Методическая копилка

Мурадова Марина Ибрагимовна

Предварительный просмотр:

Тема урока: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ».

Цели урока:

•        Познакомить учащихся с творчеством Е. И. Чарушина;

•        Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;

•        Учить детей делить текст на смысловые части и озаглавливать их;

•        Воспитывать любовь к природе, к животным.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план. Пересказывать подробно по плану; сравнивать художественный и научно-познавательные тексты.

Оборудование:  учебник Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий и др.  «Литературное чтение»  2 класс» (1 часть) - М.: Просвещение, 2012, проектор, экран, компьютер, презентация, цветная бумага, выставка книг Е.И.Чарушина, магнитики.

Ход урока

1.        Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты тихо сели,

Мальчики за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

- Ребята, а вы бывали в лесу? Вам понравилось там? Сегодня я предлагаю  отправиться на прогулку в лес. (Указать на оформленную доску)

                                                                                                        (Слайд №2)            

Включить музыку (звуки леса). Немного прослушать пение птиц.

Итак, отправляемся на прогулку! Какой чистый воздух, свежий… Выключить музыку.

- Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (не шуметь, чтобы не спугнуть зверей, не разрушать норы и гнёзда…).

Вот и на уроке соблюдайте правила для учеников: не выкрикивайте, поднимайте руки.

- Давайте подышим свежим лесным воздухом и выполним дыхательную гимнастику.

2.        Дыхательная гимнастика.

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.

-  Сделайте глубокий вдох и  выдохните тремя порциями.

- Ребята, а кто это трещит в лесу? (сорока)  (Изображение на доске)

- Сорока предлагает и вам «потрещать». Прочитаем с экрана скороговорку.

3.        Речевая разминка.

а) Читаем с экрана скороговорку хором.

(Слайд №3)            Три сороки тараторки

                                Тараторили на горке.

б) Почувствуем  ритм скороговорки. Положили руки на парту ладонями вниз. Переворачиваем ладошки поочерёдно,  проговаривая каждое слово.

в) Постепенно увеличиваем темп (желающие).

г) Чтение «от тихого к громкому» (желающие).

д) Рассказ по памяти (можно подсматривать).

е) Чтение хором.

4.        Объявление темы урока.

- Помимо того, что можно прийти на природу, как ещё можно попасть на природу?      (смотреть картины, читать произведения, услышать музыку)

- А какие авторы писали о природе?

(Б.Заходер, К.Д.Ушинский, В.Бианки, М.Пришвин, Л.Толстой, С.Михалков, Н.Сладков, С.Аксаков, стихи Ф. Тютчева, А.Фета, С.Есенина, В.Берестова и др

  (Слайд №4)

- С чьим творчеством вы сегодня познакомитесь, узнаете, если разгадаете ребус, который принесла сорока.                    

  (Слайд №5)

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Е. И. Чарушина.

В классе есть выставка книг этого писателя, её можно просмотреть на перемене.

5.        Работа по теме урока.

•        Вводная беседа.

- Внимательно послушайте биографию Е.И.Чарушина и подумайте, почему он стал писать о природе.

Рассказ заранее подготовленного ученика о писателе.

(Слайд №6)

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора . Отец много разъезжал. Часто  брал с собой сынишку. Там маленький Женя наблюдал за природой, а дома рисовал увиденное. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушину предложили  рисовать рисунки к книгам В. В. Бианки. Так же он рисовал рисунки к  книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка. Ему одинаково хорошо удавалось и рисовать, и писать.

- Итак, почему же Е.Чарушин стал писать о природе?

- На природе люди отдыхают: читают книги, рассказывают различные истории. Вот и мы прочитаем рассказ Е.И.Чарушина.

- Прочитайте название рассказа с экрана.         (Слайд №5)

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения,  мы узнаем после его прочтения.

•        Словарная работа.

(Слайд №7)

В тексте вы встретите незнакомые слова.

- Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих)

 Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.

Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.

- Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь)

•        Первичное чтение.

- Ребята, примите удобную позу и приготовьтесь слушать рассказ.

(Читает учитель.)

•        Проверка понимания прочитанного:

- Понравился вам рассказ?

- Кого испугались мальчики?

- А как живёт ёжик в природе, вам расскажет ……

(Слайд №8)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение о еже.

Ёж – маленький ночной хищник. Живут ежи в основном в смешанных лесах, в запущенных парках и садах. Днем прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.

В случае опасности ёжик свертывается в клубок.

- Так, на столько ли опасен ёж, чтобы его бояться?

- А  почему ребята в рассказе испугались ёжика?

Физкультминутка

Наш ёжик предлагает отдохнуть и сделать физкультминутку.     (Слайд №9)

Одолела вас дремота, шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись.

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз. два, три, четыре.

Наклонится  - три. Четыре-

И на месте поскакать.

На носок,  потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Смотрим прямо, дышим носом глубоко.

Спинка ровная у нас,

А осанка – высший класс!!

 - Открыли учебники на стр.136. Читают  хорошо читающие ученики.

- А ёж для вас припас вопросы по содержанию рассказа. ( Вопросы читают дети.)

 (Слайд №10)

- Как звали мальчиков?

- Где они жили?

- Почему они остались дома одни?

- Что они делали, когда остались одни?

- Что они чувствовали, когда легли в кровать?

- Какие звуки они услышали?

- Как они отреагировали на эти звуки?

- Почему же мальчики испугались ежа?

- Рассказали они родителям, что случилось?

- Кого нашли родители?

- Чем они угостили ежа?

- Боялись ли его мальчики потом? Почему?

6.        Закрепление нового материала.

Далее ёжик вам предлагает следующее задание.

    (Слайд №11)

•        Выразительное чтение отрывка по ролям. (Читают дети)

Выбрать кто будет читать за автора и мальчиков.

