «Укрась ёлочку», см. картотеку шаблонов для выкладывания камешками Марблс (приложение).
Рисование камешками Марблс, рисование «Рябина для снегирей»; аппликация «Снежинка», лепка из глины «Камень».
III. Заключительный этап реализации проекта Цель: подведение итогов проекта.
- Фотовыставка детских работ (выкладывание предметов камешками Марблс).
- Мастер-класс для родителей «Камешки Марблс»
- Оформление родительского уголка (буклеты, консультации, папки-передвижки).
- Мастер – класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми дошкольного возраста».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы | Содержание | Задачи |
Подготовительный этап (информационноаналитический) | 1.Составление плана реализации проекта. 2.Изучение методической литературы по теме. 3.Подбор и изготовление дидактических игр. | Подбор материала по теме. |
Основной (практический) | 1.Информационно- просветительская работа с родителями: Консультация: «Камешки Марблс и их применение» | Разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта. |
Педагоги и родители:
· Получили необходимые знания по использованию нетрадиционной технологии, полученные знания стали применять в различных видах детской деятельности.
· Обогатили развивающую предметно-пространственную среду;
· Пополнили методическую копилку играми и пособиями с использованием камешков Марблс.
Дети:
игры с камешками Марблс помогли формированию мотивации к образовательной деятельности, успешному развитию познавательной, исследовательской активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, развитию мелкой моторики, совершенствованию грамматически связанной речи, развитию эмоциональной отзывчивости.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
- Картотека игр и упражнений «Волшебные камешки».
- Картотека шаблонов для выкладывания камешками Марблс.
- Для родителей: консультация «Обучающие игры с камешками Марблс», памятки «Камешки Марблс», буклеты «Полезно! Весело! Интересно!», «Марблс на празднике – игра, украшение или подарок», «Игры дома. Камешки Марблс».
- Для педагогов: мастер-класс «Блестящая математика: математические игры с камешками «Марблс», педагогическая экспедиция «Камешки «Марблс» мои маленькие помощники», образовательный салон «Использование камешков Марблс в социально-коммуникативном развитии», деловая игра «Дидактические игры с камешками Марблс», педагогическая гостиная «Увлекательные игры с камешками Марблс».
АКЦИИ ПРОЕКТА
«Принеси интересный камень в детский сад».
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА
- Конспект НОД «Путешествие с Лунтиком».
- Сценарий мастер – класса для педагогов «Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности необходимо в педагогическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Эта деятельность должна решать различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс это средство, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность образовательной работы. Работа с детьми, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными.
Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только воспитателя. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.
- Каталог образцов игровых и оформительских Марблс. (Федеральный информационный фонд отечественных и иностранных каталогов на промышленную продукцию) 2005. – 23с.
- Статья Е.В. Афонасьевой «Блестящая математика: математические игры с камешками Марблс».
- Климанова, Г.Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста // журнал Дошкольная педагогика. 2015.-№8(113)-С.28-37.
- Платонова О.А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007,126с.; ил.
- Статья Черногузовой Е.А. «Камешки марблс и их применение».