02.12.24 Семинар -практикум "Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию у дошкольников уважения к традиционным семейным традициям"

Мухаматуллина Юлия Раисовна

Семья – уникальный  первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

« СЕМЬЯ – это та самая среда, в которой человек  учится и сам творит добро», такое определение дал известный педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский

Семья для ребёнка – это ещё  и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему  сообща: детский сад, семья, общественность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Семья – уникальный  первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

« СЕМЬЯ – это та самая среда, в которой человек  учится и сам творит добро», такое определение дал известный педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский

Семья для ребёнка – это ещё  и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему  сообща: детский сад, семья, общественность.

Актуальность. В нашем современном мире перед человечеством стоит проблема сохранения семейных ценностей, проблема представления о семье как главной ценности в жизни человека. Человечество, в погоне за материальными благами, забывает о духовных ценностях, главнейшим из которых является СЕМЬЯ. Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями. Нередко родители забывают о своей главной роли – это не только обеспечение потребности ребёнка в питании и одежде, но и формирование у ребёнка любви и уважения к себе  как к личности. Таким  образом, педагог  ДОУ выступает как партнёр по формированию семейных ценностей не только у ребёнка, но и у родителей. Роль педагога очень важна в формировании значимости  семьи как главной ценности в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современном мире.

Преимущества взаимодействия педагога ДОУ с родителями  воспитанников неоспоримы и многочисленны.

ВО-ПЕРВЫХ,

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по  формированию семейных  ценностей у детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнение семьи  по взаимодействию с ребёнком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

ВО- ВТОРЫХ,

Это учёт индивидуальности ребёнка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

В-ТРЕТЬИХ,

Родители самостоятельно могут выбирать  стиль воспитания, наиболее приемлемый для успешного развития ребёнка в дальнейшем. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребёнка.

В-ЧЕТВЁРТЫХ,

Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье.

При организации совместной работы  дошкольного образовательного учреждения с семьями по формированию семейных ценностей  необходимо соблюдать основные принципы:

 

 1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть как живёт и развивается его  ребёнок) .

2. Сотрудничество педагога и родителей в вопросах формирования семейных ценностей у детей.

3. Диагностика общих и частных проблем в  развитии у ребёнка.

4. Принцип непрерывности ( деятельность построена на основе  совместных действий педагога , родителей и детей);

5. Принцип активности (поддерживается  мотивация и интерес родителей, педагога и детей);

6.  Принцип доступности (соответствие интересам родителей);

7. Принцип психологической комфортности для родителей и детей.

Главная цель  педагога дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в формировании семейных ценностей  у родителей и  детей, при этом, не подменяя её, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций:

1. Развитие интересов и потребностей ребёнка.

2. Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей.

3. Поддержка открытости во взаимоотношениях  разных поколений в семье.

4. Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций.

5. Понимание и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

1. Воспитание уважения к детству и родительству.

2. Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды.

3. Содействие  в повышении  педагогической  культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей.

4. Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми

по формированию семейных ценностей.

5. Использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации задач по формированию семейных ценностей  между ДОУ и семьёй, являются следующие:

 1. Изучение семей воспитанников: учёт различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характеристики семейных отношений и др.

2. Открытость детского сада семье.

3. Ориентация педагога на работу с родителями воспитанников.

Работа педагога по формированию семейных ценностей состоит из нескольких этапов:

1  ЭТАП: Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение  анкетирования  родителей  с целью изучения их  стиля воспитания   и  трудностей в воспитании ребёнка. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2  ЭТАП: Составление  индивидуального паспорта  семьи. Необходимо  разработать  индивидуальный план для работы с каждой семьёй  и  ребёнком  в отдельности  и  заинтересовать

родителей той работой, которую предполагается с ними проводить

3 ЭТАП: Формирование у родителей  правильного восприятия своего ребёнка, о  его  успехах в различных видах деятельности  посредством сообщения им знаний, информации  о ребёнке. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребёнка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4  ЭТАП: Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время  индивидуальных консультаций не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, проблемах в поведении ребёнка.

5  ЭТАП:   Совместная со взрослыми работа по формированию семейных ценностей  как  у  родителей , так и у детей. Активное привлечение  родителей  в пед. процесс. На данном этапе планируется  и реализуется конкретное содержание  пед. работы, выбираются формы сотрудничества.

6 ЭТАП: Итоговый . Подведение итогов работы с родителями по формированию семейных ценностей.

ФОРМЫ  РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями:

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями является сбор, обработка и  использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Цель использования: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

ФОРМЫ  РАБОТЫ:

Анкетирование  родителей  «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности».

Составление  социального паспорта семьи.

Беседы с родителями о семье и воспитании ребёнка в семье.