- Давайте прочитаем разговор мальчиков.

- С какой интонацией будем читать диалог?

7. Работа в парах.      (Слайд №12)

По опорным словам текста составить план рассказа, записать в рабочую тетрадь.                                                                                     

  Предварительно выполним упражнение «Друг».

В парах ученики произносят текст (хором) и  синхронно производят действия.

- здравствуй друг! (подают друг другу руки),

- как ты тут? (дёргают друг друга за уши),

- где ты был? ( разводят руки, ладонями вверх),

- я скучал! (руку кладут себе на сердце),

- ты пришёл! (разводят руки в стороны),

- хорошо! ( обнимаются).

Проверка плана.

8.        Итог урока.

- Ребята, вам понравилась  прогулка по лесу? Как вы считаете, с пользой вы её провели или нет?

- Вот и наш ёж! Он для вас приготовил вопросы. Справитесь с ними? (Читают дети)                (Слайд 13)

- Как называется рассказ, который мы прочитали сегодня?

- Кто его автор?

- Почему Чарушин назвал рассказ именно так?

- Чему учит рассказ?

- Почему нужно беречь животных?  

- Давайте прочитаем с доски что же говорил Чарушин. (Чтение хором)

 «Ты человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно».

- А что же нового о животных вы узнали из прочитанного сегодня рассказа? (Надеюсь, что вы сегодня узнали немало нового о животных из нашего урока).

Если затрудняются, то задать наводящий вопрос:

- О каком животном говорилось в рассказе?

- Какой образ жизни они ведут? (Ежи ведут ночной образ жизни.)

9.        Домашнее задание.

Наш ёжик предлагает вам следующее домашнее задание. (Чтение хором с экрана)                  (Слайд №14)

Прочитать рассказ, подготовить подробный пересказ по плану.

10.        Рефлексия. (Слайд №15)

Технологическая пауза.

 - Так как же нужно относиться к природе? (С любовью и добром). Давайте из листов цветной бумаги, которые лежат у вас на партах, сделаем добро своими руками. (Слайд №16)

1.        Возьмите в руки сложенный пополам лист бумаги. На нём проколот множеством точек контур фигуры.

2.        Аккуратно разрывайте по этому контуру.

3.        Разверните.

- Что получилось у вас?  (сердце)

- На доске изображение ёжика. Кому понравился урок,  подарите своё сердечко ему, прикрепите с помощью магнитиков. Со всем сердцем, любовью, вниманием, заботой нужно относиться к животным!

-Я тоже сделала сердечки и дарю их с любовью нашим гостям, чтобы им не было страшно никогда.



Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Урок литературного чтения в 3 классе:

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Учитель:М.И.Мурадова

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Цель урока: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова  «Листопадничек».

Задачи урока:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
  •  формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);
  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)
  • формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • расширение читательского кругозора детей;
  • формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2012г.; презентация; компьютер с проектором; выставка книг И. С. Соколова-Микитова;  смайлики.

Ход урока

1. Актуализация знаний

- Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

А чтобы урок пошёл каждому впрок -
Активно включайся в работу дружок!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

Слайд 1

Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках.

- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)

- А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

Отгадайте загадку

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.  
(заяц)

Слайд 2

Как называют зайцев, родившихся осенью?

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой 
Три листопадничка лежат

2. Целеполагание.

Слайд 3

- Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова "Листопадничек".

(предлагаются опорные слова для формулирования задач урока)

Слайд 4

Хотите узнать подробнее об авторе?

Автобиография

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

3. Открытие новых знаний.

Слайд 5

*  Словарная работа. 

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

долговязый (очень высокий, худой и нескладный)

плотина (перегородка на реке для поднятия уровня воды)

запрудили (перегородили реку плотиной)

настлано (настелено)

хатка (название небольшого дома на Украине)

зябнуть (испытывать чувство холода)

робеть (пугаться, стесняться, бояться)

ходко работают (работают быстро)

 *  Первичное чтение учителем и учащимися.

Читает учитель и дети.

*  Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- Так к какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных)

- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

* Анализ художественного произведения.

Организация эвристической беседы с целью раскрытия содержания.

- Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

- Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

- Каких страхов натерпелся листопадничек?

-  Как зайчонок попал на болото?  Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

 Физминутка

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

(Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

(Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал.

(Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

4. Закрепление изученного

* Выборочное чтение.

 Слайд 6

С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?

Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?

Почему зайчонок остался у бобров?

* Работа в парах.

 Слайд 7

Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.

 * Составление синквейна о зайчике.

 Слайд 8

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – ключевое предложение из текста

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Листопадничек.

5.  Итог урока.

Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке?

6. Рефлексия.

 Слайд 9

   * Я работал(а) на уроке много и с удовольствием.

           * Мне было интересно на уроке, но я работал(а) мало.

           *   Я сегодня работал(а) не очень хорошо, но на следующем уроке буду работать лучше.

7. Домашнее задание.

 Слайд 10

Прочитайте произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Проиллюстрируйте понравившийся эпизод.

Слайд 11



Предварительный просмотр:

Универсальные профессиональные компетенции педагога и проблемы их формирования. Влияние компетенций учителя на всестороннее развитие личности учащихся.

Как никто не может дать другому того, что не имеет

сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать

других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.

Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать,

пока сам работает над собственным воспитанием. (А. Дистервег).

В Концепции модернизации российского образования акцентируется внимание на том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые молодые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В школе должен быть не просто учитель, а креативный организатор, творчески развитый человек, способный не просто образовывать и воспитывать ребёнка, но и развивать его как личность.

Компетентность интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий.

Компетенции – конкретные стратегии успешной деятельности, обеспечивающие решение задач, преодоление препятствий и достижение цели.

Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях.

Какие компетенции, такая и компетентность.

Компетенции – это усвоенные стратегии успеха, обеспечивающие преодоление препятствий на пути к цели деятельности.

