09.12.21 Методическая разработка на тему: «Технология использования центра речевой активности «Говоруша» с детьми дошкольного возраста»

Мухаматуллина Юлия Раисовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mamontenok_1.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МАМОНТЁНОК»

(МБДОУ Детский сад «Мамонтёнок»)

629003, г. Салехард, мкр. Б. Кнунянца, 26 «б», код 8(34922) 5-24-49, факс 5-24-61, E-mail:  mdou1@edu.shd.ru

ОКПО 04410545 ОГРН 1168901055223 ИНН 8901034200 КПП 890101001

Методическая разработка на тему: «Технология использования

центра речевой активности «Говоруша»

с детьми дошкольного возраста»

Мухаматуллина Юлия Раисовна

Воспитатель

г. Салехард

  1. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. Поэтому, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

  1. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно - пространственной среды, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Известно, что развитие ребенка осуществляется в игре. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Для того чтобы ребенок всегда мог найти себе игру и занятие по душе, а речевое развитие у детей было всесторонним, следует определить центры организации определенного вида игровой деятельности и выделить из них те, которые играют особую роль в развитии речи. С этой целью в МБДОУ в рамках работы по речевому направлению развития детей был создан речевой центр «Говоруша».

  1. Ключевым персонажем центра «Говоруша» является мягкая игрушка - девочка Говоруша. Она двигается, задает вопросы, преподносит сюрпризы, одним словом делает всё для того, чтобы решить такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, вызывать у детей большой интерес, побуждать к речевой активности.

Цель центра «Говоруша» - оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста. Обеспечение эффективного эмоционально-речевого общения со сверстниками и педагогами в процессе активной речевой деятельности стимулирующей их самостоятельность, инициативность, развития способностей.


  1. Задачи центра речевой активности по возрастам:

Возраст детей

Задачи

1,5–3 года

  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.
  • Обогащение активного словаря.
  • Формирование культуры речевого общения в детском коллективе.
  • Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать.
  • Укрепление дружеский отношений внутри группы.
  • Создание положительной мотивации к коллективной работе.

3–4 года

  • Развитие речевого дыхания.
  • Совершенствование звуковосприятия.
  • Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.

4–5 лет

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.
  • Развитие диалогической речи.

5–6 лет

  • Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).
  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6–7 лет

  • Развитие монологической речи.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Подготовка к обучению грамоте.

Центр «Говоруша» обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, развивающую и мотивирующую функции при формировании индивидуальной траектории речевого развития дошколят в разных видах детской активности с учетом их уровня и интересов.


При оформлении центра речевой активности мы руководствовались принципами:

  • принцип насыщенности и динамичности предусматривает обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, творческой, двигательной активности, в том числе развитие общей и тонкой моторики детей;
  • принцип трансформируемости обеспечивает возможность изменений в центре речевой активности в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов, и возможностей детей;
  • принцип полифункциональности предполагает возможность разнообразного использования оборудования в разных видах детской активности;
  • принцип доступности обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям и т.д.
  • принцип безопасности обеспечивает надежность и безопасность детей в центре речевой активности.

Также развивающая образовательная среда в центре речевой активности обеспечивает эмоциональное благополучие детей и комфортную работу педагогов.

Оборудование и материалы центра речевой активности «Говоруша»

При организации центра речевой активности были соблюдены следующие требования:

  • Необходимым атрибутом речевого центра является зеркало, игровой, дидактический, наглядный материал.
  • Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
  • Наглядный, дидактический материал в речевом центре меняется еженедельно, согласно лексической теме.
  • Оформление эстетично, привлекательно для детей, и вызывает стремление к самостоятельной деятельности.
  • Игровой материал доступен для ребенка.
  • Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.

В работе используем игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

  • артикуляционной моторики;
  • дыхания;
  • воздушной струи;
  • правильного звукопроизношения;
  • фонематического слуха;
  • словаря;
  • связной речи;
  • звукового анализа и синтеза слогов и слов.
  • мелкой моторики пальцев рук.

При подборе дидактического материала обязательно учитываем:

  • наполняемость центра;
  • разнообразие материала;
  • соответствие возрасту;
  • доступность;
  • системность;
  • эстетика оформления.

Дидактическое оснащение подбираем для решения коррекционных задач, а также удовлетворения потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития.

Дидактический материал в центре речевой активности:

Материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика на определенный звук и на лексическую тему; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски, и т.д.).

Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; листочки, снежинки, капельки на ниточке и т.д.).

Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; «звуковички» гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков).

Индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова, и т.д.).

Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова).

Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам).

Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.).

 Материал по грамоте (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Пособия для развития мелкой моторики (мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв).

Созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда речевого центра «Говоруша» и системные игровые занятия помогут своевременно предотвратить речевые нарушения у дошкольников, создадут у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Использованная литература: интернет- источники:

nsportal.ru, maam.ru.

Центр «Говоруша» создан для оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста. Он оборудован всем необходимым материалом с соблюдением требований и основных принципов. Ключевым персонажем центра «Говоруша» является мягкая игрушка - девочка Говоруша. Она двигается, задает вопросы, преподносит сюрпризы, одним словом делает всё для того, чтобы решить такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, вызывать у детей большой интерес, побуждать к речевой активности. Центр обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, развивающую и мотивирующую функции при формировании индивидуальной траектории речевого развития дошколят в разных видах детской активности с учетом их уровня и интересов.