Анкетирование - один из распространённых методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка. Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

Анкетирование  родителей  «Знаете ли вы своего ребёнка?».

 По результатам  данного анкетирования можно сделать следующие выводы:

1. Уровень понимания  мамой своего ребёнка и знания о его индивидуальных  особенностях   (эмоциональное и психологическое состояние)

2. Основные  проблемы, с которыми  сталкиваются родители  в  воспитании своего ребёнка – например:

1. Неусидчивость и гиперактивность  ребёнка;

2. Дефицит  времени у родителей  на воспитание  ребёнка;

3. Большинство мам  от пребывания ребёнка в ДОУ  ожидают  развития своего  ребёнка и высокий уровень подготовки его к школе.

 

Составление  индивидуального паспорта семьи:

На каждую семью  может быть составлен паспорт семьи, в котором учитываются социальные, психологические особенности данной семьи с учётом трудностей и проблем , которые испытывает  данная семья в воспитании своего ребёнка;

Данные формы  общения педагога и родителей решают задачи ознакомления родителей    с    основами формирования семейных ценностей , позволяют правильнее оценить деятельность педагога, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания. Специфика заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты,  буклеты,  памятки, организацию выставок .

Наглядно-информационные  формы.

Формы проведения общения: выпуск  газет.

Цель использования: ознакомление родителей с вопросами формирования семейных ценностей, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Выставки, вернисажи детских работ.

Цель –  активизация родителей в совместной работе с воспитателем и детьми по формированию семейных ценностей .

Информационные  стенды для родителей

В нём размещается  полезная для родителей информация по формированию семейных ценностей.

Буклеты . Помогают  родителям  сформировать  своё  представление  о семье, семейных  ценностях , дают  необходимую информацию , которая интересует родителей  по данной тематике.

«Стили  семейного  воспитания», «Ошибки  в воспитании».

 «Банк   предложений». Осуществление  «обратной связи»  работы с родителями. Родители  свои предложения вносят  в  «банк», который находится в приёмной группы ДОУ.

Личные блокноты. Могут курсировать между детским садом и семьёй, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду.

Ежедневные записки. Адресована непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребёнка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Информационный  стенд.

Это настенный экран, который информирует родителей о  необходимой информации   по формированию семейных ценностей.

Информационный материал для  родителей:

1. «Как  выбрать стиль семейного  воспитания?».

2. « Семья и семейные  ценности» .

3. «Формирование  семейных ценностей  в семье».

Познавательные формы взаимодействия с родителями:

Доминирующую роль среди форм общения педагог-родители играют познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного психологического развития детей, с рациональными методами и приёмами воспитания для дальнейшей   работы по формированию  семейных ценностей.

Цель использования: ознакомление родителей с особенностями  формирования семейных ценностей  у  детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических  навыков  по формированию у детей. семейных  ценностей.

Формы проведения родительских   собраний:  

Семинары-практикумы.

Педагогическая гостиная.

Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь  по проблемам  формирования семейных ценностей.

Родительский совет (комитет) группы.

Это группа людей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать воспитателю группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса  по формированию семейных ценностей, с целью  оказания содействия в организации и проведении совместных мероприятий.

Индивидуальные формы взаимодействия с родителями.

Преимущество состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями, наблюдение за общением родителей с детьми педагог намечает конкретные пути совместного взаимодействия с родителями и ребёнком.

Индивидуальные  консультации:

«Стили  семейного воспитания», «Влияние  семейного  воспитания на психическое развитие ребёнка», «Роль семьи  в формировании семейных  ценностей у детей».

Досуговые формы взаимодействия с  родителями

Досуговые  формы организации общения призваны устанавливать тёплые , неформальные отношения между педагогом и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие формы сотрудничества с семьёй могут быть эффективными, только если воспитатель уделяет  достаточное внимание  работе  с семьёй.

Формы проведения общения: совместные досуги, праздники

«Творческая мастерская».

Цель использования: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования)  помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители  являются активными  участниками данных   мероприятий.

Совместные  экскурсии .

Основная цель – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.  После   экскурсий  дети возвращаются обогащёнными новыми впечатлениями о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Благотворительные акции.

Такая форма  совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей , но и родителей.  Совместный труд в семье способствует  укреплению семейных  взаимоотношений.

В ходе реализации задач по «Формированию семейных ценностей»  будут достигнуты следующие результаты:

1. Проявление у родителей интереса к  проблеме формирования семейных  ценностей.

2. Стремление взрослых к совместной активной работе  с воспитателем ДОУ.

3. Повышение педагогической компетентности  родителей в вопросах формирования семейных ценностей, в  правильности использования тех или иных методов  и стилей воспитания.

4. Установление тесных взаимоотношений между ДОУ и семьёй.