Компетентность –авторитетность; компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью (компетентность состоит из компетенций) .

Профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, в которую входят:

Ключевые компетенции учителя универсальны, и обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом.

Предметные компетенции учителя специфичны и  обеспечивают успешное преподавание конкретной учебной дисциплины.

Специальные компетенции учителя  узко направлены и обеспечивают решение сопутствующих педагогических задач.

Ключевые, предметные и специальные компетенции обеспечивают профессионализм педагога.

Ключевые компетенции – выходят за пределы одного предмета и обеспечивают успех обучающей деятельности в целом.

Ключевые компетенции включают:

успешное применение общих дидактических методов (демонстрация, объяснение, тренировка, исследование, оценивание).

успешное владение информационными технологиями (компьютер, мультимедийные средства, интернет),

успешную коммуникативную деятельность (контакт, информация, отношения).

Здоровьесберегающие технологии – способы управления поддерживающей учебно-воспитательной средой, исключающей стрессоры, предупреждающей снижение мотивации учения, сохраняющей психосоматическое здоровье учащихся.

Содержание  предметных компетенций

  • Преподавание иностранного языка требует следующих компетенций: коммуникативной, технологической, контролирующей.
  • Применение учебно-методический материалов требует следующих компетенций: пользователя, разработчика, рецензента.
  • Педагогическое общение требует следующих компетенций: ассистирующей (facilitating), межличностной, гуманистической.

Содержание специальных компетенций

  • Работа в профильных классах требует следующих компетенций: программной, профильной, межпредметной.
  • Работа с «трудными учащимися» требует следующих компетенций: социальной, диагностической, развивающей.
  • Создание собственных  дидактических материалов требует следующих компетенций: авторской, редакторской, пилотирующей.
  • Внеурочная работа требует следующих компетенций: креативной, организационной, стимулирующей.

Необходимо, чтобы учитель был информирован о последних достижениях науки, держал руку на пульсе современности, постоянно совершенствовал средства и методы, используемые в учебном процессе.

 

Педагог должен свободно владеть педагогическими технологиями такого типа, как диагностика, целеполагание, прогнозирование,  владеть методами и средствами педагогического воздействия, навыками организации различных видов деятельности учащихся, умением связывать личностный, дифференцированный и индивидуальный подходы в учебно-воспитательном процессе, а также преодолевать трудности в общении с обучающимися, родителями, коллегами и администрацией.

В профессиональном становлении учителя в современной школе имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:

 дидактичные  – искусство передавать знания в доступной форме;
конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;
– экспрессивные – умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;
коммуникативные – правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания;
способность распределять  внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;
актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым;
– умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.

Таким образом, педагог, развивая свои компетентности имеет возможность впоследствии развивать компетентности детей. Можно выделить следующие компетентности у младших школьников:

Социально – нравственная. Владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации.   Способность осуществлять учебную деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самоконтроль и самооценку).

Интеллектуальная – наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов.        Владение умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.

Коммуникативная – умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми; владение ребенком языковыми нормами.        Готовность к решению творческих задач, созданию творческих работ.

Компетентность в области физического развития – признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; развитость сенсорно-моторных и двигательных навыков в соответствии с антропологическими и физиологическими особенностями ребенка.        Умение определять способы контроля и оценки деятельности, причины возникающих трудностей и пути их устранения, предвидеть трудности, находить ошибки в работе и исправлять их. Способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь различными источниками информации

Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий.

  Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Сегодняшний младший школьник, конечно, не похож на сверстников 80-90-х годов ХХ в. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». В связи с этим к системе российского образования  стали предъявляться  другие требования. Так, в начальном образовании важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий –  способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.  Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования. Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные. Задача учителя создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.

Выделяю следующие этапы урока,  способствующие формированию вышеперечисленных УУД :

1 этап - актуализация опорных знаний

2 этап - постановка учебной проблемы

3 этап - формулирование проблемы, планирование;

4 этап - открытие нового знания;

5 этап - применение нового знания

6 этап - рефлексия

Проектируя любой урок учитель должен спланировать формирование УУД:  должен научить детей ставить цели и искать пути их достижения; показывать достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями; привлекать учащихся к открытию новых знаний; обучать приемам работы в группах; обучать самопроверке; знакомить с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учить самостоятельно выбирать критерии для оценки; учить отстаивать собственное мнение и уважать мнения других; учить сотрудничеству между  учениками и учителем. Учитель должен помнить, что  обучение, в соответствии с ФГОС, должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы требовать от него усилия, размышления, поиска.

Итак, ученик должен быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для того, чтобы справиться с любой задачей, ученик овладевает универсальными учебными действиями.

Роль учителя на уроке – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения, вдохновитель учащихся (Таблица 1)

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Новый Стандарт ориентирован на результат. Теперь будут учитываться не только знания, умения и навыки по предметам, но и межпредметные результаты и личностные, то есть развитие конкретного ученика с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей,  ученик становится активным участником образовательного процесса и не просто слушает учителя, который рассказывает новый материал, а учится сам добывать знания.

Приведу примеры упражнений, используемых на разных уроках.

Для формирования ценностно-смысловых компетенций использовались

- система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на  оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Ты соглашаешься с Машей и Мишей?» «Как ты ответишь Мише?», «С каким суждением ты согласишься:…», «Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?», «Миша говорит, что это одна и та же форма: "стёкла". По какому признаку он судит?»

