Самообразование

Славецкая Анастасия Владимировна

image

2019 - 2020 учебный год

  • Вебинар «STEAM-технологии в современном образовании», г.Когалым ,2019 г. 
  • Вебинар «Адаптация к ДОУ. Диагностика. Работа с родителями и педагогическим составом»,г.Когалым , 2019г.
  • Вебинар «Обучение педагогических работников навыкам оказание первой помощи», г. Омск, 2019 г. 
  • Вебинар «Основы здорового питания для дошкольников», г. Новосибирск, 2020 г. 
  • Вебинар «Взаимодействие с родителями в рамках релизации ФГОС третьего поколения», г. Когалым, 2019 г. 

2021 - 2022 учебный год

  • Вебинар «Влияние  мелкой маторики на интелектуальное развитие ребенка», г.Когалым ,2021 г. 
  • Вебинар «Деткая агрессия. Техники проработки эмоциий »,г.Когалым , 2021г.

2023- учебный год

  • Вебинар «Педагогические технологии организации досуга детей», г.Екатеренбург ,2023 г. 
  • Вебинар «Развитие памяти ребенка как важнейшее условие успешного обучения социализации личности », г.Екатеренбург, 2023г.

 

Темы самообразования:

 

  • (2020-2021 уч.год) - «Развитие речи с помощью дидактических игр"
  • (2021-2022 уч.год) - «Развитие мелкой маторики дошкольников младшей группы»
  • (2022-2023 уч.год) -"Наглядное моделирование как средство развития связной речи у детей среднего возраста"
     

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования. Суховеева А.В. 2021-2022

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»

Актуальность темы:

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторикиотносится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем – в трудностях овладения письмом. Всё сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию мелкой моторики детей в дошкольном возрасте. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам созреванием соответствующих зон головного мозга заканчивается развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться до поступления ребёнка в школу.

Цель: развития мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.. 

Задачи:

Наименование

Сроки

1

Изучение методической литературы.

Программа «Детство». Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, «Корона», 2007г Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика», изд. АСТ, 2007г. (Интернет ресурсы)

Создание картотеки «Игры и упражнение по развитию мелкой моторики»

Сентябрь-Октябрь

2

Ознакомление родителей с играми, направленными на развитие мелкой моторики детей раннего возраста

-Консультация для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей», «Как развивать мелкую моторику у детей»

Ноябрь

3

Создание картотеки игр с мячиками. Подбор и разработка дидактических игр. Пополнение картотеки пальчиковых игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

-Заучивание пальчиковых игр: Заучивание игр с массажными мячиками: Дидактические игры:

Декабрь-Январь

4

Пополнение картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. Изготовление дидактических игр.

Пополнение театрализованного уголка.

В течение года

5

Приобщить родителей к организации в семьи и в детском саду создать  Папку-передвижку  «С пальчиками играем, речь развиваем»

Февраль

6

Подбор игр по развитию мелкой моторики.

Занятие «В гостях у куклы Маши».

Апрель

7.

Результаты проведенной работы по самообразованию(Отчет)

Май



Предварительный просмотр:

План самообразования. Суховеева А.В. 2020-2021

Тема: «Развитие речи с помощью дидактических игр»

Актуальность темы:

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. 

Задачи:

Наименование

Сроки

1

Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагогов по данной теме.

Роль игры в жизни детей

Сентябрь-Октябрь

2

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (Дидактические игры на занятиях.)

Ноябрь

3

Оформление уголка на тему: “Дидактические игры для развития речи»

Декабрь-Январь

4

Приемы обогащения словаря. Дидактические игры направленные на обогащение словаря.

В течение года

5

Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи(Просмотр мультфильмов, слушание песен.)

Февраль

6

Игра на развитие словарного запаса.( Буклет для родителей)

Апрель

7.

Результаты проведенной работы по самообразованию(Отчет)

Май



Предварительный просмотр:

РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

План работы по самообразованию воспитателя Славецкой А.В. по теме:

«Наглядное моделирование как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста».

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Согласно Закону об образовании: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие всех компонентов устной речи детей; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; создание предпосылок у детей к обучению грамоте». В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Детям, у которых  есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е.И.Тихеевой отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения, как на занятиях,  так и вне занятий – в повседневной жизни. Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.Сохиным и другими учеными.

Проблема развития связной речи детей в настоящее время является актуальной вследствие того, что с каждым годом появляется всё больше детей с различными речевыми нарушениями. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения связной речи был для детей интересным, занимательным, развивающим. Чтобы повысить качество связной речи детей, мною были проанализированы средства развития речи и выделено наиболее эффективное. Таким средством,на мой взгляд,является метод наглядного моделирования.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.).

Актуальность использования наглядного моделирования состоит в том, что:

• во-первых, использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию у дошкольника;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

• в-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

В связи с этим я выбрала тему самообразования: «Наглядное моделирование как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста».

Цель: разработать систему видов деятельности по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования для детей среднего дошкольного возраста.

Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:

  1. изучить и определить значимость использования наглядного моделирования для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста;
  2. обобщить и проанализировать теоретический и практический материал для внедрения в практическую деятельность;
  3. разработать перспективный план работы с детьми;
  4. организовать работу кружка «Говорушки»;
  5. привлечь родителей к сотрудничеству по развитию у детей связной речи.

Раздел

плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме.
  2. Оснащение предметно-развивающей среды и изготовление наглядно – демонстрационного и методического материала: подборка иллюстраций, художественного слова, дидактических игр, карточек-схем, пиктограмм, мнемотаблиц.
  3. Составление конспектов НОД с детьми по развитию речи с использованием наглядного моделирования, консультаций для родителей и педагогов.
  4. Разработка проекта «Расскажи мне сказку, мама».

Сентябрь

Октябрь, ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Работа с детьми

  1. Речевые игры и упражнения, направленные насовершенствование дикции детей.
  2. Игры«Расскажи о любимом сказочном герое», «На что похоже?», «Кто бы это мог быть?», «Кто это и что с ним могло случиться?», «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры»,«Придумай сказку» с использованием наглядных моделей и схем.
  3. Рассказывание русских  народных сказок «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко» по опорным схемам.
  4. Отгадывание и загадывание загадок, пересказ

художественных произведений.

  1. Составление описательных рассказов по картинкам.
  2. Заучивание стихов по мнемотаблицам.
  3. Кружок «Говорушки».

В течение учебного года

Работа с родителями

  1. Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».
  2. Разработка консультации для родителей «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи».
  3. Индивидуальные беседы о речевом развитии детей.
  4. Обучение родителей практическим навыкам работы по использованию наглядного моделирования.
  5. Помощь в создании предметно-развивающей среды.
  6. Привлечь к созданию проекта «Расскажи мне сказку, мама».

Октябрь

Ноябрь

Один раз в квартал

Декабрь

Ноябрь

Декабрь-март

Работа с педагогами

  1. Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме «Игровые упражнения и задания с применением наглядного моделирования в развития навыков словообразования и связной речи»
  2. Консультация «Использование приемов мнемотехники в НОД  по обучению связной речи дошкольников».
  3. Посещение  открытых мероприятий у воспитателей ДОУ по развитию коммуникативных навыков детей.
  4. Участие в семинаре по развитию коммуникативных навыков детей в режимном процессе.
  5. Распространение опыта работы по данной теме на заседании педагогического совета.

Январь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Апрель