- вопросы: «Ты говорил(а) кому-нибудь такие слова: «Что хочу, то и делаю»…, «А чем довелось любоваться тебе?», «Приходилось ли тебе хоть раз испытывать похожее чувство?», «Попробуй и ты по пути из школы приглядеться к знакомому деревцу…», «Что ты любишь такого, о чём Дениска не упомянул?», «А ты что-нибудь собираешь ... Любишь свои сокровища показывать друзьям?», «А у тебя есть любимая игрушка?»,  «Тебе понравилась игра, в которую играет герой этого стихотворения? Ты сам(а) когда-нибудь так играл(а)?», «Тебе удалось представить (ВООБРАЗИТЬ) те картины заката, которыми любовались Ежик с Медвежонком? А последний пейзаж?», «Тебе нравится такой способ видеть мир по-новому? Ты бы в какой цвет окрасил(а) потолок? Печь? Спящего кота? Цыплёнка?», «А ты любишь смотреть в окно?», Ты видел(а) когда-нибудь хомячка? Даже если не видел(а), ты можешь теперь представить, какой у этого зверька характер?», «А ты когда-нибудь думал(а) о том, что не только ты смотришь на муху или божью коровку, воробья или кошку, но и они тоже смотрят на тебя?», «Что в разговоре мальчика с воробьём кажется тебе смешным?», «А ты понимаешь язык животных?», «А у тебя и твоих друзей так бывает: вы смотрите на одно и то же, а видите по-разному?», «А ты когда-нибудь сравнивал(а) себя с животными или растениями, которые тебя окружают? Думал(а) о том, как это замечательно, что ты – это именно ты?», «А в твоем воображении многое умещается?», «А что бы сказала твоя мама?», «А ты когда-нибудь рассматривал(а) узоры на обоях или на коврике? Ты дорисовывал(а) их в своём воображении», «Ты видел(а) когда-нибудь жёлудь? Можешь объяснить, почему поэт называет его «жёлудем-мужичком»?»

Для формирования общекультурных компетенций использовались упражнения:

- организация участия  детей в действиях интриги, ориентирующей  младшего школьника помогать  героям  интриги с  целью решить интеллектуальные задачи. Задания типа «Ты поможешь Мише решить эту проблему?»

- вопросы: «Как правильно (начать и закончить) написать письмо»; «Как правильно написать письмо. Главный Закон Общения», «Как написать поздравление с Новым годом», «Как написать письмо в научный  клуб младших школьников», «Как написать поздравление с Днём 8 Марта».

- А какие лекарственные растения растут в твоем крае? Рассмотри рисунок слева. Какие лекарственные растения помогут оказать первую помощь в этом случае?

- Рассмотри Государственный герб России. Назови его цвета. Какие фигуры на нем изображены?

Для формирования учебно-познавательных компетенций использовались задания типа:

- «Миша нашёл такие словосочетания: … Маша определила словосочетания по-другому: … Как ты думаешь, кто прав? Запиши словосочетания и проведи нужные стрелки»; «Сможешь доказать, что окончания выделены правильно?»; «В каком  предложении Миша сделал ошибку? Запиши это предложение правильно»; «Проверь, как это задание выполнил  Миша»; «Если ты не соглашаешься с Мишей, исправь  его ошибки: запиши слова в три столбика по-своему, правильно выдели основу и окончание во всех словах»

-  «А слово ДЕРЕВО будет стоять в Обратном словаре раньше или позже слов САД и ОБЕД? Проверь себя: найди в Обратном словаре слово ДЕРЕВО.»; «Посмотри, что получилось у Маши:…. У тебя получилось  так же?»;  «Не забудь проверить себя по словарю. Ты не сделал(а) ни одной ошибки?», «В каких случаях ты сможешь проверить сомнительные написания? В каких случаях обратишься к помощи  словаря «Пиши правильно»?»

- «Как правильно говорить: как в первом или как во втором предложении?», «Подтверди слова летучей мыши примерами из последнего стихотворения.», «Докажи с помощью слов нет, дам, любуюсь, что у слов морж и сом есть окончания», «Докажи на примере любых двух предложений, что у слов зебу, эму, кенгуру нет окончаний», «Докажи, что эти слова стоят в разных предложениях в РАЗНОЙ ФОРМЕ».

- предъявление школьнику разных оценочных суждений по поводу поведения персонажей литературных произведений. Эти разные точки зрения высказывают сквозные герои учебников.

Приведем примеры таких суждений: "– Мне жалко Братца Опоссума, – сказала Маша. – Он пострадал из-за Братца Кролика!"  "– А мне его не жалко! – сказал Миша. – Он пострадал из-за своей жадности". А тебе чья точка зрения ближе?;

"Оба эти стихотворения об одном и том же, – сказала Мальвина. – И там, и здесь герой жалуется, что окружающая природа приносит ему неудобства". Ты тоже так думаешь?... "Оба эти стихотворения о красоте! – выпалил Миша". Ты разделяешь Мишино мнение?";

"– Дениска – вот богатый человек!" – сказал Барсук. "– Какой же Дениска богатый, если у него нет ни собачки, ни лани, ни слонёнка?" – спросил Миша. С кем ты соглашаешься?;

"– Получается, что и сын говорит неправду, и отец обманывает," – сказала Мальвина. "– Мальчик просто фантазёр! А папа с уважением относится к его фантазиям!" – возразила Маша. А тебе чья точка зрения ближе?

    Для формирования информационных компетенций использовались следующие упражнения:

-  перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

- задания: «Проверь  по словарю  «Произноси правильно», как надо произносить выделенное слово»; "Открой обратный словарь на - А и найди группу слов на -вка...", "Найди это слово в "Словаре происхождения слов"

- обращение к дидактической иллюстрации для выбора нужного слова (иллюстрации для заданий «если буква заблудилась») или выяснения значения омонимов, многозначных слов, переносных значений слова, смысла предложения

- задание: «Найди в Словаре происхождения слов слово СОКРОВИЩЕ. Расскажи, что интересного тебе удалось узнать»; «Прочитай в хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» описания этих животных. Сочини и запиши предложения с любым из этих слов (слова выписаны из Обратного словаря)», "Найди слово «снегирь» в Словаре происхождения слов. Какое слово дало ему жизнь? Как оно помогает проверить и запомнить написание слова «снегирь»?»; "Составьте из этих четырнадцати слов диктант».

- задание: Ты прочитал в Словарике, что такое атмосфера? Влияет ли атмосфера на жизнь Земли? Дочитай текст. Выясни условия, необходимые для жизни на Земле.

Для формирования коммуникативных компетенций использовались

- задания, требующие распределения  работы с соседом по парте;  учёт позиции собеседника: задания типа: «Миша сказал, что в предложениях  разные главные слова. Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?», «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему», «Как ты ответишь Маше?».

- задания: Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач.

- задания: «Составь и запиши 5 верных числовых равенств и 5 верных числовых неравенств. А сосед по парте проверит их»

Для формирования компетенций личностного самосовершенствования использовались

- задания, например: «Ты когда-нибудь видел(а) гроздья рябины? Жёлтые цветы на картине похожи на эти гроздья?»,  «Приведи и ты свой пример из жизни, к которому подходит эта пословица.», «Тебе знакомы эти герои? Ты читал(а) о них в фильме или видел(а) мультфильм?»

Заключение

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект (рассчитан на 4 года обучения)

Составитель: М.И.Мурадова

Тема: “ Смоленщина - моя малая Родина ”

Цели: 

  1. Повышение мотивации к обучению.
  2. Повышение интереса учащихся к приобретаемым знаниям.
  3. Расширение кругозора.
  4. Получение навыков исследовательской работы.
  5. Развитие речи и обогащение словаря.
  6. Воспитание патриотизма, гуманного отношения к окружающим.
  7. Развитие коммуникационных способностей.
  8. Создание условий для максимальной самореализации каждого ученика.
  9. Формирование общеучебных навыков.
  10. Повышение самооценки учащихся.
  11. Приобщение родителей к совместной деятельности.

Участники:

  • учитель, воспитатели 1 – 4 классов
  • учащиеся 1 – 4 классов,
  • родители учащихся.

Этапы:

Подготовительный этап, вхождение в проект.

1 этап – 1 класс,

2 этап – 2 класс,

3 этап – 3 класс,

4 этап – 4 класс.

Порядок выполнения проекта

Этапы, сроки

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный

Знакомятся с предлагаемым проектом.

Знакомит родителей и учащихся с проектом. Мотивирует учащихся и родителей на активное включение в проектную деятельность.

1 этап

1 класс

Октябрь

Конкурс “Моя семья”

Уровни сложности:

  • рисунок
  • фотография
  • устный рассказ о своей семье с иллюстрацией

Выбирают уровень участия. Готовят рисунок (фотографию или иллюстрацию) и устный рассказ о своей семье. Заполняют свою страничку в альбоме.

Знакомит с требованиями конкурса. Организует прослушивание детей на классном часе

Ноябрь

Что мы знаем о своём селе Екимовичи?

  • показ фотографий
  • показ фотографий и рассказ
  • рисунок и рассказ

 

 

Выбирают уровень участия, готовят устное выступление.

Оказывает необходимую индивидуальную помощь в подготовке выступлений.

Декабрь

Конкурс “Знакомьтесь…”

Уровни сложности:

  • рисунок или фотография друга
  • рассказ о друге

 

Готовят устный рассказ, фотографию или рисунок друга.

Организует прослушивание и выставку лучших работ учащихся.

Январь

Цикл практических работ “Моя записная книжка”:

  1. Индекс.
  2. Адрес.
  3. Телефон.
  4. Календарь дней рождения.

 

Знакомятся с новыми понятиями, учатся записывать данные школы, самостоятельно записывают свои данные.

Знакомит с данными понятиями, их значением и историей возникновения. Проводит практическое занятие.

Февраль

Творческая работа “День рождения – день особенный”.

Виды работы:

  • приглашение другу
  • поздравление другу
  • пожелания другу
  • пожелания мне
  • в день рождения мне очень хочется…

 

 

Выполняют творческую работу на заготовленных страничках альбома.

Знакомит учащихся с темой и этапами работы. Заготавливает странички альбома. Организует подведение итогов в форме игры.

Февраль

Как путешествует письмо?

  1. “Зачем нужна почта?”
  2. Из истории почты.
  3. Экскурсия на почту.
  4. “Кому и зачем пишут письма?”
  5. Письмо другу (бабушке и др.).

 

 

Продумывают адресата и содержание письма. Заготавливают конверт. Пишут письмо. Коллективно отправляют письма.

Получивший ответ рассказывает о своих впечатлениях.

Помогает каждому выбрать адресата. Контролирует правильность написания адреса и обсуждает содержание писем. Организует коллективную отправку писем.

Март

Круглый стол “Праздники традиционные и семейные. Традиции моей семьи. Любимые праздники моей семьи”.

 

Уточняют и готовят совместно с родителями рассказ о семейных праздниках. Готовят рассказы под руководством педагога об одном из традиционных праздников. Принимают участие в празднике “Масленица”.

Знакомит учащихся с историей возникновения праздников. Уточняет знания о традиционных праздниках. Рассказывает о народных праздниках.

Апрель

Творческая работа “Мой дом, моя улица”.

 

Выполняют работу в свободной форме, готовят представление (защиту).

Помогает выбрать форму работы и ее представление. Организует прослушивание в форме конкурса (круглого стола).

Май

Живая газета как форма подведения итогов.

 

Готовятся к участию.

Готовит сценарий. Организует выступление. Привлекает родителей к подведению итогов.

 

Обсуждение 2 этапа проекта.

Со 2 этапа ведется календарь знаменательных дат. С декабря учащиеся подключаются к освещению знаменательных дат. Работает классный кинотеатр “Фильмы для детей об истории нашей Родины”, проводится обсуждение фильмов.

2 этап

2 класс

Сентябрь

Конкурс творческих работ “Как я провел лето”:

  1. Наглядное оформление.
  2. Краткий рассказ в письменной форме.
  3. Представление своей работы.

 

 

Совместно с родителями готовят наглядное оформление. С помощью учителя готовят краткий рассказ в письменной форме и представление творческой работы.

Корректирует письменные работы. Помогает в подготовке защиты. Организует прослушивание. Помогает подвести итоги.

Октябрь

Беседа “Моя родословная”.

Практическая работа “Моя родословная”.

 

Составляют генеалогическое древо своей семьи в таблице. Уточняют с родителями имена, отчества и фамилии своих родственников.

Заготавливает бланки. Знакомит учащихся с понятием “родословная”. Проводит практическую работу. Подводит итоги.

Ноябрь

Круглый стол “Все профессии важны, все профессии нужны”. 

Уровни сложности:

  • краткое сообщение с иллюстрацией
  • сообщение с использованием дополнительных источников знаний о выбранной профессии с иллюстрацией
  • мини альбом о выбранной профессии одного из членов своей семьи

 

Выбирают уровень сложности. Готовят сообщение в и наглядный материал о профессии одного из членов семьи.

Группирует учащихся по индивидуальным возможностям. Корректирует сообщение, помогает отобрать наглядный материал.

Декабрь

Практическая работа “Временная лента истории Смоленщины”.

 

Заготавливают карточки с историческими событиями. Участвуют в практической работе.

Выбирает исторические события. Проводит практическую работу.

Январь

Эксперимент “Письмо сверстникам”.

 

Групповая работа. Обсуждают полученные результаты. Готовят окончательный вариант. Коллективно отправляют письмо. Полученный ответ обсуждается коллективно.

Помогает выбрать адресата. Координирует действия учащихся.

Январь

Творческая работа “Мой дом, моя улица”. Путешествие в историю.

 

 

Знакомятся с историей своей улицы. Наглядно оформляют свою письменную работу. Возможна групповая работа.

Группирует учащихся по адресам и индивидуальным возможностям. Организует прослушивание и выставку работ. Подводит итоги.

Февраль – март

Операция “От всей души”

  1. Кого надо поздравить.
  2. Изготовление поздравительных телеграмм.

Устное поздравление.

 

Уточняют адресатов поздравлений. Изготавливают поздравительные открытки и телеграммы. Готовят устные поздравления.

Координирует действия учащихся. Помогает в изготовлении поздравительных открыток и телеграмм. Организует устные поздравления.

Апрель

Конкурс творческих работ “Прекрасное рядом. ”

  • фотозарисовка
  • письменная работа 

 

Готовят творческие работы.

Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Организует выставку работ. Подводит итоги.

Апрель

Выставка творческих работ учащихся и членов их семей.

Май

Игра “Широка страна моя родная – вместе с ней Смоленщина моя»

 

Готовятся к участию. Активно участвуют.

Готовит задания по подготовке к игре. Организует игру. Подводит итоги.

Май

Живая газета – подведение итогов за год.

 

Готовят наглядный материал и устные сообщения.

Готовит сценарий.

3 этап

3 класс

Календарь знаменательных дат ведется с участием детей.

Работа ведется с использованием ИТ.

Обязательной является самостоятельная работа с книгой.

Сентябрь

Творческая работа “Как я лето провел ”.

 

Готовят творческие работы.

Организует творческие работы. Подводит итоги, обозначает на карте России места, в которых побывали учащиеся и о которых рассказали в своих работах (письменных и устных).

Сентябрь

Практическая работа “Генеалогическое древо моей семьи”

 

Собирают данные (фамилии, имена, отчества, годы жизни, степень родства, место жительства).

Заготавливает бланки. Оказывает индивидуальную помощь. Организует выставку работ.

Октябрь

Практическая работа “Лента времени” по материалам родословных.

Октябрь

Практическая работа “Где жили мои предки”.

 

Собирают данные. С помощью педагога выбирают карту, наносят данные на карту.

Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Разрабатывает бланки для карт. Организует выставку работ.

Ноябрь

Творческая работа “Я горжусь …” (рассказ о родственнике)

  • фотозарисовка
  • письменная работа

 

Собирают и оформляют данные.

Корректирует работы учащихся. Организует прослушивание.

Декабрь

Исследование “Все профессии нужны, все профессии важны”:

  • кто работает в нашей школе
  • сколько детей посещают школу
  • профессии, люди.
  1. Сбор данных.
  2. Экскурсии на рабочие места.
  3. Оформление собранных материалов.
  4. Подведение итогов.

 

Декабрь

Деловая игра “Моя страничка в записную книжку”:

  • предлагаю включить страничку…
  • художественное оформление странички

Январь

Конкурс творческих работ “Прекрасное рядом. ”:

  • фотозарисовка
  • рассказ о выбранном объекте
  • использование дополнительных знаний (интернет, литература, материалы экскурсий)
  • наглядное оформление работы
  • устное сообщение

 

Выбирают объект. Собирают и систематизируют информацию. Оформляют работу. Готовят тезисное выступление.

Оказывает необходимую индивидуальную помощь учащимся. Анализирует результаты. Оформляет выставку работ. Организует устные выступления.

Сентябрь – май

Создание справочника “Советуем побывать” по следам личных впечатлений: 

  • Культура Смоленщины сегодня
  • Природа Смоленщины 

 

Составляют рекламу по следам своих впечатлений, оформляют свою страничку.

Оказывает необходимую помощь, систематизирует накапливаемый материал.

Февраль

Беседа “Роль столицы в жизни государства”.

 

Деловая игра “Имею право и обязан” по материалам конвенции о правах ребенка.

 

Готовятся к игре, участвуют в ней.

Разрабатывает игру и задания по подготовке.

Март

Практическая работа “Обязан и имею право, как ученик школы-интерната

 

Анализируют и вносят свои предложения в кодекс поведения школьника

Знакомит со значением работы. Помогает систематизировать и оформить собранные материалы.

Февраль-март

Операция “От всей души”

 

Творческий конкурс “Эмблема нашего класса”

 

Вносят свои предложения. Делают эскизы.

Организует конкурс. Оказывает необходимую помощь.

Апрель

Конкурс индивидуальных проектов.

Апрель

Выставка творческих работ учащихся и членов их семей.

Май

Живая газета – подведение итогов.

4 этап

4 класс

 

Сентябрь

Конкурс творческих работ “Как я лето провел ”

Октябрь

Практическая работа “Смоленск  на карте России. Города Смоленщины»

Ноябрь

Исследование:

  1. “Как изменилась политическая карта за последние 15 лет”.
  2. “Неологизмы”.

 

Анализируют изменения. Собирают информацию. Составляют индивидуальные словари.

Проводит практическое занятие по карте. Помогает в уточнении значения неологизмов. Систематизирует собранные материалы.

Декабрь

Деловая игра “Смоленщина многоликая”.

Январь

Исследование “Какие странички нужны в записной книжке”.

Март

Презентация “Я…”.

Февраль – апрель

Подготовка и представление индивидуальных проектов.

Февраль

Творческий конкурс “Прекрасное рядом. ”.

Апрель

Выпуск альбома по итогам обучения в школе-интернате

Май

Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру 3класс

с использованием здоровьесберегающих и ИКТ технологий

подготовила

учитель начальных классов

Мурадова М.И.

Тема: Если хочешь быть здоров.

Цели: - вместе с учащимися определить условия сохранения и укрепления здоровья;

  • воспитывать стремление соблюдать эти правила;
  • закреплять навыки гигиены;
  • учить правильно распределять время работы и отдыха (режим дня);
  • развивать речь, внимание, мышление (умение сравнивать, обобщать, делать выводы);
  • учить само- и взаимо-оценке, терпимости, умению работать в группе;
  • воспитывать волю, умение сдерживать себя;
  • формировать УУД.

Оборудование:

  1. Учебник А. А. Плешаков, Мир вокруг нас, 3 класс, 1 часть, Москва,

«Просвещение», 2011г.

2. Ожегов. «Словарь русского языка»

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Компьютер.
  3. Карточки (цели урока, условия сохранения здоровья, предметы личной гигиены),
  4. Щётки зубные, щётка для одежды, щётка для обуви.
  5. Листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши,

Технологии:

- здоровьесберегающие;

- использование ИКТ;

- использование элементов развивающего обучения и игровых методов.

- использование элементов исследовательской работы на уроке.

Прилагаемые медиаматериалыслайд - презентация.

Литература и ресурсы сети Интернет:

Ход урока. (40 минут)

1. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!



Формирование психологического настроя наhttp://gigabaza.ru/images/33/64851/m2c36398e.gifhttp://gigabaza.ru/images/33/64851/m33002b10.gif

предстоящий урок

- Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

  • Сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся с ними.
  • Что же мы говорим людям при встрече? (Здравствуйте.)
  • Что значит это слово? (Пожелание здоровья)
  • А как приветствуют друг друга военные? (Здравия желаю!)
  • Так что же желают люди друг другу? (Здоровья.)
  • Каждый человек хочет быть здоровым. А почему очень важно беречь и укреплять своё здоровье?
  • Тема нашего урока: «Если хочешь быть здоров». На уроке мы попробуем определить условия сохранения и укрепления своего здоровья.
  • А какие ещё качества будем развивать? (Речь, внимание, мышление)
  • Воспитывать волю.

2. Определение условий сохранения и укрепления здоровья.

- Мудрые мысли люди заключали в пословицы. Попробуйте восстановить

пословицы (на интерактивной доске):

Болен – лечись, а… для хвори беда.

Быстрого и ловкого… его разум дарит.

Здоровье не купишь - … здоров – берегись.

Ум да здоровье … болезнь не догонит.

Чистая вода… дороже всего.

Оцените работу товарища.

Пословицы читаются и выясняется их смысл.

  • О чем эти пословицы?

3. Физминутка для глаз (интерактивная)

– Давайте подумаем, почему школьники чаще всего пропускают занятия? (Простыли, появляется насморк, болят горло, уши.)

  • Почему простужаются? (Одеваются не по погоде.)
  • Значит – одно из условий сохранения и укрепления здоровья – одеваться по погоде.
  • (Учитель прикрепляет на доску карточку «Одеваться по погоде.»)
  • Иногда жалуются: «болит голова». Почему может появиться головная боль?
  • (Устал, поздно лёг спать, не гуляет, не соблюдает режим дня.)
  • Соблюдать режим дня – это очень важно для здоровья.

- А сейчас посмотрите на эту таблицу Режим дня.

Прочитаем его «по цепочке»:

7ч. – 8ч.

Подъём, зарядка, утренний туалет, завтрак;

8ч. – 13ч.

Занятия в школе;

13ч. – 14ч.

Возвращение домой, обед;

14ч. – 16ч.

Отдых, прогулка;

16ч. – 18ч.

Приготовление уроков;

18ч. – 19ч.

Отдых, ужин, помощь по дому;

19ч. – 20ч.45мин.

Чтение, игры дома;

20ч.45мин. – 21ч.

Подготовка ко сну.

- Конечно, этот режим дня, примерный. Он может немного меняться.

Например, вы можете прийти из школы не в 13, а в 12 часов. Лечь спать не

в 21, а в 22 часа, если к вам в дом пришли гости. Самое главное, чтобы вы

спали не менее 8-9 часов, кушали в одно и то же время 4-5 раз в день, но

никак не реже трёх раз. Проводили на свежем воздухе не меньше двух

часов в день, чередовали учёбу или работу с отдыхом, побольше

двигались.

Итак, ещё один наш помощник в сохранении здоровья – это «Режим дня»

  • На доске карточка «Соблюдать режим дня.»)

4. Работа по учебнику

– Откройте учебник на с. 10

- Рассмотрите рисунки. Что здесь пропущено?

- Вспомните пословицу «Быстрого и ловкого болезнь не догонит». Когда человек становится быстрым и ловким?

  • Значит, чтобы быть бодрым, нужна достаточная двигательная активность.
  • В чем она проявляется?
  • (Зарядка, физминутки в школе на уроках и переменах, дорога до школы – пешком, уроки физкультуры, ритмики, спортивные секции, прогулки на свежем воздухе – особенно в лесу, умелое чередование труда и отдыха.)
  • Значит, достаточная двигательная активность – ещё одно условие сохранения здоровья.

– Одна из причин болезней живота, чесотки – грязные руки.

  • Какое же правило сохранения здоровья нужно соблюдать?

Соблюдать правила личной гигиены

  • Что означает слово «гигиена»? (словарь Ожегова)
  • Платье, обувь и жилище быть должны как можно чище.
  • Рассмотрите рисунки на стр.11. Как их можно назвать одним словом? (Предметы личной гигиены)
  • Предметы гигиены могут быть общими. Почему?
  • (Могут пользоваться все члены семьи.)
  • … и индивидуальными. Почему?
  • (Они для личного пользования.)
  • Попробуйте правильно распределить их:



Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе (игровые технологии)

подготовила

учитель начальных классов

Мурадова М.И

Тема: правописание слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Цели урока: 

  • формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
  • способствовать развитию фонематического слуха, памяти, внимания;
  • воспитывать интерес к родному языку, прививать любовь к труду.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания, подбирать примеры с определённой орфограммой.

Оборудование: учебник “Русский язык”, (авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), “лента букв”, диск к учебнику, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Использование современных образовательных технологий

Используемые наглядные пособия и раздаточный материал

Организационный момент.

У нас необычный урок сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток?
Да-да! Знаток русского языка!

 

 

Актуализация знаний

Повторение пройденного.

Работа по “ленте букв”.

– Дополните мои высказывания:
– Звуки мы ……. (слышим), а буквы ……… (пишем).
Сегодня нам предстоит освежить свои знания и всё вспомнить, что мы знаем о согласных звуках.
– Согласные звуки верхнего ряда, какие они? (Звонкие).
– Охарактеризуйте согласные звуки нижнего ряда. Какие они? (Глухие).
– Прочитайте буквы, обозначающие парные согласные звуки (б – п, в – ф,г – к, д – т, ж – ш, з – с).
– Какие “особенные” согласные звуки вы знаете?   ([ж], [ш],[ц], [ч'], [щ']).
– На какие группы можно разделить эти согласные звуки? (Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
– Назовите всегда мягкие согласные звуки ([ч'], [щ']).
– Назовите всегда твёрдые согласные звуки( [ж], [ш],[ц]).
Послушайте грамматическую сказку про эти согласные звуки.
Жили на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные -Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь.
Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

 

“Лента букв”.

Определение темы и целей урока.

– Определите тему сегодняшнего урока.
– Откройте учебник на с.10 и прочитайте тему.

 

 

Работа по теме урока

1. Комментированное письмо.

А) Упр.11(с.10).
Выполнение с комментированием.

 

 

2. Словарная работа.

– Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое слово встретилось в тексте? (Товарищ).

  • Товарищ (в ж.р. товарка) — человек, связанный с другими лицами, принадлежностью к одному коллективу, организации, группе, среде и т. п.; человек, которого объединяют с кем-нибудь общие занятия, деятельность, взгляды, условия жизни и пр.; ровня в чём-либо.
  • Товарищ — форма обращения. Слово “товарищ” является уставным обращением в Российской Армии и КПРФ, а женская форма слова (товарка) никогда не применялась в качестве обращения – обращались так же, как к мужчине.
  • Товарищ (в гражданском праве) — участник коммерческого товарищества.

Любого ли товарища можно назвать другом?
Б) Упр.13 (с.10) Устное выполнение.
– Какие буквосочетание встретились? Как будете писать данные буквосочетания?

 

 

3. Игра “Кто больше?

В) Кто больше подберёт слов, в которых встречаются слоги или буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Игровые технологии.

 

4. Чтение правила.

– Прочитайте слова тётушки Совы на с. 11.
– С какими орфограммами познакомились?
– Как пишутся данные орфограммы?
– Приведите примеры слов, которые ещё не встречались сегодня на протяжении урока.

 

 

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните!

Какие слова с изученными сегодня буквосочетаниями встретились в физкультминутке? (Покружитесь).

Здоровьесберегающие технологии.

 

Закрепление изученного материала.

А) Игра “Орфографический мяч”.
(Учитель показывает форму единственного числа, дети множественного числа), орфограмму комментируют).
Лужа – ……., стриж – ……., мышь. – ……., крыша – ……, нож – ……, чаша – ………, стужа -……..
Б) Упр.14 (с11)
(Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено верно, то на полях ставят знак “+”).
В) Письмо под диктовку. (Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает у доски.)
Слова:
вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай.
Взаимопроверка. Ученик, работающий у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом)
– Правильно ли написал ваш сосед по парте? Оцените его работу.
“!” – молодец, ты всё написал правильно.
“+” – хорошо, но ещё немного ошибаешься.
“-” – тебе нужна помощь учителя.

Игровые технологии.

 

 

В) Работа с диском – приложение к учебнику “Русский язык”

Игровые технологии.

Мультимедийный проектор, диск.

Обобщение по теме урока.

Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
– Какое задание показалось самым интересным?